Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль семьи в процессе формирования личности детей с нарушениями слуха




 

Появление в семье ребенка с врожденным пороком развития ставит перед родителями ряд сложных проблем. Впервые узнав о диагнозе своего ребенка и осознав всю тяжесть заболевания, родители испытывают болезненный шок и отчаяние, затем приходит чувство вины перед своим ребенком.[6.]

Изоляция, чрезмерная опека ребенка, занижение требований к нему, закрепление за ним положения «тяжело больного», жалость отнюдь не способствуют его медицинской и социальной реабилитации и приводят к появлению ряда вторичных нарушений, к формированию патологически развивающейся личности, а тем самым задерживают и интеллектуальное развитие ребенка. Кроме того, в семье это создает напряженную атмосферу, конфликтную ситуацию между родителями и другими детьми. По мнению Г.П. Бертынь, правильная оценка семейной ситуации, регулярные консультации у с специалистов помогут установить оптимальный климат в семье, предотвратить тяжелые, эмоциональные переживания, конфликты между родителями, превращая их в подлинных союзников врачей, психологов, педагогов, занимающихся лечением, воспитанием и обучением аномального ребенка.

Известный ученый, сурдопедагог Б.Д. Корсунская в своих работах и советах по воспитанию глухих дошкольников большое внимание уделяла воспитанию этих детей в семье. Она отмечала, что если ребенок не слышит, родители, страдая от горя, всеми силами стараются скрасить детство ребенка, сделать его жизнь безмятежной и радостной, пока это в их силах. Это помогает и родителям переносит невзгоды. Оберегая свое дитя от трудностей, освобождая от обязанностей и ответственности, ничего не требуя и во всем потакая, родители должны понимать, что детство проходит, дети вступят в мир, где они будут жить и работать, общаться с людьми. Как сложится их жизнь в этом мире, во многом зависит от личностных качеств, но личность формируется сейчас в семье. Корсунская Б.Д. писала, что глухой человек может и должен стать воспитанным, добрым и честным.

Отечественный психолог С.М. Хорош отмечает большое влияние позиции родителей на раннее развитие аномального ребенка. Обнаружение у ребенка нарушения слуха (при рождении или в первые месяцы жизни) обычно вызывает тяжелое стрессовое состояние. Рушатся их надежды, планы, связанные с рождением ребенка, ломается представление о своей жизни. В этой ситуации одни родители могут со временем перестроиться, пересмотреть свою жизненную позицию, другие же не в состоянии справится с этим собственными силами. Они либо отказываются от ребенка, либо, оставив его в семье и даже любя, не могут примириться с дефектов. Крайним случаем является возникновение чувства потери смысла жизни.[62]

Вслед за К. Обуховским, мы считаем «потребность смысла жизни» столь характерным свойством взрослого человека, что «без ее удовлетворения он не может нормально функционировать». Эта потребность является необходимым условием приспособления к окружающей жизни. Если судьба ставит человека перед фактом, не согласующимся с его концепцией смысла жизни, а он не в силах смириться и пересмотреть свою концепцию, то в результате нарушается его способность приспособления к социальным условиям жизни. А это может привести к тяжелым невротическим реакциям. Принятие или неприятие человеком факта наличия тяжелого дефекта у его ребенка может по-разному сочетаться с принятие или непринятием самого ребенка. Сочетание отношения обоих родителей к ребенку и его дефекту обуславливает микроклимат в семье, в котором ребенку предстоит развиваться, считает Хорош.

На основании «Теории кризиса» и частной «модели горя» Г.Г. Гузеевым была сформулирована психодинамическая модель поведения семьи.[6.] Все многообразие реакций родителей на рождение аномального ребенка проходит четыре основные фазы:

1. Характеризуется состоянием родителей, их растерянностью, страхом. Родители не в состоянии адекватно понять и переработать полученную информацию. Отмечается падение самооценки, неослабевающее чувство вины.

2. Нередко шоковое состояние трансформируется в негативизм, отрицание поставленного диагноза. Это вторая фаза, при которой отрицание диагноза предполагает сохранение надежды или сохранения чувства стабильности семьи перед лицом факта, грозящего его разрушить. Таким образом, отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги.

3. По мере того, как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризует третью фазу. Необходимость заботы о больном ребенке, специального непрерывного ухода за ним, не утихающие боли оттого, что ты дал жизнь неполноценному человеку, создают синдром «хронической печали» у родителей.

4. А самостоятельное повторное обращение родителей за помощью к специалистам знаменует собой четвертую фазу – начала социально-психологической адаптации всех членов семьи.

Зарубежный исследователь J.E. Hsia отмечает, что более половины родителей недопонимают или очень плохо разбираются в диагнозе своего ребенка.

О.Б. Половкина направила поиск новых форм оказания психолого-педагогической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями.[47.]

Анализ полученных данных в результате исследования социального статуса семьи, позиций родителей позволил выделить различные позиции матери по отношению к воспитанию проблемного ребенка. Условно эти позиции обозначили как активная, пассивная, отстраненная.

Активная, выявлена у 36% родителей, которые адекватно воспринимали информацию о состоянии здоровья ребенка, включались в процесс реабилитации.

Пассивная позиция отмечалась у 38% родителей, эмоционально подавленных, растерянных, механически выполняющих советы специалистов.

Отстраненная позиция отмечалась у 26% родителей. Они наиболее болезненно воспринимали информацию о здоровье своего ребенка, не принимали участия в реабилитации, считая, что делать это должны врачи.

Польский ученый Маженна Заорска, исследовав положение детей с нарушениями слуха и их семей в Польше, получила интересные результаты. [27.]

Среди матерей аномальных детей и отцов преобладали семьи с двумя и более детьми (29,1%), с одним ребенком (7,5%). По вопросу отношения родителей, братьев и сестер, других близких к ребенку по особенностям воспитания были получены оптимистичные данные. Почти в 50% этих семей встречалось полное принятие ребенка. Гиперопека отмечалась в 24% случаях у матерей, 16,4% наблюдений - у отцов, в 10,1% - у братьев и сестер. Ни один человек не считал глухого ребенка бременем для семьи. В домашней среде преобладал демократический стиль воспитания детей. Однако, ни факт принятия глухого ребенка, ни демократия во взаимоотношениях членов семьи не гарантирует участия всех членов семьи в уходе, обучении и воспитании. Обязанности исполнять рекомендации специалистов берет на себя мать ребенка - 65,8%, на много реже отец - 32,9%, братья и сестра - 15,1%.

Таким образом, родители, занимающие позиции неадекватного отношения к глухому ребенку и его дефекту первые препятствуют развитию личности. Это отмечают многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как Л.С. Выгодский, Н.И. Лисина, Б.Д. Корсунская, Г.П. Бертынь, С.М. Хорош, Г.Г. Гузеев, О.Б. Половкина и Т.Г. Богданова.

Идеальное отношение родителей, при котором они видят в своем ребенке, прежде всего человека, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а потом уже аномального ребенка. Эта позиция становится установкой на развитие личности, создает доброжелательную атмосферу, способствует наилучшей адаптации ребенка в разных жизненных условиях. Очень важно создать акцент на эмоционально положительное взаимодействие с ребенком его родителей и педагогов. Необходимо вселять в родителей уверенность в успехе, поддержать их при неудаче, привлекая внимание к положительным сторонам личности глухого ребенка. Это должно стать основной позицией родителей, педагогов и психологов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...