Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III . Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками в ТОО «арай-2»




3.1. ЦЕЛИ И ИСТОЧНИКИ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ТОО «АРАЙ-2»

При планировании и проведение аудита кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками внимательному рассмотрению в первую очередь подлежит организация таких расчетов. Организация расчетов изучается как составная часть внутреннего контроля, которой аудитор должен дать соответствующую оценку.

От уровня организации расчетных операций зависит правильность отражения их в учете, соответственно это служит предупреждением от нежелательных последствий.

Аудитор должен изучить порядок и правила, действующие в организации в отношение документооборота, систему оформления и регистрации расчетных операций.

Подтверждением надлежащей организации и постановки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является наличие и правильность:

-оформление документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке товарно-материальных ценностей запасов (работ, услуг);

-оплаты за поставку товаров (работ, услуг);

-оценки полученных товаров, выполненных работ, оказанных услуг при осуществлении обмена (бартера);

-полноты оформления прихода товаров и учета выполненных работ и оказанных услуг.

Планирование аудита предполагает разработку общего плана и программы аудита.

Аудитору следует документально оформить программу ауди­та, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в рабочих документах.

План аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должен содержать: название проверяемой организации, период в течении которого будет проводиться проверка данной организации на этом участке, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской проверки, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, а также планируемый уровень существенности. Содержание плана представим в таблице 5.

 

 

Таблица 5.

План аудита

№ п/п Планируемые виды работ Примечания
1 2 3
1 Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками При возникновении необхо- димости привлечения экс-перта
2 Проверка организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками  
3 Проверка состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками  
4 Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками  
5 Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками  
6 Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками При возникновении необхо- димости привлечения экс-перта

Источник: Абленов Д.О.

Утверждается план руководителем аудиторской организации и руководителем аудиторской группы. Программа аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками составляется на основании Плана аудиторской проверки данного участка. Программа аудиторской проверки также, как и план содержит обязательные реквизиты: название проверяемой организации, период проверки, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской группы, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности. Содержание программы проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в таблице 6.

 

Таблица 6.

Программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

№ п/п Перечень аудитор-ских процедур по разделам аудита Рабочие документы аудитора Примечания
1 2 3 4
1 Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками Экспертиза договоров с поставщиками Экспертиза договоров с подрядчиками Договор, соглашения, контракты; копии переписки или заключение эксперта (в случае его привлечения При проверке применять непредставительную выборку
2 Проверка организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками Первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки) При осуществлении проверки по поступлению ТМЦ применять
3

Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ принятия к учету работ, услуг

Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг

Проверка законности первичной документации

Проверка соблюдения документооборота

Проверка полноты и точности регистрации документа в учете

Проверка организации хранения документов и организации доступа первичной документации

договоры, складского учета, документооборота, организационно-распорядительная документация по вопросам хранения и доступа к первичной учетной документации

репрезентативную выборку (метод систематического отбора), операции по принятию к учету услуг (работ)выборка непредставительная

 
 
3 Проверка состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками

Оборотные ведомости бухгалтерского учета, акты сверок, ответы на запросы поставщикам, решения судов в части признания задолженности безнадежной ко взысканию и другие подобные документы

Провести выборочную инвентаризацию задолженности, списанные безнадежно долги проверить сплошным методом

  Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности  
  Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию
4 Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками Оборотные ведомости бухгалтерского учета, первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи), договоры и др. Проверку проводить сплошным методом
  Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам

 

 

  Проверка расчетов по претензия
5 Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета

Оборотки аналитического учета, Оборот синтетического (сводного) учета, отчетность

 

  Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета
  Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками
6 Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками

Оборот. вед. налогового учета, Оборот. вед. бухгалтерского учета, договоры, первичные документы

 

  Налоговый учет сомнительной задолженности
  Учет налога на добавленную стоимость

 

На первом этапе проведения аудита кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками производится правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Эта процедура необходима и обязательна, так как от правовой формы и условий договора зависят их варианты отражения в учете операций с поставщиками и подрядчиками. Юридический статус контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности напрямую влияют на порядок принятия к учету затрат и налога на добавленную стоимость.

Различают две группы договоров: с поставщиками и с подрядчиками.

Первая группа - экспертиза договоров с поставщиками. Операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав оформляются договорами этой группы. В ходе проведения аудита аудитор должен убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки, а также в том, что договор содержит все существенные условия и риск признания договора недействительным отсутствует. Договора этой группы отличает то, что предметом этих договоров является приобретение вещи или вещественных прав, обладающих количественными и стоимостными характеристиками. Проверка соблюдения этих договоров происходит путем сверки данных количественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиями договора, что подтверждает факт сделки. Договора с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, так как они однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.

Вторая группа - экспертиза договоров с подрядчиками. Довольно трудоемкая процедура по подтверждению факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Предметом договоров с подрядчиками является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. При этом некоторые виды работ не имеют вещного выражения, и определить их содержание и полноту не всегда просто. Наибольший риск при аудите в этой группе представляют договора возмездного оказания услуг: реклама, маркетинговые исследования, консультационные, нотариальные, пожарные, охранные и другие услуги подобного типа. Данные услуги довольно дорогие и риск, что подтверждающие их совершение первичные документы (аудиторские доказательства) некачественны - довольно высок. Помимо этого велика вероятность фиктивных договоров, которые обеспечивают фиктивные выплаты.

Исходя из всех перечисленных факторов, аудитору следует со всей ответственностью давать правовую оценку договоров второй группы, особенно договоров возмездного оказания услуг. При аудите следует применять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредставительную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. При необходимости аудитору следует привлекать к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах.

Правовой режим расчетов с поставщиками и подрядчиками по поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ определятся договором, отвечающим требованием Гражданского кодекса РК.

Приемка товаров по количеству, качеству и комплектности производиться в соответствии со стандартами, техническими условиями, правилами, сопроводительными документами, договором. К сопроводительным документам относиться счета, спецификации, описи, упаковочные ярлыки, технические паспорта, сертификаты и т.п. Отсутствие сопроводительных документов не приостанавливает приемку товаров. В таком случае составляется акт о фактическом количестве, качестве, комплектности товаров, с указанием отсутствующих документов.

Правильность формирования стоимости продукции требует внимательного отношения, как со стороны поставщика, так и покупателя. Соответственно аудитор должен проявить тщательность при рассмотрении ценообразования в организации. Связано это в первую очередь с правильным определением себестоимости продукции у поставщика и правильному учету приобретенной продукции у покупателя. Так, например, если поставщик осуществляет транспортировку груза до пункта отправления, то стоимость транспортировки для него является расходом периода. Транспортно-заготовительные расходы, связанные с производством продукции, включаются в ее себестоимость. Покупатель приходует товарно-материальные запасы с учетом стоимости приобретения, в которую включаются цена покупки, транспортно-заготовительные расходы, пошлины на ввоз, комиссионные вознаграждения и прочие расходы, прямо связанные с приобретением запасов.

Проверке должны быть подвергнуты на основе аудиторской выборки, с учетом размера существенности и риска, счета выставленные поставщиками и подрядчиками. Неоплаченные счета (кредиторская задолженность) рассматривается с позиции срока исковой давности. При необходимости аудитор может сделать запрос поставщикам в отношении подтверждения сумы задолженности, либо изучить акты взаимных сверок организации с поставщиками. Необходимо это рассматривать с учетом того, что аналитический учет бухгалтерией организации должен вестись по каждому выставленному счету, поставщику и подрядчику. Данные аналитического учета обеспечивают получение аудитом информации по:

-поставщикам по акцептованным расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

-поставщикам, по расчетным документам которых оплата в срок не произведена;

-поставщикам по поставкам, по которым расчетные документы не поступили;

-поставщикам по полученному товарному кредиту;

-другие необходимые сведения, согласно учетной политике предприятия.

Отдельно аудитор рассматривает случаи, когда счет поставщика был принят к оплате и оплачен, а при поступлении товаров обнаружилось их недостача по сравнению с данными сопроводительных или иных документов. Если обнаружены несоответствие цен, оговоренных в контракте, арифметические ошибки, аудитор рассматривает их влияние на финансовую отчетность, с учетом уровня существенности, установленного в ходе планирования аудита.

Пользователи финансовой отчетности в первую очередь обращают внимание на платежеспособность и кредитоспособность организации. С этой позиции и аудитор должен рассматривать кредиторскую задолженность организации, наравне с определением достоверности их признания. Расчеты с поставщиками и подрядчиками ведут к образованию краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности. Эта задолженность обусловлена несовпадением по времени даты оплаты и даты отпуска или получения товаров, выполнения работ или оказания услуг. Кредиторская задолженность представляет собой права и обязанности организации соответственно, т.е. право истребовать или обязанность погасить долг. Согласно гражданскому законодательству права и обязанности могут возникнуть из договоров и иных сделок, в результате создания или приобретения имущества и по иным обстоятельствам, и предусмотренным Гражданским кодексом РК.

При аналитических процедурах по этим характеристикам финансовой отчетности применяются показатели задолженностей, образуемых вследствие текущего или долгосрочного привлечении или отвлечения средств. Участниками обязательства являются должник и кредитор в определенных случаях, третьи лица. Правовые взаимоотношения между участниками обязательств регулируются Гражданским кодексом РК.

Наличие кредиторской задолженности означает использование в финансово-хозяйственной деятельности средств, не принадлежащих организации, но находящихся по разным причинам в его обороте. Наличие таких средств длительное время в обороте организации должно привлекать внимание аудитора, так как это обстоятельство может свидетельствовать о недостатке собственных оборотных средств. В таких случаях следует рассматривать деятельность организации на предмет ее непрерывности, применяя МСА 570.

Аудитор должен рассматривать кредиторскую задолженность по:

· расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

· поставщикам и подрядчикам по расчетным документам, неоплаченным в срок;

· расчетам в порядке зачета взаимных требований;

· расчетам с бюджетом;

Погашение обязательств осуществляется способами:

· оплатой;

· передачей других активов;

· замещением обязательств другим;

Аудитору необходимо обращать внимание на необычные способы погашения обязательства, так как и в таких случаях возможны непреднамеренные и преднамеренные ошибки. При выявлении таких ошибок, следует рассматривать их влияние на финансовую отчетность с учетом существенности. Обязательства подразделяются на долгосрочные (кредиты, отсроченные налоги) и текущие, подлежащие погашению в течение одного года после отчетной даты, обязательства.

Юридические понятие и основание возникновения обязательства, и его исполнение регулируются разделом III «Обязательственное право» Гражданский Кодекс РК, где предусматриваются исполнение обязательства надлежащим образом; по частям; третьим лицом; сроки исполнения и т.д.

При аудите кредиторской задолженности необходимо учитывать, что налоговое законодательство в отношение долгов имеет свои особенности. Так не оплаченные организацией долга в течение трех лет по истечении этого срока признаются сомнительными долгами или обязательствами и их суммы включаются в совокупный годовой доход. Под сомнительными обязательствами, согласно Налогового кодекса РК понимаются долги, возникшие по приобретенным товарам, выполненным работам или полученным услугам. Если признанные в свое время доходом сомнительные обязательства были выплачены, совокупный годовой доход подлежит уменьшению на сумму погашенного долга. Уменьшение совокупного дохода осуществляется в том отчетном периоде, в котором произошла выплата и только в пределах суммы, ранее отнесенной на доходы.

Аудитору следует обратить внимание, что списание обязательства в налогом учете не является основанием для списания в бухгалтерском учете, так как в последнем случае необходимо руководствоваться гражданским законодательством, где срок исковой давности установлен в три года. Срок исковой давности, несмотря на общий срок в три года, по гражданскому законодательству всегда будет больше чем по налоговому законодательству. Это связано с тем, что в целях налогообложения отсчет срока давности возникает с момента образования долга. По гражданскому законодательству - с момента, когда лицо узнало о том, что его право нарушено, т.е. как правил с даты, определенной как дата платежа. Например, приобретен товар 20 февраля, срок платежа установлен не позднее 20 марта. В налогом учете срок обязательства начинает истекать с 20 февраля, в целях применения срока исковой давности по гражданскому законодательству – с 20 марта текущего года. В налогом учете списание обязательств может произойти не только в результате истечения установленного срока, но и по другим обстоятельствам. например, организация прощает долг другой организации, в этом случае возникает доход на сумму списанной с него задолженности. Доход возникает в рассматриваемом случае и в бухгалтерском учете, и в целях налогообложения.

Этот вид задолженности свидетельствует о нарушение финансово-расчетной дисциплины, и является признаком ухудшения финансового положения организации

Аудитору необходимо рассматривать результаты инвентаризации кредиторской задолженности или направить запросы с просьбой подтвердить суммы задолженности. Желательно такие запросы делать от имени организации, на которой осуществляется аудит. В данном случае об этом говорится в МСА, доказательства, полученные от третьих лиц, являются наиболее убедительными. В то же время аудитор должен использовать и другие доказательства, подтверждающие информацию, полученную от контрагентов организацию. Практика расчетов предполагает, что часть счетов оплачивается в установленные сроки, другая часть погашается с некоторыми отступлениями от установленных договорами (контрактами) сроков. Что касается роста кредиторской задолженности, то чем больше ее сумма и темпы роста, то тем более зависима организация от заемных средств и тем меньше остается у нее возможностей для финансового маневра и погашения этой задолженности. Аудитор рассматривает кредиторскую задолженность также на предмет возможности предъявления исков от контрагентов в связи с нарушением сроков возврата долгов. Такие обстоятельства могут существенно повлиять на финансовое положение организации, имея в виду предъявленных штрафных санкций в значительных суммах.

 

 

3.2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ТОО «АРАЙ-2»

Аудит учета кредиторской задолженности в ТОО «АРАЙ-2» с поставщиками и подрядчиками проводился на выборочной основе в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20.11.1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.02.2009 г. № 138-IV).

Аудиторские процедуры по кредиторской задолженности:

1. Определение порядка и очередности расчетов с кредиторами.

2. Рассмотрение перечня кредиторов с указанием сумм задолженности на конец отчетного периода.

3. Выполнение выборки с учетом установленной существенности и проверка документального обоснования образования долга.

4. Рассмотрение результатов инвентаризации кредиторской задолженности

5. Оценка адекватности отражения в учете заемных средств и статей баланса, содержащих сведения о кредиторской задолженности

6. Проверка учета авансов, поставщикам и подрядчикам.

7. Проверка правильности учета и наличия оформления первичных документов

В ходе выполнения аудиторских процедур по каждому разделу проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками ТОО «АРАЙ-2» составлялись специальные таблицы (рабочие документы аудитора), в которых отражались соответствие данных бухгалтерских операций

Далее аудитор оценивал состояние бухгалтерского учета кредиторской задолженности с ТОО «АРАЙ-2» с поставщиками и подрядчиками.

При проверке расчетов система бухгалтерского учета ТОО «АРАЙ-2» с поставщиками и подрядчиками может была оценена как эффективная система бухгалтерского учета.

Главный бухгалтер предприятия имеет высшее экономическое образование, продолжительный стаж работы в данной должности на предприятии. В результате предыдущего аудита предприятию было выдано положительное аудиторское заключение. Все эти факты оказывают значительное влияние к разработке общего плана аудита кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками, который определяет последовательность действий аудитора.

Для наиболее эффективного распределения работы внутри аудиторской группы и для контроля за ходом аудиторской проверки со стороны руководства аудиторской фирмы была составлена программа аудита кредиторской задолженности ТОО «АРАЙ-2» с поставщиками и подрядчиками

После составления рабочей программы аудитор приступил к детальной проверке учета кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками в ТОО «АРАЙ-2».

Процедура 1 Наличие подтверждающих документов на приобретение ТМЦ, работ, услуг.

В качестве источников информации используются: договоры на поставку товарно-материальных ценностей; договоры подряда; договоры на оказание услуг; письма-запросы на поставку товарно-материальных ценностей; счета и счета-фактуры поставщиков; акты выполненных работ; приходные документы (приходные накладные, приемные акты, приходные ордера).

Используемые методы сбора аудиторских доказательств: проверка документов, подготовленных на предприятии; проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц; получение письменного подтверждения от третьих лиц; устный опрос.

Техника исполнения состоит в следующем. Аудитор или ассистент выборочно просматривает приходные документы (например, приходные накладные или акт выполненных работ), выписывая наименования поставщиков товарно-материальных ценностей, работ (услуг). Далее, просматривая папку с договорами и текущими документами, ассистент должен выявить наличие договоров на поставку или оказание услуг с соответствующим поставщиком либо письмо-заявку на поставку ТМЦ или оказание услуг. Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур (см. таблица 7)от поставщиков по каждой конкретной сделке.

Таблица 7

Наличие оправдательных документов на приобретение ТМЦ

№ п/п

Наименование

поставщика

Приходный ордер

(Акт), № дата

Договор,№,

дата,срок

действия

Счет-фактура

№,дата

1

ТОО «Абадан Вест Дистрибьюшн»

Акт № 43 от 15.03.10

Договор № 43/Д

от12.03.10, 1мес.

№ 55 от 15.03.10

2

ТОО «RG Brands Kazakhstan»

Прих № 215 от 04.09.10 Нет данных Нет данных

3

ТОО «El-Trade»

Прих № 48 от 17.09.10

Договор № 05

от 17.03.10

№ 149 от 17.09.10

4

ТОО "Дида"

Акт № 439 от 30.09.10

Договор № 145

от 17.02.10

№ 344 от 30.09.10

5

ТОО «Думан»

Прих. № 0018 от 24.09.10

Нет данных

№ 0018 от 24.09.10

6

ТОО «Миг»

Акт № 68 от 30.09.10

Договор № 108

срок 1 год

№ 75 от 30.09.10

Источник: первичная документация компании ТОО «АРАЙ-2»

Важным моментом является проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. Если аудитор выявил отсутствие счетов-фактур на полученные товарно-материальные ценности, необходимо установить посредством устного опроса: были ли затребованы счета-фактуры от поставщиков или нет. Если запросы были, аудитор должен просмотреть ответы на них. При отсутствии запросов аудитор может сам провести сверку с таким поставщиком. Данные, полученные в ходе опроса, проведения сверок и прослеживания, произведенных клиентом запросов, заносятся в рабочий отчет аудитора.

Аудитор оценил наличие договоров на поставку ТМЦ, качество заключаемых договоров. Были выявлены незначительные нарушения по неправильному оформлению документов (в приходных накладных не заполнены все необходимые реквизиты, использованы лишние или не надлежащие реквизиты. Были зафиксированы случаи присутствия копий приходных накладных, неотфактурованные поставки в ТОО «АРАЙ-2» не обнаружены.

  Процедура 2 Проверка своевременности предъявляемых претензий по качеству и количеству товарно-материальных ценностей и по качеству выполненных работ и оказанных услуг.

При оприходовании ТМЦ, выполненных работ и оказанных услуг могут быть объявлены расхождения по качеству и количеству с характеристиками и количеством, указанными в документах поставщика. В таких случаях составляют акт о выявленной недостаче. На сумму недостачи продукции предприятие-получатель предъявляет отправителю (поставщику) претензию.

Источники информации:

• сопроводительные документы или сличительные ведомости фактического наличия продукции с данными, указанными в документах поставщика;

• акт о выявленной недостаче продукции;

• другие документы, свидетельствующие о причинах возникновения недостачи (анализ на влажность продукции, имеющей соответствующие допуски на влажность, коммерческие акты и проч.).

Методы сбора аудиторских доказательств:

• метод получения письменных подтверждений;

• проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;

• проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;

• наблюдение за выполнением хозяйственных операций.

Техника исполнения заключается в следующем.

Аудитор последовательно просматривает акты о выявленной недостаче. При проведении детальной проверки аудитор принимает решение об участии в приемке каких-либо ТМЦ, а также дает указания о выборочном сопоставлении данных приходных документов поставщика и данных приемных актов склада, сверяя их со сроками предъявления претензий.

Кроме этого, аудитор выясняет, нет ли случаев предъявления претензий с истечением срока исковой давности. На основании копий документов, приложенных к исковым заявлениям, аудитор определяет, доказательными ли являются предъявляемые поставщикам претензии.

Претензии ТОО «АРАЙ-2» поставщику не были предъявлены т.к. по акту приема – передачи ТМЦ расхождений нет.

Процедура 3 Проверка правильности определения поставщиком НДС.

Источники информации:

счета-фактуры поставщиков;

Налоговый Кодекс РК о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость.

Методы сбора аудиторских доказательств:

• проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;

• проверка арифметических расчетов.

Техника исполнения включает проверку правильности определения поставщиками НДС. Выборке необходимо подвергнуть максимальное число счетов-фактур по разным поставщикам. При расхождении данные заносятся в таблицу 8.

 

Таблица 8.

№п/п Наименование поставщика Дата Счет, № Сумма по счету, тенге без НДС

сумма НДС, тенге.

Отклоне-ния, +/-

1 ТОО «Прима» 05.01.2010 17 31578,95 3789,47

-

 
2 ТОО «Сауда Инвест» 05.02.2010 494 54385,96 6526,31

_

 
3 ТОО «Стимул Trade» 26.01.2010 779 95219,98 11426,39

_

 
                 

Источник: первичная документация компании ТОО «АРАЙ-2»

Если количество отклонений велико, то аудитор может расширить процесс проверки. На практике возникают случаи, когда в счетах поставщиков НДС не выделен (например, услуги поставщика не подлежат обложению этим налогом), а на предприятии клиента самостоятельно выделяют НДС. Исчисленные таким образом суммы ставятся к возмещению из бюджета при ежемесячном (или ежеквартальном) декларировании налога.

 После проверки правильности определения поставщиком НДС в ТОО «АРАЙ-2» выявлено, что НДС выделен правильно, в соответствии с инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет НДС, отдельной строкой, случаи самостоятельного выделения НДС отсутствуют.

Процедура 4 Соответствие занесения данных поставщиков в учете.
Источники информации:

• счета-фактуры поставщиков;

• оборотная ведомость.

Метод сбора аудиторских доказательств включает проверку документов, предъявляемых клиентом, с использованием приема прослеживания. Аудитор прослеживает данные первичных документов и их отражение на счетах бухгалтерского учета.

Для отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками на предприятии могут использоваться следующие регистры при использовании автоматизированной системы учета:

• подробная оборотная ведомость по сч.3310 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

• аналитическая карточка по сч.3310 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Техника исполнения заключается в следующем.

Аудитор отбирает определенное количество счетов и прослеживает их отражение в применяемом на предприятии учете (журнале-регистрации счетов-фактур полученных). Проверку соответствия данных счетов поставщиков данным учета отражают в таблице 9.

Таблица 9.

Соответствие данных счетов-фактур полученных

№ п/п

Наименование поставщика

Счет, №, дата

По счету поставщика, тенге.

Фактически отражено в учете, тенге.

Отклонения, тенге. +/-

сумма без НДС  НДС сумма без НДС  НДС сумма без НДС  НДС
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 ТОО «Фест Реал» 195 от 11.01.10 446428,6 53571,4 446428,6 53571,4 _ _
2 ЧП Гумаров 4898 от 02.03.10 248214,3 29785,7 248214,3 29785,7 _ _
3 ЧП Евдокимова 4750 от 13.04.10 48141,6 6258,4 48141,6 6258,4 _ _
4 ТОО «Дана» 371 от 08.06.10 233628,3 30371,7 233628,3 30371,7 _ _
5 ТД Азовсков 026311 от 18.09.10 74210,6 9647,4 74210,6 9647,4 _ _
6 ТОО «Жером» 138 от 25.10.10 74159,3 9640,7 74159,3 9640,7 _ _
7 ТОО "Дида" 3694 от 11.11.10 116371,7 15128,3 116371,7 15128,3 _ _

Источник: первичная документация компании ТОО «АРАЙ-2»

Если отклонения значительны, аудитор может расширить проверку, увеличив количество проверяемых счетов. Соответствие занесения данных счетов поставщиков в учетные регистры в ТОО «АРАЙ-2» занесены, верно, т.е. данные первичных документов совпадают с их отражением на счетах бухгалтерского учета.

Процедура 5 Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности.

Это одна из важнейших процедур аудита кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами предоставляют возможность для мошенничества, растрат и искажений данных финансовой отчетности. Необходимо принимать это во внимание и знать типичные методы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. В частности, это возможно при закупке товаров. Нарушения при закупках товара могут быть как простыми, например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов, так и очень сложные, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат.

Источники информации:

• оборотные ведомости; Проверяются статьи актива бухгалтерского баланса «Авансы выданные» и статьи пассива «Поставщики и подрядчики», а также приложение к бухгалтерскому балансу в части наличия на начало и конец года отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженностей.

• ответы на запросы, акты сверок

Методы сбора аудиторских доказательств:

• проверка документов, подготовленных на предприятии ТОО «АРАЙ-2»

• проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;

• получение письменных подтверждений от третьих лиц.

Техника исполнения состоит в следующем.

Аудитор, просматривает бухгалтерский учет, выписывает наименование поставщиков, дату возникновения задолженности и сальдо задолженности на определенный момент, затем сверяет все эти данные с ответами на запросы.

При выявлении реальности дебиторской и кредиторской задолженности аудитор выявил с помощью источников информации, что нарушений при получении товара (оказанию услуг) и его оплаты в сроки не обнаружены, искажения данных финансовой отчетности также отсутствуют, отраженная кредиторская задолженность является реальной.

Проце

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...