От устья Охты до Усть-Луги
Источник: Санкт-Петербургские ведомости, Дата: 27/12/2010
Герман СУНЯГИН, профессор СПбГУ Обсуждая варианты нового места строительства газпромовского небоскреба, пора задуматься о том, что же будет с тем исключительно эффектным участком земли, который предназначался под <Охта центр>. Это ответственная творческая задача, которую никак нельзя откладывать. Мне, например, представляется, что если <спарить> этот участок с территорией по другую сторону Большеохтинского моста, на которой находилась мебельная фабрика, и построить на них что-то на уровне той заявки, которую задает модерновый индустриализм самой переправы, то можно было бы отметиться в нашем городе ансамблем покруче предполагаемой высотки, которые ныне в изобилии можно увидеть в любом приличном китайском городе. Вот тут-то и выяснилось бы, чего стоят наши архитекторы, если им действительно развязать руки. А умение строить, как говорил академик Лихачев, <дополняющую> архитектуру, т. е. на уровне поставленной городом планки, нам в высшей степени необходимо. Ведь здесь же рядом с мостом начинаются Пески, которые практически надо радикально перестраивать, чтобы вывести на уровень даже рядовой питерской застройки. А за Песками _ район Обводного, который за исключением достойных перепрофилирования производственных вкраплений вроде <Красного треугольника> нужно целиком застраивать заново. Обводный же канал в свою очередь упирается в порт, который вместе с подъездными путями рано или поздно все равно вынесут на дамбу. Освободится лакомый кусок земли с островами и протоками, на котором можно было бы действительно возвести северную Венецию и не меньшую, чем ее южный прообраз.
И для этой северной Венеции у нас в городе есть свой стиль, так называемый северный модерн, кстати, единственный стиль, который действительно сформировался в Петербурге, а не завезен из Европы. К сожалению, его развитие с началом войны, а потом и революции было на самом взлете блокировано, но в странах, которые не воевали, он продолжал развиваться. Чего можно достичь на этом пути, можно увидеть у наших скандинавских соседей. Достаточно назвать такие шедевры, как стокгольмская ратуша или парк скульптур Вигеланда в Осло. Думаю, что формирование нашей <дополняющей> архитектуры вполне можно было начать с продолжения искусственно прерванной темы северного модерна с его органично перетекающими во внутренние дворы фасадами, с облицовкой из рваного гранита, которая от времени становится только романтичнее, с рельефами из странных животных и растений и бесполезными, но такими многозначительными башенками... А как же быть с хай-теком, законным отпрыском нашего бесславного времени, отмеченного <концом истории>? Что ж, времена, как известно, не выбирают, к ним более или менее удачно приспосабливаются. К сожалению, удачных примеров приспособить хай-тек к исторической застройке нашего вроде бы <придуманного> города просто нет. И я думаю, что это не случайно. Хай-тек, компенсирующий свою циклопическую сверхчеловечность многообразием услужливых удобств, может продемонстрировать свою странную бесчувственную духовность только в условиях всесокрушающего хаотического размаха, не признающего никакого конкурента. Он не способен вести диалог и обречен на самоуверенный нарциссизм. Ему нужен отдельный театр одного актера. Припомните хотя бы Манхэттен. Давайте же построим для хай-тека такой отдельный <театр>. Но он может раскрыть заложенные в нем потенции только не зная никаких ограничений, особенно пространственных. Где же взять в нашем городе, зажатом между заливом и Ладогой, такие безграничные пространства для нового Манхэттена, который бы вместе с тем не подавлял взлет исторических шпилей и просторы Невы? Думается, что только далеко в области, где есть немало эффектных и перспективных мест.
Кстати, то место, которое выбрал для своей столицы Петр, далеко не самое лучшее, и продиктовано это было военно-стратегическими соображениями, ныне устаревшими. Но зато восстанавливается изначальная функция нашего региона _ быть окном в Европу. В ХIХ и ХХ веках это окно нам было не нужно, мы ходили, где хотели. Теперь, говорят, 60% всех российских грузов для Европы пойдет через Петербург, но ведь этак мы его или Карельский перешеек (что никак не лучше) просто вытопчем. Значит, нужно какое-то другое окно, второй Питер, изначально рассчитанный на перевалку крупногабаритных грузов. И самое интересное, что такой второй Питер уже заложен и даже начал функционировать. Это Усть-Луга. Вот ее и нужно строить в духе не признающего никаких ограничений хай-тека. Скажете, далековато? Для поезда, способного на японские, т. е. уже освоенные, скорости, это полчаса езды. Да за это время вы на общественном транспорте и до Ржевки не доедете. К тому же трасса пойдет по свободной местности без всяких серьезных пересечений. Конечно, и такая трасса обойдется недешево. Но зато дешевой будет земля, которой в Петербурге так не хватает. На сегодняшний день есть только одно действительно серьезное препятствие для форсированного осуществления такого проекта _ искусственное разделение нашего единого Невского края на два субъекта Федерации. Но ведь рано или поздно их все равно придется объединять. Так почему бы не сделать это сейчас, когда оба высших лица государства являются выходцами из наших питерских переулков? МГУ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|