Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

актов. Каждый вид актов должен занимать строго установленное место в системе законодательства, соответствующее его юридической силе.




    

 

Глава 3. Основы необходимые для дальнейшего совершенствования хозяйственного законодательства

В целях правового урегулирования преобразований, проводимых

в экономической сфере, следует:

· создать эффективную систему государственной поддержки

предпринимательства в сочетании с оптимальной системой

государственного регулирования, обеспечить наиболее благоприятные

· организационно-правовые условия для развития предпринимательства; принять в развитие положений Гражданского кодекса Республики Беларусь законодательные акты, направленные на упорядочение и упрощение процедуры лицензирования отдельных видов деятельности, государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

· развить нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь в

части более полной регламентации договора комплексной

предпринимательской лицензии (договора франчайзинга);

· создать условия для дальнейшего формирования

законодательства, регулирующего отношения в сферах страховой,

аудиторской, рекламной, оценочной, концессионной, лизинговой,

ипотечной и биржевой деятельности, обращения ценных бумаг,

ценообразования, а также государственной антимонопольной политики;

· обеспечить наиболее полное регулирование отношений

собственности, приватизации, строительства.

 

В сфере международного частного права необходимо:

· разработать и принять комплексный закон, регламентирующий

порядок государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности, заключения и совершения внешнеэкономических сделок;

· обеспечить создание на внутреннем рынке равных прав для

субъектов предпринимательской деятельности, условий для справедливой

конкуренции с участием иностранных инвесторов путем приведения

законодательства Республики Беларусь в соответствие с требованиями

международных соглашений, заключенных в рамках Всемирной торговой

организации (ВТО), посредством отказа от использования нетарифного

регулирования в качестве инструмента поддержки отечественных

товаропроизводителей;

· разработать новые нормативные правовые     акты,

регламентирующие концессионные отношения, правовое положение

иностранных юридических лиц, режим имущества, принадлежащего

иностранным лицам.

В целях совершенствования правового регулирования аграрных

отношений следует:

· установить правовой статус сельскохозяйственных

производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов

(перерабатывающих, сбытовых (торговых),  обслуживающих,

снабженческих, садоводческих, огороднических, животноводческих,

кредитных и иных), а также определить правовой режим имущества

крестьянского (фермерского) хозяйства как организационно-правовой

формы юридического лица;

· подготовить и принять законодательные акты в области

государственного регулирования агропромышленного производства,

сохранения и повышения плодородия почв, защиты растений;

· определить правила заключения и выполнения договоров

поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд,

контрактации, финансовой аренды (лизинга) сельскохозяйственной

техники;

· урегулировать отношения в области страхования имущества

сельскохозяйственных организаций;

    Данные основы помогут повысить эффективность правового регулирования общественных отношений в области хозяйственного права и создать наиболее благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности, которой должно способствовать законодательство Республики Беларусь.

 

Глава 4. Проблемы систематизации хозяйственного законодательства

Многообразие нормативных актов, издаваемых в области хозяйственных отношений, большое число органов, имеющих право издавать нормативные акты в этой области, создают огромный массив несистематизированных и неупорядоченных актов. В основе этого массива нет системообразующего акта.

Системообразующий акт необходим, чтобы:

· сделать законодательство этой сферы обозримым и удобным для практического применения;

· создать стройную и взаимоувязанную иерархию актов, в которой можно было бы, исходя из основных решений, получить точные данные об окончательном, детальном решении вопроса в подзаконном нормировании;

· в иерархии нормативного регулирования выдерживать требования последовательного соответствия актов нижестоящего ранга актам вышестоящих органов;

· за счет создания общей части хозяйственного законодательства обеспечить не только единство правового регулирования в его особенных ответвлениях, но сэкономить нормотворческий материал, в котором принципиальные положения не нуждались бы в повторении в каждом подразделении особенных частей хозяйственного законодательства.

Такие проблемы, естественно, могут быть решены только на основе кодификации хозяйственного законодательства, создания Хозяйственного кодекса РБ.

Сегодня, на мой взгляд нет причин, которые давали бы основания настаивать на дуализме регулирования. Необходим единый подход к хозяйствованию и в горизонтальных, и в вертикальных отношениях воздействия государства на рынок. Поэтому нужно преодолеть наследие прошлого в этой области и сосредоточить усилия не на расщепленном варианте регулирования, а на создании единого системообразующего акта - Кодекса.

 

Глава 5. Тенденции современного хозяйственного законодательства

 

Многие предписания законодательства не порождают ни юридических прав, ни обязанностей. Они лишь в самом общем виде ставят задачи и описывают желаемое положение дел. Сами по себе правильные слова ничего в экономике страны изменить не могут. Для их реализации необходимо создание конкретных юридически закрепленных правил поведения и контроль со стороны исполнительной власти за их осуществлением.

В законодательстве существует часто употребляющийся термин "ответственность". Можно назвать три значения этого термина: а) как синоним обязанности; б) сознание долга перед обществом, государством, людьми, побуждающее выполнить возложенные на хозяйственный орган или должностное лицо обязанности; в) юридическую ответственность, основанием возникновения которой является правонарушение. Однако разработчики проектов законодательных и других нормативных актов не заинтересованы в установлении за уклонение от предписанных правовыми нормами правил юридической ответственности. Как правило, фигурирует декларация о "персональной ответственности".

Значительное число актов хозяйственного законодательства, хотя и содержит слова "право" и "обязанность", но создает лишь видимость правового регулирования. Если акт не обеспечен механизмом его реализации, то на практике его применить затруднительно.

Если при подготовке законопроектов ведомственные интересы сказываются на качестве разрабатываемых документов, то ведомственное засилье в подготовке решений Правительства РБ проявляется и в других формах. Например, просматривается тенденция к неоправданному сокращению нормативно-правового регулирования важнейших отношений в сфере народного хозяйства на уровне Правительства РБ с одновременной передачей юридической регламентации этих отношений на ведомственный уровень, причем именно тем органам, учреждения и организации которых являются сторонами этих отношений, что создает возможность для реализации ведомственных интересов в ущерб общегосударственным.

Не только наличие правового регулирования, но в ряде случаев и его отсутствие могут дать определенную информацию. Дело в том, что просматривается тенденция к затягиванию выполнения поручения о подготовке некоторых правовых актов.

Для хозяйственного законодательства, как и для всего современного белорусского законодательства, характерна декларативность. Между тем, все зарубежные страны перешли от абстрактной формы права к более казуистичной.

Девальвация законов РБ, регулирующих хозяйственную деятельность, происходит из-за наличия в них большого количества отсылочных и бланкетных норм.

 

 

 

 

[1] Предпринимательское право: Курс лекций / Под ред. Н. И. Клейн. М., 1993. С.19.

 

2 Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательства. М., 1993. С.15.16.

 

3 Подробнее о правовом положении подразделений предприятий см. Мартемьянов B. C. Хозяйственное право: Курс лекций. T.I. M., 1994. С. 131-134.

 

4 О субъектах предпринимательской деятельности, имеющих особый правовой статус, деятельности инвестиционных компаний и фондов, см. Мартемьянов В. С. Хозяйственное право: Курс лекций. Т. 1. М., 1994. С. 92-113.

 

5 Мартемьянов B. C. Хозяйственное право: Курс лекций. Т. 1. М., 1994. С.

 

5 Как заключить надежный договор // Законодательство и экономика. 1995. N39.

 

6 Более подробно о консорциуме см. Хозяйственное право: Курс лекций. Т.2 / Отв. ред. В. С. Мартемьянов. М..1994.С.350-352.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...