Характерные черты и особенности личности журналиста
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Христианский гуманитарно–экономический открытый университет
Реферат
Студента (ки) 3 курса факультета теологии и журналистики ФИО Лаптевой Ольги Александровны Дисциплина: «Основы журналистики»
Тема: «Модель личности журналиста: характерные черты и особенности»
«___» ________________ 200__г. Оценка «______________»
Одесса 2009 г. План 1) Введение 3
2) Характерные черты и особенности личности журналиста 2.1 Направленность 2.2 Способности 2.3 Талант 2.4 Характер 2.5 Самоконтроль
3) Профессиональные требования 5
4) Заключение 5) Список используемой литературы
Введение Для меня, как для студента факультета журналистики тема данного реферата очень интересна. Она дает возможность не только узнать о тонкостях выбранной мной профессии, но и оценить свои силы и возможности для такой работы. Тема призывает заняться самопознанием, примерить на себя роль состоявшегося журналиста. Выбрать специализацию профессии, соответствующую личным способностям и качествам. Профессия журналиста открыта, социальна. Со стороны она кажется очень авантюрной и романтичной. Для обычных людей, журналист - представитель особой касты, а для публичных персон – чуть ли не кровный враг. Журналисты часто становятся виновниками скандалов, а иногда, национальными героями. Поэтому, очевидно, что представители этой профессии - люди особенные. Цель данного реферата определить качества и особенности личности человека, чей выбор - именно эта интересная и увлекательная профессия.
Характерные черты и особенности личности журналиста Модель личности человека это — многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. Существует целая отрасль психологии, которая изучает условия пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека, как субъекта труда – психология трудовой деятельности. В формировании личности, как субъекта труда, большое значение имеют такие факторы как направленность, способности, характер и самоконтроль. 2.1 Направленность — это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью – неоценимые качества для журналиста. Чаще всего – направленность формируется социальной средой, в которой вырос человек, обуславливается установками, идеалами и моделью поведения авторитетов, оказывающих влияние на формирование личности. Случается, что направленность человека меняется с возрастом, со временем, со сменой социально - политического строя, даже с переменой семейного положения; в результате разочарований, эмоциональных травм и подъемов. 2.2 Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком, и наоборот.
Что касается способностей – в журналистике они могут быть самыми разнообразными. «Каждая журналистская специализация соотносится со структурой личности и требует определенной совокупности качеств. Например, для репортера особое значение приобретают такие качества как оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчивость, умение быстро переключаться с одного задания на другое, находчивость, особый "репортерский нюх" на интересную информацию, широкая информированность, выносливость и мужество. Причем, общепризнанное мнение, что журналист, обязательно должен быть «мастером пера», развеяла моя знакомая, пом. редактора газеты «Слово» Елизавета Радишевская. По ее мнению, журналист, в первую очередь, должен излагать факты, без искажения и украшательства, поэтому в публицистике красота слова – уходит на второй план. Я вспомнила подобный пример из своей жизни. В школе мы писали сочинение по русскому языку на тему: «Весна». О теме нам сообщили заранее. Я шла в школу – прокручивая в голове образы весны – яркой, солнечной, майской, с цветущими деревьями и проснувшимися пчелами. Какое же было мое разочарование, когда учитель попросил написать о весне правду на существующий момент. События происходили в марте. В тот день было очень холодно и сыро. Птицы не пели, солнца не было. На деревьях не то что листвы – почек не наблюдалось. Очень сложно было уходить от красочных стереотипов и излагать невзрачные факты – а журналистам приходиться это делать постоянно.
Так что я могу отметить еще одну очень важную способность: достоверность, правдивость и объективность. Этот перечень можно продолжить и дополнять, так как большинство из перечисленных качеств взаимно зависимы и в большинстве своем взаимно дополняемы. В основе развития способностей лежат задатки, - врожденные особенности. Единое требование к журналисту – уровень общих способностей должен быть высоким. 2.3 Талант — присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. Вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам). Есть ли у человека врожденные способности или нет, порой, определить очень сложно. В. Аграновский считает что: «…тайна оригинальности писательского видения и восприятия мира — в наличии или отсутствии таланта. И еще об одном необходимом журналисту элементе, без которого трудно прожить творческой личности: о рабочем состоянии. Что это такое для журналиста? Призыв к самоограничению, к подвижничеству, если угодно, к спартанскому образу жизни. Проще говоря, когда все окружающие безмятежно «наслаждаются», «получают удовольствие», легко отвлекаясь от различных забот, в том числе профессиональных, журналисты продолжают работать, их мозг постоянно «отбирает» и фиксирует то, что предназначено «на продажу» — должно войти в будущий очерк, стать репортажем и т. д.
К великому сожалению, далеко не всем счастливчикам, оказавшимся в эпицентре интересных событий, удается потом создать нечто такое, что взволновало бы читателя, зрителя, слушателя. Как маленькие черепашки, только что родившиеся на берегу, мы изо всех сил торопимся к морю, спасаясь от атакующих нас прожорливых птиц, но чем нас больше, чем выше наша скорость и чем ярче наши способности, тем вернее шансы кого-то из нас «добежать» до талантливой публикации, до выставочного зала, до захватывающего публичного выступления. Хотя, талант, для работы не самое главное. Мое первое образование – художественное. Наш преподаватель живописи Тамара Ивановна Егорова говорила: «Есть талант, нет таланта – не беда, главное – трудолюбие и работоспособность. Если есть талант – трудолюбие сделает из вас отличного мастера. Если нет таланта - трудолюбие тоже сделает из вас отличного мастера. Но если есть талант, но нет трудолюбия – то грош ему цена; вы его загубите ленью, и закопаете в гордыни». 2.4 Характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы и для их соблюдения прикладывает волевые усилия. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм, и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей.
Понятно, что журналист, как человек, занимающей активную социальную позицию в обществе должен обладать в полной мере морально волевым характером. В зависимости от черт характера – избрать себе специализацию. Если вы честный человек – вам будет сложно работать в сфере рекламы. Если скромный – затруднительно брать интервью. Решительность и настойчивость хороша для поиска материала для работы, но в области аналитики публицистики – не самые важные черты. Журналист В. Аграновский, в книге «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике» пишет: «Из человеческих качеств я, безусловно, сохранил бы во время сбора материала по крайней мере одно: порядочность. Другие — в зависимости от конкретной обстановки. Можно позволить себе быть хитрым, глупым, доверчивым, подозрительным, мягким, злым, наивным, ехидным — любым, если хочешьвернуться домой не с пустым блокнотом. актеру не обязательно быть интеллектуалом. В журналистике подобное невозможно. Нам никто не пишет текстов и не ставит мизансцен. Мы сами себе и режиссеры, и драматурги, и исполнители. И потому, собирая материал, все подчиняя этой цели, можем прикинуться кем угодно, оставаясь при этом умными, принципиальными, честными, великодушными, стоящими на четких мировоззренческих позициях, и во всех случаях жизни — порядочными. Именно эти качества, сочетаемые с любой временной маской, должны быть гарантом чистоты наших помыслов, а нам самим они дают возможность не заходить слишком далеко. Добавлю к сказанному, что журналист, действующий прямолинейно, какого бы ума и таланта он ни был, обрекает себя на великие трудности, которые, увы, не всегда преодолимы.» () Я согласна с выводами В. Аграновского, что черту характера как порядочность – необходимо ставить во главу угла. «Средства массовой информации обладают огромной силой, не только зеркально отражая общественное мнение, но и формируя его. И еще им манипулируя! Отсюда напрашивается такой (не дай Бог!) выход из положения: оставшись на чужом информационном поле, журналист переживает соблазн (вчитайтесь!) вчера добыть завтрашнюю новость и опубликовать ее сегодня. Как это сделать, если не купить за бешеные деньги, не придумать, не спровоцировать, не солгать, а в итоге не потерять человеческое и профессиональное лицо? Мало таких примеров в нашей реальности, мало публичных скандалов, мало судебных провалов и штрафов?»() 2.5 Самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Самоконтроль – очень важная профессиональная черта. Если, взять, допустим, специализацию репортер. Такие специалисты всегда должны находиться в центре событий, важных для общественного освещения, будь то открытие кино - фестиваля, или взятие террористами заложников. И в любой ситуации – от самоконтроля журналиста зависит отношение общества к событию. В критических ситуациях журналисту ни в коем случае нельзя впадать в панику, что бы не показывать негативный пример. Самоконтроль – важная черта при взятии интервью – люди разные, бывают и очень капризные. Журналисты, обладающие высоким уровнем самоконтроля – хорошие телеведущие, так как в студии очень важно не только сохранять личное спокойствие, но и успокоить оппонентов, если требуется, создавать спокойный климат для конструктивного общения. Журналист должен считаться с критикой в его адрес, и мнениями коллег о его работе. Среди них основное место принадлежит экзистенционально-бытийным свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными экзистенционально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой. Профессионал — это специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач. С позиций психологических особенностей этого понятия, профессионал — это субъект труда, у которого профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности, во-первых, соответствуют требованиям этой деятельности (с точки зрения возможностей их реализации), во-вторых, представляют относительно устойчивую (для определенных условий) и пластичную структуру и, в-третьих, обеспечивают формирование и реализацию операционной (предметно-ориентированной) сферы личности, которая и определяет необходимый уровень эффективности труда. Подробнее профессиональные требования к данной профессии я рассмотрю в следующем разделе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|