Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №2436 г. Москвы в подготовительной к школе группе. В группе 18 человек (12 девочек и 6 мальчиков). Опишем систему подготовки детей к школьному обучению в детском саду на базе ДОУ №2436 г. Москвы. Цель исследования - определить, какое место занимает в воспитательной работе подготовительной группы ДОУ подготовка детей к обучению в школе. Цель исследования определила необходимость решения следующих задач опытно-экспериментальной работы: определить исходный уровень готовности старших дошкольников к обучению в школе (констатирующий этап эксперимента); реализовать в воспитательном процессе систему предшкольной подготовки «Хочу всё знать» (обучающий этап эксперимента); проанализировать эффективность предлагаемой системы и выявить степень продвижения старших дошкольников по степени готовности к школьному обучению (контрольный этап эксперимента). На констатирующем этапе нас интересовал уровень подготовки детей 6-7 лет к школе. В соответствии с этим нами отбирались известные в литературе методики, отражающие принцип дифференциации умственного развития детей и выявляющие не конкретные знания, а уровень умственных способностей, определяемый применением ряда мыслительных операций: например, для диагностики уровня конвергентного продуктивного мышления у детей в качестве исходного материала использовались переработанные методики Г. Айзенка, а для диагностики дивергентного мышления - методики Дж. Гилфорда. Тест №1. Определение уровня умственной работоспособности. Его содержание: за определенное время дети должны найти и отметить в последовательности повторяющиеся геометрические фигуры - те, которые совершенно идентичны предлагающимся образцам.
При измерении умственной работоспособности подсчитывается количество фигурок, которые следовало, согласно заданию, зачеркнуть и не зачеркнуть. За каждую правильную операцию начисляется 1 балл. Одновременно подсчитывается и количество допущенных ошибок, то есть неправильно зачеркнутые фигурки и неправильно незачеркнутые. Чем больше правильных операций, чем меньше допущенных ошибок, тем выше уровень умственных способностей ребёнка и внимательности. Особые случаи представляют ситуации, когда ребёнок зачеркивает подряд все кружки без разбора или же зачеркивает кружки «вразнобой», то есть не по строчкам, а в случайных местах. Такая работа не засчитывается, и детям, кто выполнил задание указанным способом, предоставляется возможность выполнить тест ещё раз. При обработке результатов теста учитываются все кружки вплоть до перечеркнутого. Перечеркнутыми считаются кружки, которые имеют черточку внутри кружка или на линии окружности. По результатам этого теста 8 человек показали высокий уровень, 5 человек - средний, 5 человек - низкий. Тест №2. Определение уровня развития зрительной опосредованной памяти. Его содержание: дети в течение 5 минут должны изучить различные изображения, расположенные парами в определенном порядке, запомнить их и постараться воспроизвести. При обработке тестового рисунка за каждый правильно воспроизведенный знак соответствующей фигурки засчитывается 1 балл. Максимальный результат, которого дети могут достичь при выполнении теста, равен 20 баллам. При оценке ответов во внимание берётся только правильное решение; аккуратность воспроизведения знака (ровность линий и т.д.) не учитывается. По результатам этого теста 9 человек показали высокий уровень, 7 человек - средний, 2 человека - низкий.
Тест №3. Определение уровня сформированности наглядно-образного мышления. Его содержание: дети за определенное время должны упорядочить предложенные им в неправильном порядке серии картинок. Задание состоит из одной демонстрационной и пяти контрольных серий. Протоколируя результаты, педагог на бланке записывает последовательность букв, которыми закодирована каждая картинка, в том порядке, в каком картинки в каждой серии разложены детьми. Эта последовательность букв составляет как правильный шифр серии (например, «носки», «рыбаки» и т.д.), так и неправильный (при неудачном раскладывании). Оценивая тест, педагог руководствуется правилом: «За каждую картинку, которая расположена правильно, начисляется 1 балл, но при условии, что, по крайней мере, две картинки подряд расположены правильно. Таким образом, если ребёнок правильно выложил картинки, он получает следующее количество баллов: в первой серии - «семья» - 4 балла; во второй серии - «езда» - 4 балла; в третьей серии - «носки» - 5 баллов; в четвертой серии - «рыбалка» - 6 баллов; в пятой серии - «саночки» - 7 баллов. Максимальное количество баллов за правильное выполнение всех серий задания составляет 26. По результатам этого теста 9 человек показали высокий уровень, 5 человек - средний, 4 человека - низкий. Результаты диагностики сведены в таблицу 1.
Таблица 1 Уровень подготовки детей исследуемой группы
Таким образом, высокий уровень готовности к школьному обучению показали 5 человек, что составляет 26,3%; средний уровень - 9 человек, что составляет 47,4%, низкий уровень - 5 человек, что составляет 26,3%. Обучающий этап эксперимента предполагал активное вмешательство воспитателей и других педагогов в создание условий для формирования качеств, необходимых для обучения в школе. Все компоненты и признаки системы полностью соответствуют структуре разработанной педагогическим коллективом ДОУ №2436 г. Москвы - системы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Раскроем основное содержание компонентов данной системы, возможности их реализации. Воспитатели работают по программе предшкольной подготовки «Хочу всё знать», которая рассчитана на 8 месяцев обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по три занятия в день. На занятиях реализуются три подпрограммы: «Грамотейка», «Считалочка», «Знайка». Длительность занятий составляет 30 минут, перемены между занятиями - 10 минут. Цели программы: формирование готовности каждого ребёнка к школьному обучению, создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника, обеспечивающей адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному сотрудничеству. Анализ учебно-методической литературы позволил педагогам определить содержание предлагаемой программы, включающей подпрограммы «Грамотейка», «Считалочка» и «Знайка». Особенностью представленной программы, используемой третий год в подготовительных группах, является то, что содержательные линии подпрограмм базируются на основе программы воспитания и развития в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время реализация программы «Хочу все знать» готовит ребёнка к новым формам общения, новому отношению к себе, к окружающему миру, формирует более точное представление о школе и роли ученика в ней, позволяет усвоить систему первоначальных знаний, основы общих умений и навыков, таких как умение ориентироваться в тетради, в книге, умение правильно держать карандаш, вырабатывает умение слушать учителя, отвечающего сверстника, работать в паре, группе и т.д.
Через месяц нами был проведён контрольный этап эксперимента. Нас интересовала динамика сформированности качеств, необходимых детям старшего дошкольного возраста для обучения в школе. Для определения эффективности системы нами вторично были использованы методики, которые применялись на констатирующем этапе. Результаты оказались положительными (таблица 2). Все дети справились с предложенными заданиями. Результаты повторной диагностики сведены в таблицу 2.
Таблица 2 Результаты повторной диагностики
Таким образом, высокий уровень готовности детей к школьному обучению показали 9 человек, что составляет 47,4%; средний уровень - 8 человек, что составляет 42,1%, низкий уровень -2 человек, что составляет 10,5%. Проделанное нами исследование показало, что постепенно в результате воспитательно-образовательной работы у детей накапливается интеллектуальный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей, и формирует высокий уровень готовности детей к школьному обучению. Приведём сравнительную диаграмму уровней готовности детей старшего дошкольного возраста в начале и в конце эксперимента.
Таким образом, воспитатели определили оптимальное содержание программы подготовки детей к школьному обучению, которое не дублирует программы 1-го класса начальной школы и соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка ребенка к школе должна быть комплексная и осуществляться на протяжении всего дошкольного детства. Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста. [15] В педагогическом процессе педагог может использовать различные звенья для формирования у детей умения принимать и ставить учебно-познавательные задачи, развивать умение слушать и слышать, смотреть и видеть, следовать указаниям, способствующего развитию высокого уровня подготовки ребенка к обучению в школе. Внимание педагога направлено также и на обучение детей планировать свою работу, умение выбирать необходимые пути и средства решения учебной задачи, помогать ребенку овладевать умением контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты. Независимо от того, сколько усилий и времени в дошкольном возрасте потрачено на обеспечение готовности детей к школе, практически все они в начальный период обучения сталкиваются с определенными трудностями. От того, как они адаптируются к новым условием (школе), во многом зависит их эмоциональное состояние, работоспособность, здоровье, успешность обучения. В связи с этим, готовность ребенка к школьному обучению - это такой уровень развития ребенка, который обеспечивает устойчивость и успешность школьного обучения. Компонентами готовности являются: физическая готовность, интеллектуальная, готовность в сфере общения, эстетическая, нравственная, трудовая. Все компоненты взаимосвязаны, могут взаимодополнять друг друга. [15] Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 105 с. 2. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? - М.: Вентана-Граф, 2002 - 123 с 3. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. - М.: Академический Проект, 2005. - 256 с. 4. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с. 5. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе. // Начальная школа, 1994. - №4. - С.11-13. 6. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 346 с. 7. Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа «Я» дошкольника. - Волгоград: Перемена, 2001. - 200 с. 8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия,2000 - 256 с. 9. Куликова Т.А Дошкольная педагогика. М.: Издательство Академия, 2010. - 414 с. 10. Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. М.: Издательство Владос, 2008. - 264 с. 11. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Педагогика, 2001. - 234 с. 12. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. М.: Издательство Детство-Пресс, 2010. - 272 с. 13. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. М.: Издательство МПСИ, 2011. - 256 с. . Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Издательство Академия, 2001. - 336 с. . Холодная М.А. Общие вопросы психологии. - СПб.: Издательство Питер, 2002. - 272 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|