Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I . Теоретические основы учета кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками




Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Западно-Казахстанский Аграрно-Технический Университет им. Жангир хана

Кафедра «Учет и Аудит»

Курсовая работа

По дисциплине «Аудит»

На тему:

«Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками»

Выполнила: ст. гр. БУА-32

Утегенова А.А.

Проверила: преподаватель

Манасова С.С.

Уральск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ…………….……..4

1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ УЧЕТА КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ……………………………………………....4

1.2. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ И ПРАКТИКОВ…9

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОО «АРАЙ-2»…………………………………….….19

2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

  ТОО «АРАЙ-2»……………………………….……………………………………………19

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТОО «АРАЙ-2»………………….…..23

ГЛАВА III. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ТОО «АРАЙ-2»……………..………………………………………………………...………..25

3.1.ЦЕЛИ И ИСТОЧНИКИ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ТОО «АРАЙ-2»…………………………………………………..…....25

3.2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТОО «АРАЙ-2»…………………………………34

3.3. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..……………..…………………………….….42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..46

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в настоящее время большое внимание уделяется расчетам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов.

В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки организации независимой проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия - аудита. Таким образом, аудит должен осуществляться в первую очередь в интересах самого предприятия. Непосредственно к анализу содержания аудита примыкает проблема его действенности. Действенность аудита напрямую связана с его качеством. Аудит необходимо ориентировать не на выявление и фиксацию уже свершившихся потерь разного рода, а на их предупреждение. Посредством проведенного аудита на основе детального изучения финансово-хозяйственной деятельности предприятия разрабатываются мероприятия, направленные на предотвращение хищений и порчи выпускаемой продукции и материалов, на сбережение денежных средств и финансовых ресурсов, на предупреждение возникновения отклонений от законодательства, нормативных актов, оптимальных режимов функционирования предприятия.

Цель данной курсовой работы – провести аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ТОО «АРАЙ-2»

Объектом исследования в настоящей дипломной работе является ТОО «АРАЙ-2»

Предметом исследования является состояние аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками на заданном объекте исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Провести аудиторскую проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками в ТОО «Арай-2»

2. Разработать рекомендации по совершенствованию организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ УЧЕТА КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

Термин “обязательства” в первоначальном значении этого отношения, в силу которых одна сторона обязана совершить в пользу другой стороны определенные действия. В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности это экономические обязательства хозяйствующего субъекта, которые признаны и оценены в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета. К основным видам долговых обязательств относится дебиторская и кредиторская задолженность.

Кредиторская задолженность - это сумма долгов одного предприятия другим юридическим и физическим лицам. Она возникает вследствие несовпадения времени оплаты за товар или услуги с моментом перехода права собственности на них либо незаконченных расчетов по взаимным обязательствам, в том числе с дочерними и зависимыми обществами, персоналом предприятия, по полученным авансам и т.п.

В отличие от дебиторской задолженности предприятие в этом случае использует в своем обороте не принадлежащие ему средства, не оплаченные им суммы долговых обязательств, отчего имеет определенные экономические преимущества, кредиторская задолженность основаны на разрыве во времени между товарной сделкой и ее оплатой и, следовательно, на функции денег как средства платежа.

В зарубежной литературе к кредиторской задолженности относятся: подлежащий оплате долг; ожидаемый отток денежных средств или ресурсов; отказ экономического субъекта от потенциального дохода и т.п.

В РК к кредиторской задолженности чаще всего относят краткосрочные долговые обязательства. Возникающие из расчетов покупателей с поставщиками, заказчиков с подрядчиками, предприятий с налоговыми органами, с персоналом по оплате труда и другим платежам, причитающимся дивидендам и др. Вместе с тем в финансовом анализе хозяйственной деятельности в кредиторскую задолженность часто включают погашенные суммы полученных кредитов и займов, подлежащих погашению в соответствии с договорами более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Возникновение и необходимость учета кредиторской задолженности первоначально были связаны с предоставлением денег и материальных ценностей в долг, т.е. с последующим возвратом. По мере развития торговли долговые обязательства увеличились не только по количеству и суммам, но и по видам задолженности. Особенно способствовало этому разнообразие способов продаж.

Организация, предоставляющая товары, работы, услуги в кредит, является кредитором, а организация их получающая - дебитором. В более широком смысле кредитор - это сторона в обязательстве, имеющая право требовать от другой стороны исполнения долговых обязательств, а дебитор - должник в договоре или ином обязательстве. С позиции бухгалтерского учета дебитором является физическое или юридическое лицо, имеющее задолженность данному предприятию. Это могут быть организация-покупатель, не оплатившая отгруженную или отпущенную ей продукцию и другие товары, рабочий или служащий, получивший аванс на командировку или другие расходы, и многие другие должники.

Кредитором следует считать юридическое или физическое лицо, предоставляющее организации деньги или товары в кредит имеющее право на последующее возмещение этих средств в денежной форме или путем обмена на другие товары либо услуги. В широком смысле к кредиторам относятся банки и другие кредитные учреждения, предприятия, отпускающие продукцию и товары с последующей оплатой, рабочие и служащие, которым начислена, но не выплачена заработная плата и др.

Как правовая категория, кредиторская задолженность организации - особая часть ее имущества, являющаяся предметом обязательных отношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют право требовать ее. Указанная часть имущества включает долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, находящиеся во владении организации должника.

Кредиторская задолженность подлежит бухгалтерскому учету и отражению в балансе в качестве долгов организации балансодержателя. Гражданское законодательство, естественно, отличается от бухгалтерского. Так, согласно ст. 268 ГК РК В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. д., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Кредитор обязан принять от должника исполнение.

Согласно общему правилу юридические лица, кроме специальных финансовых компаний, финансируемых учредителем учреждений, государственных учреждений и казенных предприятий, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (п.1 ст. 44 ГК РК «Ответственность юридического лица»).

Таким образом, понятие “кредиторская задолженность” в гражданском законодательстве шире, чем используемое для целей бухгалтерского учета. В гражданском законодательстве обязательство возникает из договора, независимо от того, происходило ли какое-либо движение средств во исполнение сделки.

Однако в бухгалтерском учете кредиторская задолженность возникает при одностороннем исполнении обязательства по договору.

Кредиторская задолженность по экономическому содержанию включает задолженность поставщикам и подрядчикам. Данная задолженность учитывается в сумме договорной стоимости поступивших от них материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг.

Аналитические процедуры, имеющие отношение к управлению кредиторской задолженностью, входят, в основном, в систему внутрифирменного финансового анализа и управленческого контроля. Можно выделить следующие узловые моменты, требующие аналитического обоснования:

- выбор поставщика (в данном случае должны приниматься во внимание: солидность поставщика, возможность установления долгосрочных отношений, вариабельность в установлении финансово-расчетных отношений, наличие различных схем поставки сырья и материалов, средняя продолжительность поставки и т.п.);

- контроль своевременности расчетов (как правило, превышение предельного срока оплаты поставленного сырья и материалов приводит к штрафным санкциям);

- выбор момента расчета с конкретным кредитором в конкретной ситуации (в подавляющем большинстве случаев поставщики сырья, естественным образом заинтересованные в ускорении оплаты, предлагают скидку с отпускной цены при условии относительно быстрой оплаты; таким образом, перед предприятием возникает дилемма - воспользоваться скидкой или получить дополнительный источник финансирования).

Кредиторская задолженность - это источник средств, поэтому предприятие заинтересовано в максимально длительном использовании чужих средств, т.е. в оттягивании срока платежа.

Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками

В экономике страны преобладают безналичные расчеты, осуществляемые через учреждения банков. Наличные расчеты осуществляются субъектами с кредиторами – по платежам, которые в соответствии с действующими законоположениями могут не проводиться через учреждения банков.

В республике действует единая система безналичных расчетов, осуществляемая через учреждения банков. Сравнительно мелкие платежи субъекты имеют право оплачивать наличными из кассы, посредством почтовых переводов либо наложенным платежом через предприятия связи. Расчеты, проводимые предприятиями через банки, можно подразделить на товарные (за реализованную продукцию, работы и услуги; за полученное сырье, материалы, полуфабрикаты, оборудование) и нетоварные (платежи в бюджет, органам социального страхования, пенсионному фонду и др.).

Банк хранит денежные средства субъектов на их счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения субъектов об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других операций, предусмотренными банковскими правилами и договором.

На территории Республики Казахстан применяются следующие способы осуществления безналичных платежей и переводов денег:

1. передача наличных денег;

2. предъявление платежных поручений;

3. выдача чеков;

4. выдача векселей или их передача по индоссаменту;

5. прямое дебетование банковского счета;

6. предъявление платежных требований - поручений;

7. иные способы, установленные законодательством Республики Казахстан.

Платежное поручение. Права и обязанности между отправителем и банком - получателем, связанные с использованием платежного поручения, устанавливаются в договоре между ними, а их фактическая реализация возникает с момента предъявления в банк - получатель платежного поручения. Банк - получатель после получения такого указания должен его акцептовать либо мотивированно отказать в его акцепте. В случае акцепта платежного поручения банком - получателем у отправителя возникает право требования по исполнению акцептованного платежного поручения.

Чек. Выдача чека - способ осуществления платежа, при котором платеж производится путем выдачи чекодателем одноименного платежного документа чекодержателю.

Чеки подразделяются на покрытые и непокрытые. Покрытыми являются чеки, которые обеспечены депозитом, предварительно внесенным чекодателем в банк. Непокрытыми являются чеки, которые не были предварительно обеспечены депозитом.

Банк чекодателя оплачивает чек, предъявленный чекодержателем, либо мотивированно отказывает в его оплате в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан и по основаниям, установленным законодательством.

Вексель. Переводный вексель сроком по предъявлении оплачивается при его предъявлении. Он должен быть предъявлен к платежу в течение одного года со дня его составления. Векселедатель может сократить этот срок или обусловить срок более продолжительный.

Прямое дебетование банковского счета. Платеж путем прямого дебетования банковского счета осуществляется на основании договора между отправителем денег и его банком, в соответствии с которым отправитель денег дает согласие на изъятие денег с его банковского счета на основании требований бенефициара за поставленные товары, выполненные работы либо оказанные услуги с приложением соответствующих документов к вышеуказанному договору.

Платежное требование – поручение подлежит исполнению банком отправителя денег только при наличии акцепта отправителя денег.

Если отправитель предъявит в банк отправителя денег платежное требование - поручение с приложением к нему документов, содержащих согласие отправителя денег на безакцептное изъятие денег с его банковского счета, такое платежное требование - поручение не требует акцепта отправителя денег.

Платежи наличными деньгами производятся путем передачи наличных денег в виде банкнот и (или) монет, являющихся законным платежным средством.

Платеж наличными деньгами заключается в физической передаче банкнот и (или) монет лицом, осуществляющим платеж (плательщиком), лицу (лицам), перед которым (которыми) плательщик имеет обязательства, возникшие в силу обстоятельств, предусмотренных законодательством. Платеж наличными деньгами может производиться лицу, перед которым исполняется денежное обязательство, непосредственно либо через посредника.

 

 

1.2. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ И ПРАКТИКОВ

Для улучшения организации кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками на предприятиях, рекомендуются следующие мероприятия:

­ постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

­ на высоком уровне организовать работу с договорами, отмечать оплату клиента только после полной реализации, выполнения всех работ, услуг или по системе предоплаты.

Документооборот на предприятиях должен предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. Документооборот должен способствовать, своевременному проведению документов, сроки их представления в подразделения организации, куда предоставляются документы.

По каждому документу, связанным с расчетами с поставщиками и подрядчиками следует включить следующие разделы:

· порядок составления документа;

· порядок проверки документа;

· Требования законодательных и нормативных актов;

· все исправления в документах должны быть заверены подписями лиц, ответственных за их составление, с указанием даты исправления;

· по любой сделке должны быть представлены все необходимые документы, даты и фамилии ответственного бухгалтера.

На этом же этапе устанавливается контроль правильности оформления первичных документов и отражения на их основании хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Главному бухгалтеру предприятия необходимо разработать собственный документооборот, который складывается из общего внутрифирменного документооборота и документооборота внутри бухгалтерии. При этом устанавливается:

· перечень первичных документов, применяемых на предприятии;

· кто из работников предприятия имеет право подписывать данные документы и несет ответственность за правильность их оформления и своевременность представления в бухгалтерию (утверждается руководителем организации);

· рабочая схема действующих отделов организации;

· порядок движения каждого документа между отделами организации и подразделений.

Многие предприятия страдают от неэффективного использования разного рода ресурсов - трудовых, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны работников.

Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля.

На службу внутреннего аудита организации будет возложено выполнение следующих функций:

­ контроль эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их улучшению;

­ контроль достоверности бухгалтерской и оперативной информации, проведение экспертизы средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации этой информации и составления на ее основе отчетности, а также изучение отдельных статей отчетности и операций, остатков по бухгалтерским счетам;

­ контроль соблюдения законодательства, нормативных актов, требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и собственников;

Права и обязанности сотрудников службы внутреннего аудита.

1. предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств;

2. правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности;

3. правильность отражения операций при оплате векселями (простыми, переводными);

4. правильность ведения аналитического и синтетического учета по сч.3310;

5. соответствие данных, указанных в учете и финансовой отчетности;

6. правильность составления бухгалтерских проводок по счету 3310. [6]

 

 

Как контролировать кредиторскую задолженность (По итогам «круглого стола», проведенного редакцией журнала «Учет и аудит Казахстана»)

Сложно представить предприятие, у которого не было бы кредиторской задолженности перед поставщиками. При умелом управлении такая задолженность может стать дополнительным, а главное, дешевым источником привлечения заемных средств. Поэтому от того, как выстраиваются отношения с контрагентами, согласовываются условия заключаемых договоров, отслеживаются сроки их оплаты, во многом зависит эффективность использования полученных средств. Представляем участников «круглого стола»: Эреуль Нурсеитов (предприятие, занимающееся производством продуктов питания), Нуржан Стамкулов (автомобильный салон), Фарида Исахова (оптово-розничная торговля строительными материалами), Айзада Тургулова (строительная компания), Арманай Бектурова (кондитерская фабрика), Кирилл Попадюк (строительная компания)

Выбор поставщика

Отношения с поставщиками начинают формироваться уже на этапе их выбора, который в каждой компании происходит по-разному. Количество и состав поставщиков, с которыми будут заключены договоры, во многом зависят от особенностей деятельности компании, действующих законодательных и технических ограничений, условий поставки. Но непосредственный отбор поставщиков многие компании предпочитают проводить на тендерной основе. Таким образом можно не только подобрать наиболее подходящие для компании условия поставки, но и свести к минимуму возможные мошенничества сотрудников при закупках.

Эреуль Нурсеитов: Наша компания производит продукты питания, что накладывает на нас дополнительную ответственность при выборе поставщиков. Поэтому контрагенты, с которыми мы планируем заключать договоры, проходят строгий отбор и аттестацию. Сначала собирается информация о поставщике – его опыт на рынке, деловая репутация. Затем наши специалисты выезжают на место, проводят аудит производства. После такой проверки поставщик включается в конкурсный лист. Исходя из сделанных предложений тендерная комиссия принимает окончательное решение о закупке товаров у того или иного поставщика.

Кирилл Попадюк: Для нас как дистрибьюторов в первую очередь важно добиться от поставщика таких условий, которые позволили бы нам продвигать его товары. В частности, какова система скидок и отсрочек платежей, есть ли возможность бесплатной доставки и возврата товара при необходимости. Кроме того, мы заинтересованы в том, чтобы наши партнеры проводили рекламные акции совместно с нами или финансировали бы нам маркетинговые мероприятия.

Айзада Тургулова: У нашей строительной компании большое количество поставщиков. Это компании, поставляющие материалы, комплектующие, а также подрядчики и субподрядчики, выполняющие для нас строительные работы. Поставщиков мы выбираем на конкурсной основе, для чего в компании создан тендерный комитет. Процедура отбора такова: каждому потенциальному партнеру высылается смета, на основании которой он представляет свои предложения. После этого члены тендерного комитета заполняют специальный опросный лист, в котором дают оценку поставщику с учетом информации, представленной отделом закупок. Если мнения расходятся, то комитет принимает решение на заседании. При этом главным критерием выбора поставщика является разумное соотношение цены и качества поставляемой продукции.

Нуржан Стамкулов: Наших поставщиков можно разделить на две группы: представительства автоконцернов, официальными дилерами которых мы являемся, поставляющие автомобили и фирменные запасные части, и прочие поставщики запасных частей, масел и других расходных материалов. На первую группу приходится 100% объемов поставок автомобилей и около 80% запасных частей и расходных материалов. Подписывая дилерские контракты, мы обычно соглашаемся на условия поставок, предлагаемые представительствами, «играем по их правилам». Что касается второй группы поставщиков, на которую приходятся оставшиеся 20% поставок, то среди них мы отбираем компании, чьи коммерческие условия – цены, сроки платежей, периодичность поставок – подходят нам более всего. Так как управлять большим количеством поставщиков достаточно сложно, мы стараемся сокращать их количество. Как правило, здесь действует принцип «три к одному», то есть одну товарную позицию должны поставлять не более трех компаний.

Коммерческие условия поставки

Очевидно, что обе стороны – компания-покупатель и поставщик – стремятся достичь наиболее выгодных для себя условий. Покупатель заинтересован в снижении цен, получении скидок, отсрочек платежа, коммерческих кредитов. Поставщик – ровно наоборот. Контракт на поставку продукции – это результат договоренности между сторонами, достигнутой по сумме договора, срокам платежей, лимитам задолженности. Но и поставщик, и покупатель будут стремиться использовать собственные экономические преимущества.

Фарида Исахова: Мне бы хотелось поделиться своим опытом работы с поставщиками. Речь пойдет о группе средних оптово-розничных предприятий, торгующих строительными и отделочными материалами. Обычно в договорах, заключаемых этой группой компаний с поставщиками, устанавливалась отсрочка платежа в 90 дней. Но достичь такой длительной отсрочки удалось не сразу. Сначала контрагенты не соглашались на отсрочку платежа на срок более месяца (две недели – на доставку, две недели – на продажу). Но потом, чтобы расширить свое присутствие на рынке, они стали учитывать баланс задолженностей, скорость реализации товаров, сопоставляя собственную кредиторскую задолженность с дебиторской (нашей), контролировать оборачиваемость дебиторской задолженности и в итоге предложили нам более гибкие условия поставок. Таким образом, срок отсрочки платежа увеличился. Кроме этого в договорах с поставщиками устанавливался суммовой лимит отгрузки без оплаты (то есть лимит неоплаченной кредиторской задолженности).

Необходимо отметить, что условия договора предусматривали и нестандартные ситуации. Например, когда была необходимость стимулировать нашего заказчика, мы поставляли ему товар с отсрочкой платежа. При этом одновременно договаривались с поставщиком об увеличении срока оплаты. Для того чтобы условия договоров были выгодны обеим сторонам, раз в квартал или в полгода они пересматривались.

Нуржан Стамкулов: Согласно условиям, определяемым нашими основными поставщиками и закрепленным в договорах, мы получаем товарный кредит под процент, меньший, чем по банковским кредитам. Но такая льготная ставка действует лишь в течение определенного срока. Так, по Audi льготная ставка составляет 90 дней, по Nissan, Skoda, Infiniti – 30 дней. По истечении отведенного срока процент по товарному кредиту увеличивается (до 36% годовых), поэтому нам оказывается выгоднее рассчитаться с поставщиком за счет собственных средств.

Эреуль Нурсеитов: Одно из важнейших наших требований к поставщику – закрепление в договоре поставки возможности получения отсрочки платежа на срок 30 календарных дней. Такая отсрочка определена нами исходя из потребности в оборотном капитале, нормативов оборачиваемости дебиторской задолженности и запасов. Несмотря на то что эти нормативы мы устанавливаем самостоятельно, они практически не отличаются от отраслевых.

Определяя продолжительность отсрочки платежа, мы исходили также из того, что чем больше срок кредитования, тем выше цена поставляемого товара, поскольку замораживая собственные активы в дебиторской задолженности, поставщик компенсирует потери, повышая цену. Наш опыт свидетельствует, что в течение названных 30 календарных дней цена остается на прежнем уровне. За дальнейшее увеличение срока уже придется платить.

Кирилл Попадюк: Как и для многих компаний, для нас важнейшим условием договора поставки является отсрочка оплаты товара. Длительность отсрочки в каждом случае является результатом договоренности с поставщиком, но она также зависит и от положения поставщика на рынке. Чем сильнее позиции поставщика, тем сложнее увеличивать срок оплаты.

Когда наша доля в продажах поставщика значительна, мы можем добиваться более лояльных условий. Так, наш бизнес носит сезонный характер. Пик продаж приходится на май – сентябрь и октябрь – декабрь. В эти периоды наши поставщики как правило увеличивают сроки оплаты за отгруженную продукцию, иногда в несколько раз, стремясь закрепить за собой клиента и увеличить объем продаж.

Айзада Тургулова: Если соотношение цена/качество при работе с конкретным поставщиком нас устраивает, то мы просчитываем различные варианты приобретения продукции: предоплата со скидкой, отсрочка платежа, привлечение банковского кредита. Но этого недостаточно для принятия предложения поставщика. Нужно еще взвесить, есть ли у компании свободные средства на ускоренную оплату, не возникнет ли краткосрочной нехватки денежных средств.

Контроль над кредиторской задолженностью

Контроль состояния кредиторской задолженности – важная часть управления компанией в целом. Во-первых, поставщик может прекратить поставку или нарушить ее сроки, что приведет к сбою в производственном цикле и невыполнению обязательств перед покупателями. В свою очередь, это может обернуться дополнительными затратами, например, на выплату штрафов заказчикам. Во-вторых, компания не должна попадать в зависимость от кредиторов и сопоставлять выгоды от использования привлеченных средств с расходами по их обслуживанию. Для контроля над кредиторской задолженностью участники «круглого стола» используют разные приемы, но все единодушны в том, что особенно важно отслеживать сроки оплаты.

Фарида Исахова: В торговой компании, где я работал прежде, кредиторская задолженность поставщикам контролировалась достаточно жестко. Еженедельно финансовая служба готовила специальную форму, в которой по каждому поставщику отражались коэффициенты оборачиваемости кредиторской задолженности по группам товара, текущая величина задолженности и просрочка платежей. Исходя из анализа этих данных, я как финансовый директор устанавливал приоритет оплаты задолженности поставщикам. При этом во внимание принималось также мнение руководителя отдела поставок, формализованное в виде заявки на платеж конкретному поставщику. В такую заявку обычно включались аналитические показатели – коэффициент оборачиваемости запасов (мгновенный, 30- и 90-дневный), сумма кредиторской задолженности, сумма просроченного долга и срок просрочки по данному поставщику. Самыми приоритетными считались платежи кредиторам, поставлявшим наиболее востребованный быстрооборачиваемый товар. В отдельных случаях, когда требовалось уточнить очередность платежа, дополнительно анализировался валовой доход от реализации товарной группы соответствующего поставщика.

Для контроля над сроками платежей мы установили величину средней просрочки. Отсрочки платежей, предусмотренные в договорах с каждым из поставщиков, сводились в единую форму. Полученная таблица будущих обязательств перед кредиторами-поставщиками анализировалась еженедельно. При этом средний срок погашения кредиторской задолженности следовало удерживать на уровне не ниже, чем усредненный срок погашения задолженности дебиторами компании.

Нуржан Стамкулов: Для оценки состояния кредиторской задолженности и управления ею мы применяем несколько коэффициентов. Вся операционная деятельность нашей компании контролируется в разрезе брендов. Для каждого из них устанавливаются размер кредиторской задолженности и величина прибыли, которую планируется получить. Рассчитывается коэффициент рентабельности кредиторской задолженности (отношение прибыли от реализации автомобилей конкретной марки к сумме кредиторской задолженности), величина которого должна поддерживаться на уровне 15–20%. Этот коэффициент отслеживается в динамике.

По компании в целом мы определяем коэффициент независимости, то есть отношение собственного капитала к привлеченному. Для себя мы установили его значение равным единице.

Другим важным аспектом контроля кредиторской задолженности является отслеживание сроков оплаты. И не только из-за того, что в случае просрочек применяется повышенный процент платежей по договору. Если первое нарушение срока оплаты не влияет на отгрузку товара, то после второго отгрузка может быть прекращена. Пропуск срока платежа влияет и на бонусы, предоставляемые нам поставщиком. Следует отметить, что политика наших поставщиков направлена на сокращение маржи, получаемой их дилерами. Поэтому бонусы становятся одним из важных источников наших доходов.

Ответственность за соблюдение сроков оплаты по контрактам несут подразделения логистики, входящие в отделы продаж каждого из наших центров. Финансовая служба также отслеживает оплату поставщикам в соответствии с составленным графиком и отвечает за то, чтобы предприятие располагало денежными средствами в дни проведения платежей. Такая двойная система позволяет не ставить в зависимость от одного сотрудника отдела логистики успех деятельности компании в целом.

Кирилл Попадюк: Ответственность за соблюдение сроков оплаты в нашей компании несет отдел закупок. На основании графика платежей и накладных менеджер отдела закупок определяет суммы, подлежащие перечислению поставщику, и передает соответствующую информацию в бухгалтерию. Особенно четко отслеживаются сроки платежей тем контрагентам, чьи условия договора являются более жесткими. Кроме того, два раза в год бухгалтерия проводит сверку взаиморасчетов по текущей задолженности с нашими контрагентами.

Для контроля состояния кредиторской задолженности в целом по предприятию мы определяем норматив кредиторской задолженности как процент к выручке. Этот коэффициент мы установили исторически на основе собственного практического опыта. Он позволяет нам понять, насколько эффективно мы использовали привлеченные средства, а изменение этого норматива дает возможность выявить факторы, которые оказали воздействие на его рост или снижение.

Айзада Тургулова: За работу с поставщиками сырья и материалов на нашем предприятии отвечает коммерческий отдел. С подрядчиками и субподрядчиками работает договорный отдел.

Все счета от поставщиков передаются в бюджетный комитет, где принимается решение об их оплате. Если в какой-то момент у предприятия возникает дефицит денежных средств, то мы договариваемся с нашими поставщиками о продлении отсрочки. Как правило, поставщики идут нам навстречу, если речь идет о разумных сроках. Связано это с репутацией нашей компании как надежного партнера и крупного покупателя строительных материалов.

Контролируется кредиторская задолженность с помощью стандартных коэффициентов, правда, их нормативные значения мы устанавливаем самостоятельно исходя из собственного практического опыта. Так, мы определяем период погашения, оборачиваемость кредиторской задолженности, а также долю кредиторской задолженности в краткосрочных обязательствах.

В настоящее время мы переходим на проектное управление. Это значит, что каждый руководитель проекта сам будет отвечать за работу с поставщиком и отслеживать выполнение условий договора. Нередко с одним и тем же поставщиком работают несколько руководителей проектов, в этом случае роль координатора играет договорный отдел.

Мотивация персонала

Отношение участников «круглого стола» к мотивации персонала, задействованного в работе с поставщиками, неоднозначно. Одни считают, что за выполнение прямых обязанностей сотрудники поощряться не должны, другие придерживаются противоположной точки зрения.

Эреуль Нурсеитов: Контроль соблюдения условий договора – это прямая обязанность сотрудников, в том числе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...