Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе




 

В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни; происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку существенно трансформируется [20, c.53].

 

Таблица 1

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе [23]

Традиционные брачно-семейные отношения Альтернативные формы брачно-семейных отношений
1. законные (юридически оформленные, фиксированные) 1.1 одиночество 1.2 незарегистрированное сожительство
2. обязательно с желанием и наличием детей 2.0. сознательно бездетный брак
3. стабильные 3.0. разводы, повторные брачно-семейные отношения
4. мужская идеология (установка на главенство мужчины) 4.0. открытый брак
5. сексуальная верность партнеров 5.1 внебрачный секс 5.2 свингерство 5.3 интимная дружба
6. гетеросексуальность 6.0. гомосексуальность
7. диадичность 7.0. групповой брак, жилые сообщества и коллективные семьи

 

Рассмотрим эти альтернативные формы подробнее [23].

Одиночество. Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т.е. существующие в моноварианте.

В настоящее время у молодых людей в целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет. По данным социологического исследования, проведенного "Социс" в ноябре 2010 г., показало, что примерно восемнадцати процентам всех неженатых лиц в РФ кажется привлекательным остаться "в принципе самостоятельными и независимыми".57% российских девушек считают, что замужество необходимо для женщины. Предположительно, главным образом скепсис порожден опытом молодых, вынесенным из родных семей, отношений к ним родителей и наблюдений за супружескими проблемами и конфликтами на протяжении всего детства.

Одинокие люди приняли решение жить в моноварианте по различным причинам, среди которых выделяют:

рост образования женщины;

преобладающее число женщин в брачном возрасте;

распространенная точка зрения, что легче прожить одному.

Исследователи установили, что женщины переносят одиночество значительно легче, чем мужчины: образовательный уровень, профессиональная карьера, психическое здоровье, домашний быт одиноких женщин выше (лучше), чем у одиноких мужчин. Следует добавить, что жизнь в моноварианте, установка на одиночество может быть и не пожизненной. Замечено, что у женщин она может измениться в 30-35 лет, у мужчин в 40-45 лет, когда предпринимаются лихорадочные попытки "добыть" партнера и обрести спутника/спутницу жизни.

Незарегистрированное сожительство. Эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием "гражданский брак". Доводы "за", которые обычно приводят сторонники незарегистрированного сожительства:

такая форма отношений представляет собой "тренинг" определенного типа ("пробный брак");

в случаях незарегистрированного сожительства происходит апробация сил и совместимости;

в таких вариантах сожительства более свободные отношения, отсутствует принуждение, исчезает "эффект собственника";

незарегистрированное сожительство обеспечивает больше духовности и удовлетворенности в отношениях.

Исследования показывают, что такого рода опыт совместной жизни на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает, т.е. можно и "тренироваться" и "совмещаться", но никакой гарантии на будущее нет. Если уж искать форму "тренинга" к браку, то следует обратиться к родительской семье. Именно в семье, где человек вырос, происходит подготовка человека к браку. Собственно же "тренировка" заключается в построении отношений с братьями и сестрами, - вот почему их наличие в семье и характер взаимоотношений с ними рассматривается как один из прогностических критериев успешности последующего брака. Именно с сестрой мальчик постигает мир женских историй, привычек, ему приходится прилаживаться к ее болтовне по телефону, нарядам и косметическим притязаниям, с ней он учится быть терпеливым, нежным, заботливым. То же самое с девочкой: ей становится доступным и понятным мир мужских запахов, увлечений, беспорядка, привычек, с ним ей приходится решать - наябедничать о нем родителям или пока подождать, она возмущается им и гордится, заботится о нем и уважает. Если отношения между сестрой и братом выстроились гармонично, они научились достигать взаимопонимания и сотрудничества, если соперничество не переросло во вражду, а сменилось уважением к возможностям и успехам другого, то шанс построить эффективные брачно-семейные отношения у каждого выше. Кстати, одна из причин возникновения "пробных браков" связана с малодетностью европейской семьи, в которой могут отсутствовать дети противоположного пола, или вообще с тем, что ребенок был единственным в семье.

Сознательно бездетный брак, когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей.10% женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России до 1% (по данным 2009 г.). Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же более характерна массовая абортизация. По данным О. Здравомысловой, лишь 24% россиянок и 1% шведок согласны с тем, что быть хорошей женой и матерью - главное предназначение женщины (2008 г.).

Потребность иметь детей - социально-психологическая, моральная по своей сути. Рождение ребенка - акт принятия родителями всей ответственности за его судьбу перед своей совестью и перед обществом. Добавим, что не всякая супружеская пара психологически готова к рождению и воспитанию детей.

Представим отличия женщин, не желающих иметь детей:

поздний возраст вступления в брак;

среди таких женщин выше процент разведенных, т.е. переживших неудачу в предыдущем браке;

высокий уровень образования;

чаще это старшие или единственные дети в семье;

более психически здоровы (неуравновешенная, тревожная женщина, имеющая ряд сложных непроработанных психологических проблем, пытается избавиться от них, "обзаводясь" ребенком);

более андрогенные женщины (андрогены - мужские половые гормоны);

часто имеющие хорошую, высокооплачиваемую и интересную работу.

Идеология бездетных семей базируется на такой аргументации:

дети мешают супружеским отношениям; -

дети мешают социальной активности.

Повторные браки. Достаточно распространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Как правило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае создания новой семьи возникает проблема отчимов. Другой тип семей, где отцы являются единственными родителями, становится все более распространенным.

Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности (подлинности, равнозначности) отношений, увеличение толерантности (терпимости к чужим мнениям, поведению) партнеров друг к другу.

Принципы открытого брака:

строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний;

относиться с уважением к личной жизни партнера;

открытость общения: свободно, открыто выражать чувства;

подвижность и гибкость ролевого общения;

открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;

равноправие: справедливое разделение ответственности и благ;

аутентичность: знать себе цену и не позволять принижать свое достоинство;

доверие: сочетание "статистического" доверия с "динамическим" доверием.

Этот брак является исторически новым феноменом, т.к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену.

Внебрачный секс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако первая предполагает некоторое участие в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конкубинатом. Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться может долго, вместе с тем, при ее наличии, очень высокий уровень близости и доверия в первичной паре.

Свингерство. Свингерством называют обмен брачными партнерами. В данном случае две супружеские пары образуют так называемую "шведскую" семью. Инициаторами таких отношений выступают обычно мужчины, отмечается высокая самооценка браков в паре.

Гомосексуальные пары. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола. Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности.

Групповой брак, жилые сообщества, коллективная семья. Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны. С точки зрения структуры отношений выделяют: жилые сообщества из нескольких малых семей, жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы [23].

В современной России простые или нуклеарные семьи - преобладающая форма среди всех семей. "Нуклеарная" - от слова "нуклеа" - ядро, т.е. главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей. Основная форма нуклеарной семьи - малодетная нуклеарная семья.

Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных (элементарная семья - семья из трех членов: муж, жена и ребенок).

Более привычный, обыденный термин "нормальная семья" - понятие очень условное. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, попадают в разряд аномальных. Идеальную семью можно рассматривать как нормативную модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях, нравственных ценностях, культуре общества, в том числе - в религиозной культуре.

В.Н. Дружинин полагает, что семья скрепляется отношениями "власти-подчинения", взаимоответственности и эмоционально-психологической близостью, которая связана с мотивом аффилиации (присоединения). При этом знак психической эмоциональной близости не обязательно положительный. Психологические модели элементарной семьи можно разделить по следующим основаниям: кто несет ответственность за семью и кто доминирует в семье [10, с.42].

Таким образом, в заключении второй главы работы приведем отличительные черты современных моделей семьи, которые обобщил социолог А.И. Антонов, выделяя ряд существенных перемен [24]:

.   Произошел перевес личных выгод индивида и экономической деятельности как таковой над ценностями родства, отделение родства от социально-экономической деятельности.

2. Современной модели семьи характерно разделение дома и работы. Произошло распространение потребительского типа семьи, где общесемейная деятельность дополняется потреблением товаров и услуг за счет зарплаты, добываемой за порогом дома. Но в силу разделения социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие в производительном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство - так называемая "двойная нагрузка" современной женщины. Переход от социального к семейно-бытовому самообслуживанию вызвал трансформацию мужских и женских ролей в семье.

.   Произошло размежевание дома и внесемейного мира, первичности семьи и обезличенности отношений во внешнем окружении.

.   Современной семье свойственна социальная и географическая мобильность, связанная с самостоятельным и независимым профессиональным и личностным самоопределением детей без наследования социального статуса и профессиональной специализации родителей.

.   Система "семьецентризма" с ориентацией на материальные блага, ценностями долга, семейной ответственности, рождения и воспитания детей, заботы о старости родителей, доминированием авторитета родителей и родственников уступает место системе "эгоцентризма" с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, усилением ощущения сильного "Я".

.   Происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся выше родовых-родственных.

.   Развод по инициативе мужа вытесняется разводом, вызванным межличностной несовместимостью супругов.

.   Происходит переход от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга.

.   На смену культуре бездетности с жестким табу на применение контрацепции приходит культура индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл, т.е. предупреждение и прерывание беременности.

.   Нормы, связанные с феноменом многодетности семьи, исторически изживают себя. Происходит спонтанное сокращение количества детей в семье, учащаются разводы, реже заключаются браки [24].


Заключение

 

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья - неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Социальные взаимоотношения между взрослыми мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или по принципу родственных связей. В нуклеарной семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений, а кровные родственные связи отходят на второй план. В противоположность этому, в расширенной семье, состоящей из нескольких поколений, - ядро семейных отношений образуют кровные родственники, а супружеские связи являются функционально второстепенными. Нуклеарная семья представляет собой наиболее предпочтительный тип семьи в современных индустриальных обществах. В течение жизни индивид, как правило, бывает членами двух нуклеарных семей: он принадлежит к нуклеарной семье, состоящей из его отца, матери, братьев и (или) сестер (семья ориентации), и, вступив в брак, как большинство граждан, является членом нуклеарной семьи, состоящей из самого индивида, его супруги (супруга) и их детей (семья воспроизведения).

Трансформация института семьи затронула все аспекты семейных отношений и семейного поведения, отразившись на репродуктивных, супружеских и родительских установках. Специалисты обращают внимание на то, что в условиях трансформации семейных отношений, дальнейшего разделения институтов брака и родительства возникают новые институты, социальные статусы и нормы поведения родителей. В ходе этих процессов наблюдаются явления такого характера, как: снижение рождаемости и повышение смертности, рост численности семей группы риска или неблагополучных семей, брошенных детей, насилия в семье, снижение уровня здоровья, грамотности, высокий уровень девиантности в подростковой и молодежной среде, рост разводов, неполных семей, институционализация феномена одиночества как стиля жизни. Перечисленные явления не имеют однозначной оценки в социологической литературе, и трактуются они, как правило, с позиций кризисной или эволюционной концепции функционирования семьи в российском обществе.

Современный человек отличается установкой на возможную временность брака. Роль данной установки в регуляции брачного поведения можно объяснить тем, что, наряду с потребностью в браке (брачном состоянии, статусе), существует потребность в брачном партнере. Последняя может доминировать над первой, что проявится в снижении ценности брака и повышении ценности партнерства. Успех преодоления семейных трудностей воспринимается как зависящий от индивидуальных свойств партнера. Повышаются требования к качествам супруга, но это может означать лишь перевес ориентации на брачного партнера над установками к продлению супружества. Если индивид испытывает неудовлетворенность супругом, то он скорее решится сменить партнера, нежели попытается наладить взаимоотношения с ним. Если же переживается неудовлетворенность потребности в браке, то развод не столь однозначен, а, напротив, члены семьи могут прибегнуть к действиям по укреплению брака.


Список литературы

 

1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. // Семейная психотерапия. - СПб., 2007.

2. Алексеев М.Ю., Крылов К.А. Особенности национального поведения. - М., 2004.

.   Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М., 2008.

.   Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 2006.

.   Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб., 1992.

.   Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи. Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов - на-Дону. Феникс, 2008.

.   Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века: уч. пособие. - СПб.: 1999. - 225с.

.   Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб., 1998.

.   Дармодехин П.Е., Елизаров В.И. Проблемы семьи и семейной политики // Социально - политический журнал. - 2004. - №9-10.

.   Доброхлеб В.Г. Изменение демографической структуры населения и социальные стереотипы // Народонаселение - 2007. - №1. - С.78-88.

.   Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержания работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина - М. Академия, 2003, - 224с.

.   Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 2009.

.   Ковалев А.Д. Эволюционная социология Г. Спенсера: опыт синтетического подхода // История теоретической социологии: социология XIX века: от появления новой науки до предвестников ее первого кризиса. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2010.

.   Лазарев А.М. Трансформация института современной семьи: проблемы семейной социализации // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - №6. - С.13-19.

.   Лисичкин Р.С. Семья - недоступная роскошь // Родина. - 2000. - №3. - С.42-46.

.   Лисовский В.Т. Молодёжь; брак, любовь, семья. / В.В. Лисовский - Спб.: 2003. - 357с.

.   Пуляев В.Н. Размышления о семье Российской // Социально - гуманитарные знания. - 2010. - №6. - С.34-37.

.   Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. / С.С. Фролов - М.: Наука, 1994 - 256 с.

.   Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. / М.: Наука, 1996. - 586 с.

.   Шмелёва Н. Б О проблемах современной семьи и реализации основных направлений семейной политики // Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - №2 С.53-59с

21. Гавров С. Историческое изменение институтов семьи и брака [Электронный ресурс] / С. Гавров - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/gavrov-2/index. htm <http://www.bibliotekar.ru/gavrov-2/index.htm>, свободный

.   Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи [Электронный ресурс] / Т.А. Гурко - Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/data/615/925/1219/014Gurko. pdf <http://ecsocman.edu.ru/data/615/925/1219/014Gurko.pdf>, свободный

.   Кузьмина О. Не стал отцом, так останься хотя бы мужчиной [Электронный ресурс] / О. Кузьмина - Режим доступа: <http://www.vmdaily.ru/article/87046.html>, свободный

.   Синельнико в А. Трансформация семейных отношений и ее значение для демографической политики в России [Электронный ресурс] / А. Синельников - Режим доступа: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html? idR=5&idArt=683#_edn3 <http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=683>, свободный


Приложение

Трансформация института семьи (Голод С. И.)

Древний Вавилон

Появляется первый письменный закон о браке.

Древний Египет

В Древнем Египте брак заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры.

Древний Рим

В соответствии с этими законами Ромула женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей - управлять женами как необходимым своим имуществом. Брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность.

Древняя Греция

Греческая демократия греков состояла не из личностей, а из семей, и была на самом деле представительской демократией, в которой отцы во всех демократических процедурах представляли свои семьи. Аристотель считал, что отец семейства осуществляет республиканское правление над женой и монархическое - над детьми.

Авторитарные общества (древнеегипетское, китайское или российское)

Структуры управления внизу опирались на глав крестьянских семейств, которые были ответственными налогоплательщиками и военнообязанными, а на вершине пирамиды располагалось правящее семейство. Особенностью было то, что миллионы подданных во многих отношениях включались в состав правящей семьи в качестве детей (или рабов, что юридически было тем же самым).

В любом из этих обществ иерархия личностей оказывалась двумерной - значение имело не только то, к какой семье принадлежит человек, но и то положение, которое он в семье имеет. Слуга знатной семьи мог жить во много раз лучше главы бедного крестьянского семейства, но был унижен в политических правах и достоинстве.

Средневековая Европа
Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...