Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни; происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку существенно трансформируется [20, c.53].
Таблица 1 Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе [23]
Рассмотрим эти альтернативные формы подробнее [23]. Одиночество. Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т.е. существующие в моноварианте. В настоящее время у молодых людей в целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет. По данным социологического исследования, проведенного "Социс" в ноябре 2010 г., показало, что примерно восемнадцати процентам всех неженатых лиц в РФ кажется привлекательным остаться "в принципе самостоятельными и независимыми".57% российских девушек считают, что замужество необходимо для женщины. Предположительно, главным образом скепсис порожден опытом молодых, вынесенным из родных семей, отношений к ним родителей и наблюдений за супружескими проблемами и конфликтами на протяжении всего детства.
Одинокие люди приняли решение жить в моноварианте по различным причинам, среди которых выделяют: рост образования женщины; преобладающее число женщин в брачном возрасте; распространенная точка зрения, что легче прожить одному. Исследователи установили, что женщины переносят одиночество значительно легче, чем мужчины: образовательный уровень, профессиональная карьера, психическое здоровье, домашний быт одиноких женщин выше (лучше), чем у одиноких мужчин. Следует добавить, что жизнь в моноварианте, установка на одиночество может быть и не пожизненной. Замечено, что у женщин она может измениться в 30-35 лет, у мужчин в 40-45 лет, когда предпринимаются лихорадочные попытки "добыть" партнера и обрести спутника/спутницу жизни. Незарегистрированное сожительство. Эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием "гражданский брак". Доводы "за", которые обычно приводят сторонники незарегистрированного сожительства: такая форма отношений представляет собой "тренинг" определенного типа ("пробный брак"); в случаях незарегистрированного сожительства происходит апробация сил и совместимости; в таких вариантах сожительства более свободные отношения, отсутствует принуждение, исчезает "эффект собственника"; незарегистрированное сожительство обеспечивает больше духовности и удовлетворенности в отношениях. Исследования показывают, что такого рода опыт совместной жизни на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает, т.е. можно и "тренироваться" и "совмещаться", но никакой гарантии на будущее нет. Если уж искать форму "тренинга" к браку, то следует обратиться к родительской семье. Именно в семье, где человек вырос, происходит подготовка человека к браку. Собственно же "тренировка" заключается в построении отношений с братьями и сестрами, - вот почему их наличие в семье и характер взаимоотношений с ними рассматривается как один из прогностических критериев успешности последующего брака. Именно с сестрой мальчик постигает мир женских историй, привычек, ему приходится прилаживаться к ее болтовне по телефону, нарядам и косметическим притязаниям, с ней он учится быть терпеливым, нежным, заботливым. То же самое с девочкой: ей становится доступным и понятным мир мужских запахов, увлечений, беспорядка, привычек, с ним ей приходится решать - наябедничать о нем родителям или пока подождать, она возмущается им и гордится, заботится о нем и уважает. Если отношения между сестрой и братом выстроились гармонично, они научились достигать взаимопонимания и сотрудничества, если соперничество не переросло во вражду, а сменилось уважением к возможностям и успехам другого, то шанс построить эффективные брачно-семейные отношения у каждого выше. Кстати, одна из причин возникновения "пробных браков" связана с малодетностью европейской семьи, в которой могут отсутствовать дети противоположного пола, или вообще с тем, что ребенок был единственным в семье.
Сознательно бездетный брак, когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей.10% женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России до 1% (по данным 2009 г.). Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же более характерна массовая абортизация. По данным О. Здравомысловой, лишь 24% россиянок и 1% шведок согласны с тем, что быть хорошей женой и матерью - главное предназначение женщины (2008 г.). Потребность иметь детей - социально-психологическая, моральная по своей сути. Рождение ребенка - акт принятия родителями всей ответственности за его судьбу перед своей совестью и перед обществом. Добавим, что не всякая супружеская пара психологически готова к рождению и воспитанию детей.
Представим отличия женщин, не желающих иметь детей: поздний возраст вступления в брак; среди таких женщин выше процент разведенных, т.е. переживших неудачу в предыдущем браке; высокий уровень образования; чаще это старшие или единственные дети в семье; более психически здоровы (неуравновешенная, тревожная женщина, имеющая ряд сложных непроработанных психологических проблем, пытается избавиться от них, "обзаводясь" ребенком); более андрогенные женщины (андрогены - мужские половые гормоны); часто имеющие хорошую, высокооплачиваемую и интересную работу. Идеология бездетных семей базируется на такой аргументации: дети мешают супружеским отношениям; - дети мешают социальной активности. Повторные браки. Достаточно распространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Как правило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае создания новой семьи возникает проблема отчимов. Другой тип семей, где отцы являются единственными родителями, становится все более распространенным. Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности (подлинности, равнозначности) отношений, увеличение толерантности (терпимости к чужим мнениям, поведению) партнеров друг к другу. Принципы открытого брака: строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний; относиться с уважением к личной жизни партнера; открытость общения: свободно, открыто выражать чувства; подвижность и гибкость ролевого общения; открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей; равноправие: справедливое разделение ответственности и благ; аутентичность: знать себе цену и не позволять принижать свое достоинство; доверие: сочетание "статистического" доверия с "динамическим" доверием.
Этот брак является исторически новым феноменом, т.к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену. Внебрачный секс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако первая предполагает некоторое участие в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конкубинатом. Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться может долго, вместе с тем, при ее наличии, очень высокий уровень близости и доверия в первичной паре. Свингерство. Свингерством называют обмен брачными партнерами. В данном случае две супружеские пары образуют так называемую "шведскую" семью. Инициаторами таких отношений выступают обычно мужчины, отмечается высокая самооценка браков в паре. Гомосексуальные пары. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола. Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности. Групповой брак, жилые сообщества, коллективная семья. Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны. С точки зрения структуры отношений выделяют: жилые сообщества из нескольких малых семей, жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы [23]. В современной России простые или нуклеарные семьи - преобладающая форма среди всех семей. "Нуклеарная" - от слова "нуклеа" - ядро, т.е. главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей. Основная форма нуклеарной семьи - малодетная нуклеарная семья. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных (элементарная семья - семья из трех членов: муж, жена и ребенок). Более привычный, обыденный термин "нормальная семья" - понятие очень условное. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, попадают в разряд аномальных. Идеальную семью можно рассматривать как нормативную модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях, нравственных ценностях, культуре общества, в том числе - в религиозной культуре.
В.Н. Дружинин полагает, что семья скрепляется отношениями "власти-подчинения", взаимоответственности и эмоционально-психологической близостью, которая связана с мотивом аффилиации (присоединения). При этом знак психической эмоциональной близости не обязательно положительный. Психологические модели элементарной семьи можно разделить по следующим основаниям: кто несет ответственность за семью и кто доминирует в семье [10, с.42]. Таким образом, в заключении второй главы работы приведем отличительные черты современных моделей семьи, которые обобщил социолог А.И. Антонов, выделяя ряд существенных перемен [24]: . Произошел перевес личных выгод индивида и экономической деятельности как таковой над ценностями родства, отделение родства от социально-экономической деятельности. 2. Современной модели семьи характерно разделение дома и работы. Произошло распространение потребительского типа семьи, где общесемейная деятельность дополняется потреблением товаров и услуг за счет зарплаты, добываемой за порогом дома. Но в силу разделения социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие в производительном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство - так называемая "двойная нагрузка" современной женщины. Переход от социального к семейно-бытовому самообслуживанию вызвал трансформацию мужских и женских ролей в семье. . Произошло размежевание дома и внесемейного мира, первичности семьи и обезличенности отношений во внешнем окружении. . Современной семье свойственна социальная и географическая мобильность, связанная с самостоятельным и независимым профессиональным и личностным самоопределением детей без наследования социального статуса и профессиональной специализации родителей. . Система "семьецентризма" с ориентацией на материальные блага, ценностями долга, семейной ответственности, рождения и воспитания детей, заботы о старости родителей, доминированием авторитета родителей и родственников уступает место системе "эгоцентризма" с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, усилением ощущения сильного "Я". . Происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся выше родовых-родственных. . Развод по инициативе мужа вытесняется разводом, вызванным межличностной несовместимостью супругов. . Происходит переход от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга. . На смену культуре бездетности с жестким табу на применение контрацепции приходит культура индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл, т.е. предупреждение и прерывание беременности. . Нормы, связанные с феноменом многодетности семьи, исторически изживают себя. Происходит спонтанное сокращение количества детей в семье, учащаются разводы, реже заключаются браки [24]. Заключение
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья - неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Социальные взаимоотношения между взрослыми мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или по принципу родственных связей. В нуклеарной семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений, а кровные родственные связи отходят на второй план. В противоположность этому, в расширенной семье, состоящей из нескольких поколений, - ядро семейных отношений образуют кровные родственники, а супружеские связи являются функционально второстепенными. Нуклеарная семья представляет собой наиболее предпочтительный тип семьи в современных индустриальных обществах. В течение жизни индивид, как правило, бывает членами двух нуклеарных семей: он принадлежит к нуклеарной семье, состоящей из его отца, матери, братьев и (или) сестер (семья ориентации), и, вступив в брак, как большинство граждан, является членом нуклеарной семьи, состоящей из самого индивида, его супруги (супруга) и их детей (семья воспроизведения). Трансформация института семьи затронула все аспекты семейных отношений и семейного поведения, отразившись на репродуктивных, супружеских и родительских установках. Специалисты обращают внимание на то, что в условиях трансформации семейных отношений, дальнейшего разделения институтов брака и родительства возникают новые институты, социальные статусы и нормы поведения родителей. В ходе этих процессов наблюдаются явления такого характера, как: снижение рождаемости и повышение смертности, рост численности семей группы риска или неблагополучных семей, брошенных детей, насилия в семье, снижение уровня здоровья, грамотности, высокий уровень девиантности в подростковой и молодежной среде, рост разводов, неполных семей, институционализация феномена одиночества как стиля жизни. Перечисленные явления не имеют однозначной оценки в социологической литературе, и трактуются они, как правило, с позиций кризисной или эволюционной концепции функционирования семьи в российском обществе. Современный человек отличается установкой на возможную временность брака. Роль данной установки в регуляции брачного поведения можно объяснить тем, что, наряду с потребностью в браке (брачном состоянии, статусе), существует потребность в брачном партнере. Последняя может доминировать над первой, что проявится в снижении ценности брака и повышении ценности партнерства. Успех преодоления семейных трудностей воспринимается как зависящий от индивидуальных свойств партнера. Повышаются требования к качествам супруга, но это может означать лишь перевес ориентации на брачного партнера над установками к продлению супружества. Если индивид испытывает неудовлетворенность супругом, то он скорее решится сменить партнера, нежели попытается наладить взаимоотношения с ним. Если же переживается неудовлетворенность потребности в браке, то развод не столь однозначен, а, напротив, члены семьи могут прибегнуть к действиям по укреплению брака. Список литературы
1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. // Семейная психотерапия. - СПб., 2007. 2. Алексеев М.Ю., Крылов К.А. Особенности национального поведения. - М., 2004. . Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М., 2008. . Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 2006. . Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб., 1992. . Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи. Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов - на-Дону. Феникс, 2008. . Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века: уч. пособие. - СПб.: 1999. - 225с. . Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб., 1998. . Дармодехин П.Е., Елизаров В.И. Проблемы семьи и семейной политики // Социально - политический журнал. - 2004. - №9-10. . Доброхлеб В.Г. Изменение демографической структуры населения и социальные стереотипы // Народонаселение - 2007. - №1. - С.78-88. . Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержания работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина - М. Академия, 2003, - 224с. . Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 2009. . Ковалев А.Д. Эволюционная социология Г. Спенсера: опыт синтетического подхода // История теоретической социологии: социология XIX века: от появления новой науки до предвестников ее первого кризиса. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2010. . Лазарев А.М. Трансформация института современной семьи: проблемы семейной социализации // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - №6. - С.13-19. . Лисичкин Р.С. Семья - недоступная роскошь // Родина. - 2000. - №3. - С.42-46. . Лисовский В.Т. Молодёжь; брак, любовь, семья. / В.В. Лисовский - Спб.: 2003. - 357с. . Пуляев В.Н. Размышления о семье Российской // Социально - гуманитарные знания. - 2010. - №6. - С.34-37. . Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. / С.С. Фролов - М.: Наука, 1994 - 256 с. . Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. / М.: Наука, 1996. - 586 с. . Шмелёва Н. Б О проблемах современной семьи и реализации основных направлений семейной политики // Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - №2 С.53-59с 21. Гавров С. Историческое изменение институтов семьи и брака [Электронный ресурс] / С. Гавров - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/gavrov-2/index. htm <http://www.bibliotekar.ru/gavrov-2/index.htm>, свободный . Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи [Электронный ресурс] / Т.А. Гурко - Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/data/615/925/1219/014Gurko. pdf <http://ecsocman.edu.ru/data/615/925/1219/014Gurko.pdf>, свободный . Кузьмина О. Не стал отцом, так останься хотя бы мужчиной [Электронный ресурс] / О. Кузьмина - Режим доступа: <http://www.vmdaily.ru/article/87046.html>, свободный . Синельнико в А. Трансформация семейных отношений и ее значение для демографической политики в России [Электронный ресурс] / А. Синельников - Режим доступа: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html? idR=5&idArt=683#_edn3 <http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=683>, свободный Приложение Трансформация института семьи (Голод С. И.)
|
|
|