Профессиональные нормы индустриально-организационных психологов
Согласно сложившейся традиции и в соответствии с собственными предпочтениями психологи склонны самостоятельно устанавливать для себя правила. Однако, поскольку законы о правах потребителей защищают не только потребителей продуктов, но также и потребителей услуг, в психологи, как и другие профессионалы, столкнулись с вопросами, касающимися внешней регламентации их деятельности, и были вовлечены в дискуссию на эту тему. Услуги, предоставляемые индустриально-организационными психологами, не вызывают таких споров, как услуги других психологов (работающих, например, в общественных службах психического здоровья), но, тем не менее, индустриально-организационный психолог должен иметь лицензию или сертификат, подтверждающий его право оказывать определенные прикладные услуги обществу в целом.
Лицензирование — это юридический процесс, регулирующий право называться представителем определенной профессии и определяющий виды деятельности, которой занимаются специалисты в этой области. Сертификация... является... процедурой, регламентирующей только использование названия какой-либо профессии, такой как «психолог», и не определяет диапазон возможных видов деятельности (Howard & Lowman, 1982, стр. 1).
В настоящее время лицензирование или сертификация психологов проводятся соответствующими органами каждого штата, и лицензии и сертификаты действительны только в данном штате. В некоторых штатах необходима только сертификация, которая является менее строгим требованием. В большинстве штатов требуется лицензирование, и везде для получения такой лицензии необходимо сдавать обязательный экзамен. Процедура сдачи этого экзамена аналогична процедуре государственных экзаменов на звание адвоката или экзаменам для бухгалтеров на получение звания дипломированного аудитора. Чтобы получить допуск к этому экзамену, необходимо иметь определенное базовое образование или подготовку (или и то, и другое). Получив лицензию, необходимо периодически ее возобновлять; в некоторых штатах это делается каждый год.
Тематика и круг вопросов, с которыми сталкиваются индустриально-организационные психологи при получении или возобновлении лицензии, представлены в примере 1.3. В нем перечислены материалы семинаров, которые входят в программы подготовки психологов к экзаменам на получение лицензии. Такие программы подготовки обычно предлагаются одной или несколькими организациями. Пример 1.3 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ
Экзаменационные стратегии. Структура и содержание EPPP (Examination for professional practice in psychology — аттестационный экзамен на право заниматься профессиональной практикой в области психологии); график занятий. Пробные экзамены с обсуждением. Стратегии снижения тревожности, вызванной тестовой ситуацией. Корреляционный анализ и планирование исследований. Коэффициент корреляции Пирсона (r), типы коэффициентов корреляции, простая и множественная корреляция и регрессия; многомерная корреляционная методика; экспериментальные и квазиэкспериментальные планы; исследования отдельных случаев; эволюционные исследования; исследование одного испытуемого; процедуры формирования выборки; внутренняя и внешняя валидность. Статистика. Описательная и логическая (inferential) статистика; центральная предельная теорема; проверка гипотез и значимости; параметрические и испараметрические тесты; одномерный и многомерный анализ; ретроспективный анализ (post-hoc analyses). Конструирование и интерпретация тестов. Шкалы психологических измерений; стандартные показатели и кривая стандартного отклонения; скоростные и силовые тесты; анализ ва-лидности вопроса теста; надежность; стандартная погрешность измерения; факторы, влияющие на надежность; содержательная, конструктная и критериальная валидность; факторный анализ; интерпретация по нормам (norm-referenced interpretation) и интерпретация по критерию (criterion-referenced interpretation).
Индустриально-организационная психология. Анализ содержания работы; оценка выполнения работы; методы отбора и их валидность; теория принятия решений; правила, установленные ЕЕОС (Комиссией по соблюдению равных прав на труд); факторы, оказывающие вредное воздействие; стиль и политика руководства; мотивация и удовлетворенность работой; коммуникационные сети; обучение; эргономика. Теория научения и бихевиориальная психотерапия. Классическое и оперантное обусловливание; положительное и отрицательное подкрепление; наказание; угасание условной реакции; схемы подкрепления; контробусловливание; систематическая десенсибилизация; метод «погружения»; имплозия (implosion); аверсивная психотерапия; жетонные системы; шейпинг (формирование условных рефлексов методом последовательных приближений); следование образцу поведения (modeling); контроль над раздражителями (stimulus control);когнитивная психотерапия; бихевиориальная медицина; биологическая обратная связь. Клиническая психология и патопсихология. Диагностика по DSM- IV, в том числе основных аффективных, шизофренических, тревожных и личностных расстройств; теории личности; школы психотерапии; групповая психотерапия; системные теории и семейная психотерапия; кросс-культурная психология; психологические факторы, влияющие на физическое состояние; кризисное вмешательство; результаты психотерапии; терапия сексуальных дисфункций, расстройств пищевого поведения, склонности к суициду, гипертензии; психофармакология; психологическая оценка; психология социальной работы (community psychology). Этика и профессиональная практика. Этические нормы АПА; общие и отраслевые руководства; процесс подачи жалоб на неэтичное поведение (the ethics complaint process); лицензирование и сертификация; профессиональные отношения.
Психология развития и школьная психология. Дискуссия на тему «природа или воспитание?»; когнитивное, личностное, социальное и речевое развитие; развитие взрослого; школьная психология; оценка интеллекта и спорные вопросы тестирования IQ, влияние развода; последние исследования в области детской психологии. Социальная психология. Теория поля; теория атрибуции; исследование установок; когнитивный диссонанс; просоциалыюе поведение; групповые эффекты (crowding); теория социальной фасилитации; теория ролей; подчинение; групповая динамика; межличностная аттракция; предрассудки; тендерная психология.
Перепечатывается с разрешения Academic Review, Inc., Educational Services, 30 East 60th Street, New York, NY 10022
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|