Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста




Оглавление

 

Введение

§1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

§2. Понятие педагогической феноменологии

§3. Диагностика состояния проблемы на практике

§4. Учет феноменологии личности в воспитании подростков

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Подростковый возраст поразителен по своей сути. Он является как первым этапом взросления, так и последним детства. Таким образом, подростка можно охарактеризовать довольно абстрактным выражением "ещё не взрослый, но уже не ребенок". Подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет) становиться наиболее значимым в жизни ребенка. В подростковом возрасте ребенок получает огромный жизненный опыт. Здесь и первая любовь; и появление референтной группы, которой ребенок теперь верит больше чем взрослым; также происходит столкновение поколений и т.д.

Подросток переживает тяжелейший возрастной кризис, который порой может перерасти в депрессию и более тяжкие патологии. Сущность кризиса в отрочестве - это поиск своего "Я", кризис собственной идентификации. Ребенок ощущает себя одиноким и покинутым, родной дом, единственная защита, может стать самым ненавистным местом на Земле. Дети стремятся заполнить эту невероятною и невыносимую пустоту, которая преследует по всюду. Подросток стремиться в к возвышенному, но в тоже время хочет жить в настоящем. Ему скучно в кругу семья и спокойно в большой группе сверстников, если там не обижают, конечно.

Родители порой не способны понять и принять изменений в ребенке, но ещё тяжелее родителю признать два важных факта:

1.     ребенок больше не "принадлежит" им, он теперь всеми силами стремиться наработать свой жизненный опыт.

2. все проблемы ребенка от родителей. То есть, ребенок хоть и пытается вырваться из под влияния родителей, он всё ещё нуждается в их поддержке, но порой наталкивается на грубость и холодность.

 Причина этому очень проста: когда у ребенка начинается "трудный" переходный возраст, у его родителей тоже начинается свой переломный момент, он же кризис середины жизни. Предпосылки "трудного" характера задаются страхами, комплексами, тяжелыми воспоминаниями родителей. Несчастные дети, это дети "трудных" родителей, и зачастую помощь нужна не только "потерявшемуся" в жизни подростку, но и его ничего не видящим родителей.

Подросток большую часть времени проводит в социуме. Это происходит по разным причинам, таким как: желание расширить круг своих знакомых, поиск новых отношений, попытка скрыться от проблем в семье, а так же желание заглушить своё одиночество.

Мы уже говорили выше о том, что именно в подростковом возрасте происходит глобальная, если можно так выразится, наработка жизненного опыта. Он стремиться к своему надуманному и прекрасному образу мира и себя, но неизбежно сталкивается с реальностью, что вызывает у него неприязнь и желание не видеть окружающую действительность. Он не любит себя, так как считает свое тело уродливым, не понимая, что многие внешние изъяны - всего-навсего возрастные особенности формирования организма. Стремясь убежать от обыденного мира, собственного одиночества, подросток обращается к телевиденью и Интернету. Что может в этом быть плохого? А то что находясь постоянно в виртуальном мире, подросток не получает тот жизненный опыт, который должен получить. Вместо того чтобы пообщаться с друзьями он ночи напролет проводит за экраном компьютера и копается в Интернете, вот только абсолютно не проводя никакого отбора информации. К чему это приведет? К тому, что ребенок начнет усваивать наиболее распространенные и удобные для него формы поведения. Здесь две стороны хорошая и плохая.

Хорошая: подросток развивается и усваивает новую информацию, которую потом может использовать в жизни, заводит новые знакомства.

Плохая: подросток усваивает агрессивные формы поведения (сильный и вооруженный герой убил всех своих врагов и получил за это в награду красивую женщину), виртуальное общение становиться более привлекательным, так как подросток способен выдать себя за кого угодно и не боятся, что он будет разоблачен и т.д.

Тема нашей работы актуальна по нескольким причинам:

1.     понятие феноменология позволяет всецело охарактеризовать процесс социального развития, что очень важно в воспитательной и психолого-педагогической работе с детьми;

2. современный подросток нуждается в постоянной поддержке, так как условия жизни в обществе ухудшились, а, значит у него больший риск стать жертвой социализации.

Зачастую подростку не могут оказать необходимую помощь, потому что в обществе существует стереотип, будто подростковый возраст это "трудный" или "буйный" этап жизни человека, последствия этого убеждения порой имеют губительный характер для ребенка, а именно часто встречающееся убеждение "гормоны перестанут в голову бить и успокоится". В данной работе мы попробуем доказать то, что проблемы подросткового возраста не связаны с перестройкой организма.

Исходя из причин актуальности работы, мы выделили основную цель нашей работы:

·        Формирование общей осведомленности о подростковом возрасте и понятии феноменология личности. Исследование формирования возможных типов личности у подростка.

Для реализации данной цели необходимо вычертить круг конкретных задач:)    Провести теоретический анализ подросткового возраста)    Дать определение понятию "феноменологии личности" и охарактеризовать три типа личности по Б.Т. Лихачеву) Провести исследование детей подросткового возраста.

 


Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

 

Подростковый возраст от11 (12) до 15(16) лет. По многим причинам его ещё называют трудным и переломным, что не всегда корректно. Одна из причин - подростковая агрессия. Одной из причин агрессии - это борьба подростка за независимость. Он не ребенок, но и не взрослый. Он стремиться расти и развиваться, но в силу многих причин не может этого.

Во время подросткового возраста проходит один из тяжелейших кризисов в развитии, от того как ребенок проживет его зависит будущая жизнь и развитие. И это тоже усугубляет переживания. Ребенок и так испытывает дискомфорт от гормональных перестроек в организме, его нервная система становится легковозбудимой, ребенок оценивает ситуацию исходя из своих эмоций и чувств, не особо доверяя здравому рассудку. Влияние эмоций на подростков велико. Его переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений из жизни делается длительнее и устойчивее, многие явления социальной действительности небезразличны подростку и порождают у него различные эмоции.

Центральным образованием в сфере чувств подростка становится чувство взрослости. Выражается оно в стремлении к самостоятельности, желании показать свою "взрослость", добиваться уважения со стороны старших своих успехов. В "Психологии подростка" под. ред. А.А. Реана приведены следующие признаки проявления "чувства взрослости":

1.  Подражание внешним признакам взрослости: курение, игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения. Приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие пути достижения взрослости и самые опасные.

2. Равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины". Это сила, смелость, мужество, выносливость, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время хотят обладать такими качествами, которые всегда считались мужскими.

.   Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого.

.   Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков - результата самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование. [2, с 43]

Говоря о подростковом возрасте, необходимо также упомянуть и о главной потребности подростка - потребности в общении. Потребность в общении со сверстниками появляется ещё в детстве и с возрастом усиливается. Поведение же подростков по сути является коллективно-групповым.

Во-первых, общение со сверстниками - это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по разным причинам они не узнают от взрослых.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы и общественные.

В-третьих, общение подростков - это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство благополучия и устойчивости ("Психология подростка" под ред. А.А. Реана).

Обособление и аффиляция.

Психология общения подростков строится на двух противостоящих потребностях:

·        Обособление (приватизация) - то есть, потребность в социальной и территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Проявляется в желании побыть в одиночестве, поговорить с самим собой.

·   Аффиляция - потребность человека в установлении и уточнении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально-положительного общения с ними. Напряженная потребность в общении и аффиляции у многих ребят превращается в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа прожить вне своей компании. Особенно сильна эта потребность у мальчиков. (Реан А.А. "Психология подростка")

 

 

Экстенсивное общение характерно для мальчиков, а интенсивное для девочек. Мальчики собираются большими группами, а девочки по двое по трое. Характер эмоциональной связи между членами группы, тоже различается.

 

экстенсивный интенсивный
Мальчики сначала вступают в контакт друг с другом, затем, в ходе взаимодействия формируется положительная установка и духовная тяга друг к другу. Вступают в контакт с теми, кто им нравится, совместная деятельность имеет второстепенное значение.
Более активное общение, но эмоциональная связь слабая. Более пассивное общение, но более дружественное и избирательное.
Имеют более строгий и устойчивый иерархический порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых, но нередко ведут себя антисоциально. Диады девочек более закрыты для посторонних. Зато более тесно связаны с родительской семьей.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...