Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника присоединения к клиенту.




Присоединиться к клиенту, значит "расширить границы своего Я", включив в него клиента, идентифицироваться с ним. "Самость", Я вовсе не является чем - то постоянным; происходит непрерывное изменение (Я также текуче, как и физический мир). Будем считать Я - функцией обратной функции идентификации. Шофер расширяет границы своего Я, включая в них автомашину, покрышки колес, точки их соприкосновения с дорогой. Слепой, по - видимому, - трость. "Включив" другого человека в границы своего Я, мы сопереживаем, ассоциируемся с ним. Исключив его из собственных границ, мы с ним диссоциируемся, воспринимаем его со стороны(мета - позиция).

Ассоциирование и диссоциирование может стать управляемым процессом. Можно это делать по любой системе (или по всем - последовательно либо одновременно).

Предлагается освоить следующую процедуру.

По ВИЗУАЛЬНОЙ системе. Вспомните диссоциировано, как Вы выполняли какие - ни будь действия (например, ехали на велосипеде). Иными словами, "посмотрите картинку со стороны". Теперь ассоциируйтесь с собой на картинке: " войдите в свое изображение на картинке". "Уловите" (обращаю внимание на " кинестетическое" слово) разницу в ощущениях, возникшую при "входе". Снова "выйдите из картинки" (диссоциируйтесь). Тренируйтесь в ассоциировании и диссоциировании до тех пор, пока научитесь замечать эту разницу.

 

Освоив эту технику, обучите ей своих знакомых, друзей. Наблюдайте за человеком, как меняется его поведение, когда он снаружи и внутри картинки (глазодвигательная стратегия, микродвижения, кожа, слизистые, ширина зрачков, тип дыхания, тембр и интонации голоса и т. д.). При ассоциировании типичен взгляд - вправо вниз.

Теперь Вы готовы проводить КАЛИБРОВКУ клиента.

1. ВИЗУАЛЬНЫЙ СЕНСОРНЫЙ КАНАЛ.

Задавайте клиенту вопросы, ответы на которые требуют "достать из памяти визуальный образ" (В. О.). Следите за его невербальной реакцией, не обращая внимания на его вербальный ответ (он отстает от невербального ответа и даже может ему не соответствовать): "Какого цвета верхний глазок светофора?". "Как выглядит Ваша жена?". "Какого цвета была комната у Вас в детстве?". "Как выглядит дельфин?" и т. д.

Чаще человек при этом смотрит влево вверх (правша).

Визуальное конструирование (В. К.).

Вопросы типа: "Как бы выглядел слон без хобота?"; "... бородатый ребенок?"; "... знакомая женщина, если бы была мужчиной?" и т. д.

Наиболее распространенная реакция: взгляд влево вверх (воспоминание), потом - вправо вверх (конструирование). Быстрые повторные взгляды влево - вправо часто говорят о растерянности, замешательстве (так же и в аудиальной системе).

Подчеркиваю, надо не "подгонять" глазодвигательную стратегию под схему, а определять личную стратегию клиента.

2. АУДИАЛЬНЫЙ СЕНСОРНЫЙ КАНАЛ.

Вопросы клиенту типа: "Вспомните Ваше любимое музыкальное произведение", "Как воет ветер?", "Как скрипит колесо телеги?" и т. п. (А. О., типично: взгляд влево). "Как бы звучал мой голос, если бы я был женщиной?", "... стариком?", "... ребенком?" и т. п. (типично: влево, потом - вправо, т. е. А. О. - А. К.). "Что Вы себе говорите, когда делаете промашку?" (влево вниз - аудиальный внутренний диалог - А. В. Д.).

При обычной беседе можно "подбрасывать" вопросы типа "А как звучал его голос?(А. О.)" А какого цвета было у нее платье?" - "камуфляж "+ экономия времени.

Видеоаппаратура для фиксации движения глаз позволяет объективизировать картину. Следите также за ключевыми словами клиента, его типом дыхания и, вообще, за поведением. (Поведение - все, что можно измерить).

Для развития у себя умения замечать НЛпрограммисты используют игру, условно называемую "детектор лжи".

Поймали "вражеского шпиона" и допрашивают его. Он отвечает на вопрос только: "Да", "Нет". Задача допрашивающего - узнать, когда "шпион" говорит правду, а когда - нет. Лучше, если имеется еще один (или больше) наблюдатель. На первые ("безобидные") вопросы "шпион" должен отвечать правду. В это время проводится его калибровка: какой телесный знак всегда возникает при ответе "да" и какой при ответе "нет". Сначала калибруется " да": "Вы мужчина?". "Сейчас день?" "Сейчас лето?" "Вас зовут...?" "Вы человек?" ` Потом калибруется "нет": "Вы женщина?" "Сейчас ночь?" "На Вас надет галстук?" "Вы пчела?" и т. п.

После этого спрашивают о "шпионских секретах" (можно обговорить скрываемую "шпионом" область информации заранее). Нужно не слушать ответ, а замечать ответ невербальный ("да", "нет"). Ни один человек не может его скрыть, т. к. не осознает его.

Кроме того, проводится калибровка речевых и неречевых проявлений глубинных речевых структур, метамодели (об этом будет сказано отдельно).

После этого можно приступать к терапии.

Дальше дается описание технических процедур НЛП в два этапа. Я рекомендую сначала изучить на практике процедуры первого этапа и только после этого ознакомиться с теорией и техническими процедурами второго этапа(или второй ступени).

Считаю своим долгом дать общие рекомендации для начинающих НЛпрограммистов.

Следует помнить, что:

1. КАЖДЫЙ клиент имеет ресурсы, которые терапевт помогает ему активизировать и использовать для решения проблемы.

2. Терапевт работает с субъективной реальностью КЛИЕНТА, а не со своей.

3. Психотерапевтическая коммуникация - это эффективная манипуляция клиентом для достижения им поставленной перед терапевтом цели. Эффективность любой техники и всего курса терапии определяется НАМЕРЕНИЕМ КЛИЕНТА (чего он хочет "здесь и сейчас" на самом деле": это не всегда совпадает с тем, что клиент говорит, будто бы он хочет).

4. Темп психотерапевтического процесса задается клиентом. В процессе терапии возможен временный регресс. Здесь важно, чтобы терапевт вернулся вслед за клиентом на эту более раннюю ступень, успокоил его("все в порядке"), поблагодарил за хорошую защиту от неправильно выбранной терапевтической тактики: сопротивление клиента - знак неправильной работы с ним.

5. Терапевт должен доверять своей интуиции, своему опыту и разрешать себе право на ошибку.

Овладение техникой НЛП, конечно, необходимо для терапевта, но главное - его творческая интуиция.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...