Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребитель (потребление).




Потребитель — субъект экономической деятельности, при­обретающий товары и услуги для личного использования, а не для перепродажи с целью получения прибыли.

Потребителем товаров и услуг может быть государство, фи­зическое лицо (гражданин), юридическое лицо (организация).

Потребление — процесс использования человеком эконо­мических благ для удовлетворения своих потребностей. Уровень потребления зависит от величины доходов потребителя.

Доход — средства в денежной или натуральной форме, полу­ченные в результате хозяйственной или финансовой деятельности отдельных лиц. предприятий и государства.

Источники и соответствующие им виды доходов:

— труд (заработная плата);

— капитал (процент);

— земля (рента);

— предпринимательская деятельность (прибыль).

Раздел «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Государство — организация политической власти, осущест­вляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Это совокупность законодательных.

исполнительных и судебных органов власти, а также органов охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженных сил и пр. Признаки государства:

— территориальная целостность и территориальное деление;

— суверенитет;

— исключительное право на принятие общеобязательных за­конов;

— наличие публичной власти, располагающей скобой системой органов и учреждений;

— система взимания налогов; символика.

Формы правления.

— монархия (абсолютная, дуалистическая, парламентская);

— республика (парламентская, президентская, смешанная). Формы государственно-территориального устройства

— федерация (отдельные территории обладают большой само­стоятельностью);

— унитарное государство (административные единицы не обла­дают суверенитетом, их руководители назначаются из центра и проводят его решения);

— конфедерация (постоянный союз самостоятельных государств аз я достижения конкретных совместных целей).

Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Функции государства: Внутренние:

— охрана общественного порядка;

— политическая — обеспечение условий деятельности полити­ческих институтов;

— экономическая — регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике;

— социальная — обеспечение достойного уровня жизни граждан;

— культурно-воспитательная и идеологическая — воспитание членов общества, формирование гражданских и патриоти­ческих ценностей.

Внешние:

— обеспечение обороны и национальной безопасности;

— отстаивание государственных интересов в международных

отношениях;

— развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими стра­нами;

— участие в решении глобальных проблем.

Власть — способность или возможность какого-либо субъекта (индивида или группы лиц) осуществлять свою волю, используя различные методы и подвластные структуры.

Источники власти: закон, санкции, авторитет, традиции, богатство, знание, харизма.

Субъекты власти: политический лидер, наследственный мо­нарх, парламент, политические партии, суды.

Объекты власти: Граждане, социальные группы, общество в целом.

Функции власти: управление, координации, организация, контроль.

Средства (методы) власти: право, традиции, принуждение, насилие, убеждение, поощрение.

Виды власти: политическая (способность и умение реал и- зовывать функцию общественного управления), экономическая (контроль над экономическими ресурсами), социальная (контроль над распределением статусов, должностей и привилегий), инфор­мационная (контроль над людьми с помощью СМИ)

Принципы устойчивости власти: легитимность (законность), результативность действий.

Сущность власти. Власть — форма социальных отношений, которая характеризуется способностью влиять на поведение лю­дей посредством административно-правовых механизмов. Система власти включает в себя отношения господства и подчинения, от­ношения субординации (многоуровневого подчинения) и иерархии.

Власть — вынужденное (но не принудительное) подчинение установленным в обществе правилам. Добровольное уважение власти базируется на внутренней мотивации, признательности, законопослушании, привязанности. Формальное подчинение вла­сти основано на юридических законах, действии социального контроля и санкций. Неподчинение власти расценивается как отклоняющееся поведение и карается законом. Иногда власть понимают как законное право принимать ключевые решения, которые определяют поведение людей.

Демократия

В широком смысле — форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равного права входящих в нее лиц. принятия решений большинством голосов, юридической выборности и подотчетности органов избравшему их обшсму собранию, конференции, съезду.

Демократия в узком смысле — форма государственного по­литического устройства, которой присуши определенные призна­ки: принцип разделении властей, многопартийность, равенство в избирательных правах, гарантии прав меньшинства. Виды демократии:

— непосредственная (прямая) — непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении во­просов государств ной политики, общественно-политической жизни путем проведения выборов и референдумов;

— партиципативная (демократия участия) — участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства:

— представительная (репрезентативная) — опосредованное уча­стие людей в политике через парламент как высший пред­ставительный орган власти в государстве.

Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий суще­ствования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, самореализации личности.

Принципы социального государства: гражданский мир, со­циальное согласие, социальная справедливость. Социальное государство основывается на:

— достаточно высоком уровне экономического развития;

— демократизме политической системы;

— компромиссе основных политических сил относительно целей и путей развития общества;

— развитии системы социального партнерства;

— повышении роли государства в системе планирования и ре­гулирования социально-экономических процессов. Социальное государство обеспечивает:

— движение к утверждению в обществе социальной справед­ливости;

— ослабление социального неравенства;

— предоставление каждому' человеку работы или иного источ­ника существования;

сохранение мира и согласия в обществе;

— формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свобод­ных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от пря­мого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Предпосылки гражданского общества:

— экономические: частная собственность, многоукладная эко­номика, свободный рынок и конкуренция;

— социальные: большой удельный вес в обществе среднего класса;

— политико-правовые: юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита, демократизация власти, по­литический плюрализм;

— культурные: обеспечение прав человека на информацию, вы­сокий образовательный уровень населения, свобода совести. Структура гражданского общества: политические партии,

общественно-политические организации и движения, коопера­тивы, союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, бла­готворительные фонды, спортивные общества, органы местного самоуправления, церковь, семья, независимые СМИ.

Политика — сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания за­дач и функций государства. В политике выражаются коренные интересы отдельных социальных групп и слоев.

Функции политики: управление общественными процессами: интеграция различных групп и слоев общества в единое целое; обеспечение порядка и целостности общества; приобщение лич­ности к общественным делам; разумное преодоление противоречий и разрешение конфликтов между властью и обществом.

Субъекты политики: социальные общности, политические организации, политические элиты, профессиональные политики.

Выделяют внутреннюю (экономическую, культурную, социаль­ную. национальную, демографическую) и внешнюю (отношения между государствами на международной арене) политику.

Цели политики: долгосрочные (стратегические) и текущие, приоритетные (главные) и второстепенные, реальные и нереальные.

П олитик — человек, участвующий в политической деятельности. Немецкий социолог Макс Вебер выделял три вида политиков:

1) политики «по случаю» — избиратель, когда опускает в урну свой избирательный бюллетень;

2) политики «по совместительству» — все те доверенные лица правления партий политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости;

3) профессиональные политики — те. кто живет для политики, либо за счет политики, для которых политика — главное занятие в жизни и главный источник их материального благосостояния.

Методы политиков: убеждение, поощрение, принуждение, насилие.

Политическая партия — организация единомышленников. представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Классификация партии:

- по участию в осуществлении власти: правящие (находятся у власти) и оппозиционные (не находятся у власти и стремятся эту власть получить);

- по характеру членства: кадровые (немногочисленные, дей­ствуют только в период выборов, свободное членство); мас­совые (многочисленные, действуют систематически, имеют первичные партийные организации);

- по шкале политического спектра: левые (за реформы, социальную защиту трудящихся, за вытеснение частного сектора), цент­ристские (за компромисс, сотрудничество), правые (за сильное государство, охрану частной собственности, за стабильность). Функции политических партий: борьба за власть в государ­стве, участие в осуществлении власти, участие в формировании органов власти, формирование общественного мнения, выраже­ние интересов социальных групп, подготовка кадров политиков, политическое воспитание масс.

Человек и государство. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т. д.), способная осуществить принуждение н отноше­нии любого члена общества. Государство возникает для зашиты интересов граждан, т. с. выступает слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже от него гражданам приходится защищаться. Отношения между человеком и государством на протя­жении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Идеальные отношения человека с государством складыва­ются только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно базируется на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах. Члены общества добро­вольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над государством.

Иное положение в тоталитарном государстве. Личность и гражданское общество подавляются, политические права челове­ка не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.

Человек и власть. Власть — форма социальных отношений, которая характеризуется способностью одних людей влиять на поведение других посредством административно-правовых ме­ханизмов. Формальное подчинение человека власти основано на юридических законах, действии социального контроля и санк­ций. Неподчинение человека власти расценивается как откло­няющееся поведение и карается наказанием согласно законам.

Раздел «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Закон — нормативно-правовой акт высшей юридической си­лы, изданный государственным органом в установленном порядке, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Признаки закона:

— издается компетентными государственными органами:

— охраняется и обеспечивается государством;

— имеет письменную форму;

— носит легитимный характер;

— содержит нормы права;

— характеризуется неконкретностью адресата. Функции законов:

— регулируют общественные отношения;

— устанавливают права и обязанности граждан и организаций:

— обязывают совершать активные положительные действия;

— являются критерием правомерного и неправомерного по­ведения людей и основанием для применения мер государ­ственного принуждения;

— воспитывают в людях чувство добра, справедливости, гуман­ности.

Виды нормативно-правовых актов РФ: Конституция, феде­ральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства.

Права человека — социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Как правило, под пра­вами человека понимаются естественные, неотчуждаемые нрава, принадлежащие человеку от рождения. Виды прав человека:

— гражданские (личные) — права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу (право на жизнь, равенство перед законом и т. п.);

— политические — права, обеспечивающие возможность уча­стия граждан в политической жизни (свобода слова, право избирать и т. п.);

— экономические — права, позволяющие распоряжаться сред­ствами производства, рабочей силой, предметами потребления (право собственности, право на труд и т. п.);

— социальные — права на благосостояние и достойный уровень жизни (право на социальное обеспечение, на медицинское обслуживание и т. п.);

культурные — права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности (свобода творчества, право на до­ступ к культурным ценностям и т. п.).

Правовое государство — тип государства, деятельность которо­го реально ограничена правом, в котором имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль нал властью со стороны общества.

Главная цель правового государства — обеспечение гарантии Ирак и свобод граждан во всех областях. Признаки правового государства

— верховенство закона во всех сферах жизни общества, в том числе и над государством;

— реальное разделение властей;

— взаимная ответственность государства и личности;

— равенство всех перед законом;

— права и свободы человека являются высшей ценностью:

— политический и идеологический плюрализм.

Раздел «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Поведение — процесс взаимодействия человека с окружающей средой и обществом. Виды поведения:

— конформное — соответствующее социальным нормам;

— девиантное — отклоняющееся от социальных норм, причем отклонения могут носить как положительный (изобретатель­ство, коллекционирование), так и отрицательный (преступ­ность, наркомания) характер;

— делинквентное — разновидность отклоняющегося повеления, которое выражается в нарушении формальных (писаных) со­циальных норм (кража, вандализм).

Поведение человека состоит из множества разнообразных поступков.

Мораль — специфическая сфера культуры, в которой концен­трируются и обобщаются высокие идеалы и нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных об­ластях общественной жизни.

Функции морали: регулирование поведения человека во всех сферах жизни и деятельности, поддержание и утверждение опре­деленных общественных устоев; утверждение человеческого в человеке.

Моральные требования: нормы поведения (не укради, не убей), моральные качества (справедливость), нравственные принципы (кол­лективизм), морально-психологические механизмы (долг; совесть). Высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье).

Образование один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через си­стему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Функции образования:

— социальная — социализация личности;

— культурная — передача последующим поколениям накоплен­ных культурных ценностей;

— экономическая — формирование социально-профессиональной структуры общества.

В систему образования входят: дошкольные образовательные учреждения, школы, средние (профессионально-технические) учебные заведения, высшие учебные заведения.

Основные тенденции в развитии образования: демократизация, гуманизация, гуманитаризация, интернационализация знаний, непрерывность, компьютеризация.

Обучение - процесс приобретения умений и навыков раз­вития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья и школа. Обучение один из основных видов деятельности, где человек может выступать и в качестве субъекта, и в качестве объекта.

Воспитание — процесс приобретения человеком знаний, уме­ний и навыков взаимодействия с другими людьми через систему определенных социальных институтов.

Функцию воспитания индивида выполняют такие социальные институты, как семья и школа. Основные типы воспитания:

— авторитарный — строится на непререкаемом авторитете ро­дителей;

— либеральный — строится на высокой оценке ребенка, доверии к нему, минимальных ограничениях и контроле;

— демократический — строится на самоопределении личности ребенка, признании за ним права на саморазвитие, готов­ности родителей к компромиссу.

Культура — в самом общем смысле под культурой понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

Культура является существенной характеристикой жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его челове­ческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, результат овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. Культура представляет собой меру человече­ского в человеке.

Различают материальную и духовную культуру. Предметы материальной культуры создаются людьми в процес­се материального производства. Продуктами ее являются здания и сооружения, оборудование, транспортные средства, предметы обихода и т. д.

Духовная культура включает в себя процесс духовного творче­ства и созданные при этом духовные ценности в виде музыкальных и литературных произведений, научных открытий, религиозных учений и т. п.

Функции культуры:

— познавательная — даст целостное представление о народе, стране, эпохе;

— оценочная — отбор ценностей, обогащение традиций;

— регулятивная — создание системы норм и требований ко всем членам общества;

— информативная — передача знаний и ценностей последую­щим поколениям:

— коммуникативная — сохранение и распространение культур­ных ценностей;

— социализации — усвоение индивидом системы знаний норм и ценностей, приучение его к социальным ролям, норматив­ному поведению.

Формы культуры:

— народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (сказки, частушки);

— элитарная — создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами; ее произ­ведения сложны для понимания неподготовленным человеком (классическая музыка);

— массовая — создаются стандартные произведения, доступ­ные для понимания любого потребителя без различия клас­сов, материального положения, уровня подготовки (поп- музыка);

— субкультура — часть общей культуры, система ценностей большой социальной группы (молодежная, профессиональная, криминальная);

— контркультура — направление развития современной куль­туры. нормы и ценности которой противоположны главным составляющим господствующей культуры (хиппи, панки).

Религия — одна из форм духовной культуры, мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного.

Функции религии:

— мировоззренческая — формирование взгляда человека на окружающий мир и свое место в мире:

нравственная — прививает человеку основные нравственные понятия через систему моральных запретов (не убий. не укради, не лжесвидетельствуй и т. д.);

— регулятивная — управление поведением людей;

— интегрирующая — религия объединяет людей, их поведение, чувства, стремления, способствуя сохранению стабильности в обществе;

— культуротранслирующая — религия способствует развитию определенных основ культуры, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры и их передачу последующим поколениям:

— легитимизирующая — религия узаконивает некоторые обще­ственные порядки, институты, отношения.

Ранние религии: тотемизм, фетишизм, анимизм. Национальные религии: иудаизм, синтоизм, индуизм, кон­фуцианство.

Мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

Авторитет — степень признания группой людей или обще­ством в целом личных и деловых качеств какого-либо из их членов.

Авторитет обычно отражает степень влияния индивида в со­циальной группе или в обществе. Человек может признаваться авторитетом в одной или нескольких областях.

Личность — это человеческий индивид как субъект отноше­ний и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассмат­ривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе.

проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, спортсмена и т. л.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать ин­дивидуальностью (так как тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.

Общение — социальное взаимодействие между людьми по­средством знаковых систем в целях трансляция (передачи) обще­ственного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

Функции общения:

— коммуникативная — прием и передача информации;

— регулятивно-коммуникативная — организация взаимодействия людей в их совместной деятельности;

— перцептивно-эффективная — восприятие людей как соци­альных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу; аффективно-экспрессивная — эмоциональное самовыражение человека.

Формы общения: бытовое, деловое, профессиональное, частное и публичное.

Виды общения: между реальными субъектами (между двумя или несколькими людьми); между реальным субъектом и вооб­ражаемым партнером (человека с Богом); между воображаемыми партнерами (общение художественных персонажей).

Раздел «СОЦИОЛОГИЯ»

Социальная стратификация — наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богат­ства. прав и обязанностей, привилегий, престижа.

Страта — социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социально значимым признаком (образование, профессия, власть).

Исторические типы стратификации:

— рабство — форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший лишен всяких прав и свобод;

— касты — социальные группы, членство в которых зависит исключительно от происхождения человека;

— сословия — большие социальные группы, членство в которых законодательно закреплено правами и обязанностями, пере­даваемыми по наследству;

— классы — большие социальные группы, формирующиеся на основе коренных социальных интересов и различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества. Такие типы стратификации, как рабство, касты, сословия.

относятся к закрытому обществу, в котором социальные пере­мещения из низших страт в высшие полностью запрещены или существенно ограничены.

Классовый тип стратификации относится к открытому обще­ству, в котором перемещение из одной страты в другую неогра­ниченно.

Социальные нормы — правила поведения, регулирующие от­ношения между людьми, общественную жизнь.

Социальные нормы направляют поведение человека, позво­ляют его контролировать, регулировать и оценивать. С помощью социальных норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного повеления. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отноше­ний. получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом. Виды социальных норм.

— обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники и т. п.). Они становятся орга­ничной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета;

— правовые нормы. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказа­ния за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обе­спечивается силой государства;

— моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основ­ном оценочную нагрузку (хорошо — плохо, благородно — подло, справедливо — несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение;

— эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в повелении людей, в производстве и быту;

— политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, мораль­ных нормах;

религиозные нормы. Соблюдение религиозных норм под­держивается моральным сознанием верующих и верой в не­избежность кары за грехи (отступление от этих норм). По содержанию многие из религиозных норм выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи.

Социальные санкции — реакция общества и государства на поведение человека или группы при соблюдении или нарушении социальных норм.

Социальные санкции подразделяются на формальные (сле­дуют со стороны официальных структур, например государства) и неформальные (следуют со стороны окружающих людей).

Формальные позитивные санкции: награждение орденом, премия, повышение в должности и многие другие. Формальные негативные санкции: выговор, штраф, тюремное заключение, казнь и другие.

Неформальные позитивные санкции: похвала, объявление благо­дарности. аплодисменты. Неформальные негативные санкции: отказ подать руку, оскорбительный тон.

Социальный конфликт — высшая стадия развития противоре­чий в системе отношений людей, социальных групп, институтов, представляющих разные интересы и ценности.

Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, религиозные различия, различия в уровне доходов, обладании властью.

Составляющие конфликта:

субъекты — противоборствующие стороны;

— объект — некоторый дефинитный ресурс или контроль над таким ресурсом;

— предмет — объективно существующая или воображаемая проб­лема. являющаяся причиной разногласий между сторонами. Участники конфликта: свидетели, подстрекатели, пособники,

посредники.

Виды конфликтов:

— по длительности (краткосрочные, долгосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся);

— по объему (глобальные, региональные, локальные, групповые, личные);

— по источнику возникновения (объективные, субъективные, ложные);

по форме (внутренние, внешние):

— по характеру развития (преднамеренные, спонтанные);

— но используемым средствам (насильственные, ненасильствен­ные);

— по влиянию на ход развития общества (прогрессивные, ре­грессивные);

— по сферам общественной жизни (экономические, политиче­ские, этнические, семейно-бытовые).

Социальный статус — положение человека в обществе, ко­торое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, образованием, должностью. Виды статусов:

— групповой — статус, который человек занимает в обществе как представитель большой социальной группы:

— личный — положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают члены этой группы в соответствии с его личными качествами;

— предписанный — социальная позиция, которая заранее пред­писана обществом и I щи виду независимо от его личных качеств;

— достигаемый — социальная позиция. приобретаемая в ре­зультате свободного выбора, личных усилий и находящаяся под контролем человека;

смешанный — обладает чертами предписанного и достигае­мого статусов.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный социальный статус. Виды ролей:

— психосоматическая — поведение зависит от биологических потребностей, уровня культуры человека;

— психодраматическая — поведение личности зависит от тре­бований социального окружения;

— социальная — личность ведет себя так, как этого ожидает общество.

Социальные отношения — многообразные формы взаимодей­ствия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них. Виды социальных отношений:

— материальные отношения — возникают и складываются не­посредственно в ходе практической деятельности человека, вне его сознания и действительности (производственные, экологические отношения):

— духовные отношения — формируются, предварительно про­ходя через сознание людей, определяются их духовными цен­ностями (моральные, политические, правовые, философские, религиозные отношения).

Социализация — осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида процесс воздействия на него общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жиз­недеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

Институты социализации — учреждения, влияющие на про­цесс социализации и направляющие его (например, детский сад, школа).

Агенты социализации конкретные люди, ответственные за освоение социальных ролей и обучение культурным нормам (родители, преподаватели, друзья).

Социальная мобильность — переход людей из одних социаль­ных групп в другие.

Типы социальной мобильности:

— горизонтальная — смена позиции па одном социально- экономическом уровне (переход ученика в другую школу, развод и создание новой семьи) или географическое пере­мещение между районами, городами и т. д.

— вертикальная — движение вверх (восходящая) или вниз (нис­ходящая) по социальной лестнице. Каналы восходящей мо­бильности («социальные лифты»): школа, вуз, церковь, армия.

Семья — основанное на браке или кровном родстве объеди­нение людей, связанное общностью быта и взаимной ответствен­ностью.

Функции семьи:

— репродуктивная — воспроизводство новых членов общества:

— социализации — формирование индивида как личности:

— экономическая — общее хозяйство, помощь, поддержка;

— защитная — физическая, психологическая зашита;

— статусная — принадлежность к определенному социальному слою.

Виды семьи:

— по числу детей (бездетные, малодстные. многодетные);

— по характеру распределения домашних обязанностей (тради­ционные, коллективистские);

— по родственной структуре (нуклеарные, расширенные, по­лигамные);

— по гипу воспитания (авторитарные, либеральные, демокра­тические).

Национальные отношения — один из видов социальных от­ношений, складывающихся на основе национальной общности. Основные тенденции развития национальных отношений:

- межнациональная дифференциация — процесс разъединения, противостояния различных этносов и народов в самых разных планах. Проявления: самоизоляция, протекционизм в эконо­мике, религиозный фанатизм и экстремизм, национализм в политике и культуре:

- межнациональная интеграция — процесс постепенного сбли­жения наций и народов, постепенное стирание традиционных границ, превращение человечества в единую политическую систему.

Проявления национальных отношении: экономические и поли­тические союзы, транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение культур и религий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...