Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений: общая характеристика, состав дел, отличия от других видов производств арбитражного процесса.
Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК.Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности.Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия(бездействие).Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур. По вопросу о применении Постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11. Виды:1.Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов2.Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц3.Рассмотрение дел об административных правонарушениях4.Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, начинается со стадии возбуждения дела, обладающей определенной спецификой в сравнении с аналогичными стадиями других производств. Действия, совершаемые в этой стадии, объединены целью появления, возбуждения процесса. Первый "отсеивающий фильтр" установлен именно здесь.В арбитражный суд вправе обратиться заинтересованные лица за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, а в случаях, предусмотренных АПК, и иные лица. Закон допускает обращение в суд в форме искового заявления, заявления, жалобы, представления. По делам, возникающим из АиИПП, обращение в суд осуществляется в форме заявления. При этом используется юридико-технический прием изложения правил оформления заявлений путем частичной отсылки к правилам оформления исковых заявлений. Однако это самостоятельные процессуальные документы, отличные от заявлений исковых. Отличие их от исковых обусловлено в том числе задачами арбитражного суда в исковом производстве и производстве по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, природой материально-правовых требований, передаваемых на рассмотрение и разрешение суда. Гражданско-правовое притязание, выраженное в исковом заявлении, отличается от требования, содержащегося в заявлении. Исковым заявлением оформляются передаваемые на рассмотрение и разрешение суда первой инстанции требования о защите субъективных гражданских прав. В заявлении выражаются требования, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Это могут быть, например, требования о признании нормативного правового акта недействующим, ненормативного правового акта недействительным и др. В большинстве своем это требования о лишении юридической силы актов государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Для данной категории дел следует учитывать следующие особенности: - дела данной категории возбуждаются на основании заявления; - в первой инстанции коллегиально рассматриваются дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов. Остальные категории дел могут быть рассмотрены судьей единолично (ст. 17 АПК РФ). Арбитражные заседатели не могут участвовать при рассмотрении данной категории дел;
- Высшему Арбитражному Суду РФ подсудны дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти*(162), нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела об оспаривании (полностью или частично) ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Остальные дела административного судопроизводства подсудны арбитражным судам субъектов РФ (ст. 34 АПК РФ); - государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с иском или заявлением в арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 53 АПК РФ). В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд. В качестве примера процессуальных полномочий налоговых органов для обращения в арбитражный суд можно привести положения п. 16 ч. 1 ст. 31 НК РФ, антимонопольных органов - ст. 26 Федерального закона от 18.07.1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе"*(163), ФСФР - ст. 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и т.п.; - при обращении налоговых органов в арбитражный суд с иском о взыскании с организации, предпринимателя налоговых санкций необходимо соблюдение досудебного порядка, который заключается в предложении (зафиксированном в решении о привлечении к налоговой ответственности, требовании или иным образом) добровольно уплатить сумму налоговой санкции (ст. 104 НК РФ). Несоблюдение налоговой инспекцией досудебной процедуры влечет последствия, предусмотренные ст. 149 АПК РФ, т.е. оставление иска без рассмотрения; - в соответствии со ст. 333.37 главы "Государственная пошлина" НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы освобождены от уплаты государственной пошлины;
- в отличие от общих правил доказывания обязанность доказывания по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, возлагается на государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и должностных лиц. В силу ст. 65 АПК РФ другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; - обязательными условиями для признания недействительными актов органов, организаций, должностных лиц, незаконности их действий (бездействия) являются несоответствие их закону, иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав заявителя; - при удовлетворении заявления по спору о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, в том числе на основании исполнительной надписи нотариуса, в резолютивной части указывается наименование, номер и дата документа, не подлежащего исполнению, и сумма, не подлежащая списанию (ст. 172 АПК РФ); - при удовлетворении заявления о взыскании денежных сумм (например, по иску налоговой инспекции) в резолютивной части решения арбитражный суд указывает общий размер подлежащих взысканию сумм с раздельным определением недоимки, пени, штрафа; - по делу о признании недействительным акта органа, должностного лица в резолютивной части решения должны содержаться сведения о наименовании, номере, дате издания, других реквизитах акта и об органе, должностном лице, его издавшем; указание о признании акта недействительным полностью или в определенной части либо об отказе в удовлетворении требования заявителя полностью или в определенной части; - при удовлетворении требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации или уклонения от государственной регистрации арбитражный суд в резолютивной части обязывает соответствующий государственный орган осуществить такую регистрацию; - при удовлетворении требования о признании незаконными действий (бездействия) арбитражный суд в резолютивной части решения обязывает орган, организацию, должностное лицо устранить в полном объеме допущенное незаконными действиями (бездействием) нарушение прав и законных интересов организации или гражданина в установленный срок; - в случае признания необоснованным привлечения организации или гражданина к административной ответственности в резолютивной части решения арбитражный суд указывает на отмену соответствующего решения (с обязательным указанием всех его реквизитов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|