Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и современная трактовка персонального журнализма




 

Формы информационного общения появились уже на заре человечества. Это было необходимым шагом при переходе от "первобытного стада" к формированию человеческих отношений. Огромную роль в этом сыграли первичные формы труда формировавшихся людей, в процессе организации которого возникала необходимость обмена "сообщениями". Сначала это были знаки (в том числе звуковые), а затем стала возникать членораздельная речь. Так потребность в обмене информацией привела к развитию форм знакового общения. Это знаковое общение способствовало сплочению людей при организации поведения в характерных для первобытно-общинного строя областях деятельности. При этом знаковое и более всего несущее информацию речевое общение выступало как составная часть всей жизни людей.

Основным признаком "персонального" журнализма, господствовавшего в американской прессе до 90-х годов XIX века, являлся диктат газетного предпринимателя (или группы политиканов) на публикуемые в газете материалы. Таким образом, линия органа массовой информации целиком и полностью была подчинена личным или деловым интересам газетного магната. Отличительным признаком прессы того периода, была ее неразвитость ведь это основную массу периодических изданий составляли мелкие газеты. К "новому" журнализму капиталистическая пресса США переходила в связи с появлением телеграфной информации, с укрупнением объема и усложнением газетного коммерческого бизнеса, впрочем, как и с усложнением содержания газеты. Внутри административного руководства газетного издания стали обособляться функции управления.

Есть две трактовки понятия "персональный журнализм".

. Персональный журнализм как явление эпохи Просвещения. В это время авторы в одиночку, собственными силами издавали журналы публицистической направленности.

. Персональный журнализм как явление индустриальной эпохи, выражающееся в том, что владелец СМИ (газетный магнат) фактически диктовал информационную повестку дня данного издания или группы изданий. Практически все газеты находились под влиянием медиамагнатов, подчиняясь их деловым и политическим интересам. Этот период длился до 90-х гг. XIX в.

Считается, что на этом эпоха персонального журнализма заканчивается. Новый журнализм, положивший начало журналистике XX в., уже не является персональным, так как информационная повестка того или иного издания диктовалась не отдельной личностью, а сообществом журналистов, государственными структурами и отчасти обществом потребителей информации.

На смену этим двум видам персонального журнализма - эпохи Просвещения и индустриальной эпохи, пришёл третий - сетевой персональный журнализм эпохи информационного общества - в общем, того времени, которое наступило в самом конце XX века и набрало силу в первом десятилетии третьего тысячелетия.

При этом необходимо рассмотреть отличие журнализма от журналистики.

Сошлёмся на определение, данное Е.А Игнатьевой: "Журнализм понимается нами как объективно существующий самодостаточный феномен, многофункциональное социокультурное явление. Понятие это превышает привычный семантический объём слова "журналистика", является его обобщённо-собирательным аналогом, содержит ореол универсальных ценностных смыслов, условий, явленных и потенциальных, реальных и эталонных признаков, эффектов рецепции журналистики, её влияния на общественное сознание, её функций и указывает на то новое измерение, которое вносит журналистика в жизнь социума, в развитие культуры и, в частности, в литературный ландшафт".

На более широкий смысл значения слова "журнализм" указывает и Л.Г. Свитич: "В XIX в. словом журнализм обозначали журналистскую профессию, род занятий, литературно-публицистическую работу в периодических изданиях. Широко распространенный термин "персональный журнализм" употреблялся именно в таком смысле. Если слово "журналистика" соотносится с термином "средства массовой информации", то слово "журнализм" - со специфической профессиональной информационной деятельностью в этой сфере".

При этом Свитич отмечает, что к этому термину близки слова "коммуникация" и "медиация".

Иными словами, если журналистика - это довольно узкопрофессиональная сфера, в практическом виде существующая в виде всем привычных СМИ, то многофункциональное социокультурное явление, существующее в Интернете в виде личных сайтов и блогов, зачастую относится всё-таки не столько к журналистике, сколько к персональному журнализму, уходящему корнями к классическому персональному журнализму эпохи Просвещения.

Несмотря на многие принципиальные различия между классическим персональным журнализмом и современным сетевым, которые мы рассмотрим дальше, несложно заметить и некоторые объединяющие эти явления черты. Так, например, многие блоги имеют просветительский, обучающий, пропагандирующий характер. Пропагандируют всё: от любви к литературе до здорового образа жизни. Блогеры обмениваются опытом воспитания детей, занимаются морализаторством, поднимают глобальные вопросы, например, о смертной казни или экологических проблемах.

Современные блоги Рунета всё чаще похожи не на личные дневники (хотя таких пока большинство), а на массово-культурные издания: искусствоведческие, педагогические, экологические, общественно- политические и т. п.

Эту черту блогов Рунета подмечает Екатерина Давыдова: "В Америке, да и в большинстве стран мира, LiveJournal - игрушка для подростков, форма обсуждения насущных сексуальных, сугубо личных проблем в рамках реально существующей закрытой тусовки. В нашей стране ЖЖ стал площадкой для выражения и отстаивания политических взглядов, демонстрации плодов своего творчества и местом встреч профессионалов в какой-либо области. Для журналистов, писателей, художников, фотографов, программистов, политологов, дизайнеров он является многофункциональным карьерным инструментом".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...