Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Стр 1 из 21Следующая ⇒ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
физиология крови Учебное пособие для студентов
Уфа
УДК ….. ББК …… М ………
Рецензенты: 1. Зав. кафедрой нормальной физиологии ГБОУ ВПО Южно-Уральского государственного медицинского университета МЗ РФ, академик РАН, профессор Захаров Ю. М. 2. Зав. кафедрой нормальной физиологии ГБОУ ВПО Оренбургской государственной медицинской академии МЗ РФ, профессор, д. м. н. Мирошниченко И. В.
Физиология крови: учебное пособие для студентов / сост.: А. Ф. Каюмова, О. В. Самоходова, Г. Е. Инсарова, И. Р. Габдулхакова. – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2015. – 64 с.
Учебное пособие составлено на основании рабочей программы (2015 г. ), действующего учебного плана (2014 г. ) и в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности 31. 05. 01. – Лечебное дело. Учебное пособие является дополнением к основному учебнику. В издании излагаются теоретические вопросы физиологии системы крови, гемостаза, методы исследования форменных элементов крови, групп крови, резус-фактора и системы свертывания. Даны вопросы к собеседованию, примеры тестовых заданий и ситуационных задач, перечень основной и дополнительной литературы, вопросы к итоговому занятию, эталоны ответов к тестовым заданиям и ситуационным задачам, а также расшифровка электронных показателей общего анализа крови. Пособие предназначено для аудиторной работы обучающихся по специальности 31. 05. 01. – Лечебное дело дисциплины «Нормальная физиология».
Рекомендовано в печать Координационным научно-методическим советом и утверждено решением Редакционно-издательского совета ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России.
УДК ….. ББК ……
© А. Ф. Каюмова, О. В. Самоходова, Г. Е. Инсарова, И. Р. Габдулхакова 2015 © ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение……………………………………………………….. ……... 4
II. Физиологические основы кроветворения….. ……………….. …….... 6
III. Кровь как внутренняя среда организма. Физиология эритроцитов
и лейкоцитов………………………………………………….. …. ……9
IV. Гемоглобин. СОЭ. Гемолиз……….. ……………………………. …... 26
V. Физиология тромбоцитов. Гемостаз. Группы крови. Резус-фактор…………………………………………………………………34
VI. Примеры тестовых заданий ……………………………. …………... 46
VII. Примеры ситуационных задач…..... илогия системы кровиЦИОННОГО ГЕМОСТАЗА НАЗЫВАЕТСЯ 1АВЛЯЕТ реципиента и возможности переливания крови. хлорида нат……………………. ……………50
VIII. Эталоны ответов к тестовым заданиям и ситуационным задачам................................................................................................. 56
IX. Приложение 1. Вопросы для самоподготовки к итоговому занятию….. …...... 61 2. Электронные показатели общего анализа крови…….. …….... …62
X. Рекомендуемая литература………….. …………. …….. …….... …... 63
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим компонентом внутренней среды организма является кровь. Кровь - жидкая ткань организма, выполняющая жизненно-важные функции. Советский исследователь-клиницист Г. Ф. Ланг в 1939 году выдвинул понятие «система крови».
Система крови – это совокупность органов кроветворения, периферической крови и органов кроверазрушения. Проблемы физиологии клеток крови, кроветворения и гемостаза относятся к числу интенсивно изучаемых в физиологии и других областях медицины. В последние годы сложились новые взгляды на регуляцию гемопоэза, позволившие сформулировать принципиально новые положения о функциях клеток-предшественниц различных линий гемопоэза, о регулирующих их рост молекулах, о роли стромы костного мозга в этом процессе. Кровь - одна из интегрирующих систем организма. Различные отклонения в состоянии организма и отдельных органов приводят к изменениям в системе крови и наоборот. Именно поэтому при оценке состояния здоровья или нездоровья человека тщательно исследуют параметры, характеризующие кровь (гематологические показатели). Изучение данного раздела направлено на формирование у обучающихся следующих профессиональных компетенций: 1. Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. (ОК-1). 2. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5). 3. Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1). 4. Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-5). 5. Готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7). 6. Способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9). 7. Способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1).
8. Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5). 9. Способность к участию в проведении научных исследований (ПК-21). Знания по разделу физиологии системы крови необходимы врачам любого профиля, так как интерпретировать показатели крови должен уметь каждый врач независимо от его специальности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|