Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы влияния стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста




Введение

1. Теоретические основы влияния стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста

1.1 Формирование личности. Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста

1.2 Семья как один из социальных факторов формирования базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста

1.3 Роль семьи в процессе формирования личности детей с нарушениями слуха

1.4 Влияние позиций родителей на процесс формирование личности детей с нарушениями слуха

Выводы

2. Экспериментальное исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в сравнительном аспекте с нормально слышащими детьми

2.1 Исследование стилей семейного воспитания

2.2 Изучение сформированности базовых качеств личности детей старшегодошкольного возраста с нарушением слуха и нормально слышащих детей

2.3 Рекомендации родителям по созданию благоприятных условий для развития личности детей с нарушениями слуха

Выводы

Заключение

Библиография

 


Введение

Начиная с 90 гг. в России формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья. В сфере специального образования происходят существенные изменения, связанные со следующими основными факторами:

- новым отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья;

- эффективным решением вопросов их интеграции;

- проявлением новых типов образовательных учреждений, в которых оказываются образовательные и коррекционные услуги «проблемным» детям;

- разработкой новых концепций психологического сопровождения развития ребенка в процессе обучения;

- тесным взаимодействием педагогов и психологов с родителями аномальных детей в процессе их воспитания и обучения.

Проблема влияния стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности старших дошкольников с нарушениями слуха, в настоящее время очень актуальна. Вопросом влияния семейного воспитания на формирование личности дошкольников с нарушениями слуха занимались такие отечественные и зарубежные педагоги и психологи как Л.С. Выготский, Б.Д. Корсунская, Г.П. Бертынь, С.М. Хорош, Г.Г. Гузеев, О.Б. Половкина, Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова, М. Заорска.

Дети с отклонениями нуждаются в своевременной диагностике и коррекционном воспитании. В связи с экономическими условиями жизни родители, озабоченные тем как прокормить и одеть ребенка, забывают о самом главном общении с ним, что первым, и самым важным социальным институтом, является семья. К тому же такие дети часто воспитываются в проблемных семьях, а роль микросреды, семьи и семейного воспитания, в формировании личности ребенка велика. Именно в семье ребенок познает первые правила поведения, нравственные принципы, именно в семье начинают складываться задатки к формированию личности ребенка. В комплексной диагностике и коррекции отклонений в развитии ребенка семья занимает важное место. В условиях нарастающего материального и социального расслоения общества, работе с семьей должно придаваться особое значение. Возрастает актуальность проблемы психокоррекционной работы с семьей и ребенком, для чего необходима специальная подготовка психологов, дефектологов, сурдопедагогов. Именно квалифицированные специалисты должны помочь семье, имеющей ребенка с нарушением слуха, в процессе формирования базовых качеств личности.

К основным базовым качествам личности мы относим самооценку, а также те нравственные качества, которые начинают оформляться в дошкольном детстве, довольно скоро закрепляютсяи образуют устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие социального типа, или характера личности.

Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым спустя много лет можно узнать человека. Такие качества отличаются от личностных свойств человека тем, что их истоки уходят в дошкольный возраст, а предпосылки к формированию складываются в тот период жизни ребенка, когда он еще не владеет речью. Жизненная устойчивость этих качество объясняется тем, что в начальный период формирования данных свойств мозг ребенка еще не зрелый, а его способность к дифференциации: раздражителей недостаточна развита.

Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка с нарушением слуха играет представление о том, как дети старшего возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет.

Не смотря на разработку вопроса развития личности ребенка в семье в общей и возрастной психологии, мало изученным остается влияние стилей семейного воспитания на личность слабослышащего дошкольника. Исходя из этого противоречия, мы сформулировали цель нашей работы.

Цель данной работы – определить, влияние стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности ребенка с нарушением слуха, в сравнительном аспекте с нормально слышащими детьми.

Объектом изучения являлся процесс семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха и нормально слышащих.

Предметом изучения являлись базовые качества личности детей с нарушениями слуха и нормально слышащими.

Исходя из цели нашей работы, мы предположили следующую гипотезу: мы предполагаем, что различные стили семейного воспитания по-разному влияют на процесс формирования базовых качеств личности старшего дошкольника с нарушением слуха и нормально слышащего:

- демократический стиль семейного воспитания оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка с нарушением слуха и без него;

- либеральный и неустойчивый стили не будут оказывать положительного влияния на формирования личности ребенка с нарушением слуха и без нарушения слуха;

- авторитарный стиль будет оказывать негативное влияние на процесс формирования личности ребенка с нарушением слуха и нормально слышащего.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Выявить стили воспитания дошкольников с нарушением слуха и нормально слышащих;

3. Исследовать личность старшего дошкольника с нарушением слуха и нормально слышащего с целью выявления сформированности базовых качеств личности;

4. Изучить характер влияния стилей семейного восприятия на процесс формирования базовых качеств личности;

5. Разработать рекомендации родителям по созданию благоприятных условий для развития личности детей с нарушениями слуха.

Методы исследования:

- анализ научной психолого-педагогической литературы;

- анкетирование родителей;

- беседа с детьми;

- наблюдение за детьми в процессе их совместной деятельности;

- исследование самооценки детей.

Базой исследования явились три подготовительные группы (0А, 0Б, 0В) при специальной школе-интернате №7 для глухих детей I вида, ЦАО г. Омска и подготовительная группа ДОУ №176, КАО г. Омска.

Этапы работы по теме исследования:

1 определение темы научного исследования: сентябрь 2003г.

2 анализ литературы: октябрь – декабрь 2003г.

написание главы I научного исследования: ноябрь – декабрь 2003г.

3 экспериментальное исследование: ноябрь – март 2003 – 2004г.

4 анализ и обобщение результатов эксперимента: январь – март 2004г.

5 написание главы II научного исследования: март – апрель 2004г.

6 оформление ВКР: май 2004г.


Теоретические основы влияния стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...