Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

25. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи




25. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий. Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий.

Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (А. П. Усова, М. Е. Хватцев). Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается,

В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.

Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

В процессе систематического обучения необходимо использовать методику, обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны.

Начало формы

В ходе обучения следует также формировать у ребенка осознание особенностей своего произношения. Это оказывает положительное влияние на становление фонетической стороны речи, ведет к пониманию необходимости обучения для овладения правильными навыками речи и вызывает желание учиться.

Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению достаточно проводить 1–2 раза в месяц. Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.

 

26. Этапы обучения правильному звукопроизношению.

I этап — подготовительный, предполагающий подготов­ку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он вклю­чает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.         Правильное произношение звуков зависит от деятельнос­ти речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба, зубов и т. д. ), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляци­онных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук Р требует гибкости движений языка, бы­строй вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют силь­ной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т. д.                         Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тре­нировку мышц языка с целью придания ему нужного поло­жения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.                                                                                                 С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.                                                         Развитию моторики артикуляционного аппа­рата служат различныеигры на звукоподражание: «Кто как кричит? », «Что звучит? », «Чей домик? » и др.

II этап — становление звуков речи, или постановка звука. Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуаль­ной работы (шипящие, свистящие, р, л). При полном отсутствии звука или при его неустойчи­вом произношении, что часто наблюдается у дошкольни­ков, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Это так называемая постановка звука по подража­нию или вызывание звука. Обучение здесь основано на под­ражании детьми речи воспитателя, четкому произноше­нию звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке про­исходит благодаря выделению звука в слове, более дли­тельному и напряженному его произношению воспитате­лем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.                                                                                            Если невозможно поставить звук на основе подража­ния, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемые упражне­нием детей.                                                                          Доступно для детей объясняется положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Дается об­разец, он повторяется детьми индивидуально, вначале теми, кто произносит его хорошо (дополнительный образец про­изношения), а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Наконец звук повторяют все хором. В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Воспитателю нужно прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука педагог напоминает существенные моменты его ар­тикуляции, дает образец правильной речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...