Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование исходной информации




МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Кафедра экономики водного транспорта

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Технико-экономический анализ деятельности предприятия»

на тему: АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Выполнила

студентка 6 курса

гр. ЭУ-2005 Мазаева Ю.А.

Проверил преподаватель: Чашина Т.П.

 


 

Москва 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..............................................................................................................................3

1.1. Формирование исходной информации……………………………………………....7

1.2. Анализ выполнения плана по объему перевозок.................................................... 9

1.3. Анализ выполнения плана по объему погрузочно-разгрузочных
работ………………..................................................................................................................... 12

1.4. Анализ себестоимости (затрат на рубль доходов) в основной
эксплуатационной деятельности предприятий речного транспорта.......................... 15

1.4.1. Анализ себестоимости перевозок грузов............................................................ 15

1.4.2. Анализ себестоимости погрузочно-разгрузочных работ................................... 17

1.5. Анализ формирования прибыли и рентабельности в основной

эксплуатационной деятельности предприятий речного транспорта............................ 19

Заключение......................................................................................................................... 21

Список использованной литературы............................................................................... 22

ВВЕДЕНИЕ

Метод экономического анализа - системный подход к изучению хозяйственной деятельности предприятий, определения влияния отдельных факторов на выполнение показателей этой деятельности, обобщение итогов их работы. При экономическом анализе используется система показателей, характеризующих всю хозяйственную деятельность предприятия и отдельные стороны ее, раскрываются причины изменения этих показателей и явлений, изучаются взаимосвязи и зависимости между ними.

Экономический анализ подразделяется на тематический и системный анализ. Тематический анализ связан с решением частных производственно-финансовых задач. При этом анализе детально исследуются один или несколько участков деятельности предприятий. К частным задачам можно отнести: анализ себестоимости перевозок, производительности труда, выполнения показателей рентабельности, прибыли и других отдельных показателей. При тематическом анализе организуется всестороннее и глубокое изучение отдельной проблемы, выясняются возможные последствия подготавливаемых решений, и оценивается степень их влияния на деятельность всего предприятия.

Результаты системного анализа используются при решении крупных производственных задач, например при разработке перспективного плана, или при выработке комплексных мероприятий для повышения эффективности работы предприятия. Системный анализ требует, чтобы хозяйственные процессы рассматривались с учетом условий, в которых они происходят, во взаимосвязи и зависимости друг от друга. Системный анализ требует, чтобы учитывались не только количественные, но и качественные характеристики различных явлений.

Экономический анализ использует систему плановых и отчетных данных и аналитических показателей.

Методика технико-экономического анализа состоит из ряда приемов, важнейшими из которых являются:

• экспертный - оценка ситуации высококлассными специалистами;

• рейтинговый - систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей;

• мониторинг - детальный систематический анализ изменений;

• логическое моделирование - построение сценариев, систем показателей и аналитических таблиц;

• фундаментальный - изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики;

• факторный - выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов;

• математический - цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дисконтирование и др.);

• статистический - корелляционный, регрессивный, методы средних и относительных величин, группировки, графический и индексный методы обработки рядов динамики;

• методы исследования операций и принятия решений - теория массового обслуживания, сетевое планирование, построение древа целей и ресурсов;

• эконометрический - матричный и спектральный анализы, производственная функция и межотраслевой баланс;

• экономико-математическое моделирование - линейное и нелинейное программирование.

Прием сравнение позволяет дать характеристику явления через другие явления и понятия. Оценка результатов деятельности пароходства требует сравнения большого числа показателей, что предполагает соизмеримость сравниваемых величин, качественную их однородность.

Анализируемые данные, как правило, сравниваются по следующим направлениям: плановые показатели с отчетными; отчетные данные с показателями предшествующих периодов; результативные отчетные показатели с аналогичными данными других пароходств; достигнутые результаты со среднеотраслевыми показателями и т.д. Первоначальное сравнение плановых данных с отчетными является важным этапом анализа, дает возможность наметить и выделить отдельные стороны деятельности пароходства, требующие особого изучения. Это позволяет предварительно оценить работу пароходства и предопределить выбор направлений анализа.

Прием цепных подстановок. В процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия определяется степень влияния различных факторов на уровень

анализируемых показателей. Влияние каждого фактора можно измерить количественно. Любой сложный показатель отражает взаимодействие частных явлений и дает количественную характеристику конечных результатов. В процессе анализа выявляют величину изменений частных показателей, по которой можно судить о влиянии тех или иных факторов. Для анализа изучаемые величины следует подразделять на факторы первого, второго, третьего и т.д. порядка. Так, например, сумма доходов за перевозку определяется объемом отправки в тоннах, расстоянием доставки, доходной ставки. Для определения факторов, повлиявших на уровень исследуемого показателя, необходимо изучить и оценить влияние каждой величины в отдельности Сущность способа цепных подстановок заключается в том, что путем замены одного частного планового показателя отчетным получают новую общую плановую величину, которая будет отличаться от плановой лишь одним частным показателем. Разность между этими величинами и характеризует влияние изучаемого фактора; остальные частные показатели остаются при этом неизменными, и их влияние не учитывается, т.е. производится последовательная замена плановой (базисной) величины каждого фактора с фактической его величиной.

Влияние показателя устанавливается путем сравнения результата расчета с тем, что был до замены показателя. При этом показатели должны находиться в прямой или обратной пропорциональной зависимости. Как правило, принимается такая последовательность подстановки, когда в качестве переменной величины применяется количественный фактор, а постоянный - качественный. В первую очередь устанавливается влияние количественных факторов, затем качественных.

Индексный метод анализа. Индекс - величина относительная, при ее вычислении абстрагируются от абсолютного размера явления, при этом индекс выражает изменение одного явления при условии неизменности другого (других). Поэтому индекс всегда носит элемент условности.

Индексы являются относительными показателями и дают представление не о размере явления, а его относительную характеристику. Не все относительные величины можно считать индексами. Индекс - относительный показатель, характеризующий изменение явления во времени или пространстве. При этом сопоставляются явления одного и того же экономического содержания.

Прием балансовых сопоставлений. Процесс хозяйственной деятельности

осуществляется в условиях баланса непрерывного движения ресурсов. Баланс показывает, с одной стороны, наличие и поступление ресурсов, с другой - их расходование.

В настоящей курсовой работе используется фундаментальный, факторный и математический приемы.

Основной метод технико-экономического анализа - комплексный системный анализ. Этот метод должен учитывать все факторы в их взаимосвязи и проходить в следующей последовательности:

1) оценка выполнения плана по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности;

2) анализ объема, номенклатуры и качества производимой продукции;

3) анализ организационно-технического уровня и повышение эффективности производства;

4) анализ использования основных средств и материальных ресурсов;

5) анализ использования трудовых ресурсов;

6) анализ себестоимости продукции;

7) анализ финансового состояния предприятия, его прибыльности и рентабельности;

8) анализ расчетов с клиентами, с бюджетом и с банками;

9) комплексная оценка результатов деятельности и финансового состояния по данным бухгалтерского баланса;

    10) выводы и предложения.

Оформление результатов анализа осуществляется в виде аналитической записки, содержание которой зависит от программы анализа. В данной записке дается оценка выполнения плана, приводятся факторы, оказывающие влияние на результаты работы, указывается степень их влияния, что подтверждается аналитическими расчетами, таблицами и графиками.

Формирование исходной информации

В качестве исходной информации в настоящей курсовой работе используются

данные следующих форм отчетов:

• формы 10-ВТ «Отчет об отправленных грузах внутренним водным транспортом общего пользования»;

• формы ГР-15 «Отчет о выполнении погрузочно-разгрузочных работ»;

• формы Б-3 «Отчет о доходах и себестоимости работ в основной деятельности водного транспорта»;

• формы 11 «Отчет о наличии и движении основных средств и других нефинансовых активов»;

• плана перевозок грузов и погрузочно-разгрузочных работ;

• финансового плана предприятия по объему доходов, расходов и прибыли.

На основе исходной информации производятся необходимые расчеты и заполняются таблицы №№1-8.

При анализе выполнения плана перевозок и погрузочно-разгрузочных работ определяются причины и факторы, вызвавшие изменения в плане и их влияние, используя основные приемы технико-экономического анализа.

При анализе формирования себестоимости продукции выявляются текущие изменения цен на материальные ресурсы и другие факторы, влияющие на изменение себестоимости.

Анализ накладных расходов проводится отдельно по условно-постоянной и условно-переменной частям.

Анализ себестоимости можно проводить либо по статьям, либо по элементам затрат.

В существующих условиях лучше анализировать себестоимость по элементам затрат, т.к. существующая система налогообложения предприятий содержит ряд элементов затрат в качестве данных, необходимых для расчета налогов.

Кроме того, по отношению к начисленным суммам на оплату труда определяются страховые взносы, поэтому при анализе себестоимости по элементам затрат легко проследить изменение размеров двух взаимосвязанных элементов - фонда оплаты труда и отчислений в соответствующие фонды.

Затраты на рубль доходов определяются как частное от деления соответствующих расходов на доходы (ф. Б-3). Рентабельность рассчитывается как частное от деления финансового результата (доходы минус расходы) на расходы в процентах (ф. Б-3).

Определяется влияние на прибыль объема реализации, изменение себестоимости и др. факторов.

Анализ выполнения доходной и расходной частей финансового плана предприятия проводится сравнение полученных доходов и произведенных расходов с суммами, запланированными по каждой статье доходов и расходов. Отклонения сигнализируют об улучшении или ухудшении финансового состояния предприятия и необходимости реагирования его руководства.

1.2. Анализ выполнения плана по объему перевозок

Таблица 1

 

 

 

 

Род груза

 

План

 

 

Отчет

 

 

Отклонения от плана

 

Абсолютные, тыс. руб.

Относительные, %

Объем пере­возок, тыс.т. Грузо­оборот, млн.т.км Сред. даль­ность перев Объем пере­возок, тыс.т. Грузо­оборот, млн.т.км Сред. даль­ность перев Объем пере­возок, тыс.т. Грузо­оборот, млн.т.км Сред. даль­ность перев Объем пере­возок, тыс.т. Грузо­оборот, млн.т.км Сред. даль­ность перев
Qo QoLo Lo Q1 Q1L1 L1 ∆ Q ∆ QL ∆ L  ∆Q/Qo * *100  ∆ L/Lo* *100 ∆ QL/ QoLo *100
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Всего 2101 697 331,75 1872,59 691,142 369,08 -228,4 -5,858 37,33 -10,87 -11,25 -0,84
Сухогрузы 2101 697 331,75 1872,59 691,142 369.08 -228,4 -5,858 37,33 -10,87 -11,25 -0,84
Зерно 109 31,6 289,91 16,19 - - 92,804 - - -85,14    
Каменный уголь 18,8 1,9 101,06 13,519 - - -5,281 - - -28,09    
Лесные в судах 2,2 1,5 681,82 2,216 - - 0,016 - - 0,73    
Металлы черные 50 39,9 798 45,796 - - -4,204 - - -8,41    
Строительные 1476 308,9 209,28 1348,96 - - -127,8 - - -8,66    
Удобрения 5 4,1 820 2,05 - - -2,95 - - -59    
Остальные грузы 440 309,1 702,5 443,196 - - 3,196 - - 0,73    

 

Влияние структурных сдвигов на выполнение плана перевозок

Таблица 2

 

 

 

 

 

 

 

Род груза

План

Отчет

Y1*Y, где Y =                 ∑Q1/ Qo

Влияние

структурных

сдвигов

Объем перевозок, тыс.т. Структура, % (Yo) Объем перевозок, тыс.т. Структура, %(Y1)
Qo   Q1  
1 2 3 4 5 6 7
Сухогрузы 2101 100 1872,595 100 89,12 -10,88
Зерно 109 5,188 13,196 0,86 0,765 -4,42
Каменный уголь 18,8 0,895 13,519 0,72 0,6408 -0,25
Лесные в судах 2.2 0,105 2,216 0,12 0,1209 0,0159
Металлы черные 50 2,379 45,796 2,45 2,1805 -0,198
Строительные 1476 70,252 1348,96 72,04 64,1156 -6,136
Удобрения 5 0,237 2,05 0,11 0,0979 -0,139
Остальные грузы 440 20,942 443,196 23,67 21,066 0,1243
Итого 2101 100 1872,599 100 89,12 -10,88

    На конец отчетного периода объем перевозок сухогрузов снизился на 228,4 тыс. т (на 10,87%), суммарный грузооборот сократился на 5,86 млн. т*км (на 0,84%) при наблюдающемся росте средней дальности перевозок с 331,75 км до 369,08 км (на 11,25%). Уменьшение объема перевозок произошло в основном за счет резкого сокращения перевозок зерна (со 109 до 16,196 тыс. т - на 92,804 тыс. т, или на 85,14%) и удобрений (с 5 до 2,050 тыс. т - на 2,950 тыс. т, или на 59%). Также наблюдалось сокращение объема перевозок каменного угля (с 18,8 до 13,519 тыс. т - на 5,281 тыс. т, или на 28,09%), строительных грузов (со 1476 до 1348,196 тыс. т - на 127,804 тыс. т, или на 8,66%), черных металлов (с 50 до 45,796 тыс. т - на 4,204 тыс. т, или на 8,41%). Из положительных тенденций можно отметить некоторое оживление в перевозках лесных (с 2,2 до 2,216 тыс. т - на 0,16 тыс. т, или на 0,73%) и остальных (с 440 до 443,196 тыс. т - на 3,196 тыс. т, или на 0,73%) грузов.

В связи с отсутствием отчетных данных по грузообороту анализ изменений грузооборота и средней дальности перевозок провести невозможно.

Из-за влияния структурных сдвигов на конец отчетного периода план перевозок в целом по сухогрузам выполнен лишь на 89,12%. Таким образом, недовыполнено от запланированного объема перевозок сухогрузов 10,88% объема, в т.ч.: по строительным грузам - 6,136%, по зерну - 4,42%, по каменному углю - 0,25%, по черным металлам - 0,20%, удобрений - 0,14%. В течение отчетного периода практически не произошло изменений в структуре перевозок лесных грузов, а план перевозок остальных грузов перевыполнен (0,1243%).

1.3. Анализ выполнения плана по объему погрузочно-разгрузочных работ

Таблица 3

 

Род груза   План     Отчет  

Охват

объема работ компл. механизац,т

т.-опер

 

Отклонения от плана

 
                           

 

 

 

Абсолютные тыс. руб.

 

Относительные, %

    Объем перег р. работ тыс.т Объем работ, тыс. т.-опер. Уд. вес груза в общем итоге Объем перегр. работ, тыс.т. Объем работ, тыс. т.-опер. Уд. вес груза в общем итоге План Отче т Объем пере­возок тыс.т. Грузо­оборот, млн.т.км Сред. даль­ность перев Объем пере­возок, тыс.т. Грузо­оборот млн.т.км Сред.даль­ность перев
    Оо Go Yi Q1 G1 Yi Vo VI    ∆Q ∆ G ∆V ∆Q/Qо* *100 ∆G/Go *100 ∆ V/Vo* 100
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Всего 1214 0 8026   12135,5 49 7909,0 03   7100 7100 -4,451 -116,997 -110 -0,037 -1,46 -1,52
Лесные 241 241 0,019 237,196 238,19 6 0,019 200 200 -3,804 -2,804 - -1,578 1,163 -
Каменный уголь 306 446 0,03 293,196 444,19 0,024 400 400 12,804 -1,81 - -4,184 0,406 -
Строительные 6696 6619 0,55 6619,1 96 6615,6 2 0,545 6000 6000 76,804 -3,384 - -1,147 0,051 -
Руда 209 284 0,017 199,762 285,79 0,016 200 200 -9,238 1,799 - -4,42 0,633 -
ТШГ 241 326 0,019 249,196 325,19 0,02 300 300 8,196 -0,804 - 3,401 0,247 -
В контейнерах 51 110 0,004 55,087 - 0,004 110 - 4,087 - -110 8,014 - -100
Кооперирование 4396 - 0,362 4481,9 16 - 0,369 - - 85,916 - - 1,954 - -

Влияние структурных сдвигов на выполнение плана погрузо-разгрузочных работ


Таблица 4

 

 

 

 

 

 

 

Род груза

План

Отчет

Y1*Y, где Y = ∑Q1/ Qo

Влияние

структурных

сдвигов

Объем перевозок, тыс.т. Структура, % Объем перевозок, тыс.т. Структура, %
Qo (Yo) Q1 (Y1)
1 2 3 4 5 6 7
Лесные 241 1,985 237,196 1,95 1,9305 -0,0545
Каменный уголь 306 2,521 293,196 2,416 2,39184 -0,129
Строительные 6696 55,156 6619,196 54,544 53,998 -1,1574
Руда 209 1,722 199,762 1,646 1,629 -0,09246
ТШГ 241 1,985 249,196 2,053 2,032 0,04747
В контейнерах 51 0,42 55,087 0,454 0,4495 0,02946
Кооперирование 4396 36,21 4481,916 36,932 36,5627 0,35268
Итого 12140 100 12135,549 100 99,96 -0,037

       На конец отчетного периода объем погрузочно-разгрузочных работ уменьшился на 4,451 тыс. т (на 0,037 %), а объем работ в тыс. т-операциях сократился 116,997 т-операций (на 1,46 %). Сокращение объема погрузочно-разгрузочных работ произошло в основном за счет уменьшения перегрузки строительных материалов (на 76,804 тыс. т, или на 1,147 %), в т.ч. руды (на 9,238 тыс. т, или на 4,42 %), лесных грузов (на 3,804 тыс. т, или на 1,578 %). По каменному углю объем погрузочно-разгрузочных работ снизился на 12,804 тыс. т, что составляет 4,184 %. По тарно-штучным грузам, грузам в контейнерах и кооперированию объем погрузочно-разгрузочных работ сократился на 8,196;4,087;85,916 тыс. т, или на 3,401%; 8,014%; 1,954% соответственно.

Объем работ сократился практически по всем родам груза: по строительным материалам - на 3,384 тыс. т-операции (или на 0,051%), по лесным грузам - на 2,804 тыс. т-операции (или на 1,163%), по каменному углю - на 1,804 тыс. т-операции (или на 0,406%), по тарно-штучным грузам - на 0,804 тыс. т-операции (или на 0,247%). Увеличился лишь объем работ лишь по руде -на 1,799 тыс. т-операции (или на 0,633%).

Изменения в объеме переработки грузов с применением комплексной механизации произошли в основном за счет отсутствия переработки грузов в контейнерах в отчетном периоде. Отклонения от плановых значений составили 110 тыс. т-опер.

Из-за влияния структурных сдвигов на конец отчетного периода план погрузочно-разгрузочных работ в целом по сухогрузам практически выполнен. Таким образом, недовыполнение плана по объему составляет 0,037%, в т.ч.; по лесным грузам - 0,0545%, по каменному углю - 0,129%, по строительным грузам - на 1,157%, по руде - 0,093%. По другим родам грузов произошло перевыполнение плана: по тарно-штучным грузам - на 0,47%, по контейнерам - на 0,029%, по кооперированным грузам - на 0,526%.

1.4. Анализ себестоимости (затрат на рубль доходов) в основной эксплуатационной деятельности предприятий речного транспорта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...