Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитательская работа в учреждениях




[фонд 7405 опись 1 единиц хранения 599]

Составить представление о воспитательной работе в послереволюционный период в школах Лесного я мог на основе справок и заявлений 170 /36 Сов.Школе, кратком отчёте о работе 173/39 Сов.Школе 1920 года и Дневника –журнала детского дома 146.

Судя по ряду записей в расписании, распределении педагогической нагрузки и отчётах о работе для воспитательных мероприятий отводились четверги. Так, в отчёте о четверговой работе 173/39 Сов.Школы удивляет разнообразие творческих методов: рисование, лепка по памяти, декламация, изображение на доске, работа из бумаги, сценическое воспроизведение сказки. Тематика сказок говорит о том, что эта работа была рассчитана на младших школьников. Обращает внимание, что в это время (1920 год), беседы на темы «Рождество», и «Пасха», судя по описанию, подавались с традиционной для дореволюционной России точки зрения. Например, после Рождества обсуждался рассказ «Что случилось однажды на Ёлке», детям было предложено вспомнить об интересных происшествиях на Рождество, они были заняты приготовлением игрушек, рисованием с натуры ёлочной ветки с украшением.

Спустя 4 года темы бесед, предлагаемых детям уже другие. Об этом можно судить по Дневнику-журналу педагогической работы за 1924-25 учебного года. Наряду с общеразвивающими темами (об отношении к животным, о метеорах и «падающих» звёздах, о причинах наводнения и проектах защиты города, признаках зимы), немало бесед на идейно-политические темы: крепостное право, маленькие рабы, о прежней эксплуатации царей и где, какие были восстания, чтение рассказа из помещичьей жизни, чтение рассказа «9 января» М. Горького.

В 1924 году действовала пионерская организация, созданная в 1922 году. В Дневнике-журнале были отмечены сборы советов отрядов, звеньев пионеров, упоминались октябрята. Например, на Совете отряда разбирались следующие вопросы:

-о подписке на «Ленинские искры»;

-о культсмычке;

-о дисциплине;

-о школьных занятиях;

Ребята готовили стенную газету «Пионерский клич», обсуждали рассказ «Гибель Коммуны», читали рассказ «Классовая борьба», вели беседу о тяжёлом положении пролетариата до 1917 года и после революции, писали лозунги для Ленинского урока…

В группах детского дома проводилась атеистическая работа:

 

25 декабря – устройство антирелигиозного спектакля. Программа:

1) инсценировка;

2) хоровая декламация;

3) индивидуальная декламация;

4) пение пионерских песен;

27 декабря - Воспитанники старшей группы (6 человек) с воспитателем посетили антирелигиозный праздник в 4 детском доме. Новые выступления глубоко воспринимаются, особенно понравились спортивные выступления воспитанников 134 детского дома.

Каждая группа в течение нескольких недель готовилась к таким праздникам, как День Красной Армии, День Международной работницы, День Парижской Коммуны. Всесторонней и длительной была подготовка к первой годовщине со дня смерти В.И.Ленина – Неделе Ленина:

 

10 января – приготовление революционной песни;

12 января – заучивание стихотворения «На смерть Ленина»;

12 января – переписывание и разучивание песни к годовщине смерти тов. Ленина;

13 января - чтение и беседа на тему «Таинственный шалаш», «Отчего умер Ленин»;

13 января – заучивание похоронного марша;

16 января – беседа «как жилось Ленину при царском режиме»;

17 января – пели «Прощальный напев Ленину»;

18 января – пели «Заветы Ильича», «Не плачьте над трупами»; репетиция траурного спектакля;

22 января – торжественное заседание и траурный вечер в память В.И.Ленина и жертв 9 января 1905 года;

 

Особенность детского дома, где ребята жили без родителей в условиях страшной бедности во всей стране, отразилась и в таких видах работы, как: вязание чулок, починка шапок, рукавиц, перчаток, костюмов, пальто.

И школы, и детские дома работали в летний период. Детский дом 146 летом 1925 года никуда не выезжал, а в июле в здании проходил ремонт. По каждому дню по-прежнему каждый день делалась запись. Вот некоторые из них за июль:

 

1 – Регулярной работы не велось, т.к. в здании происходит ремонт, а на дворе идёт сильный дождь;

3 – Утром до обеда окапывали картофель, вечером учили скороговорки для чистоты речи, подрубали и метили новые полотенца;

11 – До обеда ходили в баню на Удельную. Вечером пололи клумбы, подсыпали цветы, обкапывали картофель, который разорили куры;

13 – После экскурсии в лес пололи грядки;

14 – До обеда пололи, вечером метили простыни;

16 – До обеда окучивали картофель по второму разу, вечером подрубали полотенца и метили простыни; рассказывали о произволе, царившим при монархизме;

29 – Начал работать кружок естествознания, собирали для гербария сорные травы огорода;

31 – Собирали насекомых и огороде;

 

Удивительно, что в самое тяжёлое время школьники посещают спектакли. 20 мая 1919 года бывшей гимназии Лагевницкой были предложены 30 билетов на спектакль студии Московского Художественного театра «Двенадцатая ночь». [Общая переписка № 278]

 

 Во всех школах упоминается постановка спектаклей, в т.ч. и самостоятельно сочинённых. Для постановок сами шьют костюмы:

 

29 ноября – Старшая группа занята репетициями самостоятельно сочинённой пьесы; репетиции проходят без участия педагогов;

30 ноября – Все три группы шили костюмы и приготавливали сцену для спектакля;

[ фонд 7405 опись 1 единиц хранения 652: Дневник-журнал педагогической работы за 1924-25 учебного года]

 

 Иногда для спектаклей и других школьных мероприятий требуются большие помещения.

 

1октября 1921 год.

В правление жилтоварищества дома № 61 по 2 Муринскому пр. в Лесном.

Школьный Совет, имея нужду устроить отчётную школьную выставку и акт, убедительно ходатайствует перед жилтовариществом о предоставлении ей для устройства таковой безвозмездно помещение зала клуба Отдых красноармейца, т.к. в школе сейчас обучается 650 учащихся, а рекреационные залы трёх помещений школы могут вместить в себя не более 200 человек каждое в отдельности. Помещение это понадобится на 3 дня, 5,6 и 7 октября, и три предыдущих дня для подготовительного устройства.

Ввиду того, что школа и в прошлые годы пользовалась этим помещением для устройства школьных спектаклей. Школьный Совет надеется, что и это ходатайство будет встречено тоже сочувственно, как и прежние.

На обороте: Правление жилтоварищества причин для отказа в помещении бывшего театра «Миниатюр» не имеет.

[фонд 7405 опись 1 единиц хранения 599: Общая переписка 170 Советской трудовой школы № 621]

 

Интересно было узнать, что отмечается воспитателями в их записях, как новое и необычное:

 

7 января – После обеда ходили на прогулку, причём дети видели аэроплан, который потерпел аварию и погибших лётчиков. Дети были очень взволнованы;

1 февраля – Все дети ходили в кинематограф, смотрели «Как Петунька ездил к Ильичу», вечером делились впечатлениями и рассказывали, кто когда что-нибудь видел в кинематографе;

18 апреля – Читали и беседовали о водолазах и подводную работу их;

26 апреля – Читали детский журнал «Пионер»;

[фонд 7405 опись 1 единиц хранения 652: Дневник-журнал педагогической работы за 1924-25 учебный год]

 

О спортивных играх упомянуто всего несколько раз.

 

26 апреля – Играли в футбол;

17 мая – Играли в рюхи, бабки, катались на гигантских шагах;

15 июля – Дети были заняты устройством щитов для баскетбольной площадки;

[там же]

 

Во всех школах изучалось краеведение, или как тогда назывался этот предмет – родиноведение. В 168 и 170 школах этот предмет преподавал Безбах С.А.. По следующим документам чувствуется, что к своим урокам он относился творчески:

 

21 июня 1921 года.

В Петроградский Отдел Народного Образования.

В виду необходимости для правильной постановки преподавания в Школе родиноведения, для более практического проведения кружковых занятий по этому предмету в продлённом дне, Школьный совет ходатайствует об отпуске необходимых сумм для оборудования при Школе кабинета родиноведения, согласно представленной преподавателем этого предмета смете, поддерживаемой зав. сектором Социального воспитания района.

 Председатель Школьного совета.

[фонд 7405 опись 1 единиц хранения 599: Общая переписка 170 трудовой школы №106]

 

27 июня 1921 года.

В хозяйственный подотдел Выборгского района.

Школьный Совет 36-ой советской трудовой Школы просит отпустить для ручного труда и краеведения 2 пуда глины для лепки.

Председатель Школьного совета.

[фонд 7405 опись 1 единиц хранения 599: Общая переписка 170 трудовой школы № 108]

 

В Институт Истории Искусств.

На основании личных переговоров руководителя, находящегося в 170-ой школе кружка родиноведения, школьный Совет ходатайствует о разрешении пользоваться для проводимых в кружке занятий по изучению Петербурга, диапозитивами Института по означенному вопросу.

Выбор диапозитивов, получение и возврат их в диатеку, возлагается на руководителя кружка родиноведения при Школе С.А.Безбаха.

23 ноября 1923 года.

[фонд 7405 опись 1 единиц хранения 599, Общая переписка 170 трудовой школы, №46]

 

Учащиеся ездили на экскурсии. В отчёте 170/36 сов.труд.Школы за первую половину 1921-22 учебного года сообщалось, что Школа провела 28 экскурсий, из которых 8 были «далёкие» - Грузино, Петергоф, Луга и 20 – «ближние» - Сосновка, Удельная, Озерки, питомники, Ботанический и Зоологический сады.

В целом, можно сказать, что, несмотря на тяжелейшее материальное положение, школы занимались разнообразной воспитательной работой с детьми, сохраняли некоторые прежние традиции и создавали новые.

                                                  III. Заключение

 

В своей работе я использовал лишь часть документов, которые удалось найти в архиве о школах района.

Я получил опыт по анализу и обобщению документов. Интересной для меня была история Коммерческого училища – школы №168, в котором преподавали известные люди своего времени: Боч Г.Н., Кайгородов Д.Н., Безбах С.А., Бруни Н.А., Трофимов В.А.. Неоценимую помощь мне оказали воспоминания краеведа Галины Всеволодовны Кравченко о Лесном и ее деде. Я смог ярче представить сложный послереволюционный период жизни Петрограда – Ленинграда. Для меня было неожиданно узнать, что в это трудное голодное время школы заботились о жизни и здоровье детей, активно занимались воспитательной работой. Документы показали мне, как происходило становление идеологической системы в начале 20-х годов. Работа для меня оказалась крайне полезной. Я считаю ее лишь началом возможного большого исследования, т.к. документов сохранилось много и история школ еще до конца не изучена.

 

 

Литература

1.Александрова Е.Л. – «Северные окрестности Петербурга. Историческое прошлое», СПб, «Лики России», - 2008.

 

2.Глезеров С.Е. – «Петербург на север от Невы. Лесной, Удельная, Коломяги, Озерки – Шувалова», М. – СПб, - Центрополиграф, - 2004.

3.Глезеров С.Е. – «Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная…», - М. – СПб, -

Центрополиграф, - 2006.

 

4.Горбачевич К.С., Хабло Е. П. - «Почему так названы?», - Лениздат, 1975

 

5.Игнатова Е.А.– «Записки о Петербурге. Жизнеописание города со времени его основания до 40-х годов 20 века», СПб, Амфора, 2005.

 

6.Кобак А.В. - «Особники и дачи старого Лесного», - Невский архив, историко-краеведческий сборник, IV выпуск, издательство Чернышёва, Санкт-Петербург,1999.

 

7.Кравченко Г.В.-«Старый Лесной: три адреса моегодеда», Нева №2,2004.

 

8.Кравченко Г.В. – «Лесной и лесновцы. Картины 30-х годов», Нева №8, 2007.

 

9.Лисовский В.Г., Ленинград: Районы новостроек, Лениздат, 1983.

 

Архивные материалы

10.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, фонд 7405.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...