Часть I. Введение и основные понятия
Стр 1 из 138Следующая ⇒ ИНДУСТРИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯПСИХОЛОГИЯ. УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ
Издание 4-е
Серия «Учебник нового века» Перевели с английского Н.О. Мальгина, С.Е. Рысев
Главный редактор В. Усманов Заведующий психологической редакцией А. Зайцев Зам. заведующего психологической редакцией В. Попов Ведущий редактор А. Борин Научные редакторы О. Советона, Ю. Платонов, А. Свепцицкий, И. Винокурова Редакторы А. Анистратеико, С. Левандовский, С. Комаров Художник обложки Я. Биржаков Подготовка иллюстраций Е. Новикова Корректор С. Шеаякова Дизайн оригинал-макета и верстка Н. Бычкова
ББК 88.59я7 УДК 159.9.01(075)
Джуэлл Л.
Д40 Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2001. — 720 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») ISBN 5-272-00063-3 История зарубежной индустриально-организационной психологии насчитывает без малого сто лет. Предлагаемое учебное пособие, не имеющее аналогов в отечественной специальной литературе, позволит составить четкое и полное представление об этой интенсивно развивающейся научно-практической дисциплине. Книга адресована прежде всего студентам, аспирантам и преподавателям факультетов психологии и может быть широко использована при изучении дисциплин, требующих знания психологических основ теории организации. Кроме того, она безусловно заинтересует специалистов в области психологии менеджмента, организационного консультирования и human resource, а также всех желающих ознакомиться с классическими и современными теориями и методами индустриально-организационной психологии.
© 1998 by Brooks/Cole Publishing Company © Перевод на русский язык. Н.О. Мальгина, С.Е. Рысев, 2000
© Серия, оформление, Издательский дом «Питер», 2001
Права на издание получены по соглашению с International Thomson Publishing Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-272-00063-3 ISBN 0-534-34971-4 (англ.)
ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры. Подписано в печать 24.11.00. Формат 70х100 1/16. Усл. п. л. 58,05. Тираж 5000 экз. Заказ № 2411. Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. Предисловие научного редактора
Настоящий учебник по индустриально-организационной психологии полезен для читателей с практической точки зрения, так как он является полным руководством по проблемам, над которыми работает все возрастающее число психологов-практиков. Велико значение учебника и с теоретических позиций, потому что он является отражением и воплощением интеграционных процессов психологического знания и «глобализации» психологии. Речь идет не просто о междисциплинарных исследованиях одного объекта разными отраслями психологии, а именно о сформированном интегральном предмете изучения — индустриально-организационнойпсихологии. Большая теоретическая ценность глобального направления усиливает обучающие возможности учебника и позволяет читателю качественно и эффективно приобрести или расширить имеющиеся у него знания и навыки по предлагаемой теме. Традиционная отечественная классификация психологического знания диктует названия, или наименования, инженерной психологии, психологии труда, психологии профессиональной деятельности, с которыми связано «благополучие» человека в системе «человек—машина» в процессе труда и профессиональной деятельности.
С возрастанием внимания к «человеческому фактору» развивается научная психология управления, в том числе в рамках социальной психологии. Это приводит к возникновению промышленной психологии (и, в частности, промышленной социальной психологии) и социальной психологии управления. Проблемы индустриально-организационной психологии развивались и в рамках отечественной инноватики при изучении научно-технического прогресса, решая вопросы инженерной психологии и психологии труда, а также социальной психологии управления. В современных условиях индустриально-организационная психология, установившая, что «одной из причин постоянного роста производительности является изменение социальной среды» (с. 19, глава 1), становится дисциплиной, мощная составляющая которой — изменения, нововведения в организации. Таким образом, индустриально-организационная психология есть сочетание и объединение инженерной психологии, психологии труда с социальной психологией, психологией управления и менеджмента, инноватикой, которые имеют своим важным звеном практику и психологию организационных изменений. Настоящая книга состоит из четырех частей. Первая часть посвящена основным общим понятиям индустриально-организационной психологии и содержит описание ее как профессии. В главах этой части описываются проблемы достоверного и корректного получения эмпирических данных о поведении человека (глава 2), рассматриваются проблемы надежности и валидности научного метода сбора данных и отборочных тестов при приеме на работу в организации. Вторая часть учебника называется «Человек». В пей речь идет, в основном, о человеке как работнике, сотруднике организации, представителе определенной профессии с оптимальной профессиональной структурой личности для выполнения производственно-организационных заданий. Раскрываемый круг проблем содержит ответы на вопросы подбора, отбора, распределения сотрудников, их обучения, социализации и адаптации к организации. Существенное внимание уделяется проблемам удовлетворенности работой и способам повышения трудовой мотивации. Новый для отечественного читателя материал представлен в главе, рассматривающей проблемы абсентеизма и преданности организации.
Часть, озаглавленная «Работа», могла бы также иметь название «Труд», «Профессия», может быть, «Профессиональная деятельность», так как в ней рассматриваются проблемы организации труда, причем особое внимание уделяется вопросам здоровья, безопасности, благополучия работника (глава 9) и оценке оплаты труда по профессиографическим показателям его сложности и затратности. В заключительной части три главы посвящены традиционным для социальной психологии проблемам коммуникации, группы и лидерства. Последняя глава отвечает на актуальные для современных предприятий, фирм, трудовых коллективов вопросы об изменениях и развитии организации. Следует подчеркнуть, что, описывая конкретную деятельность агентов изменений и оценку эффективности различных путей развития организации, разговор фактически ведется о программе и конкретных способах внедрения нововведений в отдельных трудовых коллективах, бригадах, рабочих командах. С практической точки зрения чрезвычайно полезно, что в предлагаемом учебнике дается детальное изложение действий индустриально-организационного психолога. Это фактически инструкция, руководство к профессиональной деятельности, которую сможет, видимо, вполне успешно выполнять внимательно ознакомившийся с ней специалист. Это позволяет рекомендовать учебник не только студентам, аспирантам, преподавателям и слушателям факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров по социально-психологическим и инженерно-психологическим специальностям, но и широкому кругу практиков социально-производственной сферы. О. С. Советова, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета
ЧасТЬ I. ВВЕДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|