Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление и развитие организованного гуманистического движения




В 1929 г. в США организуются первые независимые гуманистические общества - Первое гуманистическое общество Нью-Йорка (основатель - доктор Чарльз Фрэнсис Поттер (Charles Francis Potter)) и Голливудское гуманистическое общество (основано преподобным Теодором Куртисом Абелем). В числе членов первого общества, заседавшего по воскресеньям в Стэнвей-холле на 57-й улице Манхэттена, были философы Джон Дьюи и Рой Вуд Селларс (1880-1973).

Основатель Нью-Йоркского гуманистического общества Ч.Ф.Поттер (1885-1962) подчеркивал необходимость развития организационных форм гуманистического движения. Он писал, что гуманизм - это не только вера в возможность постепенного и устойчивого самосовершенствования человеческого рода без помощи со стороны сверхъестественных сил, но также и разумное осуществление этой веры путем сотрудничества гуманистических групп и сообществ (31, с.878).

В 1930 г. в Чикаго, который в то время был центром американского гуманизма, Гарольд Бушман (Harold Bushman) и Эдвин Х.Уилсон (Edwin H.Wilson) основали журнал под названием "Новый гуманист" ("The new humanist"). Этот журнал, выходивший в свет раз в два месяца, способствовал распространению сведений о гуманизме и подготовил почву для создания "Гуманистического манифеста-I" в 1933 г. (Humanist Manifesto I).

Р.В.Селларс вспоминал, что в начале 30-х годов он был приглашен выступить с лекцией в Чикагском университете на тему о современной ситуации в области религии. Результатом этого выступления стала просьба сформулировать основные принципы гуманистической позиции по данному вопросу. Составив проект документа, Селларс назвал его "Гуманистическим манифестом". После того как Манифест был обсужден и дополнен некоторыми новыми предложениями, он был опубликован в 1933 г. в журнале "Новый гуманист"3. Манифест подписали 34 либеральных гуманиста того времени, среди которых были философ Джон Дьюи, атеист Уильям Флойд (William Floyd), историк Гарри Элмер Барнс (Harry Elmer Barnes), а также многие лидеры унитаристских и универсалистских обществ, как, например, Эдвин Х.Уилсон. (20, с.137; 31, с.546). Позднее Уилсон специально написал книгу "Происхождение гуманистического манифеста" (32)4, в которой подробно рассмотрел историю создания этого программного документа и его влияние на развитие гуманистического движения.

"Гуманистический манифест-I" был программным документом религиозного гуманизма. Его идея состояла в необходимости создания новой нетрадиционной гуманистической религии, ориентирующейся исключительно на мирские ценности. В Манифесте подчеркивалось, что современное понимание человеком универсума, его научные достижения, а также его более тесная связь с человеческим братством создали ситуацию, требующую нового определения средств и целей религии. "Нынешняя эпоха породила огромные сомнения в традиционных религиях, и не менее очевиден тот факт, что любая религия, претендующая на то, чтобы стать объединяющей и движущей силой современности, должна отвечать именно теперешним нуждам. Создание такой религии - главнейшая необходимость современности" (11, с.67-68).

Важнейшие положения религиозного гуманизма были сформулированы в 15 тезисах "Гуманистического манифеста-I". Религиозные гуманисты утверждали идею несотворенности Вселенной, признавали факт эволюции природного и социального миров, а также версию о социальных корнях религии и культуры. Они отвергали традиционный дуализм души и тела и предлагали взамен органическую точку зрения на жизнь. По их мнению, новая религия должна формулировать свои надежды и планы в свете научного духа и научной методологии. Также должно быть отвергнуто традиционное различие между священным и мирским, ибо ничто человеческое религии не чуждо. Гуманисты выразили твердое убеждение в том, что существующее утилитарное, ориентированное на прибыль общество обнаружило свою несостоятельность. В целях справедливого управления должен быть создан социально ориентированный коллективный экономический порядок. В последнем, пятнадцатом, тезисе Манифеста было заявлено, что гуманизм "а) утверждает жизнь, а не отрицает ее; б) ищет реальных возможностей для жизни, но не бежит от нее; в) стремится создать условия удовлетворительной жизни для всех, а не для избранных" (цит. по: 11, с.68).

Для своего времени "Гуманистический манифест-I" был довольно радикальным документом. Его подписание стало началом влиятельного гуманистического движения, как в США, так и других странах мира. Это движение именовалось по-разному (религиозный гуманизм, натуралистический гуманизм, научный гуманизм, этический гуманизм и др.), в зависимости от тех акцентов, которые ему придавали последователи.

В 1935 г. по образцу британской Ассоциации рационалистской прессы (Rationalist Press Association, RPA) в США была организована Ассоциация гуманистической прессы (Humanist Press Association, HPA). Несколько позже по предложению Куртиса В.Ризе она была реорганизована в Американскую гуманистическую ассоциацию (American Humanist Association, AHA)5. C 1941 г. эта организация стала основной гуманистической организацией в США. Печатный орган Ассоциации - журнал "Гуманист" ("The humanist", с 1942 г.)6 - продолжил традиции журналов "Новый гуманист" (до 1937 г.) и "Гуманистический бюллетень" ("Humanist bulletin", 1938-1942 гг.). В настоящее время штаб-квартира Американской гуманистической ассоциации находится в Амхерсте.

Конечно, не следует думать, что в первой половине XX в. гуманистическое движение развивалось исключительно в США. Возникновение и рост гуманистического движения было в известной степени объективным процессом для различных стран и регионов планеты, являясь неизбежным следствием общего процесса секуляризации. В то же время в США этот процесс происходил наиболее ярко, и потому именно эту страну можно назвать идейной родиной современного гуманизма.

В 30-40-е годы организованные формы гуманизма возникают и в других странах. Родиной гуманистического движения на европейском континенте является Голландия. В 1945 г. была основана организация Гуманитас (Humanitas), целью которой являлись проведение социальной работы среди людей, не принадлежащих к церкви. Несколько позднее образовался Гуманистический союз (Humanistish Verbond). В это время активную деятельность развивает Яаап П. ван Прааг (Jaap P. van Praag, 1911-1981), профессор философии в Утрехте, впоследствии первый председатель Международного гуманистического и этического союза (МГЭС). Норвежский философ-гуманист Ф.Хьерс называет ван Праага одним из четырех всемирно признанных теоретиков гуманизма; тремя другими являются англичанин Гарольд Дж.Блэкхем (Harold J. Blackham, р. 1903) и американцы Пол Куртц (Paul Kurtz, р. 1925) и Корлисс Ламонт (Corliss Lamont, 1902-1995) (19, с.169).

На сегодняшний день Нидерланды - наиболее секуляризированное в западном мире общество: половину голландцев составляют атеисты и скептики, а 25% совершеннолетних считают себя гуманистами (cм.: 5, 1997, N3, с.76). Особенностью голландского гуманистического движения, объединенного в Голландскую гуманистическую лигу (ГГЛ), является его сложный организационный характер. Центральный орган ГГЛ обеспечивает и направляет деятельность своих многочисленных отделений, обладающих определенной степенью автономии. Профессиональные руководители отделений занимаются обучением вновь вступивших членов, поэтому последние отнюдь не оказываются в изоляции. ГГЛ включает в себя такие службы, как отделения женщин, молодежи, мира, похорон, этического воспитания, профессиональной консультации, научных исследований, СМИ и др. Голландские гуманисты ведут активную работу в домах престарелых. Подготовку профессиональных советников в рамках ГГЛ осуществляет единственный в мире Гуманистический университет в Утрехте (4, с.26-28).

В Германии термин "гуманизм" был официально принят в Нижней Саксонии, Бремене и Гамбурге только в конце 80-х годов, однако фактически движение нерелигиозных общин приобрело широту и известность уже в 20-е годы. Опираясь на традиции Союза внецерковных общин Германии (основан в 1859 г.), Немецкого союза свободомыслящих (основан в 1881 г.) и Немецкого монистического союза (основан в 1906 г.), члены немецких внерелигиозных объединений создавали "светские школы", в которых не преподавался "закон Божий". В 1926 г. около трети депутатов Рейхстага считали себя нерелигиозными, а в 1932 г. по всей Германии таких людей насчитывалось около 2 млн. (11, с.96).

О том, что развитие гуманизма в первой половине XX в. было объективным процессом не только для отдельных стран, но и целых континентов, свидетельствует факт зарождения гуманистического движения в Индии. В конце 10-х годов непалец Джай Притхви Бахадур Сингх (Jai Prithvi Bahadur Singh, 1877-1940) написал трехтомную книгу "Философия гуманизма" ("Philosophy of humanism"), в которой пропагандировал идею всемирного братства и мирного сосуществования. В 1927 г. он организовал Гуманистический клуб в Бангалоре (Южная Индия), где публиковал книги по гуманизму и стал инициатором выпуска "Гуманистического журнала" ("Humanist magazine") (31, с.1017).

В декабре 1946 г. на четвертой конференции Радикальной демократической партии в Бомбее другой индийский гуманист Манавендра Натх Рой (Manavendra Nath Roy, 1887-1954) сформулировал 22 тезиса радикального гуманизма. Этот документ положил начало Радикальному гуманистическому движению (Radical Humanist Movement), которое 2 ноября 1969 г. было трансформировано в Индийскую радикальную гуманистическую ассоциацию (Indian Radical Humanist Association; IRHA). Сегодня эта организация насчитывает около 1,5 тыс. членов (19, с.127-146).

Теперь от характеристики гуманистического движения первой половины XX в. обратимся к некоторым мыслителям, оказавшим влияние на развитие гуманизма этого периода.

Как уже упоминалось, идея Ф.К.С.Шиллера использовать слово "гуманизм" в новом значении была поддержана Дж.Дьюи. В этой связи представляет интерес одно из писем Дьюи к К.Ламонту, в котором он разъясняет собственное отношение к понятию "гуманизм". Он пишет: "Гуманизм - это технический философский термин, связанный с [Ф.К.С.] Шиллером, и поскольку я с большим уважением отношусь к его сочинениям, мне кажется, что он придал гуманизму не должный субъективистский поворот - он был настолько заинтересован в привнесении не учитывавшихся в традиционной философии элементов человеческого желания и цели, что, как мне кажется, склонился к фактической изоляции человека от остальной природы. Я пришел к тому, что называю собственную позицию культурным или гуманистическим натурализмом - натурализм, истолкованный как следует, представляется мне более адекватным термином, нежели гуманизм" (цит по: 20, с.290). Как видно, не соглашаясь в частностях с Шиллером, Дьюи все равно называет свое мировоззрение гуманистическим. И это не случайно. Согласно биографическим данным, Дьюи оказывал постоянную финансовую поддержку Американской гуманистической ассоциации. В своих педагогических сочинениях "Школа и общество" ("The school and society", 1899; рус. пер. - 1907), "Как мы мыслим" ("How we think", 1910), "Демократия и образование" ("Democracy and education", 1916), "Реконструкция в философии" ("Reconstruction in philosophy", 1920), "Общая вера" ("A common faith", 1934) и др. он выступал убежденным сторонником демократических методов обучения. Ричард Рорти указывал, что Дьюи был философским гигантом, антикоммунистом и социал-демократом и понимал прагматизм как инструмент расширения человеческой свободы (31, с.290-291).

Гуманистическую направленность имела философия Джорджа Сантаяны (1863-1952), автора сочинений "Жизнь разума" ("The life of reason", 1905-1906), "Скептицизм и животная вера" ("Scepticism and animal faith", 1923), "Последний пуританин" ("The last puritan", 1935) и др. Согласно Сантаяне, основная задача философии должна состоять не в объяснении мира, а в выработке "моральной позиции" по отношению к нему.

Натуралистический подход к реальности, в том числе к обществу и морали, развивал известный американский философ-атеист Эрнест Нагель (1901-1985), автор работ "Введение в логику и научный метод" ("An introduction to logic and scientific method", 1934; совместно с М.Р.Когеном), "Логика без метафизики" ("Logic without metaphysics", 1956) и др. Нагель полагал, что человечество является "случайным событием" в истории Космоса. Поскольку ценность моральных норм зависит от их совпадения с реальными физическими, биологическими и социальными потребностями, то моральная ценность идеала определяется его способностью организовывать и направлять человеческую деятельность. Нагель предпочитал говорить о себе как о "материалисте" и "контекстуальном натуралисте". Его натурализм включал в себя такие способности, как воображение, либеральные ценности и человеческую мудрость (31, c.782).

Среди крупных европейских философов, разделявших идеи гуманизма или целиком примыкавших к гуманистическому движению, следует назвать имена Альфреда Айера (1910-1989) и Гарольда Джона Блэкхема (р. в 1903).

Альфред Айер, крупный представитель логического позитивизма, автор работ "Основания эмпирического познания" ("The foundation of empirical knowledge", 1940), "Философские эссе" ("Philosophical essays", 1954), "Концепция личности" ("The concept of a person", 1963), редактор сборника статей "Гуманистическая перспектива" ("The humanist outlook", 1968) и др., был первым вице-президентом Британской гуманистической ассоциации, а с 1965 по 1970 г. являлся ее президентом. На одной из конференций Гуманистического общества Шотландии Айер сказал, что, по мнению гуманистов: 1) этот мир есть все, что мы имеем, и он может обеспечить нас всем, в чем мы нуждаемся; 2) мы должны пытаться жить полноценно и счастливо и помогать другим делать то же самое; 3) все ситуации и люди заслуживают оценки по их достоинствам, по стандартам разума и гуманности; 4) индивидуальное и социальное сотрудничество равно важны (31, с.64).

Гарольд Джон Блэкхем, автор книг "Гуманизм" ("Humanism", 1968), "Шесть экзистенциальных мыслителей" ("Six existentialistic thinkers", 1990), "Будущее нашего прошлого: От Древней Греции к глобальной деревне" ("The future of our past: From ancient Greece to global village", 1996), редактор сборника статей "Возражения гуманизму" ("Objections to humanism", 1963) и др., являлся директором Британской гуманистической ассоциации. В начале 50-х годов он был одним из тех, кто инициировал создание Международного гуманистического и этического союза (МГЭС). В 1974 г. Блэкхем был награжден Гуманистической премией МГЭС за "его долгое и творческое служение гуманизму в Англии и в мире" (31, с.111).

В 1949 г. Уоррен Аллен Смит (Warren Allen Smith), будущий составитель уникального справочного издания "Кто есть кто в аду: Справочник и международная адресная книга для гуманистов, свободомыслящих, натуралистов, рационалистов и нетеистов" (31), в своей студенческой работе, выполненной в Колумбийском университете, выделил семь видов гуманизма и дал им подробную характеристику. В классификацию Смита вошли:

1. гуманизм - понятие, означающее отношение к человеческим интересам или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities);

2. древний гуманизм - понятие, относящееся к системам философии Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа;

3. классический гуманизм - понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, ставшими модными в период Ренессанса у таких мыслителей, как Бэкон, Боккаччио, Эразм Роттердамский, Монтень, Мор и Петрарка;

4. теистический гуманизм - понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и тех современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом;

5. атеистический гуманизм - понятие, описывающее творчество Жан-Поля Сартра и др.;

6. коммунистический гуманизм - понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Ф.Кастро или бывшего секретаря Л.Троцкого Раи Дунаевской), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был К.Маркс;

7. натуралистический (или научный) гуманизм - эклектический набор установок, рожденных в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности.

Последний, седьмой, согласно классификации Смита, вид гуманизма приобрел широкую известность в 50-х годах. Своей популярностью он был обязан деятельности американских философов Сидни Хука (1902-1989) и Корлисса Ламонта (1902-1995). Хук отмечал, что натуралистический гуманизм отличается от теистического гуманизма отрицанием любой формы супранатурализма, от атеистического гуманизма - стремлением избежать выставления себя напоказ, от коммунистического гуманизма - его оппозицией всем убеждениям, не основанным на идее свободы, значении индивидуальной и политической демократии (31, с.542). Натуралистический гуманизм Хука (29) и Ламонта стал основой для оформления такой более поздней версии гуманизма, как светский гуманизм. Остановимся подробнее на взглядах Корлисса Ламонта7 - крупнейшего представителя философского движения натуралистического гуманизма.

Ламонт прожил яркую жизнь не только теоретика, но и активного общественного деятеля, защитника гражданских свобод и критика правящих кругов, попиравших эти свободы. В конце 50-х годов он одержал победу в суде над Государственным департаментом, отказывавшимся оформить паспорт под предлогом, что его поездка за границу "может противоречить интересам Соединенных Штатов". В 1965 г. он выиграл другой иск против Центрального разведывательного управления, вскрывавшего его переписку, в том числе и письма от жены. Федеральный суд признал действия ЦРУ незаконными (31, с.639). Ламонт многое сделал для развития продуктивных связей между США и СССР в то самое время, когда сенатор Джозеф Маккарти занимался разжиганием антисоветской истерии. Он был председателем Конгресса американо-советской дружбы (с 1942 г.), а затем Национального совета американо-советской дружбы (1943-1946).

Между тем Ламонта трудно обвинить в просоветской настроенности и поддержке сталинского режима. В 88-летнем возрасте он писал, что, во-первых, всегда сочетал похвалы в адрес Советского Союза с критикой этой страны за недостаточное развитие в ней демократии и гражданских свобод. Во-вторых, он никогда не одобрял деятельности Сталина. И, в-третьих, по мнению Ламонта, гуманизм как таковой не должен заниматься ни поддержкой, ни критикой иностранных политических режимов. Признаваясь, что в своих суждениях о Советском Союзе он иногда допускал серьезные ошибки, Ламонт, тем не менее, полагал, что это не дает повода ставить под сомнение его гуманистические убеждения (31, с.639).

Перу Ламонта принадлежат книги "Россия день за днем" ("Russia day by day", совместно с Маргарет И. Ламонт, 1933), "Свобода должна быть свободой на деле: Гражданские свободы в Америке" ("Freedom is as freedom does: Civil liberties in America", 1942; рус. пер. - 1958), "Народы Cоветского Союза" ("The peoples of the Soviet Union", 1946), "Гуманистические похороны" ("A humanist funeral service", 1947), "Независимый разум" ("The independent mind", 1951), "Советская цивилизация" ("Soviet civilization", 1955), "Диалог о Джоне Дьюи" ("Dialogue on John Dewey", 1959), "Диалог о Джордже Сантаяне" ("Dialogue on George Santayana", 1959), "Иллюзия бессмертия" ("The illusion of immortality", 1965; рус. пер. - 1984), "Гуманистическая свадьба" ("A humanist wedding service", 1970), "Голоса в пустыне: Избранные эссе за пятьдесят лет" ("Voices in the wilderness: Collected essays of fifty years", 1974), "Жизни - да: Мемуары Корлисса Ламонта" ("Yes to life - memoirs of Corliss Lamont", 1981), "Вспоминая Джона Мэйсфилда" ("Remembering John Masefield", 1990) и др.

Одним из наиболее известных трудов Ламонта является книга "Философия гуманизма" ("The philosophy of humanism"), выдержавшая к 1997 г. восемь изданий и вышедшая в первый раз в свет под названием "Гуманизм как философия" ("Humanism as a philosophy", 1949) (23). Сегодня это произведение многими признается классической работой по натуралистическому гуманизму.

Во введении к четвертому изданию Ламонт писал, что книга "Гуманизм как философия" стала результатом расширения и переработки курса лекций на тему "Философия натуралистического гуманизма" ("The philosophy of naturalistic humanism"), который он читал в Колумбийском университете начиная с 1946 г. (24, с.IX). Возможно, именно поэтому книга построена строго систематически, фактически в виде учебного курса. В ней последовательно проясняется смысл гуманизма (гл. 1), раскрывается гуманистическая традиция в философии и культуре (гл. 2), анализируются гуманистическое понимание жизни (гл. 3) и представления гуманистов о Вселенной (гл. 4), рассматриваются отношение гуманизма к разуму и науке (гл. 5), а также проблемы гуманистической этики (гл. 6).

На первых страницах издания Ламонт поместил схему, в которой представил истоки современного гуманизма в графической форме. По его мнению, таких истоков восемь: 1) уроки, извлеченные из таких не относящихся к гуманизму философских систем, как дуализм и идеализм; 2) этический вклад различных религий и философий; 3) философия натурализма; 4) наука и научный метод; 5) демократия и гражданские права; 6) философия материализма; 7) гуманизм эпохи Возрождения; 8) литература и искусство.

Свое философское кредо Ламонт изложил в "десяти утверждениях гуманистической философии". По его словам, эти тезисы позволяют дать определение философии гуманизма, а также отделить ее от других мировоззренческих направлений. Ламонт утверждал, что:

1. все формы сверхъестественного являются мифом, а природа (nature), как существующая независимо от сознания и находящаяся в постоянном изменении система материи и энергии, составляет полноту бытия;

2. человек является продуктом природной эволюции, его сознание неразрывно связано с деятельностью мозга и не имеет шансов выжить после смерти;

3. люди обладают способностью решать собственные проблемы, руководствуясь разумом и применяя научный метод;

4. люди, хотя и связаны с прошлым, но, тем не менее, обладают свободой творческого выбора и действия;

5. этика составляет основу всех человеческих ценностей в посюсторонних (this-earthly) формах опыта и видах отношений;

6. индивид достигает блага, гармонично сочетая личные желания и непрерывное саморазвитие с работой, вносящей вклад в благосостояние общества;

7. необходимо возможно более широкое развитие искусства и что эстетический опыт может стать одной из основных реальностей в жизни людей;

8. необходима долгосрочная социальная программа, предусматривающая установление во всем мире демократии, мира и высокого уровня жизни;

9. полное осуществление разума и научного метода возможно во всех областях экономической, политической и культурной жизни;

10. в соответствии с научным методом гуманизм предполагает бесконечное вопрошание по поводу своих основных предположений и убеждений. Гуманизм - это не новая догма, но развивающаяся философия, остающаяся всегда открытой к экспериментальной проверке, новым фактам и более строгим рассуждениям (24, с.11-12).

"Я думаю, - подводил итог Ламонт, - что эти десять пунктов воплощают гуманизм в его наиболее приемлемой современной форме. Эта философия может быть охарактеризована более определенно как научный гуманизм, светский (secular) гуманизм, натуралистический гуманизм или демократический гуманизм, в зависимости от акцента, который ему стремятся придать" (24, с.11).

Отметим, что с таким же успехом мировоззрение Ламонта может быть определено и как атеистический гуманизм. Об этом прямо свидетельствуют следующие строки. "Как бы его ни называли, - пишет Ламонт, - гуманизм представляет собой точку зрения, согласно которой люди имеют только одну жизнь и должны предпринимать все возможное для творческой работы и счастья; что человеческое счастье является своим собственным оправданием и не требует никакой санкции или поддержки из сверхъестественных источников; что в любом случае сверхъестественного, обычно понимаемого в виде небесных богов или бессмертных небес, не существует; и что люди, используя свой собственный интеллект и свободно сотрудничая друг с другом, могут выстроить долговременную цитадель мира и красоты на этой земле" (24, с.11).

Казалось бы, атеизм Ламонта совершенно очевиден, однако он старательно избегал слова "атеист" по отношению к самому себе. В чем же здесь дело? Ответ можно найти в предисловии к четвертому изданию книги "Философия гуманизма". Отвечая одному из своих оппонентов, Ламонт указывал, что гуманисты "все больше и больше склоняются к тому, чтобы называть себя нетеистами или агностиками. Гуманисты не находят адекватного доказательства существования сверхъестественного Бога, управляющего нашей планетой и ведущего человеческий род к божественному предначертанию; однако необъятность Вселенной предостерегает их от абсолютного отрицания Бога среди миллиардов галактик, удаленных от нас на миллиарды лет" (цит. по: 19, с.26-27).

Позиция Ламонта по данному вопросу весьма показательна и характеризует стиль мышления современного светского гуманизма. Хотя гуманисты фактически отрицают существование сверхъестественных явлений, они не считают своей основной целью борьбу с религией. Более фундаментальной ценностью для них является идея прав человека, в том числе право каждого верить или не верить в Бога. Тот факт, что светские гуманисты стремятся продемонстрировать правоту собственной точки зрения не путем антирелигиозной деятельности, а путем создания реальной альтернативы религиозным культам, не ущемляя права других на самоопределение, свидетельствует о человечном, жизнеутверждающем характере современного гуманизма.

Теперь, завершив краткую характеристику взглядов Ламонта, вернемся к рассмотрению истории гуманистического движения. В начале 50-х годов произошло событие, позволяющее говорить о возникновении международного гуманизма не только в географическом, но и в организационном смысле слова. В 1952 г. в Амстердаме семь национальных этических и гуманистических организаций (Голландская гуманистическая лига, Бельгийская гуманистическая лига, Австрийское этическое общество, Британский этический союз, Американский этический союз, Американская гуманистическая ассоциация и Индийское радикальное гуманистическое движение) основали Международный этический и гуманистический союз (МГЭС; английское название - International Humanist and Ethical Union, IHEU) (13, с.135). Сегодня МГЭС представляет 5 млн. членов из 90 организаций в 30 странах8. Он содействует развитию нетеистической морали и обладает консультативным статусом при ООН, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ. Каждые два года МГЭС проводит международные конгрессы.

Организаторы МГЭС принимали активное участие в организации ООН. Среди них можно упомянуть лорда Джона Бойда Орра (John Boyd Orr), первого главу Всемирной продовольственной организации (World Food Organisation), Джулиана Хаксли (Julian Huxley), первого генерального директора ЮНЕСКО, а также Брока Чисхолма (Brock Chisholm), первого главу Всемирной организации здравоохранения (World Health Organisation).

МГЭС подчиняется органам ООН в вопросах окружающей среды, экономики, социальных и культурных прав. Поддержку со стороны организаций - членов МГЭС находят такие документы ООН, как Конвенция прав ребенка, Конвенция о пытках или Женевская конвенция о беженцах. МГЭС принимал участие в пятилетней кампании по борьбе с голодом, проводимой Продовольственной и агрикультурной организацией ООН и участвовал в рабочей группе ООН по науке и этике.

В качестве федерации национальных и региональных групп гуманистов МГЭС координирует их деятельность, помогает выстраивать стратегию работы на местах, способствует развитию новых гуманистических организаций, а также представляет интересы гуманистов в ООН (Нью-Йорк, Женева и Вена), ЮНИСЕФ (Нью-Йорк), ЮНЕСКО (Париж) и Совете Европы (Страсбург). МГЭС - это центр информации и форум, где гуманистические организации и отдельные индивиды могут обменяться мыслями и практическими разработками для усиления национальной активности.

До 1996 г. штаб-квартира МГЭС размещалась в Утрехте (Голландия), а с 1996 г. находится в Лондоне. Печатным органом МГЭС является ежеквартально выходящий журнал "Международные гуманистические новости" ("International humanist news")9.

В конце 70-х годов некоторые члены МГЭС выступили с предложением выработать краткое рабочее определение термина "гуманизм" для "внешнего использования". По их мнению, такое определение давало бы возможность установить определенные формальные критерии при принятии новых членов.

11-13 июля 1991 г. Правление МГЭС на своем заседании в Праге после многочисленных дискуссий утвердило следующее "минимальное утверждение" (minimum statement) гуманизма: "Гуманизм - это демократическая, нетеистическая и нравственная жизненная позиция (life stance), утверждающая право и долг человеческих существ самим определять смысл и образ собственной жизни. Как следствие, эта позиция отрицает супранатуралистические воззрения на действительность" (31, с.541).

В 1998 г. на заседании в Гейдельберге (Германия) была принята новая организационная структура МГЭС. Совет (состоящий из представителей организаций - членов МГЭС) был переименован в Генеральную ассамблею, а исполнительный комитет стал называться Советом директоров. Президентом МГЭС был избран известный норвежский гуманист Леви Фрагелл (Levi Fragell) (р. 1939) (31, с.575-576).

В 1973 г., спустя 40 лет после опубликования "Гуманистического манифеста-I", был принят новый программный документ, получивший название "Гуманистический манифест-II" (Humanist Manifesto II)10. Этот документ собрал подписи нескольких сотен людей, в том числе таких известных ученых и общественных деятелей, как писатель-фантаст Айзек Азимов (Isaak Asimov), философы Альфред Айер, Пол Эдвардс (Paul Edwards), Энтони Флю (Antony Flew), Сидни Хук, Пол Куртц, Корлисс Ламонт, Гарольд Дж. Блэкхем, Джозеф Л.Блау (Joseph L. Blau), Джозеф Марголис (Joseph Margolis), Кай Нильсен (Kai Nilsen), Рой Вуд Селларс, Светозар Стоянович (Svetozar Stojanovic), психологи Б.Ф.Скиннер (B.F.Skinner) и Х.Дж.Айзенк (H.J.Eysenck), бывший генеральный директор ЮНЕСКО биолог Джулиан Хаксли, нобелевский лауреат, один из авторов открытия ДНК Фрэнсис Крик (Francis Crick), биолог Жак Моно (Jaques Monod), унитарианские священники Эдвин Х.Уилсон, Рэймонд Б.Брэгг (Raymond B.Bragg) и др. Манифест подписали и три наших соотечественника. Это - физик и правозащитник академик АН СССР А.Д.Сахаров, математик А.С.Есенин-Вольпин и биолог Ж.А.Медведев.

"Гуманистический манифест-II" отражал "новые сдвиги и реальности мировой истории: распространение фашизма и его поражение во Второй мировой войне, раскол мира на две противоборствующие системы и создание мирового "социалистического лагеря", "холодная война" и гонка вооружений, создание ООН, ускорение научно-технического прогресса, развитие демократий и укрепление движений за права человека на Западе на фоне улучшения материального благосостояния и качества жизни населения" (11, с.11).

Признавая огромные успехи, достигнутые человечеством со времени подписания "Гуманистического манифеста-I", авторы, тем не менее, указывали на множество опасностей, угрожающих человеческому благополучию и даже самому существованию жизни на Земле. К их числу относятся: экологическая угроза, перенаселенность, антигуманные учреждения, тоталитарные репрессии, возможность ядерной и биохимической катастрофы. Не менее опасным признавалось распространение различного рода иррациональных культов и религиозных учений, проповедующих смирение и изоляцию.

Гуманисты, подписавшие "Манифест-II", обратились ко всем людям планеты с призывом принять "комплекс общих принципов, могущих служить основанием для совместных действий, т.е. позитивных принципов, соотнесенных с современным состоянием человека" (11, с.72). Они предложили проект светского (секулярного) общества во всемирном масштабе, целью которого должна стать "реализация потенциала каждого человеческого индивида - не избранного меньшинства, но всего человечества" (там же, с.71-72).

В 17 тезисах "Гуманистического манифеста-II", распределенных по четырем разделам - "Религия" (тезисы 1-4), "Индивид" (тезисы 5-6), "Демократическое общество" (тезисы 7-11) и "Мировое сообщество" (тезисы 12-17), - была представлена гуманистическая точка зрения на смысл жизни, гражданские свободы и демократию, отстаивались права индивида на самоубийство, аборты, развод, эвтаназию и сексуальную свободу, подчеркивалась необходимость мирового экологического и экономического планирования, а также построения мирового сообщества (см. также: 31, с.547). Манифест оставлял место как атеистическому (связанному с научным материализмом), так и либерально-религиозному (отрицающему традиционные религии) гуманизму. Последний отрицал существование сверхъестественного и загробную жизнь и рассматривал себя как выражение "искренней устремленности и "духовного" опыта", вдохновляющего на следование "высшим нравственным идеалам". По сути дела, религию предлагалось заменить общечеловеческой этикой, свободной от каких бы то ни было теологических, политических и идеологических санкций.

Последовавший за опубликованием "Гуманистического манифеста-II" рост влияния гуманистического движения на общественную жизнь США и других стран вызвал серьезную озабоченность со стороны как традиционных, так и неофундаменталистски настроенных религиозных кругов. Особую обеспокоенность вызвала практическая деятельность гуманистов в школах, направленная на ознакомление учащихся с основами светского мировоззрения. На рубеже 70-80-х годов только в США вышли в свет три крупные работы, посвященные анализу мировоззренческих оснований светского гуманизма с христианской точки зрения (15, 16, 18). Авторы этих сочинений упрекали светский гуманизм в высокомерии (arrogance), объявляли его "самой опасной религией в Соединеных Штатах".

Светский гуманизм

Ответом на критику светского гуманизма со стороны консервативных религиозных групп стал программный документ под названием "Декларация светского гуманизма" ("A secular humanist declaration")11. Его подписали 58 видных ученых, писателей, художников и общественных деятелей. Среди них - философы Пол Куртц, Джозеф Л.Блау, Сидни Хук, Уолтер Кауфман (Walter Kaufman), Джозеф Марголис, Эрнест Нагель, Уиллард Куайн, Кай Нильсен, Альфред Айер, Гарольд Дж.Блэкхем, вдова философа Бертрана Рассела Дора Рассел (Dora Russell), психолог Б.Ф.Скиннер, теолог Джозеф Флетчер (Joseph Fletcher), писатель-фантаст Айзек Азимов, биолог Фрэнсис Крик, астроном Жан-Клод Пекер (Jean-Claude Pecker), антрополог Г.Джеймс Беркс (H.James Birx), президент Индийского секулярного общества А.Б.Шах (A.B.Shah), редакторы гуманистических изданий Джеймс Херрик (James Herrick) и Николас Уолтер (Nicolas Walter), российские диссиденты - специалист по компьютерным технологиям Валентин Турчин, биолог Жорес Медведев и др. Впоследствии П.Куртц дал более развернутый ответ критикам в книге "В защиту светского гуманизма" ("In defense of secular humanism", 1983), куда был включен и текст Декларации (22).

"Светский гуманизм, - гласили первые строки этого программного документа, - реальная сила в современном мире. В настоящее время он подвергается необоснованным и неудержимым нападкам с самых разных сторон. Данный манифест отстаивает ту форму светского (секулярного) гуманизма, которая определенно соответствует принципам демократии. Он противостоит всем разновидностям веры, которые ищут сверхъестественных санкций для своих ценностей или подчиняются силе диктата" (цит. по: 11, с.81). Выделив десять фундаментальных принципов светского гуманизма (свободное исследование; отделение церкви от государства; идеал свободы; этика, основанная на критическом мышлении; моральное образование; религиозный скептицизм; разум; наука и техника; эволюция; образование), светские гуманисты призвали всех людей, в том числе и верующих, разделить свои идеалы и стать на их защиту. "Демократический светский гуманизм, - указывалось в заключение Декларации, - слишком существенен для человеческой цивилизации, чтобы им можно было пренебречь… Наша задача - распространять идеалы разума, свободы, личного и общественного согласия и демократии во всем мировом сообществе… Светский гуманизм верит скорее в человеческий разум, чем в божественное руководство. Скептически относясь к теориям искупления, про<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...