Потребитель (потребление).
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Потребитель — субъект экономической деятельности, приобретающий товары и услуги для личного использования, а не для перепродажи с целью получения прибыли. Потребителем товаров и услуг может быть государство, физическое лицо (гражданин), юридическое лицо (организация). Потребление — процесс использования человеком экономических благ для удовлетворения своих потребностей. Уровень потребления зависит от величины доходов потребителя. Доход — средства в денежной или натуральной форме, полученные в результате хозяйственной или финансовой деятельности отдельных лиц. предприятий и государства. Источники и соответствующие им виды доходов: — труд (заработная плата); — капитал (процент); — земля (рента); — предпринимательская деятельность (прибыль). Раздел «ПОЛИТОЛОГИЯ» Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Это совокупность законодательных. исполнительных и судебных органов власти, а также органов охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженных сил и пр. Признаки государства: — территориальная целостность и территориальное деление; — суверенитет; — исключительное право на принятие общеобязательных законов; — наличие публичной власти, располагающей скобой системой органов и учреждений; — система взимания налогов; символика. Формы правления. — монархия (абсолютная, дуалистическая, парламентская); — республика (парламентская, президентская, смешанная). Формы государственно-территориального устройства — федерация (отдельные территории обладают большой самостоятельностью);
— унитарное государство (административные единицы не обладают суверенитетом, их руководители назначаются из центра и проводят его решения); — конфедерация (постоянный союз самостоятельных государств аз я достижения конкретных совместных целей). Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Функции государства: Внутренние: — охрана общественного порядка; — политическая — обеспечение условий деятельности политических институтов; — экономическая — регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике; — социальная — обеспечение достойного уровня жизни граждан; — культурно-воспитательная и идеологическая — воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей. Внешние: — обеспечение обороны и национальной безопасности; — отстаивание государственных интересов в международных отношениях; — развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; — участие в решении глобальных проблем. Власть — способность или возможность какого-либо субъекта (индивида или группы лиц) осуществлять свою волю, используя различные методы и подвластные структуры. Источники власти: закон, санкции, авторитет, традиции, богатство, знание, харизма. Субъекты власти: политический лидер, наследственный монарх, парламент, политические партии, суды. Объекты власти: Граждане, социальные группы, общество в целом. Функции власти: управление, координации, организация, контроль. Средства (методы) власти: право, традиции, принуждение, насилие, убеждение, поощрение. Виды власти: политическая (способность и умение реал и- зовывать функцию общественного управления), экономическая (контроль над экономическими ресурсами), социальная (контроль над распределением статусов, должностей и привилегий), информационная (контроль над людьми с помощью СМИ)
Принципы устойчивости власти: легитимность (законность), результативность действий. Сущность власти. Власть — форма социальных отношений, которая характеризуется способностью влиять на поведение людей посредством административно-правовых механизмов. Система власти включает в себя отношения господства и подчинения, отношения субординации (многоуровневого подчинения) и иерархии. Власть — вынужденное (но не принудительное) подчинение установленным в обществе правилам. Добровольное уважение власти базируется на внутренней мотивации, признательности, законопослушании, привязанности. Формальное подчинение власти основано на юридических законах, действии социального контроля и санкций. Неподчинение власти расценивается как отклоняющееся поведение и карается законом. Иногда власть понимают как законное право принимать ключевые решения, которые определяют поведение людей. Демократия В широком смысле — форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равного права входящих в нее лиц. принятия решений большинством голосов, юридической выборности и подотчетности органов избравшему их обшсму собранию, конференции, съезду. Демократия в узком смысле — форма государственного политического устройства, которой присуши определенные признаки: принцип разделении властей, многопартийность, равенство в избирательных правах, гарантии прав меньшинства. Виды демократии: — непосредственная (прямая) — непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государств ной политики, общественно-политической жизни путем проведения выборов и референдумов; — партиципативная (демократия участия) — участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства: — представительная (репрезентативная) — опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган власти в государстве. Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, самореализации личности.
Принципы социального государства: гражданский мир, социальное согласие, социальная справедливость. Социальное государство основывается на: — достаточно высоком уровне экономического развития; — демократизме политической системы; — компромиссе основных политических сил относительно целей и путей развития общества; — развитии системы социального партнерства; — повышении роли государства в системе планирования и регулирования социально-экономических процессов. Социальное государство обеспечивает: — движение к утверждению в обществе социальной справедливости; — ослабление социального неравенства; — предоставление каждому' человеку работы или иного источника существования; сохранение мира и согласия в обществе; — формирование благоприятной для человека жизненной среды. Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Предпосылки гражданского общества: — экономические: частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция; — социальные: большой удельный вес в обществе среднего класса; — политико-правовые: юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита, демократизация власти, политический плюрализм; — культурные: обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести. Структура гражданского общества: политические партии, общественно-политические организации и движения, кооперативы, союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, спортивные общества, органы местного самоуправления, церковь, семья, независимые СМИ. Политика — сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства. В политике выражаются коренные интересы отдельных социальных групп и слоев.
Функции политики: управление общественными процессами: интеграция различных групп и слоев общества в единое целое; обеспечение порядка и целостности общества; приобщение личности к общественным делам; разумное преодоление противоречий и разрешение конфликтов между властью и обществом. Субъекты политики: социальные общности, политические организации, политические элиты, профессиональные политики. Выделяют внутреннюю (экономическую, культурную, социальную. национальную, демографическую) и внешнюю (отношения между государствами на международной арене) политику. Цели политики: долгосрочные (стратегические) и текущие, приоритетные (главные) и второстепенные, реальные и нереальные. П олитик — человек, участвующий в политической деятельности. Немецкий социолог Макс Вебер выделял три вида политиков: 1) политики «по случаю» — избиратель, когда опускает в урну свой избирательный бюллетень; 2) политики «по совместительству» — все те доверенные лица правления партий политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости; 3) профессиональные политики — те. кто живет для политики, либо за счет политики, для которых политика — главное занятие в жизни и главный источник их материального благосостояния. Методы политиков: убеждение, поощрение, принуждение, насилие. Политическая партия — организация единомышленников. представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Классификация партии: - по участию в осуществлении власти: правящие (находятся у власти) и оппозиционные (не находятся у власти и стремятся эту власть получить); - по характеру членства: кадровые (немногочисленные, действуют только в период выборов, свободное членство); массовые (многочисленные, действуют систематически, имеют первичные партийные организации); - по шкале политического спектра: левые (за реформы, социальную защиту трудящихся, за вытеснение частного сектора), центристские (за компромисс, сотрудничество), правые (за сильное государство, охрану частной собственности, за стабильность). Функции политических партий: борьба за власть в государстве, участие в осуществлении власти, участие в формировании органов власти, формирование общественного мнения, выражение интересов социальных групп, подготовка кадров политиков, политическое воспитание масс.
Человек и государство. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т. д.), способная осуществить принуждение н отношении любого члена общества. Государство возникает для зашиты интересов граждан, т. с. выступает слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже от него гражданам приходится защищаться. Отношения между человеком и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения. Идеальные отношения человека с государством складываются только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно базируется на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над государством. Иное положение в тоталитарном государстве. Личность и гражданское общество подавляются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом. Человек и власть. Власть — форма социальных отношений, которая характеризуется способностью одних людей влиять на поведение других посредством административно-правовых механизмов. Формальное подчинение человека власти основано на юридических законах, действии социального контроля и санкций. Неподчинение человека власти расценивается как отклоняющееся поведение и карается наказанием согласно законам. Раздел «ПРАВОВЕДЕНИЕ» Закон — нормативно-правовой акт высшей юридической силы, изданный государственным органом в установленном порядке, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Признаки закона: — издается компетентными государственными органами: — охраняется и обеспечивается государством; — имеет письменную форму; — носит легитимный характер; — содержит нормы права; — характеризуется неконкретностью адресата. Функции законов: — регулируют общественные отношения; — устанавливают права и обязанности граждан и организаций: — обязывают совершать активные положительные действия; — являются критерием правомерного и неправомерного поведения людей и основанием для применения мер государственного принуждения; — воспитывают в людях чувство добра, справедливости, гуманности. Виды нормативно-правовых актов РФ: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства. Права человека — социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Как правило, под правами человека понимаются естественные, неотчуждаемые нрава, принадлежащие человеку от рождения. Виды прав человека: — гражданские (личные) — права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу (право на жизнь, равенство перед законом и т. п.); — политические — права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни (свобода слова, право избирать и т. п.); — экономические — права, позволяющие распоряжаться средствами производства, рабочей силой, предметами потребления (право собственности, право на труд и т. п.); — социальные — права на благосостояние и достойный уровень жизни (право на социальное обеспечение, на медицинское обслуживание и т. п.); культурные — права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности (свобода творчества, право на доступ к культурным ценностям и т. п.). Правовое государство — тип государства, деятельность которого реально ограничена правом, в котором имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль нал властью со стороны общества. Главная цель правового государства — обеспечение гарантии Ирак и свобод граждан во всех областях. Признаки правового государства — верховенство закона во всех сферах жизни общества, в том числе и над государством; — реальное разделение властей; — взаимная ответственность государства и личности; — равенство всех перед законом; — права и свободы человека являются высшей ценностью: — политический и идеологический плюрализм. Раздел «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Поведение — процесс взаимодействия человека с окружающей средой и обществом. Виды поведения: — конформное — соответствующее социальным нормам; — девиантное — отклоняющееся от социальных норм, причем отклонения могут носить как положительный (изобретательство, коллекционирование), так и отрицательный (преступность, наркомания) характер; — делинквентное — разновидность отклоняющегося повеления, которое выражается в нарушении формальных (писаных) социальных норм (кража, вандализм). Поведение человека состоит из множества разнообразных поступков. Мораль — специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. Функции морали: регулирование поведения человека во всех сферах жизни и деятельности, поддержание и утверждение определенных общественных устоев; утверждение человеческого в человеке. Моральные требования: нормы поведения (не укради, не убей), моральные качества (справедливость), нравственные принципы (коллективизм), морально-психологические механизмы (долг; совесть). Высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье). Образование один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Функции образования: — социальная — социализация личности; — культурная — передача последующим поколениям накопленных культурных ценностей; — экономическая — формирование социально-профессиональной структуры общества. В систему образования входят: дошкольные образовательные учреждения, школы, средние (профессионально-технические) учебные заведения, высшие учебные заведения. Основные тенденции в развитии образования: демократизация, гуманизация, гуманитаризация, интернационализация знаний, непрерывность, компьютеризация. Обучение - процесс приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья и школа. Обучение один из основных видов деятельности, где человек может выступать и в качестве субъекта, и в качестве объекта. Воспитание — процесс приобретения человеком знаний, умений и навыков взаимодействия с другими людьми через систему определенных социальных институтов. Функцию воспитания индивида выполняют такие социальные институты, как семья и школа. Основные типы воспитания: — авторитарный — строится на непререкаемом авторитете родителей; — либеральный — строится на высокой оценке ребенка, доверии к нему, минимальных ограничениях и контроле; — демократический — строится на самоопределении личности ребенка, признании за ним права на саморазвитие, готовности родителей к компромиссу. Культура — в самом общем смысле под культурой понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты. Культура является существенной характеристикой жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, результат овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. Культура представляет собой меру человеческого в человеке. Различают материальную и духовную культуру. Предметы материальной культуры создаются людьми в процессе материального производства. Продуктами ее являются здания и сооружения, оборудование, транспортные средства, предметы обихода и т. д. Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыкальных и литературных произведений, научных открытий, религиозных учений и т. п. Функции культуры: — познавательная — даст целостное представление о народе, стране, эпохе; — оценочная — отбор ценностей, обогащение традиций; — регулятивная — создание системы норм и требований ко всем членам общества; — информативная — передача знаний и ценностей последующим поколениям: — коммуникативная — сохранение и распространение культурных ценностей; — социализации — усвоение индивидом системы знаний норм и ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению. Формы культуры: — народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (сказки, частушки); — элитарная — создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами; ее произведения сложны для понимания неподготовленным человеком (классическая музыка); — массовая — создаются стандартные произведения, доступные для понимания любого потребителя без различия классов, материального положения, уровня подготовки (поп- музыка); — субкультура — часть общей культуры, система ценностей большой социальной группы (молодежная, профессиональная, криминальная); — контркультура — направление развития современной культуры. нормы и ценности которой противоположны главным составляющим господствующей культуры (хиппи, панки). Религия — одна из форм духовной культуры, мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного. Функции религии: — мировоззренческая — формирование взгляда человека на окружающий мир и свое место в мире: нравственная — прививает человеку основные нравственные понятия через систему моральных запретов (не убий. не укради, не лжесвидетельствуй и т. д.); — регулятивная — управление поведением людей; — интегрирующая — религия объединяет людей, их поведение, чувства, стремления, способствуя сохранению стабильности в обществе; — культуротранслирующая — религия способствует развитию определенных основ культуры, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры и их передачу последующим поколениям: — легитимизирующая — религия узаконивает некоторые общественные порядки, институты, отношения. Ранние религии: тотемизм, фетишизм, анимизм. Национальные религии: иудаизм, синтоизм, индуизм, конфуцианство. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Авторитет — степень признания группой людей или обществом в целом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния индивида в социальной группе или в обществе. Человек может признаваться авторитетом в одной или нескольких областях. Личность — это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе. проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, спортсмена и т. л. Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (так как тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью. Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляция (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. Функции общения: — коммуникативная — прием и передача информации; — регулятивно-коммуникативная — организация взаимодействия людей в их совместной деятельности; — перцептивно-эффективная — восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу; аффективно-экспрессивная — эмоциональное самовыражение человека. Формы общения: бытовое, деловое, профессиональное, частное и публичное. Виды общения: между реальными субъектами (между двумя или несколькими людьми); между реальным субъектом и воображаемым партнером (человека с Богом); между воображаемыми партнерами (общение художественных персонажей). Раздел «СОЦИОЛОГИЯ» Социальная стратификация — наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства. прав и обязанностей, привилегий, престижа. Страта — социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социально значимым признаком (образование, профессия, власть). Исторические типы стратификации: — рабство — форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший лишен всяких прав и свобод; — касты — социальные группы, членство в которых зависит исключительно от происхождения человека; — сословия — большие социальные группы, членство в которых законодательно закреплено правами и обязанностями, передаваемыми по наследству; — классы — большие социальные группы, формирующиеся на основе коренных социальных интересов и различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества. Такие типы стратификации, как рабство, касты, сословия. относятся к закрытому обществу, в котором социальные перемещения из низших страт в высшие полностью запрещены или существенно ограничены. Классовый тип стратификации относится к открытому обществу, в котором перемещение из одной страты в другую неограниченно. Социальные нормы — правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь. Социальные нормы направляют поведение человека, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. С помощью социальных норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного повеления. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений. получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом. Виды социальных норм. — обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники и т. п.). Они становятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета; — правовые нормы. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства; — моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо — плохо, благородно — подло, справедливо — несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение; — эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в повелении людей, в производстве и быту; — политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах; религиозные нормы. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и верой в неизбежность кары за грехи (отступление от этих норм). По содержанию многие из религиозных норм выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Социальные санкции — реакция общества и государства на поведение человека или группы при соблюдении или нарушении социальных норм. Социальные санкции подразделяются на формальные (следуют со стороны официальных структур, например государства) и неформальные (следуют со стороны окружающих людей). Формальные позитивные санкции: награждение орденом, премия, повышение в должности и многие другие. Формальные негативные санкции: выговор, штраф, тюремное заключение, казнь и другие. Неформальные позитивные санкции: похвала, объявление благодарности. аплодисменты. Неформальные негативные санкции: отказ подать руку, оскорбительный тон. Социальный конфликт — высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, институтов, представляющих разные интересы и ценности. Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, религиозные различия, различия в уровне доходов, обладании властью. Составляющие конфликта: субъекты — противоборствующие стороны; — объект — некоторый дефинитный ресурс или контроль над таким ресурсом; — предмет — объективно существующая или воображаемая проблема. являющаяся причиной разногласий между сторонами. Участники конфликта: свидетели, подстрекатели, пособники, посредники. Виды конфликтов: — по длительности (краткосрочные, долгосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся); — по объему (глобальные, региональные, локальные, групповые, личные); — по источнику возникновения (объективные, субъективные, ложные); по форме (внутренние, внешние): — по характеру развития (преднамеренные, спонтанные); — но используемым средствам (насильственные, ненасильственные); — по влиянию на ход развития общества (прогрессивные, регрессивные); — по сферам общественной жизни (экономические, политические, этнические, семейно-бытовые). Социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, образованием, должностью. Виды статусов: — групповой — статус, который человек занимает в обществе как представитель большой социальной группы: — личный — положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают члены этой группы в соответствии с его личными качествами; — предписанный — социальная позиция, которая заранее предписана обществом и I щи виду независимо от его личных качеств; — достигаемый — социальная позиция. приобретаемая в результате свободного выбора, личных усилий и находящаяся под контролем человека; смешанный — обладает чертами предписанного и достигаемого статусов. Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный социальный статус. Виды ролей: — психосоматическая — поведение зависит от биологических потребностей, уровня культуры человека; — психодраматическая — поведение личности зависит от требований социального окружения; — социальная — личность ведет себя так, как этого ожидает общество. Социальные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них. Виды социальных отношений: — материальные отношения — возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне его сознания и действительности (производственные, экологические отношения): — духовные отношения — формируются, предварительно проходя через сознание людей, определяются их духовными ценностями (моральные, политические, правовые, философские, религиозные отношения). Социализация — осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида процесс воздействия на него общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его (например, детский сад, школа). Агенты социализации конкретные люди, ответственные за освоение социальных ролей и обучение культурным нормам (родители, преподаватели, друзья). Социальная мобильность — переход людей из одних социальных групп в другие. Типы социальной мобильности: — горизонтальная — смена позиции па одном социально- экономическом уровне (переход ученика в другую школу, развод и создание новой семьи) или географическое перемещение между районами, городами и т. д. — вертикальная — движение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социальной лестнице. Каналы восходящей мобильности («социальные лифты»): школа, вуз, церковь, армия. Семья — основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Функции семьи: — репродуктивная — воспроизводство новых членов общества: — социализации — формирование индивида как личности: — экономическая — общее хозяйство, помощь, поддержка; — защитная — физическая, психологическая зашита; — статусная — принадлежность к определенному социальному слою. Виды семьи: — по числу детей (бездетные, малодстные. многодетные); — по характеру распределения домашних обязанностей (традиционные, коллективистские); — по родственной структуре (нуклеарные, расширенные, полигамные); — по гипу воспитания (авторитарные, либеральные, демократические). Национальные отношения — один из видов социальных отношений, складывающихся на основе национальной общности. Основные тенденции развития национальных отношений: - межнациональная дифференциация — процесс разъединения, противостояния различных этносов и народов в самых разных планах. Проявления: самоизоляция, протекционизм в экономике, религиозный фанатизм и экстремизм, национализм в политике и культуре: - межнациональная интеграция — процесс постепенного сближения наций и народов, постепенное стирание традиционных границ, превращение человечества в единую политическую систему. Проявления национальных отношении: экономические и политические союзы, транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение культур и религий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|