Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фаза завершения.. 2. Особенности горевания у детей




Фаза завершения.

Последняя фаза горевания – фаза принятия смерти. Длительность ее от года до двух лет. Смысл и задача «работы горя» в этой фазе состоят в том, чтобы человек простил себя, отпустил обиду, принял ответственность за свою жизнь, а образ умершего занял в его жизни постоянное место – воспоминания. И воспоминания эти уже не горе, а печаль. А это другое чувство. И эта печаль уже навсегда остается в сердце человека, потерявшего близкого.

 

Вывод.

Тяжесть и глубина переживаний зависят от многих факторов, и проявления процесса горевания могут быть разными. Это зависит от личности горюющего, от взаимоотношений с утраченным объектом, от особенностей утраты, но неизменным остается одно: при любой утрате человеку придется пройти все стадии горевания, принять его и пережить боль. В процессе этой работы горюющий должен решить следующие задачи:

· признать факт и обстоятельства потери;

· пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате;

· выстроить новые отношения к объекту утраты и научиться жить без него.

У детей другие представления о жизни и смерти, чем у взрослых. Считается, что у ребенка до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти. Между 2-6 годами у них развивается представление, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление). В ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее с определенным образом, например, с приведение, либо с отдельным человеком. Часто дети в возрасте 5-7 лет считают собственную смерть маловероятной, эта мысль приходит к ним позже, примерно к 8 годам. Для детей 6-10 лет смерть становится более реальной и окончательной. К подростковому возрасту дети уже разделяют концепцию взрослых о смерти. И собственная смертность становится для них очевидной. Дети, узнав о смерти близких проходят все эти стадии переживания горя. Однако период острого горя у них обычно короче.

 

2. Особенности горевания у детей

К особенностям переживания ребенком потери близкого выделяют: плач, ребенок надеется возвращения умершего, иногда описывает яркое ощущение его присутствия, боится потерять выжившего родителя. Обычно родители стараются скрыть от детей свое чувство утраты, пытаясь оправдать тем, что не хотят пугать их своими эмоциями и что эмоции ребенка будут тоже яркими. Однако скрытие факта смерти или запрет на выражение чувств не несет в себе ничего хорошего, а кроме того, могут появиться патологические реакции:

· энурез, заикание, сонливость или бессонница, откусывание ногтей, отсутствие аппетита,

· острая чувствительность к разлуке,

· неуправляемое поведение,

· отсутствие каких-либо чувств,

· депрессия (у подростков чаще всего это гнев).

Важно!!!! Детям легче перенести печаль и горе членов семьи, чем молчание и неправду, поэтому ребенок должен быть включен в переживание всей семьи и его эмоции ни в коем случае не должны быть игнорированы. В период горевания ребенок должен чувствовать, что его по-прежнему любят, и он не будет отвергнут. В это время ему нужна такая же поддержка и понимание со стороны взрослого.

Благоприятные для детей условия переживания горя:

1. Хорошие отношения с родителями.

2. Получение адекватной информации, откровенных ответов на его вопросы.

3. Участие в процессе оплакивания вместе с семьей.

4. Хорошие отношения с оставшимися родителями и близкими.

Подводя итоги, еще раз обращаем внимание:

ü Нельзя утаивать смерть.

ü Начинайте разговор в тот момент, когда ребенок сыт, не устал, не взбудоражен. Не в детской! (так как она считается безопасным местом, где ребенок испытывает положительные эмоции, и чтобы не закрепить негативные ассоциации).

ü Фокус внимания – на ребенке. Во время разговора держите себя в руках, можно заплакать, но нельзя разрыдаться и погрузиться в собственные чувства.

ü Желателен телесный контакт и контакт глаза в глаза.

ü Говорите ясно и коротко: «У нас случилось горе. Бабушка умерла (пауза)». Пауза нужна, чтобы у ребенка была возможность осмыслить услышанное и задать вопросы, которые у него наверняка возникнут.

ü На вопросы отвечайте максимально искренне и только то, что действительно думаете на самом деле, простыми, доступными словами.

ü Реакция ребенка может быть разной, иногда очень неожиданной, примите ее такой, какая она есть. Если заплакал – обнимите, покачайте на руках, тихо и ласково утешьте. Если убежал – не бегите вслед. Зайдите к нему позже и посмотрите, чем занят. Если ничем – сядьте молча рядом. Потом можно рассказать, что будет завтра-послезавтра. Если играет, присоединитесь к игре и играйте по его правилам. Если хочет побыть один – оставьте его одного. Не бойтесь детской истерики, скорее всего, ее не будет.

ü Проведите с ребенком побольше времени. Укладывая спать, спросите может быть, вам посидеть с ним, почитать, рассказать ему сказку?

ü Если в эту или последующую ночь ребенок будет видеть страшные сны, просыпаться и прибегать, то в первую ночь, если он просит, можно разрешить ему остаться в вашейпостели (но только если он сам просит, вы не предлагайте). В остальных случаях следует отправить его обратно в свою кровать и сидеть с ним рядом, пока он не заснет.

ü Не избегайте с ребенком разговоров о смерти или его переживаниях, не ограничивайте в выборе книг или мультфильмов, в которых, по вашему мнению, могут быть сцены, напоминающие ему о горе.

ü Важно вносить как можно меньше изменений в его привычный образ жизни. Вокруг ребенка должны быть те же люди, игрушки, книжки. Рассказывайте ему о ваших планах на завтра, и что очень важно – выполняйте мероприятия! Делайте все, чтобы создать ребенку ощущение, что мир стабилен и предсказуем, даже если в нем нет близкого человека.

Капризы, раздражение, агрессия, апатия, плаксивость, возбужденность или несвойственная замкнутость, игры на тему жизни и смерти, агрессивные игры в течение 2 месяцев – норма.

Если характер игр, рисунков, взаимодействия с предметами и другими детьми не возвращается за 8 недель к той норме, что была до потери, если по прошествии этого времени ребенка продолжают мучить кошмары, он мочит постель, начал сосать палец, стал раскачиваться, сидя на стуле – необходимо обратиться к психологу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...