Сущность понятия готовности детей к школе
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Формирование готовности детей к школе как педагогическая проблема Сущность понятия готовности детей к школе 1.2 Ребенок в системе «детский сад - школа» 1.3 Педагогические условия подготовки детей к школе Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста Заключение Список литературы
ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Проблема готовности ребенка к школе активно изучается в отечественной педагогике и психологии. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подготовка ребенка к школе постоянно совершенствуется. Вместе с тем многие ученые указывают на трудности, переживаемые детьми на начальном этапе обучения в школе. В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению этой проблемы. Сегодня существуют четкие научные представления о готовности к школе как сложном, многогранном и многоуровневом новообразовании, в структуру которого входит, в частности, психологическая готовность, включающая личностную, мотивационную, социально-психологическую, коммуникативную и интеллектуальную. [12] Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. [4] Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка и даже всей семьи: она подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, т.к. школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. [8]
Цель работы: изучить готовность детей к обучению в школе как педагогическую проблему. Задачи работы: 1.Рассмотреть сущность понятия готовности детей к школе. Выявить место ребенка в системе «детский сад - школа». Изучить педагогические условия подготовки детей к школе. Экспериментально исследовать педагогические условия готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста. Объект работы: дети старшего дошкольного возраста. Предмет работы: педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Гипотеза исследования. Мы предположили, что процесс формирования подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе будет эффективным, если: педагог будет соблюдать правила гуманистической педагогики; будет разработан комплекс игр и упражнений, направленных на социально-психологическое развитие дошкольников; в работе с детьми используется индивидуальный и дифференцированный подход. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, синтез, обобщение, абстрагирование. Методики исследования: методика Г. Айзенка, методика Дж. Гилфорда. Теоретической базой исследования послужили работы таких исследователей как,Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Т.И. Тарунтаева, Л.И. Журова, Ф.А. Сохин, Л.А. Венгер, А.Н. Давидчук, К.Н. Поливанова, И.В. Дубровина, Я.А. Коломинский, Е.А. Панько, Р.П. Ефимкина, Р. С. Немов, В.С. Мухина, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, H. Eyenck, D. Cookson, K. Stoney и др. Экспериментальная база исследования. Данное исследование проводилось в ДОУ №2436 г. Москвы. Выборка исследования составила 18 дошкольников подготовительной группы в возрасте от 5 лет 10 месяцев до 7 лет 2 месяцев.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Сущность понятия готовности детей к школе
Начало обучения в школе - сложный и ответственный момент в жизни ребенка. Во многом именно он определяет характер учебной деятельности на протяжении всего обучения. Успешность первых шагов побуждает ребенка к достижению новых успехов в учебе, а неуспех может надолго «отбить» желание учиться и пробудить отрицательное отношение к школе и к учению вообще. Поэтому так важен компетентный психологический подход в период подготовки детей к поступлению в школу. Отличительной чертой подхода отечественных психологов к проблеме изучения готовности к обучению является тезис о том, что к моменту поступления в школу у ребенка оказываются сформированными не сами «школьные» качества, а только предпосылки к дальнейшему их усвоению. При этом основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне, то есть наиболее важным признается мотивационная готовность. На ее основе происходят серьезные изменения в отношении ребенка к себе. Младший школьник относится к себе иначе, чем дошкольник. И дело не только в том, что у него изменилась социальная позиция, появились новые обязанности, новые вещи и новые занятия, новые знакомства и новые взаимоотношения. Есть и более глубокие изменения, которые произошли не вовне, а в нем самом, произошло осознание ранее не осознававшегося. Это отражается и в такой области проявления самосознания, как самооценка и ранний «образ Я» (Е.З. Басина). [14] При этом классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по своей сути - деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького ученика - начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и заканчивая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без определенной базы. В связи с этим в работе Е.В. Панцирной для характеристики социальной деятельности ребенка вводится понятие «реальное ролевое поведение», которое подразумевает умение ребенка действовать в соответствии с социальной ролью, с ролью ученика в ситуации взаимодействия со сверстником. [5]
Существуют ряд особенностей сферы самосознания, мотивационной, аффективной и социальной сторон личностной готовности ребенка к школе в 5, 6 и 7 лет. В 5 лет формирование внутренней позиции школьника тесно связано с развитием реального ролевого поведения, т. е. с возможностью удерживать социальную задачу в условиях взаимодействия со сверстником. Самосознание в 5 лет не адресовано школе и образу жизни, с ней связанному (разные компоненты «образа Я» обнаруживают связи между собой, но не с мотивами, эмоциональным отношением к школе, ролевым поведением или внутренней позицией школьника). Данные о содержании мотивационной и эмоциональной сфер не обнаружили значимых связей ни с одним из компонентов личностной готовности. [10] В 6 лет внутренняя позиция школьника, мотивы учения и доминирование в аффективно-мотивационной сфере познавательного или игрового мотива составляют единый мотивационный блок, который связан с аффективной составляющей раннего «образа Я» - самооценкой, а через самооценку и с когнитивной составляющей «образа Я» - Я-концепцией. Большинство личностных сторон из разобщенных, обособленных компонентов выстраиваются в единую структуру. Уровень общего эмоционального отношения к школе остается несвязанным с остальными сторонами личностной готовности к школе.
В 7 лет продолжается интеграция разных сфер личности. Внутренняя позиция школьника сохраняет связь с мотивационной сферой. Появляется отрицательная корреляционная связь между интеллектуальным компонентом «образа Я» и уровнем развития реального ролевого поведения: чем лучше развито у ребенка содержательное представления о себе, тем больше вероятность того, что ребенок будет хуже реализовывать ролевое поведение. Также обнаруживается отрицательная связь между уровнем сформированности внутренней позиции школьника и общим эмоциональным отношением к школе. [6] Проблема формирования готовности к школьному обучению детей, сегодня исключительно актуализировалась в связи с комплексом проблем, характерных для современной России: ростом негативных социальных, личностных и эмоционально проявлений у детей дошкольного возраста, на которые указывают многочисленные авторы (М.М. Безруких, А.И. Захаров, М.В. Корепанова, Ю.М. Миланич и др.); разным уровнем подготовленности детей к школе; низким уровнем адаптации к обучению в начальной школе большого числа детей, не получивших дошкольного образования. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учебе достаточно хороших результатов, но дается ему это более дорогой ценой, ценой чрезмерных усилий и дополнительных занятий, что нередко приводит к ухудшению здоровья ребенка, психоневрологическим расстройствам. [8] Готовность к школе является, с одной стороны, одним из основополагающих понятий для понимания процесса освоения статуса ученика, с другой - важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольников. Содержание понятия «готовность» определяется всей системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. Эти требования включают ответственное отношение к школе и учёбе, произвольное управление своим поведением, установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью, наличие эмоциональной устойчивости, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний. Проблема психологической готовности детей к успешному учению в школе изучалась в отечественной и зарубежной науке (Л.В. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, H. Eyenck, D. Cookson, K. Stoney и др.). Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить два основных подхода к проблеме. Сторонники педагогического подхода рассматривают формирование знаний, умений и навыков у детей до поступления в школу (Т.И. Тарунтаева, Л.И. Журова, Ф.А. Сохин и др.), развитие элементов учебной деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста (Л.А. Венгер, А.Н. Давидчук, К.Н. Поливанова и др.), воспитание различных качеств у дошкольников в семье (H. Eyenck, D. Cookson, K. Stoney и др.). Эти исследования направлены на подготовку к успешному обучению в школе дошкольников в семье и детском саду. [11]
Представители второго подхода - психологического - рассматривают содержание готовности детей к школьному обучению, выделяя различные аспекты, сферы готовности к школе (И.В. Дубровина, Я.А. Коломинский, Е.А. Панько и др.), новообразования в развитии ребенка (Л.И. Божович, Р.П. Ефимкина, Р.С. Немов и др.), предпосылки готовности к школьному обучению (В.С. Мухина и др.), связь психологической готовности к школе с обучаемостью (М.М. Безруких, С.П. Ефимова и др.), анализируют единое психологическое новообразование возраста (Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова и др.). [3] Учеными много сделано в плане разработки программ подготовки детей к обучению, в области диагностики школьной зрелости, в области изучения сути и специфики феномена готовности к школе. Однако проблема психологической готовности детей к школьному обучению долгое время оставалась за рамками научных исследований, и требует дальнейшего изучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|