Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация договорной работы и ее эффективность




 

С поставщиками тканей налаживаются рациональные хозяйственные связи. Предпочтение отдается долгосрочным договорным взаимоотношениям, поставляющим ткани посредством договоров поставок, являющимися основным и самым распространенным видом договора, направленный на реализацию товаров.

По договору поставки Поставщик, выступающий продавцом товара, обязуется в обусловленные сроки передать в собственность (полное хозяйственное ведение, оперативное управление) Покупателю товар, предназначенный для предпринимательской деятельности или иных целей, не связанных с личным потреблением, а Покупатель обязуется принимать товар и платить за него определенную цену.

На предприятии в основном используют договоры, предложенные Поставщиками.

Все договоры поставки в МОРО оформляются и заключаются в письменном виде путем составления одного документа, подписываемого сторонами. Поставщик направляет МОРО проект договора в двух экземплярах, где МОРО в свою очередь рассматривает и анализирует проект договора, обычно в 5-днейвный срок. Далее договор подписывается директором и второй экземпляр договора направляется поставщику. При наличии возражений по условиям договора составляется протокол разногласий в трех. Один экземпляр протокола остается с проектом договора у стороны, которая составила протокол разногласий, а два других экземпляра вместе с оформленным договором возвращаются стороне, приславшей проект договора. В протоколах разногласий указываются номера пунктов договора, в отношении которых стороны возражают, точная их формулировка поставщика и покупателя. Соглашение подписывается руководителем предприятия, скрепляется печатью.

Сторона, получившая протокол разногласий, в 20-дневный срок рассматривает его и в тот же срок направляет неурегулированные вопросы на рассмотрение Хозяйственного суда. В случае не передачи спорных вопросов в суд в этот же срок договор считается заключенным в редакции стороны, составившей протокол разногласий.

В Приложении приведены договоры, заключенные с МОРО на поставку тканей. Это следующие договоры:

1. ОДО «Евротекстиль»

2. ОДО «Комплексресурс»

Рассмотрим выгодные и невыгодные условия поставок с ОДО «Евротекстиль».

Структура данного договора выдержана полностью: вводная, основная и заключительная части. 

Данный договор содержит все существенные условия поставки: цена, количество, качество товаров и цель приобретения. Договор скреплен печатями и подписями, следовательно, может считаться заключенным.

Выгодными условиями для МОРО являются следующие.

Отсрочка платежа составляет 30 (тридцать) банковских дней. Такая отсрочка платежа является меньше, чем товарооборачиваемость тканей (71,42 дней), однако это лучше, чем предоплата.

Однако в данном договоре присутствуют также условия, являющиеся невыгодными для покупателя.

Рассмотрим их. В первую очередь это доставка товара, которая осуществляется за счет покупателя (п.2.2. договора).

Далее, в п.2.5. договора указано, что соответствие товара качеству должно подтверждаться актом в 2-хтэкземплярах обоюдно заверенных печатью и подписями, а в противном случае они считаются недействительными. Однако, для этого, следовало бы предусмотреть конкретные сроки по направлению представителя со стороны продавца, о чем в договоре не указано. Кроме того, нет никаких конкретных ссылок на нормативную документацию, которой должно соответствовать качество, и не предоставляются образцы тканей для проверки качества.

Пункт 4.1. раздела об ответственности сторон говорит о том, что покупатель уплачивает продавцу пеню в размере 0,3% от стоимости неоплаченного товара за каждый день просрочки. В принципе это является невыгодным моментов для покупателя, однако на данное условие продавец имеет полной право.

Далее нами рассмотрен договор купли-продажи товаров с ОДО «Евротекстиль».

Структура этого договора так же, как и предыдущего выдержана полностью: вводная, основная и заключительная части.

В данном оговоре также присутствуют как положительные, так и отрицательные моменты.

К выгодным условиям можно отнести то, что в данном случае поставщик в пункте о качестве оговаривает конкретные условия и дает ссылку на удостоверение о государственной гигиенической документации.

Оплата за поставленные ткани может осуществляться в срок до 30 календарных дней со дня поставки товара. 

К невыгодным условиям можно отнести то, что доставка товара осуществляется транспортом Покупателя со склада в г. Минск (п.1.3 договора), что увеличивает уровень издержек обращения покупателя.

Нет условий относительно получения партии некачественного товара, не предусмотрены санкции за это Продавцу, не предусмотрены сроки предоставления представителя в таком случае.

Для покупателя предусмотрены штрафные санкции в случае просрочки платежа, хотя такое требование является правомерным со стороны продавца.

 

В целом по результатам анализа этих договоров можно сделать следующие выводы. Оба договора, как в целом и все договоры, подписываемые директором МОРО предлагаются поставщиком. При этом отсутствие юриста и недостаточная компетентность товароведов и начальника отдела торговли допускают вступление в действие договоров, условия которых включают невыгодны для покупателя. К примеру, в рассмотренных договорах не указаны сроки поставки, их графики, а соответственно и санкции по просрочке поставок. Не указаны конкретные ссылки на нормативную документацию, об упаковке и маркировке товаров, а также о нарушении их.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что МОРО требуется юрист для проверки каждого договора, а также разработки собственного варианта для того, чтобы предлагать его, подводя условия для каждого поставщика индивидуально.

Товароведы МОРО рассчитывают штрафы и пеню за нарушения условий договоров. Рассмотрим нарушения, имевшие место в деятельности МОРО и приведем размеры штрафов в таблице 2.3.5

 

Таблица 2.3.5 

Штрафные санкции, уплаченные МОРО за 2002 год

 

Штрафные санкции Сумма штрафа, тыс руб
Уплачено поставщикам в том числе 180
ОДО «Евротекстиль» за несвоевременную оплату тканей (товар получен 3 января 2003г на сумму 10000 тыс руб, оплачено 15 февраля 2003 г.Просрочка 12 банковских дней – по 0,15% за каждый день: 0,15%: 10000 тыс руб = 180 тыс руб   180
Взыскано торговым предприятием -

 

Итак, видим, что в течение 2002 года штрафных санкций уплатил МОРО на сумму – 180 тысяч рублей. В то же время само торговое предприятие не имело повода взыскать с поставщиков штрафные санкции, так как условия поставок поставщиками в большинстве случаев выполнялись без нарушений и, кроме того, практически во всех договорах такие санкции не были предусмотрены.

Эффективность хозяйственных связей в целом зависит от эффективности каждой конкретной сделки. Для того, чтобы выявить эффективность конкретной сделки, проведем расчеты эффективности сделки с Витебским комбинетом шелковых тканей.  

У данного предприятия закуплена партия тканей на сумму 10 млн р под банковский кредит, проценты по которому составляют 30% годовых. На основании результатов маркетингового исследования коммерсанты рассчитывают реализовать данную партию в течение 30 дней, установили торговую надбавку в размере 30% к закупочной стоимости товаров. Расходы, связанные с закупкой и реализацией партии составят 2,06 млн р, в том числе материальные затраты – 55% ко всем расходам.

Итак, рассчитаем прибыль от данной сделки.

1. Сумма торговой надбавки (валового дохода)

10*30%/100%=3 млн р

2. Сумма отчислений в фонд на пополнение СОС:

3*6%/100%=0,18 млн р

3. Сумма косвенных налогов и платежей, взимаемых за счет валового дохода

3.1. Сумма отчислений в фонд содержания ведомственного жилого фонда

(3-0,18)*0,5%/100%=0,014 млн р

3.2. Сумма налога на добавленную стоимость

(((3-0,18-0,014)-(2,06*0,55))*20%)/120 = (2,806-1,133)*20/120=0,279 млн р

3.3. Сумма косвенных налогов и платежей, взимаемых за счет валового дохода

0,014+0,279=0,293

4. Сумма прибыли

3-0,18-0,293-2,06=0,467 млн р

Приведенные расчеты показывают, что в результате продажи партии тканей МОРО получит прибыль в сумме 0,467 млн р. Но эта прибыль будет получена лишь при условии, что товар реализуется в течение 30 дней. Если срок реализации будет увеличиваться, то будут увеличиваться расходы, связанные с продажей товаров, и в первую очередь расходы, связанные с уплатой банку процентов за пользование кредитом. Поэтому в условиях перехода к рынку коммерческим работникам необходимо углубленно изучать спрос, его структуру, чтобы в соответствии с ней и закупать товары для снижения и оптимизации расходов и максимизации прибыли.

Для определения эффективности сделки необходимо знать сумму ежедневных расходов по уплате процентов за кредит, при которых МОРО получит необходимую прибыль.

1 Среднедневная ставка процента за кредит

30%/360%=0,083%

2 Сумма ежедневных расходов по кредиту:

10*0,083/100=0,0083 млн р

Рассчитаем показатели экономической эффективности торговой сделки.

1 Рентабельность продажи 0,467/(10+3)*100=3,59%

2 рентабельность расходов 0,467/2,06*100=22,67%

3 Уровень расходов 2,06/(10+3)*100=15,85%

4 рентабельность средств, вложенных в закупку товаров = 0,467/10*100=4,67%

5 Доля прибыли в валовом доходе = 0,467/3*100=15,56%

6 Доля издержек обращения в валовом доходе = 2,06/3*100=68,6%

Сделаем выводы. Из рассчитанных данных видно, что в данной сделке высока доля издержек обращения в валовом доходе и низка доля прибыли в валовом доходе.

Закупка ткани у Витебского комбината шелковых тканей, являющегося предприятием-производителем, предоставляет возможность установить торговую надбавку в размере 30%. В случае заключения оптовой сделки с предприятием-посредником, МОРО лишится валовых доходов на величину оптовой надбавки предприятия-посредника. В связи с этим товароведы должны выбирать поставщиков тканей не только среди посредников, но и среди изготовителей.

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С ПОСТАВЩИКАМИ ТОВАРОВ

 

        

    Эффективность хозяйственных связей повышается, если специалисты, занимающиеся коммерческой деятельностью, глубоко овладевают практикой организации коммерческих операций, изучают законодательную и нормативную базу. В практической работе необходимо широко использовать методы комплексного исследования рынка, анализировать и отбирать необходимую для обоснования коммерческих решений информацию, оценивать эффективность хозяйственных связей, уровень организации оптовой и розничной торговли.

С поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяйственные связи, предпочтительно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары как у поставщиков-изготовителей на стабильной договорной основе, так и у оптовых посредников при экономической и организационной выгодности этих закупок.

Основной формой хозяйственных связей с поставщиками товаров является, как отмечалось, договор поставки товаров. В МОРО этому факту должно уделять должное внимание. Целесообразно разработать свой бланк договора поставки, либо иметь в штате сотрудников юриста, который бы следил за договорами, которые предлагают поставщики.

При эпизодических поставках товаров или разовых за­купках единовременных партий товаров закупки могут осу­ществляться путем выдвижения оферты, ее акцепта и оформления товарно-транспортных документов без составления единого письменного договора поставки.

Организация учета и контроля за оптовыми закупками — важная часть коммерческой работы. Целью оперативного учета и контроля оптовых закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества.

    В связи со всем вышесказанным очевидно, что добиться желаемой эффективности в коммерческой деятельности без применения современных информационных технологий не просто трудно, а практически невозможно. Информационные технологии, входящие во все сферы человеческой жизни, уже принимают активное участие и в сфере коммерческой деятельности. 

На предприятиях в результате реформ последних лет рождаются новые понятия, изменяется номенклатура предоставляемых товаров, в соответствии с этим растет количество так называемой экономической информации. На любом предприятии циркулируют огромные потоки информации, играющие важную роль в принятии решений, и которые требуется обработать. Тут на помощь коммерсанту приходят ИТ.

Работа коммерсанта обычно является частью информационной технологии решения экономической задачи. Важнейшие процедуры этой технологии условно делятся на функционально-временные стадии, ключевые из них, кроме передачи, являются: сбор, преобразование и регистрация информации; обработка и хранение; преобразование, тиражирование и использование (в т.ч., принятия решений).

Часть процессов, выполняемых коммерсантом возлагается на ЭВМ. В последние годы ИТ прошли путь от автоматизации отдельных процессов до создания систем, оказывающих непосредственное влияние на бизнес, в состав которых входит автоматизация работы по коммерческой деятельности.

Рабочие места коммерческих работников следует оснащать персональными компьютерами, создавая так называемые автоматизированные рабочие места (АРМ), обеспечивающие непрерывный ежедневный контроль за ходом поставок товаров по каждой позиции ассортимента и каждому поставщику, устранение ручного труда коммерческих работников в сфере учета и контроля поставок.

Успешному проведению закупочной работы способствует разработка коммерческим аппаратом оперативных планов закупок, предусматривающих объемы товаров, подлежа­щих закупке, сроки заключения договоров, согласования и уточнения спецификаций и отгрузки товаров, ответствен­ных лиц за проведение закупок.

Исследуемый МОРО должен так организовать торговлю, чтобы представить весь ассортимент по каждой товарной группе. Поэтому целесообразно постоянно вести контроль продаж и состояния запасов, особенно по тем товарам, которые пользуются повышенным спросом. Коммерческие работники должны постоянно сравнивать ассортимент реализуемых товаров с аналогичным ассортиментом у конкурентов и принимать меры по улучшению формирования ассортимента реализуемых товаров.

Большое значение имеет квалификация кадров, их умение использовать организационно-управленческие методы (менеджмент и маркетинг).

 

Доработка к стр. 29

 

 

Для повышения эффективности хозяйственных связей для Мозырского ОРО можно предложить следующие направления:

1. Рассматривать предложения предприятий, занимающихся продажей тканей, анализировать их условия, ассортимент, конкурентоспособность с целью дальнейшего сотрудничества в условиях рыночной конкуренции;

2. Изучать возможности выпрямления хозяйственных связей по поставкам тканей с целью уменьшения уровней распределения, сокращения издержек, увеличения прибыли.

3. Необходимо изучать предложения посредников с целью закупок товаров с их наценкой, но без транспортных расходов. Кроме того, как правило, посредники предоставляют б о льшую отсрочку платежа, чем изготовители.

4. Посещать действующие выставки и ярмарки, в которых принимают участие производители тканей с целью заключения взаимовыгодных договоров.

5. Изучать тенденции и веяния моды и НТП по данному вопросу, рассматривать новые показы моделей и новые виды тканей, использующихся для их изготовления.

6. С помощью ПЭВМ осуществлять учет исполнения договоров, а также пополнять информационную базу относительно тканей, их производителей, поставщиков, ассортимента и качества.

7. Подготавливать проект предстоящего договора с учетом соблюдения собственных интересов и законодательства.

8. В договорах следует указывать конкретные сроки поставки, в дополнительных соглашениях оговаривать возможные графики, а также условия их изменения. Санкции за невыполнения данных условий должны быть оговорены в условиях договора. Кроме того, в договорах следовало бы указывать ссылки на конкретную нормативную документацию по качеству, качество упаковки и маркировки, а также предоставление сертификатов при необходимости.

9. Для расчетов эффективности сделки провести соответствующее обучение товароведов, а также проводить различные варианты определения эффективности с помощью ПЭВМ (предусмотреть изменения сроков реализации, поставок, оплаты, транспортных расходов и других видов издержек и др).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

    Проанализировав сущность и содержание коммерческой работы по организации хозяйственных связей с поставщиками в новых условиях хозяйствования на примере материалов МОРО, можно сделать некоторые выводы.

    В процессе продвижения товаров на рынок торговля выполняет связующие функции между производством и потребителями. Возникающие между ними взаимоотношения называются хозяйственными связями. В экономике страны важное значение имеют хозяйственные связи производства и торговли, с помощью которых обеспечивается конечная реализация части общественного продукта, направляемого на личное потребление. Хозяйственные связи торговли с промышленностью по поставкам товаров – неотъемлемая часть коммерческой деятельности, включающая экономические, организационно-правовые, финансовые отношения между продавцами и покупателями.

Субъектами хозяйственных связей являются юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    Новые условия хозяйствования, связанные с переходом к рыночной экономике, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнёров по договору, устранения излишней регламентации хозяйственных связей, ограничения влияния государственных органов управления. Хозяйственные связи в Республике Беларусь регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О поставках для государственных нужд» от 24 ноября 1993 года, «Положением о поставках товаров в Республике Беларусь», утверждённым постановлением Кабинета Министров РБ от 08.08.1996 года, постановлением Совета Министров РБ №437 от 13.06.1994 года «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд» и другими нормативными актами. Вопросы, не урегулированные законодательством и нормативными актами, решаются сторонами самостоятельно в заключаемых ими договорах.

МОРО является активным участником хозяйственных связей в сфере торговли. Оно осуществляет свою коммерческую деятельность в соответствии с требованиями новых экономических условий.

В пункте 2.1. данной курсовой работы были проанализированы экономические и финансовые показатели его деятельности. По результатм анализа сделаны выводы.

Розничный товарооборот, выраженный в сопоставимых ценах 2002 года снизился до уровня 75,77% прошлого года. Это произошло из-за закрытия 1 магазина, а также снижения физического уровня розничного товарооборота других магазинов, что характеризует деятельность МОРО как неэффективную.

Уровень валовых доходов снизился на 1%, а уровень издержек обращения увеличился на 2,92%. В результате этого предприятие сработало в убыток и прибыль от реализации составила отрицательную величину. Таким образом, рентабельность от реализации снизилась на 0,09% и составила –0,8%.

Подводя итоги проведенных исследований необходимо отметить, что в нынешних условиях хозяйствования на предприятии сложилась нестабильное финансовое состояние, имеющее тенденцию к ухудшению.

За время работы над курсовой работой автором была собрана информация относительно тканей, производимых в Республике Беларусь. Это информация, касающаяся как производства тканей по республике в целом, ассортимента и отдельных производителей.

Далее автором работы была рассмотрена информация о поставщиках тканей и объемов поставок в МОРО.

Следует отметить, что произошло снижение продаж шелковых и шерстяных тканей и в 2001-2002 так как в районе деятельности магазина, торгующего тканями открылся частный магазин по продажам тканей.

Основным поставщиком тканей является ОДО «Комплексресурс», расположенный в г. Минске. Однако в 2002 году поставки от данного предприятия снизились на 1,31%. Поставки от ОАО «Моготекс» также снизились на 2,01% и составили 26,04% от уровня прошлого года. Основным поставщиком бязи и диагонали является ОДО «Евротекстиль». Все ткани от этого поставщика импортного производства. Поставки в 2002 году от данного поставщика увеличились на 2,67%. Снижение поставок от ОАО Моготекс и увеличение от ОДО «Евротекстиль» связано с качеством и конкурентоспособностью тканей. Импортные ткани отличаются от отечественных тем, что они в большей мере отвечают требованиям моды. А многие покупатели и особенно покупательницы при покупке тканей в первую очередь отдают предпочтение наиболее модной ткани.

Поставки из Брестской, Гродненской и Гомельской областей отсутствуют ввиду того, что здесь нет поставщиков, которые могли бы заинтересовать коммерсантов МОР, либо информации о которых у них не имеется.

Поставки из Витебской области увеличились на 0,65%, так как там расположен Витебский шелковых тканей, продукция которого пользуется спросом у покупателей, для которых ценовой фактор играет главную роль.

Также увеличились поставки из Минской области (+1,36%). Здесь расположены предприятия, которые поставляют конкурентоспособные на отечественном рынке импортные ткани.

Снизились поставки из Могилевской области. На это имеется ряд причин, основными из которых являются условия поставки с отсрочкой платежа на 10 дней, в то время, как другие поставщики предлагают более длительный период оплаты поставленного товара.

Основную часть поставок тканей осуществляют поставщики-посредники, причем поставки от них в 2002 году увеличились на 1,35%. Соответственно, на ту же величину снизились поставки от изготовителей. В первую очередь это связано с тем, что импортные ткани, поставляемые посредниками являются наиболее конкурентоспособными на отечественном рынке.

Далее в работе исследовались два договора с поставщиками тканей.

В целом по результатам анализа этих договоров можно сделать следующие выводы. Оба договора, как в целом и все договоры, подписываемые директором МОРО предлагаются поставщиком. При этом отсутствие юриста и недостаточная компетентность товароведов и начальника отдела торговли допускают вступление в действие договоров, условия которых включают невыгодны для покупателя. К примеру, в рассмотренных договорах не указаны сроки поставки, их графики, а соответственно и санкции по просрочке поставок. Не указаны конкретные ссылки на нормативную документацию, об упаковке и маркировке товаров, а также о нарушении их.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что МОРО требуется юрист для проверки каждого договора, а также разработки собственного варианта для того, чтобы предлагать его, подводя условия для каждого поставщика индивидуально.

Расчет эффективности сделки показал, что закупка ткани у Витебского комбината шелковых тканей, являющегося предприятием-производителем, предоставляет возможность установить торговую надбавку в размере 30%. В случае заключения оптовой сделки с предприятием-посредником, МОРО лишится валовых доходов на величину оптовой надбавки предприятия-посредника. В связи с этим товароведы должны выбирать поставщиков-производителей тканей в целом.

Для повышения эффективности хозяйственных связей для МОРО можно предложить следующие направления:

1. Рассматривать предложения предприятий, занимающихся продажей тканей, анализировать их условия, ассортимент, конкурентоспособность с целью дальнейшего сотрудничества в условиях рыночной конкуренции;

2. Изучать возможности выпрямления хозяйственных связей по поставкам тканей с целью уменьшения уровней распределения, сокращения издержек, увеличения прибыли.

3. Необходимо изучать предложения посредников с целью закупок товаров с их наценкой, но без транспортных расходов. Кроме того, как правило, посредники предоставляют б о льшую отсрочку платежа, чем изготовители.

4. Посещать действующие выставки и ярмарки, в которых принимают участие производители тканей с целью заключения взаимовыгодных договоров.

5. Изучать тенденции и веяния моды и НТП по данному вопросу, рассматривать новые показы моделей и новые виды тканей, использующихся для их изготовления.

6. С помощью ПЭВМ осуществлять учет исполнения договоров, а также пополнять информационную базу относительно тканей, их производителей, поставщиков, ассортимента и качества.

7. Подготавливать проект предстоящего договора с учетом соблюдения собственных интересов и законодательства.

8. Для расчетов эффективности сделки провести соответствующее обучение товароведов, а также проводить различные варианты определения эффективности с помощью ПЭВМ (предусмотреть изменения сроков реализации, поставок, оплаты, транспортных расходов и других видов издержек и др).

 

Список используемой литературы.

 

 

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. //Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь, 1999, №7-9, ст. 101;

2. Положение о поставках товаров в Республике Беларусь. Утв. постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. №444. //Национальная экономическая газета, 1996, №30;

3. Борисов А.С. Минэкономики координирует исследования текстильной промышленности//Текстильная промышленность.-№ 3.-1999.-с.23-25.

4. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 1998;

5. Гурская С.П. «Организация хозяйственных связей по поставкам товаров»//Лекция.-Гомель.-1998.

6. Иваницкий В.И. идр. Эффективность межотраслевых и региональных связей торговли.-М.Экономика:1981.

7. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 2 кн. Кн. 1-2. /Отв. ред. В.Ф. Чигир. – Мн.: Амалфея, 1999;

8. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для вузов. – 4-4 изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш шк., 1995;

9. Козьмич Д.И. и др. Товароведение текстильных, швейных и трикотажных товаров; Киев.-1992.-с.544.

10. Мошек Г.Е. Хозяйственные связи торговли с промышленностью.-Киев.:1982.

11. Организация коммерческой деятельности: Справ. пособие /С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др.; Под общ. ред. С.Н. Виноградовой. – Мн.: Выш. шк., 2000;

12. Организация оптовой торговли/под ред. А.Г. Роминой.Мн:БГЭУ.-1998.- 167 с.

13. Осипова Л.В., Синяева И.М., Основы коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 1997;

14. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. Учебник для вузов. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996;

15. Плешев А.М. Экономические связи оптовой кооперативной торговли с промышленностью. – М.: Экономика, 1983;

16. Паращенко В.Н. Мнение специалистов и потребителей о структуре ассортимента и уровне качества вырабатываемых тканей необходимо учитывать!//Материалы республиканской научно-практической конференции «Обеспечение качества и пути оптимизации ассортимента товаров в торговле».-Мн, БГЭУ.-2001.-с.17-19.

17. Статистический сборник народного хозяйства Республики Беларусь.-Мн: 2002.661 с.

18. Щемелёва И.Н. Договор поставки. – Мн.: Амалфея, 1996;


[1] Статистический сборник народного хозяйства Республики Беларусь.Мн: 2002.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...