Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Макросреда маркетинга Хабаровского края




Ниже рассмотрим, каким образом характеризуется макросреда Хабаровского края, выявим ее основные тенденции и проанализируем их влияние на дальнейшую деятельность организаций края.

Социально-экономическая среда. Сегодня экономика России и Хабаровского края в том числе находится в стадии подъема; наблюдается ряд положительных тенденций в этой сфере:

- за период с 2001 по 2006 год реальные денежные доходы населения увеличились в 1,5 раза, реальная заработная плата – в 2 раза, реальный размер назначенных пенсий – в 1,5 раза;

 - доля населения, имеющего денежные доходы ниже установленного в крае прожиточного минимума, снизилась на 13 процентов;

 - в течение последних пяти лет продолжился рост сберегаемой части доходов за счет сокращения доли потребительских расходов;

 - анализ потребительских расходов показывает, что в их структуре происходит снижение доли расходов на покупку продуктов питания и увеличение доли расходов на непродовольственные товары;

 - за пять лет (2001 – 2006 годы) оборот розничной торговли увеличился почти в 1,5 раза.

В то же время в крае сохраняются серьезные социальные проблемы:

 - покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения края отстает от среднероссийского показателя, и разрыв увеличивается с годами (так, если в 2000 году среднедушевые доходы в 1,5 раза превышали прожиточный минимум, то в 2006 году среднедушевые доходы населения края превысили прожиточный минимум в 2 раза);

 - в 2006 году более 300 тыс. жителей края имели среднедушевые денежные доходы ниже установленной в крае величины прожиточного минимума (4,2 тыс. рублей);

 - растет дифференциация населения края по уровню доходов: соотношение между средними уровнями денежных доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченного населения края составило в 2005 году 12,3 раза. С целью улучшения нынешней ситуации, решения накопившихся проблем правительством региона разработаны определенные программы. Основным приоритетом перспективного развития края является формирование среднего класса, который придаст необходимую устойчивость всей социальной конструкции. Для снижения дифференциации по доходам населения поставлена цель приближения минимальных социальных стандартов (минимальная пенсия) к прожиточному минимуму соответствующих групп населения.

Проекты дают эффекты дополнительные, обусловленные ростом экономической активности в ряде смежных отраслей, территориально или технологически близких к каждому из этих проектов. Как следствие, вырастет уровень жизни населения, а также будут решены вопросы заселения Восточных территорий России. Политико-правовая среда. Политическую ситуацию в стране и в регионе в целом можно охарактеризовать как стабильную. На сегодняшний день в России зарегистрировано 25 политических партий, отвечающих требованиям пункта 2 статьи 36 Федерального Закона «О политических партиях». Стабильность проявляется в том, что последним годом регистрации партий является 2002 год, в течение которого в политической системе России появилась 21 политическая партия.

В то же время наблюдается и неоднозначная тенденция: только с начала 2007 года прекратили свое существование 9 политических партий. Можно сказать, что резкой смены политического курса не будет, т.к. не предвидится появление новых партий, а программы уже существующих партий известны. По мнению ведущих политиков России, в нашей стране существует так называемое «поправочное законодательство»: большая часть принимаемых законов есть поправки к уже существующим законам. Так, например, в один только Налоговый кодекс в течение 2005 года было внесено 23 изменения. Что касается Хабаровского края, в среднем в год Законодательной Думой края принимается 450–500 нормативно-правовых актов.

Существенная их часть представляет собой поправки к ранее одобренным. В сфере социальной политики, например, в течение 2006 года было принято всего 3 законопроекта, каждый из которых представлял собой поправки к уже существующим. Подобная ситуация вносит неразбериху в законодательство, а также позволяет характеризовать его как нестабильное. Однако уже сейчас рассматривается вопрос о создании законов «О нормативно-правовых актах в РФ» и «О порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов», в котором будут установлены четкие требования к вносимым законопроектам. Демографическая среда. Демографическая ситуация в Хабаровском крае, как и в России в целом, достаточно сложная. Общая убыль населения края за 2006 г. составила 61,6 тыс. человек. Как известно, демографическую ситуацию формируют три компонента: рождаемость, смертность, миграция. В последние годы в крае наблюдается рост рождаемости: в 2006 году родилось 15,4 тыс. детей, что превысило уровень 2000 года на 24,3 процента. Однако увеличивающаяся рождаемость не обеспечивает прироста населения в силу высокой смертности и миграции.

За период с 2000 по 2006 год в крае умерло 134 тыс. человек. Превышение числа умерших над числом родившихся снизилось в 2006 году до 1,5 раза против 1,7 раза в 2000 году. Продолжается миграционный отток населения, хотя интенсивность его снижается. В результате изменений в характере воспроизводства и механическом движении населения изменилась его возрастная структура. За последние годы доля лиц старше трудоспособного возраста выросла на 2 процента, при этом доля населения моложе трудоспособного возраста снизилась на 4 процента.

Средний возраст жителей края - 36,54 лет (России – 38,30 лет). По прогнозу до 2010 года коренным образом ситуация не изменится, произойдут не существенные изменения: по сравнению с 2006 годом рождаемость увеличится в пределах 2 процентов, число умерших снизится на 3 процента, в том числе в младенческом возрасте на 20 процентов, что позволит снизить превышение смертности над рождаемостью до уровня 1,3 раза. Показатель ожидаемой продолжительности жизни увеличится на 1,5 процента. Научно-техническая среда. Уровень образования в Хабаровском крае превышает средний по России в полтора раза. Около 60 процентов экономически активного населения имеет высшее или среднее профессиональное образование.

Наблюдается тенденция к увеличению численности научно-технических кадров высшей квалификации. В среднем в год число докторантов в крае увеличивается на 50%. В то же время наблюдается старение научных кадров. Средний возраст докторов наук составляет 55,6 лет. Наибольшее количество докторов наук являются представителями естественных наук (63%), наименьшее – медицинских (3%).

Хабаровский край стабильно занимает в рейтинге регионов Дальнего Востока по заявкам на изобретения 1 место, на полезные модели и товарные знаки - 2 место(Приложение Г).Позитивные изменения в научно-техническом секторе были обусловлены в определенной мере усилиями Правительства края по поддержке науки. Были заложены основы законодательного регулирования научно-инновационной деятельности. Разработки наших научных организаций в 2000 - 2006 годах успешно демонстрировались на международных и всероссийских выставках.

Получены десятки престижных дипломов и медалей. Вместе с тем уровень инновационной активности в крае остается низким. Согласно исследованиям, доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, не превышает 15 процентов от их общего числа, удельный вес инвестиций на инновационные цели составляет около 15 процентов в их общем объеме. Удельный вес затрат на технологические инновации в общих затратах на инновационную деятельность не превышает 10 процентов. В силу приоритетного национального проекта «Образование» наука в крае будет развиваться, будут появляться и внедряться новые разработки. Природно-географическая среда. Хабаровский край относится к числу богатых регионов России, что дает ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций.

Хабаровский край обладает большими и разнообразными природными богатствами - земельными, водными, лесными и другими биологическими ресурсами вод и суши, многочисленными полезными ископаемыми. Говоря о последних тенденциях в природно-географической среде края, следует отметить ухудшение экологической ситуации. Напряженной экологической обстановка наблюдается на участках интенсивной лесозаготовки и масштабной добычи полезных ископаемых (карьеры, разрезы, горнообогатительные комбинаты). Это прежде всего отдельные территории Верхнебуреинского, Солнечного, Ванинского, Комсомольского, Советско-Гаванского районов. Основные экологические проблемы здесь связаны с существенным преобразованием поверхности и, как следствие, с уничтожением и деградацией почвенного, растительного покровов, изменением гидрологического режима поверхностных и подземных вод, а также изменением среды обитания фауны и потерей эстетической привлекательности ландшафтов.

Негативную роль в формировании экологической ситуации в Хабаровском крае в последнее десятилетие стали играть пожары, охватывающие площадь свыше 2,5 млн. га ежегодно. С недавнего времени отрицательное влияние на экологию стала оказывать и «фенольная» проблема. Предвидя дальнейшее изменение экологической ситуации, стоит отметить, что в силу Решения Хабаровской городской Думы от 23.05.2006 № 258 "Об утверждении Программы по улучшению экологического состояния города Хабаровска на 2006 - 2010 гг." ситуация должна измениться в лучшую сторону. Указанной Программой предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение рационального и безопасного водопользования, включающих в себя предотвращение сбросов загрязненных сточных вод в реки, переход на подземное водоснабжение, строительство и ремонт очистных сооружений и объектов водопровода. Кроме того, в рамках Программы предусмотрены мероприятия, направленные на улучшение качества воздушной среды города, решение проблем утилизации отходов производства и потребления, развитие природного комплекса города, усиление эколого-просветительской работы со всеми категориями городского населения.

Культурная среда. Деятельность Правительства края в сфере культуры и искусства направлена на реализацию мер по обеспечению доступности населения края к духовным ценностям отечественной и мировой культуры, сохранению культурного наследия, развитию профессионального искусства, библиотечного дела, народного творчества и культурно-досуговой деятельности. С 2002 года в крае осуществляется целевая программа по поддержке и развитию культуры села. Из-за отсутствия жилья, невысокой заработной платы творческие коллективы, особенно театров и концертных организаций, испытывают острый дефицит в высокопрофессиональных кадрах. В целях дальнейшего улучшения культурного обслуживания населения разработан Комплекс мер по развитию культуры Хабаровского края в 2006 - 2008 годах. Для сохранения и оптимизации существующей инфраструктуры предстоит направить усилия на:

- обеспечение равных возможностей для жителей всех территорий края, представителей разных социальных групп и национальностей для получения доступа к культурным ценностям;

 - концентрирование бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры и искусства;

 - создание условий для привлечения в сферу культуры и искусства дополнительных ресурсов из негосударственного сектора, а также развития меценатства и спонсорства;

 - сохранение и формирование кадрового потенциала учреждений культуры и искусства;

 - улучшение материально-технической базы учреждений культуры и искусства, в первую очередь особо значимых объектов отрасли, и их эффективное использование.

Актуальными на период до 2010 года остаются:

 - вопросы комплектования библиотечных фондов библиотек края;

 - техническое переоснащение отрасли, продолжение строительства и реконструкции объектов культуры и искусства;

 - создание новых постановок и прокат существующего репертуара;

 - развитие национальных культур народов, проживающих в крае, поддержка организаций и мастеров художественных промыслов и ремесел, в том числе коренных малочисленных народов Севера;

- сохранение и рациональное использование культурного наследия, организация культурно - досуговой деятельности в городах и районах края:

 - компьютеризация краевых и муниципальных библиотек.

 Как и многие государства, сейчас, наше государство встало на демократические рельсы развития. И конечно, это накладывает свой отпечаток и на ту систему ценностей, которая формируется. Но и предыдущий культурный опыт пытается проникнуть в новую систему, показывая не самые лучшие свои стороны. Индивидуальная активность – важнейший стержень складывающейся сегодня в России системы ценностей.

Постепенно образуются клубы военно-исторической реконструкции событий разных периодов. Все больше детских и молодежных русских ансамблей. Это не может не радовать. Даже в развлекательной сфере стало больше исконных элементов, вплоть до включения славянских номеров в шоу-программы различных мероприятий и празднования масленицы в молодежных ночных клубах. Что же касается политической составляющей в системе ценностей, то само наличие демократического института прямых выборов – к сожалению еще не все, что нужно для ощущения сопричастности избирателей политической жизни государства. Отсутствие нижнего порога явки избирателей, отмена графы "против всех", позволяют людям думать, что их мнение попросту уже никого не интересует.

Отсюда берет свое начало природа разговоров о возврате остатков прежнего режима и "закручивании гаек". А ведь ценность политически осведомленного и активного гражданина – важнейший индикатор существования настоящей, а не фасадной демократии. Вряд ли работа с населением во имя благополучных выборов пробудит подобные начала в людях. Незначительное повышение размера социальных выплат на 30 рублей и реализация национальных проектов этой активности так же не прибавят. Нельзя оставить без внимания экономическую составляющую нашей ценностно-нормативной системы.

Бизнес только ради бизнеса – не самое удачное сочетание на свете. Очень хочется побольше социально – ответственных инициатив. Конечно, это медленнее окупается, но гораздо больше весит. Тем более, что все начинается с уплаты налогов. Предпринимательское сообщество должно постепенно прийти к пониманию того, что благотворительность ради уклонения от налогов – не то, что вписывается в рамки нового порядка.

 

 

Заключение

 

Маркетинговая среда организации — это совокупность активных субъектов и сил, действующих на организацию и влияющих на возможности службы маркетинга успешно сотрудничать с клиентами. Маркетинговая среда складывается из внутренней и внешней сред предприятия.

Внутренняя или микросреда – силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и её возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. сама фирма, её поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты и контактные аудитории.

Первой силой, действующей в микросреде, является сама фирма ― ее подразделения и эшелоны управления, оказывающие влияние на принятие решений руководством службы маркетинга. Вторая сила ― фирмы и отдельные лица, производящие необходимые компании товары и услуги, и в первую очередь ее поставщики. Третья сила ― маркетинговые посредники (торговые посредники, фирмы-специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения). Четвертая сила ― пять типов клиентурных рынков: потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок. Пятая сила ― разнообразные конкуренты, с которыми сталкивается фирма: желания-конкуренты, товарно-родовые конкуренты, товарно-видовые конкуренты, марки-конкуренты. Шестая сила ― любые контактные аудитории, проявляющие реальный или потенциальный интерес к организации или оказывающие влияние на ее способность достигать поставленных целей: финансовые круги, контактные аудитории средств информации, контактные аудитории государственных учреждений, гражданские группы действия, местные контактные аудитории, широкая публика, внутренние контактные аудитории.

Фирма постоянно находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды, которые могут как способствовать, так и противодействовать деятельности фирмы.

Поэтому очень важно исследовать как контролируемые фирмой, так и неконтролируемые факторы. Исходя из данных анализа макросреды маркетинга Хабаровского края, можно утверждать, что в целом ситуация для развития бизнеса в крае благоприятная и будет оставаться таковой в перспективе. Наиболее благоприятные возможности в будущем откроются в сфере услуг, причем как на потребительском, так и на деловом рынках. С ростом доходов домохозяйств и индивидуальных потребителей увеличится спрос на услуги, связанные с проведение досуга и облегчением такой каждодневной рутинной работы, как уборка помещений, приготовление пищи. Таковыми услугами являются: туристические услуги, услуги сферы развлечений, услуги нянь и воспитателей, услуги сферы общественного питания (рестораны, кафе, горячие обеды), услуги домработницы.

Развитие науки и совершенствование технологий вызовет потребности организаций в консалтинговых услугах (в области маркетинга, юриспруденции, бухгалтерии). С целью сокращения своих постоянных расходов организации будут предъявлять спрос на логистические услуги (транспортировка, складирование). К тому же, для оказания транспортных услуг открыты возможности в природно-географической среде края: есть сухопутные, водные и воздушные пути. Развитие научно-технического прогресса приведет к росту спроса индивидуальными потребителями на услуги в области обслуживания высокотехнологичных товаров (компьютеров, аудио-видеотехники, систем безопасности). Прогнозируемый рост доли сбережений в структуре расходов жителей Хабаровского края даст толчок для дальнейшего развития банковской сферы и в то же время приведет к уменьшению емкости рынков продовольственных товаров, ограничит возможности для роста предприятий-производителей продуктов питания.

 Рост рождаемости откроет хорошие возможности для производства товаров и оказания услуг для детей (детская одежда и обувь, детское питание, медицинские услуги, услуги частных детских садов и нянь и т.п.). Экологическая ситуация сможет внести существенные негативные коррективы, которые коснутся лесозаготовительных предприятий, предприятий, занятых добычей полезных ископаемых: ученые-экологи инициируют принятие мер по защите экосистемы края, что в конечном итоге может привести к ограничению деятельности этих предприятий. В то же время экологическая проблема загрязнения вод края дает благоприятную возможность по обеспечению населения чистой питьевой водой. Рост интереса общественности края к экологическим проблемам подсказывает компаниям придерживаться социально-этичной концепции маркетинга, пока не слишком популярной среди организаций Хабаровского края. В дальнейшем, по мнению автора, забота предприятия о перспективном благополучии общества станет одним из важнейших критериев выбора продавца.

 

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1. Внешняя среда   покупатели с их демографическими характеристиками, конкуренты, посредники, финансовые учреждения, рекламные агентства и фирмы, изучающие общественное мнение, таможенные и иные правительственные органы.
2. Внутренняя среда   функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, серийное производство, продвижение товара до покупателя, сбыт, обслуживание и обеспечение запасными частями, обучение персонала, взаимоотношения с поставщиками сырья и материалов и т.д., а также с финансовыми и иными внешними органами.
3. Конкуренты физические или юридические лица (соперники), которые производят товары-аналоги, товары-заменители или осуществляют свою деятельность на том же самом рынке, что и другие производители.
4. Маркетинг   система планирования, ценообразования, продвижения и распространения идей, товаров и услуг для удовлетворения нужд, потребностей и желаний отдельных лиц и организаций.
5. Маркетинговая среда организации   совокупность активных субъектов и сил, действующих на организацию и влияющих на возможности службы маркетинга успешно сотрудничать с клиентами.
6. Международный рынок покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.
7. Микросреда силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и её возможностям по обслуживанию клиентуры.
8. Поставщики организации и частные лица, которые поставляют ресурсы, необходимые для производства товара или для оказания услуг.
9. Макросреда экономическая, природная, социально-культурная, политическая среда, в условиях которой функционирует фирма, которая окружает фирму.
10. Торговые агенты фирмы, лица и организации, которые на основании договоров с продавцами и покупателями получают право содействовать заключению сделок на сравнительно длительный период.
11. Потребительский рынок отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...