Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

17 Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.




17 Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.

Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Вначале дается общая характеристика вопросов морфологии, словообразования, синтаксиса, определяющих содержание работы, которая затем раскрывается по возрастным группам.

В морфологии.

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.

Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей).

Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.

Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).

Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло).

Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.

Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише).

В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.

В словообразовании.

Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).

Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).

Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник).

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления движения (ехал – поехал – выехал).

В синтаксисе.

Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.

Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.

Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.

Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.

Содержание программных требований по возрастным группам мы раскроем одновременно с изложением методики формирования грамматически правильной речи.

 

18) Пути формирования грамматической стороны речи у детей. Пути формирования грамматически правильной речи определяются на основе знания общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей данной группы и анализа причин их грамматических ошибок. Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок. Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения. В усвоении грамматических средств и способов языка можно выделить несколько этапов. Вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного (ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много). Далее – использовать то или другое грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие, заимствовать грамматическую форму из речи окружающих. Более сложная задача – самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со словоформой котята). И наконец, более трудная задача – оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать. В младшей группе в процессе рассматривания картины «Кошка с котятами» можно: упражнять детей в употреблении трудных форм (котята, котенок, у котенка не видно лап); предложить детям составить простые предложения о котятах («Что делает черный котенок? Что делает рыжий котенок? »). Методы и приемы формирования грамматически правильной речи. К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов. Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
19)Формирование морфологической стороны речи. Морфология — система склонений, традиционные формы словоизменения. Рассмотрим ряд дидактических игр по формированию морфологической стороны речи. В основном это, по определению Е. И. Тихеевой, игры номенклатурного характера, в которых называются предметы, их качества, свойства, состояния, взаимоотношения, расположение. С целью понимания и правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, на, за, около, под) можно использовать игру «Что изменилось? » (игрушки: стол, кукла). Вначале детям предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола (понимание значения предлогов). Затем воспитатель меняет местоположение куклы (за столом, на столе, под столом), а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол. Активизация предлогов с пространственным значением одновременно подводит ребенка к употреблению падежных форм. В дошкольных учреждениях ведетсяпоследовательная и систематическая работа по морфологии, так как на протяжениивсего дошкольного возраста наблюдается несовершенство морфологической стороныречи. Морфологические ошибки связаны ненормативным образованием форм слов иупотребление частей речи. В целях всестороннего развития ребенка и правильногосочетания грамматических категорий, нужно обучать их правильномуформообразованию слов. Освоение ребенком морфологии начинается сизменением слова по падежам, например: когда мамы нет, он, отвечая на вопрос«Где мама? », просто говорит слово «мама», тем самым какбудто говоря, что мамы нет. Освоение ребенком морфологии имеет большоезначение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь можетбыть понятна собеседнику и может служить для него средством общения совзрослыми и сверстниками. Усвоение морфологических норм языкаспособствует тому, что речь ребенка начинает, наряду с функцией общения, выполнять функцию сообщения через правильно сочетаемые слова в предложении, когда он овладевает монологической формой связной речи. Овладение морфологией оказывает огромноевлияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка вшколе. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии впрактике живой речи. Уже в дошкольном возрасте у ребенка нужновоспитывать привычку говорить правильно. Развитие морфологической стороны речисопряжено с рядом трудностей, вязанных с особенностями русского языка. Прежде всего в русском языке очень сложнаясистема окончаний существительных, не фиксировано место ударения в словах, чрезвычайно большое многообразие чередований гласных и согласных звуков восновах глаголов. Кроме того, дошкольников затрудняет усвоение родовойпринадлежности существительных, понимание и использование пространственныхпредлогов и наречий. вусвоении морфологии наблюдается определённая последовательность. Сначалаусваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в областисловоизменения (падежные окончания имен существительных, формы измененияглаголов по лицам, временам).
20)Формирование синтаксической стороны речи. Синтаксис — многообразие способовпостроения простых и сложных предложений. В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание. Рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы: Что делает мама? (Читает). Что делает собака? (Лает). Что делают дети? (Поют). Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы (чтобы ребенок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое). Что девочка делает? – Девочка рисует. Что делают ребята? – Ребята слушают радио. Перечислим виды работы, которые могут быть использованы для обогащения речи детей разнообразными синтаксическими конструкциями, в том числе и сложными: 1) Пересказ (или дословный, или приближенный к оригиналу). 2) Дети заканчивают (договаривают) предложение (из знакомого им произведения художественной литературы) или воспроизводят целиком (хором, индивидуально). Это могут быть сложносочиненные или сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, как, потому что; предложение с прямой речью, с однородными членами («Толкнула она дверь, дверь и открылась» — сказка «Маша и медведь»; «Я коза-дереза, черные глаза, кривая нога, острые рога» — сказка «Коза-дереза»; «Мама, мама, не злись, потому что нашлись, потому что нашлись перчатки» — английская народная песенка «Перчатки», в пер. С. Маршака). 3) Большие возможности для формирования грамматически правильной речи содержит рассматривание сюжетных картин. Ориентируясь на наглядно представленную ситуацию, ребенку легче охарактеризовать место действия (в песочнице, на горке, возле девочек), время (летом, в солнечный денек), установить причинно-следственные отношения (чтобы играть с песком, Таня взяла формочки и совок; бодаться козлята не могут: рожки еще не выросли). Стараясь целенаправленно влиять на процесс совершенствования синтаксической стороны речи, воспитатель должен полноценно использовать занятия по ознакомлению детей с окружающим (наблюдения, рассматривание предметов и сюжетных картин), по ознакомлению с произведениями художественной литературы, а также все «неречевые» занятия, особенно по формированию элементарных математических представлений и музыкальные. Формирование синтаксиса тесно связано с процессом мышления и коммуникации. Все языковые формы, единицы всех уровней языка участвуют в формировании мысли и коммуникативном ее выражении только через синтаксис. А. Р. Лурия отмечает, что основные формы языка с его синтаксическими структурами формируются в процессе активной деятельности человека. У ребенка - в процессе развития ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности: показана взаимосвязь типов игровых действий и функциональных типов детских высказываний (В. Н. Овчинников, A. M. Шахнарович).

21)Формирование способов словообразования. Словообразование — средства испособы образования слов. В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии. Процесс словообразования у ребёнка тесно связан с формированием лексики. В то же время, по мере развития словообразования словарь ребёнка быстро обогащается за счёт производных слов. Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и др. ). Под словообразовательной системой понимают элементы, из которых состоят слова, значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве; а так же законы по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими). Словообразовательные умения формируются в ходе коррекционных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Например, при употреблении трёхсложных слов с закрытым слогом предлагаются игры “Образуй слова”, “Назови детёнышей”, “Сложные слова”, “Профессии”, “Что как едим? ” и пр.     В процессе овладения словообразованием выделяются следующие основные тенденции: 1) тенденция «выравнивания» основы, сохранения тождества корня (основы) в производном слове. Эта тенденция носит многоплановый характер, что проявляется в том, что в производных словах часто не используется чередование, изменение ударения, консонантизация гласного основы, супплетивизм; 2) замена продуктивных словообразовательных аффиксов непродуктивными; 3) переход от простого к сложному как в плане семантики, так и в плане формально – знакового выражения. Детское словотворчество – наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений. Уже на третьем году жизни начинается освоение способов словообразования. Для детей этого возраста характерно освоение производных (образованных от других) слов в целом готовом виде, не производство, а воспроизводство слова, хотя имеет место и нерегулярное словотворчество.   Этапы логопедической работы по формированию словообразования: Первый этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Второй этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей. Третий этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. О. М. Вершинина выделяет несколько способов словообразования в русском языке: -Лексико-семантическим, когда разные значения слова превращаются в отдельные слова, осознающиеся как этимологически самостоятельные и независимые, или же за ним закрепляется значение, никак не связанное с ранее ему свойственным. Иначе говоря, слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два и более омонима. Например, слово «завод» (машиностроительный) возникло на основе часового «завода». В первом случае слово имеет непроизводную основу, а исходное делится на приставку - «за» и корень - «вод». -Морфолого-синтаксическим, который представляет собой образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой. Например, наречие «прямиком» появилось на базе формы творительного падежа единственного числа ныне утраченного существительного «прямик». -Лексико-синтаксическим, при котором две или более сопоставимые лексические единицы в процессе употребления их в языке сращиваются в одну. Таким образом, при этом способе новые слова представляют собой слияние в словесное целое. Например, слово «тяжелораненый» появилось на базе двух слов - «тяжело» и «раненый». -Морфологическим, заключающимся в образовании новых слов, существующих в языке основ и словообразовательных элементов по правилам их соединения в самостоятельные единицы. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, - это сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...