Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние автомобильного транспорта на состояние воздуха.




Экологическая характеристика Санкт-Петербурга.

1.1.Экологическая обстановка промышленных районов Санкт-Петербурга к началу XXI века.

 

       Санкт-Петербург - важнейший промышленный, торгово-транспортный, культурный и научный центр России, четвертый по населенности город Европы и самый северный из крупнейших городов мира. По мнению специалистов, к настоящему времени в городе уже давно образовалась довольно сложная экологическая ситуация. Территория города и области отличается высокой техногенной нагрузкой на окружающую среду среди регионов европейской части страны по комплексу показателей экологической опасности, что и обуславливает его проблемы. Более 40 % территории Санкт--Петербурга занимают промышленные предприятия и обслуживающие их структуры. Почти 1000 крупных индустриальных объектов загрязняют городскую среду. Современная экологическая обстановка в регионе является следствием существования на протяжении десятков лет системы хозяйствования, тех принципов и установок, которые были заложены в основу. Причины создавшейся экологической ситуации заключаются в том, что в стране отсутствовала экологическая ориентация в развитии производительных сил, в производстве преобладали водо-, ресурсо- и энергоёмкие технологии, существовало раздельное планирование и управление экономическими, социальными и природоохранными процессами, материально - техническая база была неудовлетворительна (коэффициент износа оборудования нередко составлял 50 %), а несовершенство действующих нормативных и законодательных актов и низкий уровень природоохранных затрат

дополняли отрицательное действие на окружающую среду.

       До сегодняшнего дня самыми серьёзными проблемами Санкт - Петербурга остаются отходы и состояние воздуха. Приоритетным загрязнителем являются автотранспорт и предприятия топливно-энергетического комплекса, металлургии и металлообработки. Ежегодно в атмосферу города выбрасывается тысячи тонн вредных для здоровья человека веществ (таблица 1).

 

ТАБЛИЦА 1

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу города.

 

Выбросы, тыс. тонн 1987 1990 1993 1994 1995 1996
Всего 633 436 229 104 152 138
в т. ч.:

Твердые вещества 51 35 18 14 11 11
Оксид углерода 338 224 91 11 67 61
Диоксид азота 66,5 57,5 41 28 31 31
Диоксид серы 85 63 53 42 19 15

 

Безусловно, воздух Санкт-Петербурга имеет высокую степень загрязненности вследствие особой специфики и месторасположения города. По таблице 2 можно просмотреть динамику изменений концентраций вредных веществ в воздухе и многократное превышение ПДК по большинству показателей, наблюдающееся из года в год. Некоторое снижение вредных выбросов по отдельным веществам (оксид углерода, окись азота) скорее всего, связано не с улучшением контроля со стороны экономических служб, а падением промышленного производства в 1995-1996 гг.

 

 

ТАБЛИЦА 2

Динамика изменения концентрации примесей в воздухе Санкт-Петербурга.

 

Загрязняющие вещества   ПДК ср. с. мг/м куб.

Среднегодовые концентрации

    1992   1993 1994 1995 1996
Пыль 0,5 1,0 1,3 1,3 1,3 1,2
Диоксид серы 0,005 0 0,2 0,1 0 0
Оксид углерода 1,0 0 0,3 0,3 0 0
Диоксид азота 0,04 1,8 2,0 1,8 1,8 1,9
Фенол 0,003 0 1,3 2,8 3,2 2,7
Хлористый водород 0,02 0,02 0,8 0,4 0 0
Аммиак 0,04 2,0 1,0 0,9 1,0 1,1
Формальдегид 0,003 1,3 2,3 1,3 1,6 1,1
Окись азота 0,06 0 1,2 0,3 0 0

 

Санитарно-гигиеническая характеристика наиболее загрязненных зон на территории Санкт-Петербурга.

Некоторые районы Санкт-Петербурга имеют повышенную степень загрязненности из-за наличия каких-либо промышленных или прочих объектов. (Также см. карта 1).

 

                                                                                                      ТАБЛИЦА 3

Санитарно-гигиеническая характеристика наиболее загрязненных зон на территории Санкт-Петербурга.

 

Зона Границы района Повышение концентрации загрязняющих в-в в воздухе (кол-во раз).
Особо неблагоприятная             Василеостровский р-он, р. М. Нева, Малый пр., пр. Кима Меркаптан-5, фенол-3, двуокись азота-6, соляная кислота-7.
Особо неблагоприятная Василеостровский р-он, р.Б.Нева, 22-23-линии, Большой пр. Меркаптан-5, ксилол-9, двуокись азота-11, марганец-3,5
Особо неблагоприятная Выборгский р-он, р.Б.Невка, граница Калининского и Приморского р-нов Углеводороды-4, двуокись азота-2,8,ксилол-4,7,пыль-4,6
Неблагоприятная Дзержинский р-он Двуокись азота-1,5
Особо неблагоприятная Калининский р-он, гр-ца с Выборгским р-ном, Свердловская наб., Полюстровский пр. Двуокись азота-30, марганец-3, сернистый газ-5
Особо неблагоприятная Кировский р-он, гр-ца с Ленинским, Московским пр., внутр.ж.д полукольцо, о-в Гутуевский Меркаптан-25, свинец-10, ацетон-28, ксилол-14, сернистый газ-5
Неблагоприятная Внутр. Ж.д. полукольцо, Краснопутиловская ул., р.Красненькая Марганец-9, свинец-10, сернистый газ-36, ксилол-14, ацетон-28
Особо неблагоприятная Красногвардейский р-он, Б. Пороховская ул., пр. Металлистов, р. Охта, р. Оккервиль, внутр. Ж.д. полукольцо Марганец-48, пыль-4, окись углерода-1,6
Особо неблагоприятная Куйбышевский р-он, Загородный пр, Разъезжая ул., Лиговский пр., Звенигородская ул. Свинец-30, пыль-1,5, двуокись азота-7, ксилол-13
Особо неблагоприятная Ленинский пр., гр-ца Кировского и Московского р-нов, пр. Огородникова, наб.Обводного канала, Измайловский пр., 12-я Красноармейская ул. Свинец-2,5, фенол-8, серная кислота-2, ацетон-3,5
Особо неблагоприятная   Московский р-он, гр-цы Фрунзенского, Ленинского, Кировского р-нов, ул. Решетникова Альдегид-35, фенол-7, ксилол-15,щелочь-27
    Особо неблагоприятная   Октябрьский р-он, Новоадмиралтейский пр., Матисовы о-ва, Лоцманская     Двуокись азота-1,5, сернистый газ-2,8, пыль-1,5
Особо неблагоприятная Смольнинский р-он, Лиговский пр., наб. Обводного канала, река. Монастырка, Невский пр., Гончарная ул. Сернистый газ-20, фенол-60, двуокись азота-23, хром ангидрид-16
Особо неблагоприятная     Фрунзенский р-он     Свинец-3, акролеин-17, уайт-спирит-14, хром ангидрид-16

 

 

 

Влияние автомобильного транспорта на состояние воздуха.

Значительный вклад в загрязнение атмосферы в городе вносит стремительно растущий автомобильный транспорт. Так, например, только за 2001 г. количество автомобилей в нашем городе выросло на 300 тысяч. Учитывая транзит, число автомобилей в городе достигло 1,5 (полутора миллионов).

Автомобильными двигателями выделяются в воздух города более 95 % оксида углерода, около 65 % углеводородов и 30 % оксидов азота. Кроме того, входящий в состав воздуха азот при высокой температуре и давлении в цилиндрах двигателя реагирует с остаточным кислородом. В результате образуются оксиды азота - ещё одна вредная составляющая выхлопных газов.

Автомобиль загрязняет атмосферный воздух не только токсичными компонентами отработанных газов, парами топлива, но и продуктами износа шин, тормозных накладок. В атмосферный воздух постоянно поступают пары топлива из баков, наиболее заметных в летний период в местах массовых стоянок автомобилей. Наибольший ущерб здоровью наносят машины, стоящие в непосредственной близости от жилых зданий.

В Санкт-Петербурге автомобильный транспорт ежегодно выбрасывает в атмосферу около двухсот тонн загрязняющих веществ. По официальным данным, вклад машин в насыщение воздуха вредными примесями превышает 70 %. Наиболее загрязнёнными считаются Василеостровский, Калининский, Центральный и Колпинский районы. Естественно, это не может не сказываться на здоровье населения. Только за пять лет, с 1992 по 1997 год, страдающих бронхиальной астмой среди маленьких петербуржцев стало больше на 20 %, болезнями эндокринной системы - на 15 %, онкологическими заболеваниями- на 67 %. По данным санитарных врачей, в 12 районах города каждый второй житель испытывает на себе негативное воздействие загрязнённого воздуха. Это выражается в кашле, затруднённом дыхании, общем ухудшении самочувствия. В некоторых наиболее неблагоприятных местах страдают до 88 % населения.

Если бы питерские автобусы (но не изрыгающие клубы дыма, а новые), трамваи и троллейбусы ходили бесперебойно, то очень многие, говорят, предпочли бы их личным автомобилям. В Европе, например, для городского транспорта, включая такси, выделены отдельные полосы движения. В результате-меньше пробок, а пассажиры могут четко рассчитать время до прибытия в пункт назначения. А ведь именно в пробках, когда машины то тормозят, то снова трогаются, бензиновые и дизельные двигатели наиболее опасны. Причем больше других загрязняют воздух грузовики и автобусы. Но лишь к 2007 году власти Санкт-Петербурга планируют полностью обновить автобусный парк. В связи с возрастающей ролью СПб как торгово-транспортного центра международного значения потоки автотранспорта и объем грузоперевозок возрастают многократно. Для снижения экологической нагрузки в  настоящий момент Санкт-Петербург строит современную магистраль вокруг города, которая уже получила название К А Д  (Кольцевая автомобильная дорога). Когда кольцо замкнётся, по нему пойдёт весь транзит, а также часть городского транспорта. После окончания строительства, состояние атмосферы в Санкт-Петербурге должно улучшиться в полтора раза. Общая протяжённость трассы 130 км, расчётная скорость движения-120 км/ч.

С таким солидным приобретением петербуржцев можно поздравить. Однако хочется предостеречь от ошибок, допущенных на московском кольце (МКАД). Внимательные автомобилисты наверняка заметили, что огромное количество деревьев, расположенных вблизи дороги, превратилось в настоящих мутантов. Листья на них растут не на ветках, а по стволу. Особенно эти уродцы заметны на северном участке - от Волоколамского до Дмитровского шоссе. Причины две. Первая, это сильная загазованность прилегающих к МКАД территорий. Но оказывается, что еще более опасны для зелёных насаждений химикаты, которыми дорожные службы до последнего времени щедро поливали обледеневший асфальт. Возможно, городу на Неве следует пойти по пути своих соседей финнов, которые в большинстве случаев вовсе не пользуются вредными веществами для растапливания снега, а просто его утрамбовывают. Правда, для этого требуется ввести закон, запрещающий эксплуатацию автомобилей без зимних шин с шипами. Но что-что, а запрещать у нас умеют.

Кроме строительства КАД в Санкт-Петербурге разрабатывают проект автоматизированного контроля за состоянием воздуха и перераспределения транспортных потоков. Подобный проект уже реализуется в Англии, отличающейся самой высокой в мире интенсивностью дорожного движения. Кроме того, планируется создать большое число «перехватывающих» автостоянок для снижения потока машин через центр. [11,4]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...