Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Современное состояние хозяйственного права




Курсовая работа

 

 

По дисциплине: «Гражданское право»

На тему: «Гражданские правоотношения

 

 

Минск, 2010

 

 

Содержание

 

 

Введение ……………………………………………………………….3 стр.

Раздел 1. Современное состояние хозяйственного права  в Республике Беларусь…………………………………………

Глава 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство

Глава 2. Состав и структура хозяйственного законодательства....

Глава 3.   Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности

Глава 4. Граждане как субъекты хозяйственной деятельности

Глава 5. Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования.

 

Раздел 2. Перспективы развития хозяйственного права в Республике Беларусь …………………………………………………............18 стр.

Глава 1. Формирование хозяйственного законодательства….

Глава 2. Основы развития и совершенствования хозяйственного законодательства

Глава 3. Основы необходимые для дальнейшего совершенствования хозяйственного законодательства

Глава 4 Проблемы систематизации хозяйственного законодательства

Глава 5 Тенденции современного хозяйственного права

    Заключение …………………………………………………...28 стр.

    Список литературы ………………………………………….29 стр

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Становление эффективной экономики в настоящее время неразрывно связано с процессами формирования различных сфер и видов хозяйственной деятельности. Процесс трансформации собственности за последнее время определил основные сектора экономической жизни и фундамент для дальнейшего экономического развития. Сегодня появилось множество хозяйствующих субъектов частной формы собственности. Многие граждане стали осуществлять предпринимательскую деятельность в различных ее видах и формах.

Вместе с тем, развитие предпринимательской деятельности на протяжении истории обеспечило ряду стран экономическое могущество и силу, и напротив, «отказавшись» от частной собственности, экономическое развитие стран бывшего СССР приобрело иную направленность и, в конечном счете, реформы, произошедшие в конце 80-х годов «взяли курс» на развитие рыночной среды, разнообразие форм собственности, признав административно-командную систему неэффективной. Поэтому становление и поддержка предпринимательства является одной из важнейших задач в современной Беларуси.

Мировая экономическая мысль на протяжении продолжительного периода времени активно занималась теорией и практикой предпринимательства.

Сегодня остро стоит проблема теоретического осмысления сущности, организационных форм и дальнейших ориентиров развития предпринимательства, появляется необходимость их исследования. Развитие мировой экономики показало, что предпринимательство является одним из важнейших факторов формирования и развития экономики с рыночным механизмом хозяйствования.

Для широкомасштабного становления сегодня срочно надо создать соответствующие правовые и другие условия. Беларуси не выйти из такого количества экономических проблем и не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса, не войти в мировую экономику в качестве равного субъекта международных отношений без развитого предпринимательства.

 

 

Раздел 1. Современное состояние хозяйственного права

Глава 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство

Хозяйственное право – это совокупность законодательных актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности.

Хозяйственное право в теории хозяйственного права рассматривается в нескольких аспектах:

– как самостоятельная отрасль права, имеющая свой самостоятельный предмет и метод правового регулирования;

– как система законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность;

– как учебная дисциплина.

Особенности хозяйственного права: по субъектному составу, так как в качестве субъектов выступают юридические лица, осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность; по сфере правового регулирования, так как распространяется только на область производства товаров, продукции, работ, услуг, а также коммерческого оборота и регулируется особым видом хозяйственного законодательства. Отсюда вытекают и свои специфические вопросы прав и обязанностей.

Для хозяйственного права, в отличие от гражданского права, характерен императивно-диспозитивный метод правового регулирования. Хозяйственное законодательство включает законы, постановления и другие нормативные акты, являющиеся источником хозяйственного права. Хозяйственное законодательство, таким образом, представляет собой совокупность нормативных актов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения с участием юридических и физических лиц.

Особенностью хозяйственного законодательства является не только особая сфера его применения, но и то, что оно включает в себя достаточно много правовых актов, принятых на уровне министерств и ведомств. Обязательными в хозяйственной деятельности являются Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда, что вызвано динамикой развития хозяйственных отношений.

Наиболее часто применяемые на практике нормы хозяйственного права закреплены в следующих актах законодательства:

– Гражданском кодексе Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.;

– Инвестиционном кодексе Республики Беларусь от 22 июня 2001 г.;

– Законе Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 7 декабря 1998 г.;

– Законе Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 25 октября 2004 г.;

– Законе Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000 г.

 

 

Глава 2 Состав и структура хозяйственного законодательства

 

Хозяйственное законодательство включает законы и другие нормативные акты, являющиеся источниками хозяйственного права.

Если хозяйственное право представляет собой совокупность правовых норм по регулированию хозяйственных отношений, то хозяйственное законодательство - совокупность нормативных актов, в которых содержатся данные нормы.

Конечно, нормы одной отрасли права могут включаться в нормативные акты другой отрасли законодательства. Так, с одной стороны, нормы хозяйственного права содержатся в гражданском законодательстве. С другой стороны, в нормативных актах хозяйственного законодательства содержатся нормы гражданского права, примером чего являются транспортные уставы и кодексы. Преимущественно это акты хозяйственного законодательства, но в части регулирования перевозки пассажиров и багажа они содержат нормы гражданского права.

Выражая содержание хозяйственного права как отрасли права, хозяйственное законодательство является его внешней формой и характеризуется теми же признаками, что и хозяйственное право.

Под источником права понимаются определенные формы выражения государственной воли, складывающиеся из принятых в определенном порядке компетентными государственными органами актов, которыми устанавливаются нормы права.

Источниками хозяйственного права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 85 Конституции РБ приравнивает к конституционным законам декреты Президента.

Переход к законодательству, а не подзаконному регулированию экономики, несомненно, следует отнести к положительному явлению в жизни страны. Достоинство закона, состоящее в его высоком уровне подготовки и принятия, непререкаемости, абсолютном знании (никто не вправе ссылаться на его незнание) делают закон мощным рычагом реализации экономического строительства. Именно закон регламентирует исходные позиции рыночной экономики.

Основным видом источников хозяйственного законодательства являются законы Республики Беларусь. Главным источником безусловно является Конституция Республики Беларусь. Для хозяйственного права центральное значение имеют нормы ст. 13, определяющие равенство форм собственности. Переход к рыночным отношениям диктует необходимость использовать в экономике конкурентное взаимодействие всех форм собственности: государственной, частной и иных форм собственности.

Будучи Основным законом нашей страны, Конституция РБ содержит в себе нормы различных отраслей права.

Особое место занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде кодексов. Отраслевые кодифицированные нормативные акты являются прежде всего базой для развития всего текущего отраслевого законодательства на территории Республики Беларусь.

В принятом в 1999 г. Гражданском кодексе РБ предмет хозяйственного права вошел в предмет гражданского права. Авторы Гражданского кодекса часть хозяйственных отношений по горизонтали отнесли к сфере гражданского законодательства, а хозяйственные отношения по вертикали, не вошедшие в эту сферу и не регулируемые комплексно административным правом, оставили не урегулированными. Учитывая сложность и многоуровневость хозяйственно-правовых отношений, а также объективно оценивая социально-экономическую обстановку в Республике Беларусь в настоящее время и необходимость скорейшего создания основ нормативно-правовой базы рыночной экономики, позиция авторов Кодекса вполне объяснима.

Представляется, что высказываемые предложения о проведении кодификации хозяйственного законодательства путем издания единого закона типа Хозяйственного кодекса РБ, который установит общие правила и основные положения регулирования хозяйственных отношений во всех отраслях экономики и по всем видам хозяйственной деятельности, приведет хозяйственное законодательство в единую систему.

Среди подзаконных, регулирующих хозяйственные отношения нормативных актов большой массив составляют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РБ. В соответствии со ст. 85 Конституции РБ Указы Президента не могут противоречить Конституции РБ. В случае их противоречия действует норма Конституции. Указы и Декреты Президента как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при пробельности в решении законом тех или иных вопросов или при необходимости оперативного принятия законодательных решений.

Постановления Правительства РБ, изданные в соответствии с его компетенцией, также являются источниками хозяйственного права. Постановления Правительства РБ не должны противоречить Конституции РБ, республиканским законам и Указам (Декретам) Президента РБ. В противном случае постановление Правительства РБ может быть отменено Президентом в соответствии с п. 25 ст. 84 Конституции РБ. Акты правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и исполнение законов.

В ряде источников хозяйственного права стоят акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (например, антимонопольных органов и др.).

Местные органы власти и управления также могут издавать нормативные акты хозяйственно-правового содержания, опираясь на Конституцию РБ и соответствующие законы.

Главные регулирующие возможности территориальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды. Так, например, район вправе определить правила пользования природными ресурсами, правила пользования водозаборными сооружениями, условия и порядок разгосударствления и приватизации предприятий и имущества, принадлежащего административным образованиям (Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь») и др.

Советское и современное белорусское хозяйственное законодательство никогда не было кодифицировано.

В настоящее время основной массив нормативных актов составляют акты министерств и ведомств, а законами и указами урегулированы далеко не все хозяйственные вопросы.

 

 Глава 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности

Основными субъектами хозяйственной деятельности являются хозяйственные (коммерческие) организации и индивидуальные предприниматели. Статус юридического лица предприятия и организации приобретают только после соблюдения установленной законом правовой процедуры – регистрации в соответствующих органах государственного управления или совершения иных действий.

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. Согласно ст. 46 ГК, некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность и всю полученную прибыль могут направлять на цели своей деятельности.

Коммерческие организации создаются в форме:

· хозяйственных товариществ:

а) полного товарищества;

б) коммандитного товарищества;

· хозяйственных обществ:

а) акционерного общества (ОАО, ЗАО);

б) общества с ограниченной ответственностью (ООО);

в) общества с дополнительной ответственностью (ОДО);

· производственных кооперативов;

· унитарных предприятий:

а) государственных;

б) частных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...