Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Место и роль страхования в системе общественного производства




  1. История развития страхования.
  2. Терминология страхования.
  3. Виды рисков и их классификация.
  4. Экономическая сущность страхования.
  5. Классификации в страховании.
  1. История развития страхования

Страхование возникло и развивалось как осознанная потребность в страховой защите от различных случайностей.

Первоначально страховые отношения возникли в связи с различными неблагоприятными явлениями природного характера. Страхование возникает в натуральном виде как защита от голода в отдельные периоды года (прежде всего зимой). Первобыт­ные люди сушили и замораживали пищу, делая запасы на черный день.

Исходной точкой зарождения страхования следует считать появление «человека разумного» (Homo Sapiens), т. е. примерно за 40 тыс. лет до н. э. За конечную точку можно принять время появления товара-посредника, т.е. продукта, предназначенного для обмена, при­мерно за 8 тыс. лет до н. э.

Страховые отношения формировались вслед за формированием рыночных отношений. Экономической основой их реализации явилось появление прибавочного продукта (или прибавочной стоимости), когда в результате производственной деятельности созданный продукт в натуральном или денежном выражении превышает затраты на его создание. Без этого условия невозможно формирование страхового фонда.

Появление товара-посредника — это период варварства. Он связан с образованием государств. Этот период в развитии страхования длился до 550 г. до н. э., когда в Лидийском государстве появились первые золотые монеты. Появление металлических денег означает начало цивилизации.

С момента цивили­зации страхование принимает ярко выраженную денежную форму. В это время широкое распространение получило заключение соглашений меж­ду участниками сухопутных или морских караванов о совместном не­сении убытков от нападения разбойников, ограбления, краж и т. д.

 

Зародышевые формы страхования можно найти уже в Вавилонии (1792—1750 гг. до н. э.), когда участники торговых караванов заключали между собой договоры, по которым они сообща несли убытки, возни­кающие в пути вследствие ограбления, кражи или пропажи. Аналогич­ные договоры заключались в Палестине и Сирии на случай падежа, растерзания хищным зверем, кражи и пропажи осла, принадлежащего любому участнику каравана.

Соглашения о совместном распределении убытков от кораблекру­шения и нападения пиратов заключались купцами на берегах Персид­ского залива, в Финикии и в Древней Греции. В Древнем Риме во 2-й половине I века до н. э. появляется страхование в форме различных коллегий, которые помимо религиозных и товарищеских целей пре­следовали и цели взаимопомощи своим членам в случаях смерти, бо­лезни и других несчастий путем регулярных взносов. Так, вступитель­ный взнос составлял 100 сестерций и периодический ежемесячный взнос — 5 ас. В случае смерти члена коллегии его наследнику по заве­щанию выплачивалось 300 сестерций, предназначенных на погребение и поддержание осиротевшей семьи. В военных коллегиях общая сумма взноса составляла 750 динариев (1 дин. = 4 сестерциям), которая вы­плачивалась постепенно ежемесячными взносами. Выплаты осуществ­лялись при наступлении следующих событий: повышение по службе — 500 дин.; перевод в другой легион и покрытие издержек по переезду мо­рем, сушей —200 дин.; окончание службы — 500 дин.; дисциплинарное увольнение — 25 дин.; смерть члена коллегии (наследнику или другому правомочному лицу) — 500 дин. Право на получение страховой суммы отпадало во всех коллегиях в случае самоубийства или неуплаты месяч­ного взноса в установленный срок. Идея формирования денежного фонда и покрытия убытков в денежной форме была характерна для многих коллегий тех времен.

В Средние века схема отношений, заложенная в основу римских коллегий, использовалась в Германии, Англии, Дании, Франции и другихстранах Западной Европы при создании купеческих гильдий, а поз­же — цехов в производственной деятельности. Эти организации разви­ли и укрепили идею страхования как коллективной организации. В гильдейско-цеховом страховании происходит постепенный переход от раскладочной системы покрытия ущерба к системе предваритель­ных взносов, т. е. к созданию определенного страхового фонда в денеж­ной форме.

Институт страхования возник в Средние века первоначально в тор­говом мореплавании в связи с присущими ему опасностями. Впоследствии страхование охватило и другие виды деятельности (сельское хозяйство, торговое дело, операции с недвижимостью) на основе платности, срочности и прибыльности страховых операций. Этому послужило формирование в тот период кредитных отношений и возможность ис­пользования аккумулированных средств страховых организаций в ка­честве кредитных ресурсов.

С XIII в. в Европе широкое распространение получило морское страхование на взаимной основе. Во Франции морским страхованием занимались специальные страховые гильдии. Позже, с XV в., морское страхование стало осуществляться частными обществами на акционер­ной основе.

В середине XV в. широкое распространение в Европе получили ог­невые товарищества, союзы сельских хозяйств, которые функциониро­вали на взаимных началах.

Существовало государственное страхование и в Московской Руси. Нескончаемые набеги на южные русские рубежи, захват пленников вынудили государство в целях сохранения людских поселений и слу­живых людей создать финансовую базу из царской казны на случай выкупа их из плена.

Первые страховые общества (акционерные и взаимные) возникли в конце XVII в. в Англии, Франции, Италии, Дании, Швеции и т. д.

К началу XVIII в. существовало три вида страхования с рациональ­ным ведением дела и на коммерческой основе: морское, от падежа ско­та, от огня (недвижимость). Во 2-й половине XVIII в. начинает зарож­даться страхование от градобития сельскохозяйственных посевов и от огня движимого имущества.

В начале XX в. в Европе функционировали частные страховые об­щества на акционерной и взаимной основе с большим охватом объек­тов не только имущественного страхования, но и личного: на случай смерти, страхование от болезней, от несчастных случаев и на случай потери кормильца. Так, в Германии насчитывалось 26 обществ, в Авст­рии — 14, во Франции — 20, Италии — 16, Англии — 13, России — 12. Страховые общества постепенно расширяли возможность страхования сельскохозяйственных посевов не только от градобития, но и от других, случаев, вызванных метеоусловиями. На более широкую основу было поставлено страхование скота.

Во многих экономически развитых странах формируется система государственного страхования граждан. Наряду с традиционными ви­дами личного страхования появляется страхование от безработицы.

В 20-х гг. XX в. в Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Ир­ландии, Италии, Польше, Австралии, Швейцарии (12 кантонов) было введено обязательное страхование по безработице.

В XX в. развитие всех форм и видов страхования происходит наи­более интенсивно. Застраховать можно практически все. Накопле­ние статистических, математических и экономических знаний, учет конъюнктуры страхового рынка, систематизация страховой инфор­мации позволяют значительно снизить издержки страховых организа­ций и риск их банкротства, который был присущ предшествующим историческим периодам. Отсутствие в те времена статистических дан­ных о причинах, размерах несчастий, количестве объектов страхо­вания, прогнозных расчетов вызывало высоко рискованный харак­тер самих страховых операций, крах и разорение многих страховых об­ществ.

Процесс концентрации и монополизации страхования, начавшись еще во второй половине XIX в. при создании мощных страховых объе­динений, постепенно приводит к тому, что в середине XX в. страховые монополии как представители одного из звеньев кредитно-финан­совой системы формируют рынок страховых операций. Временно привлеченные средства населения активно используются как для рас­ширения страхового дела, так и для новых услуг имущественного, лич­ного страхования, а также для долгосрочного финансирования про­мышленности и других отраслей экономики. Крупнейшими страховы­ми монополиями являются «Prudential Insurance C° of America», «Prudential Assurance» (Великобритания), «Allianz Versieherung A.G.» (Германия).

Страхование в России получает свое распространение в последней четверти XVIII в. К этому времени во многих европейских государствах страхование уже имеет значительную степень развития. На это обраща­ет внимание российская императрица Екатерина II, повелевшая своим манифестом от 28 июля 1786 г. с целью активной защиты от частых по­жаров обязать «государственный заемный банк в обеих столицах и во всех городах каменные дома принимать на свой страх, а также камен­ные заводы и фабрики от всех хозяев». Этим же манифестом в России устанавливается государственная монополия на страхование недвижи­мого имущества от огня.

Император Павел I продолжает развитие страхования государствен­ной властью. По его указу в 1797 г. начинается страхование движимого имущества, которое просуществовало лишь два года. Это объясняется отсутствием достаточного контингента страхователей, так как при кре­постном праве владелец средств и недвижимости больше полагался в случае несчастья на своих подданных и поддержку самодержавной власти, нежели на страховое вознаграждение.

Россия XVIII в. не представляла обширного поля деятельности для страховых операций. Исключение составляли иностранцы, проживаю­щие в России, и жители прибалтийских губерний, которые ориентиро­вались на страхование имущества, а затем и жизни в иностранных об­ществах. В 1846 г. насчитывалось 5 российских страховых обществ, ко­торые осуществляли страхование от огня движимого и недвижимого имущества, ценностей и переводов по почте, транспортное страхова­ние, страхование жизни и от несчастных случаев отдельных лиц, стра­хование рабочих и служащих на заводах от несчастных случаев (народ­ное страхование), страхование товаров, судов и товарных сделок с выда­чей ссуд. Отмена крепостного права, произошедшая 19 февраля 1861 г., положила начало реформам, в частности в области страхового дела.

С 1866 г. складывается система земского страхования, преимущест­венно в сельской местности, которая включала следующие виды стра­хования: от огня недвижимого и движимого имущества (крупного рога­того скота); страхование пенсий лицам, состоящим на государственной службе. На долю земского страхования приходилось в 1913 г. 16,8% всех страховых платежей. Земства заключали между собой договоры пере­страхования. Наряду с государственным страхованием активно разви­вается частное страхование на акционерной основе. Так, в 1894 г. в Рос­сии функционировало более 20 страховых обществ, включая и прави­тельственные учреждения, которые проводили некоторые виды страхо­вания.

Успешное осуществление страховых операций по различным видам страхования, умелое вкладывание капиталов, полученных от страхова­ния, в покупку ценных бумаг, выдача кредитов под проценты и, осо­бенно, приобретение и сдача в аренду крупных жилых домов давали возможность акционерным страховым обществам вести свои дела с прибылью, возрастающей из года в год.

В связи с большим объемом операций и значительным ростом стра­ховых капиталов в 1894 г. в России был установлен государственный надзор за деятельностью акционерных страховых обществ, осуществ­ляющийся Министерством внутренних дел. Для контроля страховых организаций был учрежден Институт правительственных инспекторов, деятельность которых оплачивалась самими страховыми организация­ми за счет специального сбора. Министерство финансов ввело обяза­тельную публичную отчетность всех страховых обществ.

Революционные события 1917 г. резко изменили всю систему страховой защиты населения. В 1918—1920 гг. была сделана по­пытка полной ликвидации системы страхования. В 1918 г. страхо­вание во всех его видах и формах было объявлено государствен­ной монополией. Все частные страховые общества (включая об­щества на взаимности), их имущество и фонды подлежали передаче государству в лице ВСНХ. Только за кооперацией было сохранено право проведения взаимного страхования своего имущества.

В 1919 г. было отменено страхование жизни с аннулиро­ванием всех ранее заключенных договоров, а в декабре 1920 г. пол­ностью отменено государственное имущественное страхование. Вместо него должен был быть внедрен порядок бесплатной госу­дарственной помощи натурой для трудовых хозяйств, пострадав­ших от стихийных бедствий.

Печальный опыт военного коммунизма очень скоро показал, что сохранение денег и товарно-денежного оборота является необходимостью для восста­новления общественного производства. Проведение новой эконо­мической политики с марта 1921 г. знаменовало собой восстанов­ление страховой системы. В декабре 1921 г. вышел декрет СНК «О государственном имущественном страховании», в соответствии с которым был создан Госстрах. В1922—1923 гг. после денежной ре­формы законодательно вводится личное страхование. Постанов­ление Совнаркома СССР от 11 ноября 1924 г. еще раз подтвердило монопольное право Госстраха на осуществление страховых опера­ций. Подчеркивалось, что никаким другим органам Союза и союз­ных республик, как центральным, так и местным, не позволено за­ниматься страхованием. Были решительно пресечены попытки ве­домств к созданию собственных страховых фондов.

Дальнейшее развитие страхования в СССР характеризуется ча­стыми и радикальными преобразованиями.

В 1936 г. было введено добровольное индивидуальное страхование жизни на случай смерти и дожития без ограничения страховой суммы. Для развития добровольного личного и имущественного страхования важное значение имело создание в 1936 г. сети страховых агентов.

Реорганизация коснулась страхования имущества предприятий, уч­реждений и организаций. Вводилось обязательное страхование всего государственного жилого фонда и государственного имущества, сдан­ного в аренду, страхование имущества учреждений, страхование до­машнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам.

Важное организационное нововведение связано с организаци­ей Ингосстраха. Сначала страхованием внешнеторговых сделок занимался сам Госстрах. Однако его страховой полис не всегда признавался иностранными фирмами в качестве надежной гаран­тии по контракту. Зарубежные партнеры требовали страховку от западных страховых компаний, что стоило немалых денег. В ре­зультате было принято решение учредить на деньги российского правительства на подставных лиц две страховые компании за ру­бежом. Так, в 1925 г. в Лондоне возникло под английской юрис­дикцией акционерное общество «Блэкбалст», а в Германии в 1927 г. — «Черноморско-балтийское транспортное акционерное об­щество «Софаг».

После окончания Второй мировой войны к Гос­страху перешли в качестве репараций акции многих страховых ком­паний Германии, Австрии, Венгрии и Румынии. В связи с ростом страховой деятельности за рубежом в 1947 г. было принято реше­ние о выделении из структуры Госстраха в качестве отдельного уч­реждения Управления иностранного страхования СССР (Ингосстрах) со статусом самостоятельного юридического лица.

К началу 1940-х гг. в СССР, в основном, сформировалась система страхования, и в последующие годы происходили лишь структурные, организационные изменения при сохранении монополии государст­венного страхования.

Послевоенный период развития страхования характеризуется новыми организационными и функциональными изменениями в этой системе. До 1958 г. Госстрах был жестко централизованной об­щесоюзной структурой. В 1958 г. в соответствии с общей политикой децентрализации страховое дело передано в ведение союзных рес­публик. С1967 по 1991 г. система государственного страхования стро­илась по союзно-республиканскому принципу. Руководящим органом было Правление государственного страхования СССР, подчи­нявшееся Министерству финансов. В каждой союзной республике было создано собственное Правление государственного страхования, которое подчинялось, с одной стороны, Правлению государственно­го страхования Союза, а с другой — Министерству финансов союз­ной республики.

В послевоенный период активно развивалось страхование жиз­ни. Оно служило существенным дополнением к системе социального обеспечения. Кроме того, были такие группы насе­ления, которые вообще не включались в государственную систему социального страхования (например, колхозники). Для них роль доб­ровольного личного страхования была незаменима. В условиях ста­бильной денежной системы страхование жизни неплохо выполняло свои функции.

После денежной реформы 1947 г. объемы страхования жизни неуклонно растут, появляются все новые его виды. В первые послевоенные годы утверждаются новые правила по всем видам лич­ного страхования. Расширяются возможности смешанного стра­хования, которое раньше сдерживалось установленным миниму­мом страховой суммы и обязательным медицинским освидетель­ствованием застрахованных лиц. Введены упрощенные варианты смешанного страхования жизни, не имеющие этих ограничений. С1956 г. разрешается заключать такие договоры не только на 10, 15 и 20 лет, но и на 5 лет. Именно такие договоры становятся пре­обладающими, давая большую часть поступлений страховых взно­сов по страхованию жизни.

В 50-х годах были внесены коррективы в систему обязательно­го имущественного страхования. С1956 г. прекращено обязатель­ное страхование государственного жилого фонда, а также добро­вольное страхование имущества государственных учреждений и организаций, состоящих на местном бюджете. Таким образом, весь государственный сектор хозяйства был освобожден от стра­хования.

Исключение составляет только государственное имущество, сда­ваемое в аренду. По нему сохраняется обязательность страхования за счет арендаторов, которыми были в основном религиозные орга­низации.

Сохраняется и развивается обязательное страхование имуще­ства колхозов, введенное в 30-х годах вместо кооперативного стра­хования. В 1968 г. его объемы существенно расширены за счет введения универсального обязательного страхования посевов на случай неурожая, любых стихийных бедствий, включая засуху. С 1974 г. этот вид обязательного страхования распространен и на совхозы с целью укрепления финансовой устойчивости сельско­го хозяйства.

Попытка возродить добровольное государственное страхование имущества государственных предприятий относится к концу 80-х годов. Она связана с переходом на принципы полного хозрас­чета и самоокупаемости предприятий, но практически не получи­ла развития.

Система перестрахования отсутствовала, за исключением Ингосстраха, который с самого начала своей деятельности вынуж­ден был перестраховать свои риски в зарубежных страховых ком­паниях.

При переходе к рыночным реформам в 1991—1992гг. весь финан­совый потенциал государственного страхования был уничтожен на­чавшейся инфляцией. Государственная монополия в области стра­хования была практически снята принятием в мае 1988 г. союзного Закона «О кооперации», который предусматривал, что кооперативы могут создавать собственные страховые организации и самостоятель­но определять условия, порядок и виды страхования. Создаваемые страховые общества активно занялись страхованием во всех секто­рах складывающегося рынка.

Принятое в июне 1990 г. Советом Министров СССР «Положе­ние об акционерных обществах и обществах с ограниченной от­ветственностью» закрепило возможность создания негосударствен­ных страховых компаний в данных организационно-правовых фор­мах. А последующее постановление «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г. прямо ориентировало на развитие конкуренции на российском страховом рынке. В ноябре 1992 г. принят «Закон Российской Федерации о страховании», закре­пивший правовые основы свободного российского страхового рын­ка.

За очень непродолжительный срок этот рынок заполнился мно­жеством компаний, предлагающих свои услуги. К началу 1997 г. их число выросло до 2,7 тыс. Особенность формирования российско­го страхового рынка — массовый выход в свет новых компаний, не связанных ранее со страховым делом. Активный приток капитала со стороны объясняется весьма либеральными условиями учреж­дения страховых компаний и заниженными требованиями к их финансовым возможностям. Процессы приватизации играли здесь гораздо меньшую роль, чем в других отраслях.

В 1992 г. произошло акционирование Госстраха РСФСР и его преобразование в Российскую государственную страховую компа­нию «Росгосстрах», весь пакет акций которой принадлежит госу­дарству. Росгосстрах является правопреемником имущественных прав и обязанностей Правления государственного страхования РФ. Это означает, в частности, что в соответствии с Федеральным за­коном «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» на Росгосстрахе лежит обязанность восстановления сбережений по 55 млн. договоров в сумме 29,4 млрд. руб. по состоянию на 1.01.1992 г.

В состав Росгосстраха входило 80 дочерних предприятий, создан­ных по территориальному принципу и ведущих свою деятельность на началах полного хозрасчета и самофинансирования.

В 1996 г. вступила в силу часть 2 Гражданского кодекса РФ с главой «Страхование». В 1997 г. в действующий закон внесены изменения, и он получил новое название «Об организации страхового дела в Рос­сийской Федерации». В 1999 г. в него включены поправки, изменения, не противоречащие Гражданскому кодексу Российской Федерации (части 1 и 2 — с 1 января 1995 г. и с 1 марта 1996 г. соответственно), части 2, главе 48 «Страхование».

В 2002 г. принята Концепция развития страхования в Российской Федерации (от 25 сентября 2002 г.), которая является ориентиром и программой реальных действий по формированию цивилизованного страхового рынка в стране.

В 2003 г. в развитие специального страхового законодательства вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Рос­сийской Федерации" и признании утратившими силу некоторых зако­нодательных актов Российской Федерации» от 10 декабря 2003 г., в 2004 г. внесены изменения от 21 июня, 20 июля и в 2005 г. — от 7 марта.

В целом развитие страхового дела в России сопровождалось перехо­дом от государственной страховой монополии (XVIII в.) к страховому рынку (до 1917 г.), затем последующей национализацией и восстанов­лением государственной страховой монополии в советский период ис­тории (до 1992 г.). Глобальные геополитические изменения, последо­вавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную необ­ходимость возрождения цивилизованного страхового рынка в России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...