Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок образования и правосубъектность юридического лица




 

Юридическое лицо - организация, признанная в качестве субъекта права (носителя прав и обязанностей) законом. Признание организации юридическим лицом означает:

а) ее соответствие одной из предусмотренных законом организационно-правовых форм и всем предъявляемым к данной форме требованиям;

б) ее государственную регистрацию и включение в ЕГРЮЛ (ст. 51 <consultantplus://offline/ref=206C52D040A5171C5C9190A2FC45A4DE971F8EBAA10DED0C6E4121F393E1741EB88AA0683C6E9Eg6jEK> ГК). Организации, не признанные юридическими лицами законом (в частности, не соответствующие ни одной предусмотренной законом форме), не могут быть признаны юридическими лицами и регистрироваться в этом качестве.

Статус юридического лица приобретается посредством государственной регистрации (ст. 51 <consultantplus://offline/ref=407DEAC7E82414E6EC1C92FAD9AC069C947518F5FE70612E7D0D8E150208F21348B20CFF17D5DC68PDF7L> ГК, ст. 13.1 <consultantplus://offline/ref=407DEAC7E82414E6EC1C92FAD9AC069C94751DF6FB75612E7D0D8E150208F21348B20CPFF6L> ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Правоспособность (правосубъектность) юридического лица как участника любого вида отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (абз. 1 п. 3 ст. 49 <consultantplus://offline/ref=8AAD9A8E5741B6C30B02F29BBDF66B0CD58997A10F061083F8B11E69D0F328A852289566F7E9C1e4o7K> Гражданского кодекса РФ). В свою очередь, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 <consultantplus://offline/ref=8AAD9A8E5741B6C30B02F29BBDF66B0CD58997A10F061083F8B11E69D0F328A852289566F5EAC0e4o5K> ГК).

Как уже отмечалось, можно выделить следующие случаи вступления юридических лиц в правоотношения:

) через органы (хозяйственные общества - через участников);

) через представителей, действующих на основании доверенности либо договора поручения или агентского договора (по конструкции поручения);

) через ликвидационные комиссии (ликвидаторов) при добровольной ликвидации;

) через специальные органы, назначаемые судом или уполномоченными органами (ликвидационные комиссии (ликвидаторов) при принудительной ликвидации временных и конкурсных управляющих, действующих в интересах должников, у кредитных организаций - через временные администрации в случае приостановления деятельности исполнительных органов).

При этом первые три случая считаются самостоятельными действиями юридического лица, а четвертый - нет.

От этих случаев необходимо отличать следующие ситуации:

) когда интересы юридического лица выражают лица, действующие от своего имени. Примерами этой группы случаев является удовлетворение интересов юридического лица через комиссионера либо доверительного управляющего (п. 1 ст. 990 <consultantplus://offline/ref=8AAD9A8E5741B6C30B02F29BBDF66B0CD48597A403061083F8B11E69D0F328A852289566F7EACFe4o1K>, п. 3 ст. 1012 <consultantplus://offline/ref=8AAD9A8E5741B6C30B02F29BBDF66B0CD48597A403061083F8B11E69D0F328A852289566F7EBCFe4o7K> ГК). Сюда же относятся арбитражные управляющие при несостоятельности (банкротстве), когда они действуют от своего имени;

) когда само юридическое лицо действует как представитель публично-правового образования и соответственно реализует его правосубъектность.

Применительно ко второму случаю необходимо учитывать следующее.

Под публично-правовыми образованиями в российском законодательстве понимаются РФ, субъекты РФ, а также муниципальные образования (п. 1 ст. 124 <consultantplus://offline/ref=8AAD9A8E5741B6C30B02F29BBDF66B0CD58997A10F061083F8B11E69D0F328A852289566F5EFCFe4oDK> ГК, ст. 6 <consultantplus://offline/ref=8AAD9A8E5741B6C30B02F29BBDF66B0CDD8C91A70D0C4D89F0E8126BD7FC77BF5561996EF6eEoEK> Бюджетного кодекса РФ). Статус публично-правовых образований как выразителей интересов населения, проживающего на их территории, определяется Конституцией <consultantplus://offline/ref=8AAD9A8E5741B6C30B02F29BBDF66B0CDE8495A3005B1A8BA1BD1Ce6oEK> РФ и законодательными актами.

Нормы о юридических лицах к ним автоматически не применяются. Пункт 2 ст. 124 <consultantplus://offline/ref=8AAD9A8E5741B6C30B02F29BBDF66B0CD58997A10F061083F8B11E69D0F328A852289566F5EFCEe4o4K> ГК позволяет применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, к публично-правовым образованиям, только если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В связи с этим необходимо различать случаи:

) непосредственного участия публично-правовых образований в имущественном обороте;

) опосредствованного участия публично-правовых образований в имущественном обороте через юридических лиц в качестве их учредителей (акционеров, участников).

В первом случае публично-правовые образования участвуют в имущественном обороте за счет казны, т.е. имущества, не распределенного между юридическими лицами, в том числе средств бюджетов. Данное понятие казны вытекает из п. 1 ст. 126 <consultantplus://offline/ref=8AAD9A8E5741B6C30B02F29BBDF66B0CD58997A10F061083F8B11E69D0F328A852289566F5EFCEe4o2K> ГК и п. 1 ст. 102 <consultantplus://offline/ref=8AAD9A8E5741B6C30B02F29BBDF66B0CDD8C91A70D0C4D89F0E8126BD7FC77BF55619967F2EBeCoDK> Бюджетного кодекса РФ. При этом государственные и муниципальные органы, а также юридические и физические лица, имеющие право выступать от имени публично-правовых образований (ст. 125 <consultantplus://offline/ref=8AAD9A8E5741B6C30B02F29BBDF66B0CD58997A10F061083F8B11E69D0F328A852289566F5EFCEe4o5K> ГК), являются их представителями.

Во втором случае публично-правовые образования создают коммерческие и некоммерческие организации, разграничивая с ними имущественную ответственность. Соответственно в этом случае создается новое правосубъектное лицо.

При этом возможны два варианта:

) публично-правовые образования вообще не несут ответственности по обязательствам этих юридических лиц, кроме случаев, прямо предусмотренных законами. Например, это касается хозяйственных обществ, государственных и муниципальных предприятий. Исключением здесь является субсидиарная ответственность учредителей наряду с рядом других лиц при несостоятельности (банкротстве) этих юридических лиц по их вине;

) публично-правовые образования несут субсидиарную ответственность по долгам юридических лиц, например в отношении государственных учреждений, не являющихся автономными, когда имущественное разделение проявляется в том, что к публично-правовому образованию требования могут быть предъявлены, только если их не может исполнить за счет денежных средств основной должник - учреждение.

Таким образом, основным критерием разграничения этих двух случаев является источник используемого имущества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...