География поставщиков тканей МОРО за 2000-2001 годы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Кафедра: Коммерции и технологии торговли
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Коммерческая деятельность» на тему «Коммерческая деятельность по организации хозяйственных связей» (по материалам Мозырского оптово-розничного объединения)
Гомель 2003
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческая деятельность осуществляется путем выполнения коммерческих операций и является важнейшим механизмом управления экономическими отношениями. Они возникают между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики в процессе обмена товарами, услугами, научно-технической информацией, средствами производства, сырьем и т.д. и ведут к развитию договорных отношений между ними.
Эффективность хозяйственных связей повышается, если специалисты, занимающиеся коммерческой деятельностью, глубоко овладевают практикой организации коммерческих операций, изучают законодательную и нормативную базу. В практической работе необходимо широко использовать методы комплексного исследования рынка, анализировать и отбирать необходимую для обоснования коммерческих решений информацию, оценивать эффективность хозяйственных связей, уровень организации оптовой и розничной торговли. Актуальность в современной рыночной экономике темы коммерческой работы по организации хозяйственных связей и побудила обратиться к ней в настоящей курсовой работе. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в комплексе задач, решаемых в процессе кардинальной перестройки управления экономикой, важное место отводится рационализации хозяйственных связей торговли и промышленности. В условиях перехода к рыночной экономике устраняется излишняя регламентация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями, уступая место самостоятельному их регулированию. Всё это повышает роль договора, который является единственным правовым и экономическим документом, определяющим права обязанности сторон по поставке товаров. Объект исследования – Мозырское оптово-розничное объединение (МОРО).
Цель настоящей курсовой работы заключается в анализе коммерческой работы по организации хозяйственных связей с поставщиками тканей и разработке рекомендаций по их совершенствованию.
Для реализации цели в курсовой работе необходимо решить ряд задач, а именно: - раскрыть сущность содержания коммерческой работы по организации хозяйственных связей торговли с промышленностью в новых условиях хозяйствования и их эффективности;
- рассмотреть проблемы взаимоотношений торговли и промышленности в современных условиях хозяйствования; - предоставить экономико-организационную характеристику исследуемого предприятия; - проанализировать работу по информационному обеспечению коммерческой деятельности; - определить потребность в электробытовых товарах, проанализировав необходимую для этого коммерческую информацию; - дать анализ поставщиков товаров; - проанализировать договорную работу и определить её эффективность; - определить направления совершенствования коммерческой деятельности по установлению хозяйственных связей. Работа выполнялась на основе следующих литературных источников по специальности – учебников, учебных пособий, периодической литературы, нормативных документов: Плешев А.М. «Экономические связи оптовой кооперативной торговли с промышленностью»; вопросы информационного обеспечения и договорной работы изложены _____________________ в справочном пособии «Организация коммерческой деятельности»; и др. Для освещения темы с правовой точки зрения в работе широко использованы законодательные и подзаконные акты. В первой главе курсовой работы раскрыты сущность и содержание коммерческой работы по организации хозяйственных связей торговли с промышленностью, их правовое регулирование. Во второй главе предоставлена организационно-экономическая характеристика объекта исследования. В третьей главе проведен анализ состояния коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей универмага «ГОМЕЛЬ» с поставщиками. В четвертой главе рассмотрены основные направления улучшения хозяйственных связей универмага «Гомель» и поставщиками электробытовых товаров.
Доработка к главе 1.
Рассмотрим правовое регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров. Новые условия хозяйствования, связанные с переходом к рыночной экономике, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнёров по договору, устранения излишней регламентации хозяйственных связей, ограничения влияния государственных органов управления.
Хозяйственные связи в Республике Беларусь регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О поставках для государственных нужд» от 24 ноября 1993 года, «Положением о поставках товаров в Республике Беларусь», утверждённым постановлением Кабинета Министров РБ от 08.08.1996 года, постановлением Совета Министров РБ №437 от 13.06.1994 года «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд» и другими нормативными актами. Гражданский кодекс является основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения по поставкам товаров. В нём излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договоров, виды договоров, порядок заключения договоров, разрешения преддоговорных споров, изменения и расторжения договоров и другие нормы договорного права. Государственное регулирование экономики используется практически во всех странах мира, но формы и степень такого регулирования различны. В республике Беларусь одним из инструментов для этого является заказ на поставку товаров для государственных нужд, который широко применяется и в других государствах. В соответствии с действующим законодательством распределительная система заменяется системой государственных закупок. Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. Закон Республики Беларусь «О поставках для государственных нужд» от 24 ноября 1993 года определяет особенности поставки для государственных нужд. Закон устанавливает общие правовые и экономические принципы формирования, размещения и выполнения на контрактной (договорной) основе заказов на поставку товаров для государственных нужд всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности. Закон вносит экономическую и правовую определённость в отношения между производителями и потребителями, предусматривает добровольность принятия заказов, их выгодность, ответственность сторон за исполнение взятых обязательств.
Формирование и размещение заказов на поставку товаров для государственных нужд осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственным заказчиком и поставщиком. По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо, по его указанию, иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Государственный контракт является основным документом, регламентирующим правовые, экономические и организационные отношения государственного заказчика и поставщика товаров для государственных нужд. Изменение или досрочное расторжение государственного контракта осуществляется по согласию сторон и оформляется дополнительным соглашением. При недостижении согласия спор разрешается в судебном порядке. Важную роль в правовом регулировании хозяйственных связей по поставкам товаров играет «Положение о поставках товаров в Республике Беларусь», утверждённое постановлением Кабинета Министров РБ от 08.08.1996 года. В указанном положении приведены структура и содержание договора, определён порядок регулирования отношений по поставкам товаров. В его основу положен принцип диспозитивности, то есть сторонам дано право урегулировать в договоре отношения на взаимовыгодных условиях, не противоречащих законодательству и нормам договорного права. В Постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ «О хозяйственном договоре поставки» определены основные положения, касающиеся порядка заключения хозяйственных договоров на поставку товаров и, в первую очередь, поставок для хозяйственных нужд; ответственности потребителей (покупателей) за несвоевременную оплату поставленных товаров по договорам; разрешения споров по договорам. Анализ договоров (контрактов), а также проведенные проверки состояния договорной работы позволяют сделать вывод о недостаточном уровне работы с хозяйственными договорами. Это свидетельствует о том, что данному направлению руководители отдельных организаций, предприятий не уделяют должного внимания, не осуществляют систематический контрольза исполнением договорных обязательств. Этим, как правило, и объясняется наличие практически на всех предприятиях в организациях системы потребительской кооперации просроченной дебиторской задолженности, что способствует ухудшению их финансового положения.
Сегодня всем понятно, что рыночная экономика требует новых подходов к ее регулированию. В этой связи в последнее время происходит интенсивное изменение нормативной базы, в том числе регулирующей экономические отношения. Немаловажное значение в условиях рыночных преобразований для юридических служб имеет не только знание, но и правильное применение (толкование) действующих нормативно-правовых актов. К сожалению, сегодня приходится констатировать, что на многих предприятиях и в организациях системы потребительской кооперации нормативно-правовая база находится на низком уровне, что отрицательно влияет на качество выполняемой работы. Основным нормативным актом, регулирующим хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, в настоящее время является Гражданский кодекс Республики Беларусь, который вступил в действие с 1 июля 1999 года. В новом Гражданском кодексе особое внимание уделено правовому регулированию договорных отношений. Тот факт, что из 1153 статей кодекса 504 регулируют договорные отношения, свидетельствует о значении данного направления хозяйственной деятельности. Необходимо иметь в виду, что в течение 1999 года принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, порядок расчетов между субъектами хозяйствования, посредническую и лицензионную деятельность. Это Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 года N 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций». Указ Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000 года N 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров», Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 года N.359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» и многие другие. Вместе с тем в ходе ознакомления с состоянием договорной работы на местах установлено, что не все субъекты хозяйствования системы потребительской кооперации на должном уровне организовали учет, регистрацию и согласование заключенных договоров, а также контроль за их своевременным исполнением в соответствии с постановлениями Правления Белкоопсоюза N 44 от 22 апреля 1997 года и N 134 от 24 сентября 1998 года. На многих предприятиях не закреплены приказами должностные лица, ответственные за ведение договорной работы. Такое положение дел порождает безответственность и отсутствие контроля за своевременным исполнением договорных обязательств со стороны конкретных исполнителей. В результате указанных выше недостатков имеют место случаи изменения условий договоров в процессе их исполнения в одностороннем порядке, а также нарушение сроков их исполнения, что влечет за собой штрафные санкции для предприятий и организаций. Анализ договоров (контрактов), заключаемых субъектами хозяйствования потребительской кооперации, свидетельствует о том, что в основном нарушения договорных обязательств допускаются на стадии их исполнения, в результате которых причиняется материальный ущерб юридическим лицам, заключившим договор либо контракт. Таким образом, основными нормативно-правовым документами, регулирующими хозяйственные связи по поставкам товаров на территории Республики Беларусь, является Гражданский кодекс Республики Беларусь и Положение о поставках товаров в Республике Беларусь. Вопросы, не урегулированные законодательством и нормативными актами, решаются сторонами самостоятельно в заключаемых ими договорах, которые являются юридическим документом, определяющим хозяйственные отношения конкретных субъектов по поставкам товаров.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С ПОСТАВЩИКАМИ ТОВАРОВ 2.1. Краткая экономико-организационная характеристика Мозырского ОРО и района его деятельности Доработка к стр.11.
Мозырское Оптово-розничное объединение создано 1.05.1998 года. В момент создания данное предприятие включало в себя 18 торговых предприятий по розничной торговле, 7 складов (из них 4 функционирующих), автотранспортный участок. На балансе предприятия числятся 5 грузовых автомобилей для осуществления транспортировки товаров. Рассмотрим материально-техническую базу предприятия более подробно. Таблица 2.1.1. Структура розничной торговой сети Мозырского ОРО
Из таблицы 2.1.1. видно, что в 2002 году розничная торговая сеть Мозырского ОРО уменьшилась на 1 непродовольственный магазин. Был закрыт магазин, торговая площадь которого составила 42 м.кв., что явилось причиной снижения общей торговой площади предприятия. В 2002 году структура розничной торговой сети следующая: 13 продовольственных магазинов, 4 непродовольственные. Это – промышленный магазин «Аленка», торгующий парфюмерно-косметическими товарами, его торговая площадь составляет 80 м.кв. В состав магазина «Товары для моладзi» входят следующие потребительские комплексы: товары для мужчин, товары для женщин, товары для детей, а также отдел хозяйственных товаров. Торговая площадь магазина составляет 450 м.кв. В состав магазина «Купалинка» входят такие же отделы, как и в «Товары для моладзi», его торговая площадь – 420 м.кв. Кроме того, в состав розничной торговой сети данного предприятия входит магазин «Светлана», который торгует тканями. Его торговая площадь составляет 311 м.кв. Ткани, хозяйственные связи по поставкам которых, рассматриваемые в данной курсовой работе, реализуются именно через этот магазин. Рассмотрим структуру аппарата управления МОРО.
Рис 1. Структура аппарата управления Мозырского ОРО
Во главе предприятия находится директор. Ему подчиняются начальники каждого из отделов, изображенных на рис 1. Оптовой и розничной торговлей занимается торговый отдел. Всего работников в Мозырском ОРО на 1.01.2003 год составило 349 чел, качественный состав работников аппарата управления рассмотрим в таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.2. Качественный состав работников аппарата управления Мозырского ОРО
Работники аппарата управления на 01.01.2003 г. составляют 66 человек, из них руководителей – 25, специалистов – 32 и других служащих - 8 человек. В 2002 года был принят на работу 1 специалист с высшим образованием, вследствие чего удельный вес работников с высшим образованием увеличился на 1,12% и составил 31,82%. Численность населения, проживающего в г. Мозырь на 01.01.2002 год составило 110,7 тыс чел, на 01.01.2003 год – 110,9 тыс чел. Как видим, численность населения увеличилась, таким образом увеличилась численность обслуживаемого населения. Рассмотрим данные о розничном товарообороте Мозырского ОРО, а также удельный вес этого показателя в общем товарообороте всех торгующих систем района и проанализируем долю рынка, занимаемую им в районе деятельности. При это отметим, что основным конкурентом при продаже тканей у рассматриваемого предприятия является ОАО «Дом торговли», в котором реализуется широкий ассортимент тканей, а также частные торговцы, реализующие ткани на местном рынке. Таблица 2.1.3. Доля рынка, занимаемая Мозырским ОРО в общем товарообороте г. Мозырь
Из таблицы 2.1.3. видно, что доля Мозырского ОРО в розничном товарообороте г. Мозырь в 2002 году увеличилась на 0,2% и составила 6,5%.
Рассмотрим показатели деятельности деятельности Мозырского ОРО более подробно (таблица 2.1.4.).
Таблица 2.1.4 Динамика экономических показателей деятельности МОРО за 2001-2002 гг (в действующих и сопоставимых ценах)
Из таблицы 2.1.3. можно сделать следующие выводы. Розничный товарооборот, выраженный в сопоставимых ценах 2002 года снизился до уровня 75,77% прошлого года. Это произошло из-за закрытия 1 непродовольственного магазина, торговой площадью 42 м.кв., расположенного на окраине г. Жлобин, а также снижения физического уровня розничного товарооборота других магазинов, что характеризует деятельность МОРО как неэффективную. Уровень валовых доходов снизился на 1%, а уровень издержек обращения увеличился на 2,92%. В результате этого предприятие сработало в убыток и прибыль от реализации составила отрицательную величину. Таким образом, рентабельность от реализации снизилась на 0,09% и составила –0,8%. Балансовая прибыль является результирующим показателем деятельности предприятия. Однако этот показатель также составил отрицательную величину за исследуемые годы, однако в 2002 году убыток уменьшился на 0,28%. Производительность труда, выраженная в сопоставимых ценах 2001 года составила 79,28% в 2002 году от уровня 2001 года. Это связано со снижением физического уровня товарооборота. Далее рассмотрим показатели финансового состояния Мозырского ОРО. Таблица 2.4. Динамика показателей финансовой деятельности Мозырского ОРО за 2001-2002 гг
Анализ финансового состояния предприятия представлен в таблице 2.4. Из таблицы видно, что коэффициент текущей ликвидности снизился, однако находится в пределах нормы. Коэффициент собственности на протяжении всего анализируемого периода снижается, так как на начало 2002 года он был равен 65,3, а на начало 2003 года он стал равен 61,6. Это свидетельствует об увеличении финансовой зависимости предприятия. Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала возрастает, так как на начало 2003 года он равен 0,623, т.е. увеличился по сравнению с 2001 годом на 0,092. Все это подтверждает еще раз, что предприятие все больше зависит от внешних источников финансирования. Подводя итоги проведенных исследований необходимо отметить, что в нынешних условиях хозяйствования на предприятии сложилась нестабильное финансовое состояние, имеющее тенденцию к ухудшению.
Доработка
2.2. Информационное обеспечение коммерческой деятельности и определение потребности в товарах
Коммерсанты обязаны собирать информацию относительно тканей и проводить ее анализ. Это поможет из предлагаемого ассортимента тканей выбирать именно те, которые в свою очередь выберет покупатель. За время работы над курсовой работой автором была собрана следующая информация относительно тканей, производимых в Республике Беларусь. Текстильная промышленность в Республике Беларусь получила хорошее развитие. Она представлена предприятиями по производству хлопчатобумажных, шерстяных, льняных, шелковых тканей, нетканых материалов, искусственного меха, ковровых изделий. На предприятиях была произведена модернизация действующего оборудования, автоматизация управления технологическими процессами.
Таблица 2.2.1 Производство продукции легкой и текстильной промышленности Республики Беларусь[1] %
В последующие годы под воздействием все углубляющегося кризиса объемы производства продукции легкой индустрии начали резко сокращаться и в 1995 г. по отношению к уровню 1990 г. составили всего 46,6%. В результате доля легкой промышленности в общем объеме промышленного производства снизилась до 8%. После 1995 г. в отрасли начался рост производства, и за последующие 3 года выпуск продукции легкой промышленности возрос в 1,7 раза. Наиболее быстрыми темпами увеличивалось производство шелковых (в 2,2 раза) и хлопчатобумажных (в 2 раза) тканей, ковров и ковровых изделий (в 1,9 раза), трикотажных и чулочно-носочных изделий (в 1,5 раза). Доля легкой промышленности в общем объеме промышленного производства в 1998 г. увеличилась до 9,2%. Таблица 2.2.2. Производство тканей по областям Республики Беларусь млн м.п
В Гомельской области видим наибольшее количество производимых тканей. Количество производимых тканей, снизившееся к 1999 году, увеличивается к 2001 году и приближается к уровню 1995-1998 гг. Спад производства привел к существенному ухудшению использования производственного потенциала отрасли. Это можно видеть, в частности, на примере ведущего в системе легкой индустрии концерна "Беллегпром" (Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, выпускающий более 84% продукции отрасли). В отрасли наблюдается заметный рост количества приватизированных предприятий. Если в 1990 г. в системе концерна "Беллегпром" из 58 предприятий было 5 арендных и 53 государственных, то уже в 1998 г. из 96 предприятий 77 (80,2%) являются негосударственными, в том числе 48 акционерных обществ, 6 коллективных, 2 арендных. На предприятиях негосударственной формы собственности сконцентрировано 82% основных фондов и 82,4% работающих. Этими предприятиями производится 86,9% общего объема промышленной продукции и 91,2% прибыли. Оплата труда на негосударственных предприятиях выше, чем на государственных. Далее рассмотрим предприятия Республики Беларусь, выпускающие ткани. На рынке тканей в Республике Беларусь работает Открытое акционерное общество "Моготекс" — крупнейший в республике Беларусь производитель текстильной продукции. На рынке шелковых тканей Республики Беларусь функционирует Открытое акционерное общество «Витебский комбинат шелковых тканей». Продукция, выпускаемая предприятием - плательные и плательно - костюмные ткани, подкладочные ткани, корсетные и технические ткани. Кроме того, производителями тканей в Республике Беларусь являются хлопчатобумажное объединение, г. Барановичи (хлопчатобумажные ткани), льнокомбинат (лен), Минский камвольный комбинат (шерстяные ткани), Минский суконный комбинат (шерстяные ткани), тонкосуконный комбинат, г. Гродно (шерстяные ткани).
Приведем конкретные цифровые данные о производстве тканей в республике за ряд лет.
Таблица 2.2.2 Производство тканей в Республике Беларусь
Темпы изменения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
базисные | Цепные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1990 | 511 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1995 | 233 | 45,59 | 45,59 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1999 | 265 | 51,86 | 113,73 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2000 | 287 | 56,16 | 108,3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2001 | 259 | 50,68 | 90,24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2002 | 245 | 47,95 | 94,59 |
Как видим из таблицы за последнее десятилетие произошло снижение производства тканей. В 1995 году производство как всех тканей имеет самый низкий показатель за рассмотренные годы, самое большое – в 2000 году. В прошедшем 2002 году снова происходит снижение производства тканей.
Проанализируем долю тканей в общем объеме товарооборота государственной и кооперативной торговле.
Таблица 2.2.3 Анализ товарооборота тканей в Республике Беларусь
Показатели | 2000 год | 2001 год | Отклонение (+,-), или темп роста, % |
Общий объем розничного товарооборота, млрд р | 4196,5 | 8171,2 | 194,7 |
В том числе Государственная торговля, млрд р | 1043,7 | 1732,5 | 166,0 |
Потребительская кооперация, млрд р | 584 | 993,4 | 170,1 |
Розничный товарооборот тканей, млн р | 8487 | 11975 | 141,09 |
Удельный вес тканей в общем объеме государственной торговли, % | 0,8 | 0,69 | -0,11 |
Удельный вес тканей в общем объеме кооперативной торговли, % | 1,4 | 1,2 | -0,2 |
Из таблицы видим, что в 2001 году удельный вес тканей в общем объеме государственной торговли снизился на 0,11 процентных пункта, а в общем объеме кооперативной торговли - на 0,2 процентных пункта. Однако доля тканей в общем объеме кооперативной торговли выше, чем в государственной.
Таблица 2.2.4. Анализ товарооборота и товарных запасов тканей в Мозырском ОРО за 2001-2002 годы
Показатели | 2001 год | 2002 год | Отклонение (+,-), или темп роста, % |
Розничный товарооборот тканей, млн р | 41 | 39 | 95,12 |
В том числе | |||
Хлопчатобумажным тканям | 19 | 29 | 152,6 |
Шерстяным тканям | 7 | 6 | 85,7 |
Шелковым тканям | 11 | 4 | 36,36 |
Льняным тканям | 4 | 0 | 0 |
Товарные запасы по тканям, млн р | 8 | 10 | 125,0 |
В том числе | |||
Хлопчатобумажным тканям | 2 | 5 | 250,0 |
Шерстяным тканям | 4 | 3 | 75,0 |
Шелковым тканям | 2 | 2 | 100,0 |
Льняным тканям | 0 | 0 | - |
Товарооборачиваемость тканей. дни | 70,3 | 92,3 | 131,3 |
В том числе | |||
Хлопчатобумажным тканям | 37,89 | 62,1 | +24,21 |
Шерстяным тканям | 205,7 | 180 | -25,7 |
Шелковым тканям | 65,45 | 180 | +114,55 |
Льняным тканям | 0 | 0 | - |
Из таблицы 2.2.4. видно, что в 2002 году реализация тканей снизилась в целом даже в действующих ценах, составив 95,12% к уровню прошлого года. Прекратилась реализация льняных тканей, увеличилась по хлопчатобумажным. Товарооборачиваемость замедлилась по хлопчатобумажным и шелковым тканям, что говорит о недостатках в коммерческой работе по управлению товарными запасами. Значительно замедлилась товарооборачивемость по шелковым тканям (+114,55 дней), что говорит о необходимости пересмотреть конкурентоспообность данных тканей на рынке г. Мозырь.
Важным элементом комплексной системы является определение потребности в товарах. Специалисты должны иметь необходимую информацию для обоснования потребности и владеть определенным инструментарием (методами прогнозирования).
При определении потребности в товарах коммерсанты Мозырского ОР
|
|