Глава 3. Экспериментальная часть
Особым образом идет развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка. Исследованием эмоций детей с интеллектуальным недоразвитием занимались: Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, М.С.Певзнер, Г.Ф. Бреслав и другие. На сегодня проблема эмоций умственно отсталых детей является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Понимания собственных эмоциональных состояний детьми с интеллектуальными нарушениями и умение внешне выразить личные переживания, а также понимание эмоциональных состояний окружающих людей стоит достаточно остро. Цель: исследование особенностей эмоционального состояния младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени. Гипотеза: изучив литературу по данному вопросу, мы предположили, что младшие школьники с умственной отсталостью в легкой степени отличаются эмоциональной лабильностью с недостаточностью дифференциальных эмоций. Задачи: · Анализ литературных источников по проблеме. · Подбор диагностического инструментария, отвечающих цели и предмету диагностики, и имеющих соответствующую валидность, надёжность. · Практическое освоение навыков психодиагностического исследования. · Практическое освоение навыков обработки полученных данных. Предметом исследования выступает специфика эмоций у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в легкой степени. Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью в легкой степени. Место прохождения практики: ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 22 VIII вида Невского района Санкт-Петербурга. В своем психодиагностическом обследовании я использовала: метод наблюдения и беседы, а так же следующие методики: опросник на выявление страхов, методика «Размещение себя на шкале», методика «Кактус».
Организация исследования 1. Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста учащиеся в ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат VIII вида Невского района Санкт-Петербурга, в возрасте от 8 до 13 лет в количестве 10. Из них 2 девочки, 8 мальчиков. Обследуемые дети из 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов. У всех детей диагноз: умственная отсталость в легкой степени. Персонал школы: педагоги, воспитатели, технический персонал, 2 медицинские сестры, психолог, приходящий врач-психиатр. В классах по 8-10 человек, что предполагает индивидуально-дифференцированный подход к учащимся. 2. Все исследования проходили индивидуально с каждым ребенком. Работа была организована в специальном помещении, в утреннее время, без учителя, в спокойной, мотивирующей обстановке. Испытуемым давалась инструкция в устном виде, если возникали вопросы, то проводились дополнительные разъяснения, где это позволялось. Первичные данные заносились в протоколы, которые количественно и качественно обрабатывались и на их основе составлялись сводные таблицы. Учащиеся принимали участие заинтересовано, контакт с детьми был найден. Отношение администрации школы к исследованию было доброжелательное. Школьники к тестированию отнеслись положительно. Информационная психодиагностическая карточка № 1 1. Название: Опросник на выявление страхов. 2. Источник описания: Г.А Шалимова Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие – М.: АРКТИ, 2006. 3. Назначение: диагностика наличия страхов. 4. Инструкция: Задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься: 1. Когда остаешься один? 2. Заболеть? 3. Умереть? 4. Других детей? 5. Кого-то из воспитателей?
6. Того, что они тебя накажут? 7. Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча? 8. Страшных снов? 9. Темноты? 10. Волка, медведя, собак, пауков, змей? 11. Машин, поездов, самолетов? 12. Бури, грозы, урагана, наводнения? 13. Когда находишься очень высоко? 14. Когда ты в маленькой, тесной комнате, туалете? 15. Воды? 16. Огня, пожара? 17. Войны? 18. Врачей (кроме зубных) 19. Крови? 20. Уколов? 21. Боли? 22. Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?» 5. Обработка и регистрируемые показатели: На основе полученных данных делается вывод о наличии у ребенка страхов. Большое число разнообразных страхов у ребенка – важный показатель предневротического состояния. Такого ребенка следует в первую очередь отнести к группе риска и проводить с ним специальную коррекционную работу. Все перечисленные страхи у детей делят на следующие группы: · «медицинские» страхи (болей, уколов, врачей, болезней); · страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война); · страхи смерти (своей); · страхи животных и сказочных персонажей; · страхи кошмарных снов и темноты; · социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества); · пространственные страхи (высоты, воды, замкнутых пространств). Результаты оценивали в баллах. 6. Уровневые значения: низкий уровень страха: от 0 до 7. (I уровень), средний уровень страха: от 8 до 15 (II уровень), высокий уровень страха: 16 и выше (III уровень). Информационная психодиагностическая карточка № 2 1. Название: Методика «Размещение себя на шкале». 2. Автор: модифицированная методика Т. Дембо). 3. Источник описания: Г.А Шалимова Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие – М.: АРКТИ, 2006. 4. Назначение: предназначен для психологической диагностики состояния самооценки. 5. Стимульный материал: лист формата А4 с несколькими шкалами, карандаш. 6. Инструкция: Положи перед собой выданный лист бумаги. На листе несколько шкал. Посмотри на первую. Представь, что на ней расположено все человечество так, что на одном конце (вверху) находятся самые здоровые люди, на другом – самые больные (минимум здоровья). Между ними располагаются люди с различной степенью здоровья. Отметь крестиком то место, которое, по твоему мнению, ты занимаешь на этой шкале. Такую же процедуру проведи со всеми остальными шкалами. Отмечай, исходя из того, что характерно для тебя сейчас, в настоящее время.
5. Процедура обследования: Испытуемому предлагается реализовать знания о себе, накопленные опосредованно: по результатам деятельности, по поступкам и поведению в целом, для чего по каждой модальности представляется шкала в 10 см., на которой испытуемый должен дать количественную оценку присущим ему эмоциональным факторам. 6. Обработка и регистрируемые показатели: Отсутствие эмоциональной характеристики оценивается в 0 баллов, максимальное проявление – в 10 баллов.
Информационная психодиагностическая карточка № 3 1. Название: Методика «Кактус». 2. Автор: Л.М. Костина 3. Источник описания: «Методы диагностики тревожности» практикум по психодиагностике, изд. Речь СПб, 2006г. 4. Назначение: используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка. 5. Стимульный материал: лист формата А4, цветные карандаши. 6. Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь». 7. Процедура обследования: Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. БЕСЕДА: 1. Кактус домашний или дикий? 2. Его можно потрогать? 3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают? 4. У кактуса есть соседи? 5. Какие растения его соседи?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится? 8. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: - пространственное положение, - размер рисунка, - характеристики линий, - сила нажима на карандаш. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: 1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.), 2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.), 3. характеристика иголок (размер, расположение, количество). По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка. Агрессия - наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены. Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим. Эгоцентризм - крупный рисунок, в центре листа. Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа. Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм. Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм - использование ярких цветов. Тревога - использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии. Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм. Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов. Интровертированность - изображен только один кактус. Стремление к домашней защите - наличие цветочного горшка. Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус. Результаты оценивали в баллах.
Вопросы к беседе по диагностике эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени в возрасте 8-13 лет
Результаты исследования. Описание результатов к сводной таблице по опроснику на выявление страхов (таблица № 1). В школьном возрасте распространен страх несчастья, беды, рокового стечения обстоятельств, т.е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком и т.д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением зарождающейся тревожности, мнительности, внушаемости. Наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 7 лет, меньшая чувствительность - в 15 лет (А.И. Захаров). В младшем школьном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, так как они более обусловлены эмоциями, чем характером и еще во многом носят возрастной и переходный характер.
На основе ответов по опроснику делается вывод о наличии страхов. У Глеба и Виктора среди имеющихся страхов, большой показатель «медицинских» страхов. Из беседы было выявлено, что дети часто болеют, сталкиваются с необходимостью сдачи крови и других медицинских процедур. У Глеба, Виктора и Саши высокий показатель по страхам, связанный с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война). У Милы и Саши выявлены страхи кошмарных снов и темноты. Они до сих пор боятся сказочных персонажей. Это связано со своеобразным развитием эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, которая проявляется, прежде всего, в незрелости. Социально-опосредованные страхи у Саши: присутствует страх одиночества, страх перед другими детьми; у Виктора: страх перед детьми и страх перед наказанием. У Никиты и Игоря по опроснику общий показатель 0 баллов. Необходимо выяснить причину отсутствия страхов, так как известно, что каждому возрасту соответствует тот или иной страх, а его полное отсутствие может привести к тому, что в определенных ситуациях ребенок может недооценивать реальную опасность, что влечет за собой травматические ситуации. Большое число разнообразных страхов у ребенка – важный показатель предневротического состояния. Такого ребенка следует в первую очередь отнести к группе риска и проводить с ним специальную коррекционную работу. В группу «риска» по опроснику на выявление страхов попадает Саша, с общим показателем 16 баллов - повышенная тревожность. У ребенка высокие показатели «медицинских» страхов; страх перед пожаром, войной; страх смерти своей; страх сказочных персонажей, кошмарных снов, темноты, страх детей и одиночества, высоты и воды. Ребенок группы риска, в отличие от сверстников, более чувствителен, следовательно, и более уязвим по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды. И наиболее ранима в этом плане эмоциональная сфера. Описание результатов к сводной таблице по методике «Размещение себя на шкале» (таблица № 2). Из таблицы видно: по шкале радости наименьшее количество баллов у Тимура; по шкале страха наибольшее количество баллов у Милы (10баллов), Саши (9 баллов) и Никиты (8 баллов). по шкале гнева наибольшее количество баллов у Милы (10 баллов), Александр (8 баллов), Нарине (8 баллов); по шкале печали наибольшее количество баллов у Милы (10 баллов), Тимур (10 баллов), Никита (9 баллов). У Саши высокий показатель по шкале страха. Здесь выявляется тревожность ребенка. Необходимо выяснить причину страха и провести работу по снижению страха. У Милы, Александра и Нарине высокий показатель по шкале гнева. Это говорит о повышенной агрессивности. В группу «риска» можно отнести Милу и Никиту. Эти дети разместили себя на шкале одинаково по полярным эмоциям. Это может быть связано с недостаточной дифференциацией эмоций. Из всех предложенных эмоций, наиболее ярко выражены эмоции у Милы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|