Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Требования, диктуемые техникой




16 июня 1903 г., после нескольких месяцев под­готовительной работы, включавшей перегово­ры о заключении контрактов на поставку раз­личных деталей, была создана компания «Форд мотор», которая поставила своей целью произ­водство автомобилей. Объем этого производ­ства должен был определяться количеством ав­томобилей, которые могли быть проданы. Пер­вый автомобиль поступил на рынок в октябре того же года. Фирма располагала уставным ка­питалом в 150 тыс. долл. Однако акций было выпущено лишь на 100 тыс. долл., причем опла­чено было всего лишь 28,5 тыс. долл. Хотя это и не имеет прямого отношения к рассматривае­мому нами вопросу, компания получила в тот год внушительную прибыль, что удавалось ей и в течение многих последующих лет. Число за­нятых в 1903 г. составило в среднем 125 че­ловек1.

Весной 1964 г. компания «Форд мотор» ос­воила то, что теперь называют новой моделью автомобиля. В соответствии с нынешней модой

1 A. Nevins, Ford, The Times, The Man, The Com­pany, New York, 1954, p 220 и след. и приложение.

она получила не очень, видимо, удачное наименование «мустанг». Покупатели были хорошо подготовлены к приему нового автомобиля. В планах компании были тщательно учтены возможные объемы производства и продаж, и, как обычно случается с планами, они оказа­лись неточными (на этот раз слишком заниженными). Вся эта подготовка заняла три с половиной года. С осе­ни 1962 г., когда была разработана конструкция автомо­биля, до весны 1964 г. деятельность компании была в ре­шающей мере подчинена выпуску определенной модели автомобиля, который в конечном счете и был выпущен. Расходы на конструирование и оформление составили 9 млн долл., а расходы на технологическую оснастку про­изводства модели «мустанг»— 50 млн долл.1 В 1964 г. число занятых в компании «Форд мотор» равнялось в среднем 317 тыс., а сумма ее активов достигала пример­но 6 млрд долл.2

Из этого примера видны почти все последствия рас­ширенного применения новой техники. Мы их сейчас коротко рассмотрим.

1 Я признателен Уолтеру Мэрфи из компании «Форд мо­тор» за то, что он сообщил мне эти детали В этой и пос­ледующих главах я воспользовался также данными, пре­доставленными мне ранее Робертом Макнамарой, когда он работал еще в компании «Форд мотор» Я хотел бы с самого начала не только сказать, но и подчеркнуть, что планирование не гарантирует точности результатов и что возможны отдельные неудачи. Следовательно, при­вести в качестве примера такого рода неудачу (другая модель «Форд мотор»— «эдзел»— сразу же приходит на память особо рьяным критикам)— вовсе не значит опро­вергнуть этот довод.

2 «The 500 Largest U. S. Industrial Corporations», The For­tune Directory, August 1964.

Под техникой понимают последовательное применение научных и иных видов систематизированных знаний для решения практических задач. Наиболее важное следствие применения современной техники, по край­ней мере с точки зрения экономической науки, заключа­ется в том, что она заставляет разделить любую такую задачу на ее составные части. Таким, и только таким, образом можно добиться воздействия систематизиро­ванных знаний на производство.

Если говорить конкретнее, не существует никакого способа, с помощью которого систематизированные знания могли бы оказать воздействие на производство автомобиля в целом или даже изготовление его корпуса или шасси. Они могут быть применены только тогда, ког­да задача разделена таким образом, что каждая ее часть укладывается в рамки определенной области научных или инженерных знаний. Хотя знания в области метал­лургии нельзя использовать для изготовления всего авто­мобиля, они могут быть использованы при конструиро­вании системы охлаждения или двигателя. И, если зна­ния механики недостаточно для того, чтобы изготовить автомобиль, оно может пригодиться при обработке ко­ленчатого вала. Наконец, с помощью химии нельзя смонтировать весь автомобиль, но она может быть ис­пользована для выбора отделки или оформления авто­мобиля.

Но дело этим не ограничивается. Знания в области металлургии используются не для определения количе­ства стали вообще, а для выяснения потребности в спе­циальных марках стали, химия же нужна не для выбора красок или пластиков как таковых, а для получения и

изменения конкретных молекулярных структур, требуе­мых в данном случае1.

Почти все следствия применения современной тех­ники и в значительной мере характер функционирова­ния современной промышленности определяются преж­де всего этой потребностью расчленения возникающих производственных задач. Они определяются, далее, не­обходимостью использования знаний для решения этих частных задач и, наконец, необходимостью свести вое­дино элементы задачи в виде законченного цельного продукта. Шесть следствий имеют непосредственное от­ношение к интересующему нас вопросу.

Первое. Возрастает отрезок времени между началом и завершением той или иной работы. Сначала решается микрозадача, составляющая частичку общей задачи; затем она рассматривается в сочетании с какой-либо

1 Концепция разделения труда, отнюдь не новая в эконо­мической науке, лишь приблизительно и неполно отра­жает высказанные выше мысли. Если расчленить какую-либо механическую операцию, как, например, изготов­ление знаменитых булавок Адама Смита, она сведется ко все более простым движениям, как, скажем, насажи­вание головки или иглы булавки Это равносильно ут­верждению, что проблема поддается решению путем ис­пользования однообразных по существу знаний в облас­ти механики.

Однако членение задачи в соответствии с существующи­ми отраслями систематизированных знаний не ограни­чивается механическими процессами и не имеет какого-либо особого отношения к ним. Оно имеет место в меди­цине, управлении предприятием, проектировании зда­ния и уходе за детьми и собаками — словом, везде, где решение проблемы связано с совокупностью разнород­ных научных знаний

другой частичной задачей, далее — в других сочетани­ях, и в конце концов решается вся задача. Весь этот про­цесс растягивается во времени, подобно тому как корни растения уходят в глубь почвы. Самый длинный из «кор­ней» определяет общую продолжительность времени, необходимого для производства. Чем более широкое применение находит новая техника (или, используя об­щепринятое и по крайней мере широко распространен­ное выражение, чем сложнее производственный про­цесс), тем шире используются научные и прочие зна­ния. Тем больше, соответственно, времени проходит между постановкой и завершением задачи.

Изготовление первого «форда» не было слишком сложным процессом. Оно не потребовало никаких изыс­каний в области металлургии. Были использованы обычные марки стали, которые можно было утром полу­чить со склада, а во второй половине дня подвергнуть обработке. В результате отрезок времени между нача­лом и завершением процесса изготовления автомобиля оказывался очень незначительным.

Напротив, сталь для современного автомобиля вы­бирается в соответствии с теми условиями, которые были заданы конструкторами или лабораторией, по­ставляется сталелитейным заводом по специальным заказам (причем одновременно заказывается соответ­ствующее металлообрабатывающее оборудование), подвергается испытаниям, а затем уже используется в производстве.

Второе. Возрастает участвующий в производстве капитал — помимо того роста, который обусловлен уве­личением объема продукции. Более длительный про­цесс производства и связанные с этим большие капита­ловложения в незавершенное производство приводят к увеличению затрат. С расходами сопряжено использо­вание знаний для решения различных элементов общей

задачи. Для решения какой-либо частичной производ­ственной задачи, как правило, требуется также разра­ботка машины, выполняющей соответствующую функ­цию. (Термин «техника» ассоциируется с понятием «ма­шина»; это и неудивительно, поскольку машинное обо­рудование представляет собой одно из наиболее наглядных проявлений техники.) Создание такой маши­ны, равно как и оборудования, для воссоединения эле­ментов задачи в виде законченного продукта также тре­бует капиталовложений.

Капитал, связанный с изготовлением первого «фор­да», был больше, чем оплаченный капитал компании, равный 28,5 тыс. долл., поскольку часть его была вложе­на в машины, оборудование и запасы тех фирм, кото­рые, как, например, «Додж бразерз», поставляли дета­ли. Однако капиталовложения в сам завод были нич­тожно малы. Материалы и отдельные части поставля­лись, как правило, со стороны; высокооплачиваемых специалистов не приглашали; для сборки автомобиля использовалось лишь самое примитивное оборудова­ние. Раму автомобиля могли поднять два человека.

Третье. С развитием техники усиливается действие еще одной тенденции: время и деньги, расходуемые в процессе производства, все более привязываются к вы­полнению какой-либо одной задачи. Эта задача должна быть точно определена до того, как она будет расчлене­на на составные части. Соответствующие знания и обо­рудование используются затем для решения частных за­дач с учетом того, как задача в целом была определена с самого начала. Если задача изменяется, для ее решения требуются иные знания и иное оборудование.

Проще обстояло дело на заводе фирмы «Додж бра­зерз», где изготовлялись моторы и шасси для первого «форда». Это предприятие не было специализированным. Оно с равным успехом могло производить велосипеды,

паровые турбины или коробки передач и действительно использовалось таким образом. Если бы Форд и его со­трудники решили однажды переключиться с двигателя, работающего на бензине, на энергию пара, завод «Додж бразерз» мог бы перестроиться в соответствии с этим изменением в течение нескольких часов.

В противоположность этому все детали автомобиля «мустанг», инструменты и оборудование, использован­ные для обработки этих деталей, равно как сталь и про­чие материалы, пошедшие на их изготовление, были предназначены эффективно выполнять одну конечную задачу. Если бы автомобиль был существенно изменен и это была бы, скажем, модель «барракуда» или, быть может, «змея», «скорпион» или «таракан» (а до этого обязательно додумаются), значительную часть работы пришлось бы переделывать. Вот почему в течение во­семнадцати месяцев, предшествовавших появлению ав­томобиля, работа фирмы была подчинена выпуску дан­ной конкретной модели.

Четвертое. Современная техника требует специали­зированной рабочей силы, и это вполне очевидно. Систе­матизированные знания могут быть использованы только теми, кто владеет ими. Однако не только состояние техни­ки предъявляет определенные требования к рабочей силе, планирование, если пока ограничиться упоминанием о нем, также предполагает сравнительно высокий уровень специализированных знаний. Способность всесторонне предвидеть будущее и спланировать соответствующие действия не обязательно требует высокой научной квали­фикации. Но она предполагает умение организовать и ис­пользовать соответствующую информацию или по край­ней мере способность интуитивно реагировать благодаря накопленному опыту в соответствующей области.

Это вовсе не означает, что теперь требуются способ­ности более высокого порядка, чем на ранних ступенях

технического прогресса. Те, кто сделал первый «форд», были талантливыми людьми. Братья Додж изобрели вначале велосипед и паровой катер. Их завод изготов­лял широкий ассортимент продукции, и в Детройте хо­дили легенды о том, как разыгрывалась фантазия брать­ев, особенно если они напивались. Александр Маль­кольмсон, ближайший партнер Форда, был преуспеваю­щим угольным торговцем. Джеймс Казенс, который в большей степени причастен к успеху предприятия, чем Генри Форд1, работал на железных дорогах, в угольной промышленности, а затем, уйдя от Форда, стал полицей­ским комиссаром и мэром Детройта, сенатором от рес­публиканской партии (штат Мичиган) и поддерживал Франклина Д. Рузвельта. Далеко не все из тех, кто ра­ботает сейчас в компании Форда, могут сравниться с людьми такого масштаба. Но сотрудники компании об­ладают значительно более глубокими знаниями в специ­альных вопросах, за решение которых они несут само­стоятельную ответственность.

Пятое. Неизбежным спутником специализации яв­ляется организация. Благодаря ей работа специалистов сводится к какому-то общему результату. Если специа­листов много, такого рода координация становится важ­ной задачей. Работа по координации деятельности спе­циалистов становится настолько сложной, что появля­ются специалисты по организации. Крупные и сложные хозяйственные организации становятся, даже в боль­шей мере чем машины, наглядным проявлением высоко­го уровня развития техники.

Шестое. Характер использования времени и капи­тала в современном производстве, специализация

1 Я неоднократно высказывался по этому вопросу См. главу «Was Ford a Fraud» в кн.: «The Liberal Hour», Boston, 1960, p. 141 и след.

предприятий, потребности крупных организаций и про­блемы функционирования рынка в условиях передовой техники — все это предопределяет необходимость пла­нирования. Решение задач должно осуществляться та­ким образом, чтобы оно оказалось правильным не толь­ко для настоящего времени, но и для того периода в бу­дущем, когда по выполнении смежных и дополняющих их работ будет завершен весь процесс. Необходимость выбора правильного решения становится тем более на­стоятельной, поскольку возрастает объем капитала, расходуемого для выполнения этих задач. Следователь­но, условия, которые сложатся ко времени завершения всей работы, равно как тенденции, действующие в тече­ние этого времени, должны быть предусмотрены зара­нее. Должны быть помимо того предприняты и опреде­ленные шаги, направленные на то, чтобы предотвра­тить, приостановить или как-либо иначе нейтрали­зовать отрицательные тенденции и обеспечить реали­зацию того, что было задумано в качестве конечного ре­зультата.

На первых порах деятельности Форда соображения на будущее простирались на небольшой отрезок време­ни. С момента, когда машины и материалы закрепля­лись для производства данного автомобиля, до его появ­ления проходили считанные дни. А если это так, то мож­но было считать, что будущее во многом будет таким же, как настоящее. Если автомобиль не получал одобре­ния покупателей, его можно было быстро сменить. То, что производственный период был непродолжительным, облегчало смену моделей, этому способствовал и уни­версальный характер рабочей силы, материалов и обо­рудования.

Возникла необходимость в изменениях. Когда появи­лись на рынке самые первые автомобили, они не получи­ли полного одобрения покупателей: были жалобы на то,

что система охлаждения не охлаждает, тормоза не тормо­зят, карбюратор не подает горючее в мотор, а дилер из Лос-Анджелеса сделал одно малоприятное открытие, со­общив, что при использовании рулевого управления «пе­редние колеса поворачиваются не туда». Эти дефекты бы­стро устранялись. Репутации автомобиля они не причи­нили сколько-нибудь серьезного ущерба.

Подобные недостатки в модели «мустанг» были бы весьма неприятны, и их нельзя было бы исправить так быстро, легко и без больших затрат. Универсальное обо­рудование, материалы, рабочую силу и детали для пер­вого «форда» можно было быстро и легко приобрести на рынке. Соответственно, не было и необходимости учи­тывать возможную нехватку чего-либо и предпринимать меры, чтобы застраховаться от нее. При изготовлении модели «мустанг» все эти элементы стали значительно более специализированными, поэтому оказались необ­ходимыми предусмотрительность и связанные с ней действия. Когда проектировался первый «форд», можно было быть уверенным в том, что все движущееся на ко­лесах и связанное с мотором будет принято в Детройте. Как будет принята модель «мустанг», уже нельзя было сказать с такой уверенностью. Следовало тщательно взвесить возможности сбыта и тщательно подготовить покупателей к тому, чтобы они с готовностью приняли это новое благодеяние. Отсюда необходимость планиро­вания.

Чем более сложной становится техника, тем большее значение, как правило, приобретают перечисленные требования. Это относится и к простым изделиям, по­скольку их начинают производить с помощью более тон­ких процессов или же производство их влечет за собой

разработку изящной либо герметической упаковки. Ус­ловия, диктуемые современной техникой, претерпевают серьезные изменения в особо сложных производствах, например в отраслях, связанных с современным оружи­ем и его оснащением. Это тем более верно в тех случа­ях, как, например, в нынешних мирных условиях, когда издержки и время производства не являются решающи­ми соображениями.

Так, когда Филипп II в марте 1587 г. решил бросить вызов владычеству Англии, его не особенно тревожило отсутствие у Испании флота — обстоятельство, казав­шееся весьма серьезным. Какое-то количество войск можно было взять из только что завоеванной Португа­лии, но главное, можно было использовать торговые суда. Другими словами, суда можно было купить тогда на рынке. И тот факт, что тремя неделями позже Фрэн­сис Дрейк уничтожил у Кадиса немалое число имевших­ся судов, не означал рокового удара. Несмотря на явную безнадежность этого предприятия, спустя год с неболь­шим, 15 мая 1588 г., Армада вновь отплыла, насчитывая в своем составе 130 судов. Ресурсы империи вполне по­зволяли ей осуществить такие расходы, какими бы зна­чительными они ни были. Положение в сущности оста­валось почти таким же в течение последующих трехсот лет. Корабль «Виктория», с которого Нельсон у Тра­фальгара призвал каждого англичанина исполнить свой долг, будучи сам по себе прекрасным боевым судном, к тому времени был в строю сорок с лишним лет.

Примитивные самолеты времен Первой мировой войны, способные нести одного или двух человек и ору­жие, были сконструированы и брошены в бой в течение нескольких месяцев. Чтобы создать современный флот, аналогичный Армаде, с авианосцами и соответствую­щим комплектом самолетов, атомными подводными лод­ками и ракетами, вспомогательными и поддерживающи-

ми судами, базами и линиями коммуникаций, потребо­вались бы усилия первоклассной индустриальной дер­жавы в течение минимум двадцати лет. Хотя современ­ная Испания богата так, как это и не снилось ее монар­хам во время наибольшего расцвета страны, она не мог­ла бы сейчас и думать о такого рода предприятии. Во Второй мировой воине преимущественно участвовали боевые самолеты, сконструированные до начала воен­ных действий. С тех пор соответствующий разрыв во времени стал еще больше. Скажем так: людям пожилого возраста почти не угрожает оружие, которое конструи­руется сейчас; оно представляет опасность только для тех, кто еще не родился и которых еще не ждут.

В том, что проблемы найдут свое решение, можно быть в значительной мере уверенным еще до того, как станет известно, каким образом они будут решены. Эта мысль стала в наши дни банальной. В 1966 г., когда пишутся эти строки, есть все основания быть уверенным в том, что человек сможет высадиться на Луне в течение бли­жайших пяти лет, хотя многие детали этой операции еще не разработаны. Не вызывает сомнения, что борьба с загрязнением воздуха и воды может вестись более эф­фективно ради тех, кто — к счастью или к несчастью — должен будет остаться на Земле. Неопределенность со­храняется в отношении того, как лучше всего сделать это. Вполне вероятно, что будут найдены средства для обеспечения безопасности и удобства в американских городах. Но еще остается решить, как добиться этого.

Если бы методы выполнения конкретных задач были полностью известны, то потребность в использовании систематизированных знаний была бы меньше, чем в том случае, когда эти методы еще не определены. А эта

неопределенность ведет к тому, что возрастают необхо­димые издержки и время, причем иногда очень значи­тельно. Неопределенность в отношении свойств метал­ла, используемого для обшивки сверхзвукового самоле­та; вытекающая отсюда неопределенность в отношении правильного способа обработки и получения этого ме­талла; обусловленная этим неопределенность в отноше­нии вида и конструкции оборудования, нужного для его обработки,— все это может привести к резкому увели­чению продолжительности времени и издержек, необхо­димых для того, чтобы получить самолет. Такой подход к решению проблем, предполагающий большие затраты времени и денег, является признанной отличительной чертой современного производства. Во всех современ­ных экономических дискуссиях она фигурирует как «на­учные исследования и опытно-конструкторские разра­ботки».

Как уже было сказано, необходимость планирования обусловливается длительным периодом времени, кото­рое занимает процесс производства, крупными капита­ловложениями, которые требуются для него, и строго целевым характером этих капиталовложений, предназ­наченных для выполнения конкретной задачи. Когда речь идет о новейшем оружии, все эти факторы — вре­мя, издержки и целевой характер оборудования — при­обретают очень большое значение, и особенно в тех слу­чаях (типичных для производства вооружений), когда сами конструкции недостаточно определенны и соответ­ственно требуются дополнительные расходы на науч­ные исследования и опытно-конструкторские разработ­ки. При таких обстоятельствах планирование становит­ся существенно важным и трудным делом. Важным — из-за времени, которого требует весь процесс, из-за средств, которые расходуются на эти цели, из-за множе­ства возможных ошибок и тяжелых последствий, кото-

рые могут в результате возникнуть. Трудным — из-за того, что оно должно охватить большое количество сложных вариантов.

Одно из возможных в этой ситуации направлений действий состоит в том, чтобы возложить весь риск на государство. Оно может обеспечить или гарантировать рынок сбыта соответствующей продукции, либо возме­щать фирмам расходы на научные разработки, если они увеличиваются сверх определенного уровня, либо, на­конец, оплатить и предоставить в распоряжение фирм необходимые технические знания. Совершенно ясно, к чему ведет логика такого рассуждения. Процесс произ­водства всегда влечет за собой планирование; на более высоких ступенях своего развития оно может выдви­нуть такие проблемы, которые выходят за рамки воз­можностей отдельной промышленной фирмы. Потреб­ности развития техники, а не идеология или политичес­кие интриги заставляют фирму искать помощи и защи­ты у государства. Такое следствие развития техники представляет немалый интерес, и мы к нему еще вер­немся.

В исследовании сложного комплекса экономичес­ких изменений развитие техники, движимое ее внут­ренним импульсом, служит отправным пунктом всего анализа. Но техника не только вызывает изменения, она в свою очередь испытывает их воздействие. Обус­ловливая углубление специализации, она является также результатом специализации. Предопределяя необ­ходимость более сложной организационной структуры, она является также ее результатом. Изменения, выз­ванные развитием техники, будут рассмотрены (в нес­колько измененной ради удобства изложения последо­вательности) в других главах. Сначала мы остановим­ся более подробно на том воздействии, которое оказы­вают на промышленное планирование такие факторы

современного производства, как время и капитал. За­тем мы рассмотрим источники и роль капитала, значи­тельные массы которого являются объектом промыш­ленного планирования, а вслед за тем — роль специали­зированной рабочей силы и ее организации. Ко всем этим темам — планирование, специализация и органи­зация — мы будем постоянно возвращаться на протяже­нии всей книги.

ГЛАВА III. ПРИРОДА ПРОМЫШЛЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Вплоть до конца Второй мировой войны и вскоре после нее термин «планирование» имел извест­ное хождение в Соединенных Штатах. Под этим термином имелась в виду разумная озабочен­ность тем, что может произойти в будущем, и подготовка мер с целью предупредить те нежела­тельные события, которых можно избежать. Точ­но так же как пользовались уважением те люди, которые разумно планировали свою жизнь, счи­тались похвальными попытки эффективно плани­ровать условия существования в масштабах горо­да или района. Все были согласны с тем, что жить в разумно спланированном городе — это хорошо. В правительстве Соединенных Штатов имелось Управление планирования национальных ресур­сов. Во время войны в Соединенных Штатах и в Англии планирование послевоенной политики стало достаточно развитой самостоятельной сфе­рой деятельности, в нем видели своего рода залог того, что участники войны смогут быть полезны­ми и в мирном труде.

Однако с наступлением холодной войны слово «планирование» приобрело идеологиче­ский привкус. В коммунистических странах не только была обобществлена собственность (что считалось маловероятным в Соединенных

Штатах), но и осуществлялось планирование, что по тем или иным причинам казалось более опасным. Современ­ные либералы, которые стремятся выражать свои мысли не столько ясно, сколько главным образом деликатно, из­бегают этого термина, а консерваторы попросту превра­тили его в ругательство. Для государственного служаще­го заслужить репутацию сторонника экономического планирования было не так страшно, как прослыть при­верженцем коммунизма или человеком с извращенным воображением, но и это обвинение имело отрицательные последствия. Все, к чему приводило беспрепятственное функционирование рыночного механизма, находило под­держку и поощрение, и такая линия поведения диктова­лась не только приверженностью идеалам свободы, но и репутацией человека смелых экономических идей.

С точки зрения потребностей экономики и политики Соединенных Штатов и других развитых промышлен­ных стран подобное отношение к слову «планирование» вряд ли могло сложиться в более неподходящее время. Это произошло тогда, когда широкое применение совре­менной техники и связанный с этим характер использо­вания времени и капитала настоятельно диктовали раз­вертывание планирования во всех промышленно разви­тых обществах. Теперь это осознали, и в самых различ­ных кругах слово «планирование» снова становится в известной мере приличным.

Но все то, что принято считать несуществующим, не­редко воспринимается как действительно несуществую­щее. В результате этого роль планирования в современ­ном индустриальном обществе по-прежнему недооцени­вается. Помимо того, глубокий инстинкт консерваторов подсказывает им, что экономическое планирование неиз­бежно означает установление контроля над поведением индивидуума. Отрицание того, что у нас есть какое-либо планирование, помогло скрыть факт этого контроля даже от тех, кто поставлен под контроль.

В рыночной экономике покупатель исходит из того, что уплачиваемая им цена обеспечивает получение желае­мого результата. Ничего больше при этом не требуется. Покупателю, который выражает намерение что-либо ку­пить, адресуется ответное предложение фирмы, которая удовлетворяет его потребности. Предлагая дополни­тельную плату, он получает дополнительные товары или услуги. В свою очередь и фирма посредством анало­гичных предложений покупает рабочую силу, материа­лы и оборудование, нужные ей для производственных целей.

Планирование существует потому, что описанный механизм перестал быть надежным. Развитие техники и сопутствующий ему характер использования времени и капитала привели к тому, что запросы потребителя дол­жны быть определены заранее — на месяцы и даже годы вперед. Но через несколько месяцев или лет вполне мо­жет оказаться, что потребитель не проявит готовности покупать соответствующую продукцию. Далее, если предложение рабочей силы и, скажем, производство уг­леродистой стали и будут увеличиваться в соответствии со спросом, то нельзя быть в полной мере уверенным в том, что окажутся в наличии специалисты определен­ной квалификации и соответствующие материалы, кото­рых требует новейшая технология. Действия, которые нужно предпринять в обоих этих случаях, очевидны: оп­ределяя, чего пожелает потребитель и что он готов бу­дет купить, фирма должна сделать также все для того, чтобы продукция, которую она решит производить, на­шла спрос у потребителя по цене, обеспечивающей ей достаточное вознаграждение. Она должна также пре­дусмотреть возможность получения рабочей силы, ма­териалов и оборудования, которые нужны ей, по ценам,

согласующимся с ценой, которую она получит за свою продукцию. Фирма должна осуществлять контроль над продукцией, которую она продает, и над продукцией, ко­торую она покупает. Она должна поставить на место рынка планирование.

Нет нужды доказывать, что по мере увеличения про­должительности процесса производства и потребности в капитале для фирмы становится все более рискован­ным полагаться на неконтролируемые колебания поку­пательского спроса, и чем сложнее становится техноло­гия производства того или иного продукта, тем риск больше. Можно почти наверняка предвидеть, что даже через два-три года сохранится относительно устойчи­вый потребительский спрос на такие продукты, как клубника, молоко или свежие яйца. Но нельзя быть на­столько же уверенным в том, что люди, также без по­буждения извне, захотят приобрести автомобиль опре­деленного цвета или формы или транзистор определен­ного размера или конструкции.

Воздействие развития техники и связанных с ним изменений, которое сказывается в том, что рынок рабо­чей силы или оборудования становится менее надеж­ным, а планирование потребности в них и источников получения — необходимым, точно так же не вызывает сомнений и может быть показано на простейшем приме­ре1. Если на строительстве дороги используются кирки и лопаты, то рабочих можно нанять в тот же день, когда

1 Цена предложения сугубо специализированных материа­лов, деталей и рабочей силы является, пользуясь специаль­ным термином, неэластичной, точно так же как и спрос на сугубо специализированную продукцию. В первом случае значительное (и обременительное) повышение цен не обес­печит дополнительного предложения. Во втором случае значительное (и в равной мере обременительное) сниже­ние цен не гарантирует дополнительных заказов

будет принято решение о начале работ. Кирки и лопаты применяют на самых разнообразных работах, соответ­ственно на рынке их имеется достаточное количество. При наличии промышленной резервной армии безра­ботных (которое Маркс считал неизбежным) нанять ра­бочих не представляет труда. Но с той же быстротой можно приступить к делу, переманив рабочую силу у другого предпринимателя, использующего неквалифи­цированных рабочих, с помощью обычного для рыноч­ных отношений приема, а именно обещания платить больше.

Но, когда речь идет о строительстве современных ав­тострад с использованием сложного оборудования, ры­ночный механизм уже не действует с прежней надежно­стью. Найти инженеров, проектировщиков, специалис­тов по дренажным системам и тех, кто занимается рас­чисткой участков от деревьев, зелеными насаждениями, строительством мостов и т. д., может оказаться не так просто даже с помощью значительного увеличения оп­латы. Бульдозеры и тяжелые землеройные машины нельзя купить с той же легкостью, как кирки и лопаты. Во всех этих случаях необходимы какие-то предвари­тельные шаги с целью обеспечить получение всего необ­ходимого по подходящей цене. Рыночные отношения должны быть модифицированы путем некоторого плани­рования1.

1 Тот факт, что планирование необходимо, еще не означа­ет, что оно осуществляется надлежащим образом, как каждый имел возможность убедиться, наблюдая в любой момент за любой строительной площадкой. Планирова­ние, то есть расчет потребности и распределение мате­риалов, машин, рабочей силы и услуг субподрядчиков, необходимо Но в конкретных условиях оно осуществля­ется весьма неточно и неквалифицированно, поэтому всегда чего-то не хватает

Когда речь идет об инженерах — специалистах по инерционным системам, конструкторах автоматичес­ких систем, специалистах по исследованию сверхпро­водимости и аэродинамике, инженерах по радиоконт­ролю и радиоизмерению, равно как и о титановых спла­вах (в сравнении со сталью) и космических аппаратах (в сравнении с мотоциклами), полагаться на рынок можно в значительно меньшей степени. Потребности в них должны быть тщательно рассчитаны и сплани­рованы. Этот характерный для нашего времени факт находит свое выражение и в терминологии, которой пользуются ныне и предприниматели и правительство. Во времена гражданской войны квартирмейстеры ис­кали все, что им было нужно, на рынке. Точно так же поступали и подрядчики, которые выполняли их зака­зы. В наше время соответствующие заказы программи­руются.

С точки зрения промышленной фирмы планирова­ние заключается в том, чтобы предусмотреть действия, которые нужно предпринять в период от начала процес­са производства до его завершения, и подготовиться к выполнению этих действий. Оно заключается также в том, чтобы предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и иметь возможность справиться с ними1. С точки зрения экономиста, специа­листа в области политических наук и прочих ученых му­жей, планирование заключается в том, чтобы заменить цены и рынок как механизм, определяющий то, какая продукция будет производиться, авторитетным решени-

1 На практике [управление предприятием]... преследует цель свести к минимуму неопределенность, свести к ми­нимуму последствия неопределенности или же то и дру­гое (R. Harris, The Economic Theory of «Managerial» Capitalism, New York, 1964, p. 232).

ем, устанавливающим, что будет произведено и потреб­лено и по каким ценам. Таким образом, термин «плани­рование» употребляется в двояком смысле.

На практике, однако, эти два вида планирования, если их можно так назвать, теснейшим образом связаны друг с другом. Фирма не может с пользой для дела пре­дусмотреть и спланировать будущие действия или под­готовиться к непредвиденным обстоятельствам, если она не знает, каковы будут цены на ее продукцию, объем ее продаж, издержки, включая расходы на рабо­чую силу и капитал, и что она сможет получить при та­ком уровне расходов. Если рынок ненадежен, фирма всего этого не знает, а следовательно, она не может пла­нировать. А поскольку с развитием техники и связанной с ним специализации рынок становится все более нена­дежным, промышленное планирование еще в большей мере станет невозможным, если только рынок не усту­пит место планированию. То, что фирма считает плани­рованием, в немалой мере заключается в стремлении свести к минимуму влияние рынка или избавиться от него.

Решить проблему все возрастающей ненадежности рын­ка можно несколькими способами, и не все из них пред­полагают замену рынка каким-либо иным механизмом. Если речь идет о чем-либо незначительном, фактор неопределенности рынка можно просто не принимать в расчет. Для корпорации «Дженерал электрик» суще­ственно важно знать цены, по которым она сможет ку­пить сложный сплав стали или продать мощные гене­раторы, и объем продукции, которая поступит на ры­нок. Разумеется, цена, по которой можно приобрести столовую посуду для заводского кафетерия, не имеет

такого значения. Неопределенность, которую никак нельзя устранить, играет различную роль в зависимости от размеров предприятия. В конце 50-х и начале 60-х го­дов отделение «Конвер» корпорации «Дженерал дайнэ­микс» потеряло 425 млн долл. на производстве реактив­ных транспортных самолетов. Частично это было выз­вано неопределенностью, связанной с научными ис­следованиями и опытно-конструкторскими разработ­ками; построить пассажирские самолеты «880» и «990» оказалось дороже, чем предполагалось. Но главное заключалось в том, что подвел рынок — точнее, не­хватки или безуспешность попыток заключения кон­трактов, которые должны были снизить степень нео­пределенно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...