Тема 1. Место и роль страхования в системе общественного производства
Стр 1 из 3Следующая ⇒
Страхование возникло и развивалось как осознанная потребность в страховой защите от различных случайностей. Первоначально страховые отношения возникли в связи с различными неблагоприятными явлениями природного характера. Страхование возникает в натуральном виде как защита от голода в отдельные периоды года (прежде всего зимой). Первобытные люди сушили и замораживали пищу, делая запасы на черный день. Исходной точкой зарождения страхования следует считать появление «человека разумного» (Homo Sapiens), т. е. примерно за 40 тыс. лет до н. э. За конечную точку можно принять время появления товара-посредника, т.е. продукта, предназначенного для обмена, примерно за 8 тыс. лет до н. э. Страховые отношения формировались вслед за формированием рыночных отношений. Экономической основой их реализации явилось появление прибавочного продукта (или прибавочной стоимости), когда в результате производственной деятельности созданный продукт в натуральном или денежном выражении превышает затраты на его создание. Без этого условия невозможно формирование страхового фонда. Появление товара-посредника — это период варварства. Он связан с образованием государств. Этот период в развитии страхования длился до 550 г. до н. э., когда в Лидийском государстве появились первые золотые монеты. Появление металлических денег означает начало цивилизации. С момента цивилизации страхование принимает ярко выраженную денежную форму. В это время широкое распространение получило заключение соглашений между участниками сухопутных или морских караванов о совместном несении убытков от нападения разбойников, ограбления, краж и т. д.
Зародышевые формы страхования можно найти уже в Вавилонии (1792—1750 гг. до н. э.), когда участники торговых караванов заключали между собой договоры, по которым они сообща несли убытки, возникающие в пути вследствие ограбления, кражи или пропажи. Аналогичные договоры заключались в Палестине и Сирии на случай падежа, растерзания хищным зверем, кражи и пропажи осла, принадлежащего любому участнику каравана. Соглашения о совместном распределении убытков от кораблекрушения и нападения пиратов заключались купцами на берегах Персидского залива, в Финикии и в Древней Греции. В Древнем Риме во 2-й половине I века до н. э. появляется страхование в форме различных коллегий, которые помимо религиозных и товарищеских целей преследовали и цели взаимопомощи своим членам в случаях смерти, болезни и других несчастий путем регулярных взносов. Так, вступительный взнос составлял 100 сестерций и периодический ежемесячный взнос — 5 ас. В случае смерти члена коллегии его наследнику по завещанию выплачивалось 300 сестерций, предназначенных на погребение и поддержание осиротевшей семьи. В военных коллегиях общая сумма взноса составляла 750 динариев (1 дин. = 4 сестерциям), которая выплачивалась постепенно ежемесячными взносами. Выплаты осуществлялись при наступлении следующих событий: повышение по службе — 500 дин.; перевод в другой легион и покрытие издержек по переезду морем, сушей —200 дин.; окончание службы — 500 дин.; дисциплинарное увольнение — 25 дин.; смерть члена коллегии (наследнику или другому правомочному лицу) — 500 дин. Право на получение страховой суммы отпадало во всех коллегиях в случае самоубийства или неуплаты месячного взноса в установленный срок. Идея формирования денежного фонда и покрытия убытков в денежной форме была характерна для многих коллегий тех времен.
В Средние века схема отношений, заложенная в основу римских коллегий, использовалась в Германии, Англии, Дании, Франции и другихстранах Западной Европы при создании купеческих гильдий, а позже — цехов в производственной деятельности. Эти организации развили и укрепили идею страхования как коллективной организации. В гильдейско-цеховом страховании происходит постепенный переход от раскладочной системы покрытия ущерба к системе предварительных взносов, т. е. к созданию определенного страхового фонда в денежной форме. Институт страхования возник в Средние века первоначально в торговом мореплавании в связи с присущими ему опасностями. Впоследствии страхование охватило и другие виды деятельности (сельское хозяйство, торговое дело, операции с недвижимостью) на основе платности, срочности и прибыльности страховых операций. Этому послужило формирование в тот период кредитных отношений и возможность использования аккумулированных средств страховых организаций в качестве кредитных ресурсов. С XIII в. в Европе широкое распространение получило морское страхование на взаимной основе. Во Франции морским страхованием занимались специальные страховые гильдии. Позже, с XV в., морское страхование стало осуществляться частными обществами на акционерной основе. В середине XV в. широкое распространение в Европе получили огневые товарищества, союзы сельских хозяйств, которые функционировали на взаимных началах. Существовало государственное страхование и в Московской Руси. Нескончаемые набеги на южные русские рубежи, захват пленников вынудили государство в целях сохранения людских поселений и служивых людей создать финансовую базу из царской казны на случай выкупа их из плена. Первые страховые общества (акционерные и взаимные) возникли в конце XVII в. в Англии, Франции, Италии, Дании, Швеции и т. д. К началу XVIII в. существовало три вида страхования с рациональным ведением дела и на коммерческой основе: морское, от падежа скота, от огня (недвижимость). Во 2-й половине XVIII в. начинает зарождаться страхование от градобития сельскохозяйственных посевов и от огня движимого имущества.
В начале XX в. в Европе функционировали частные страховые общества на акционерной и взаимной основе с большим охватом объектов не только имущественного страхования, но и личного: на случай смерти, страхование от болезней, от несчастных случаев и на случай потери кормильца. Так, в Германии насчитывалось 26 обществ, в Австрии — 14, во Франции — 20, Италии — 16, Англии — 13, России — 12. Страховые общества постепенно расширяли возможность страхования сельскохозяйственных посевов не только от градобития, но и от других, случаев, вызванных метеоусловиями. На более широкую основу было поставлено страхование скота. Во многих экономически развитых странах формируется система государственного страхования граждан. Наряду с традиционными видами личного страхования появляется страхование от безработицы. В 20-х гг. XX в. в Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Ирландии, Италии, Польше, Австралии, Швейцарии (12 кантонов) было введено обязательное страхование по безработице. В XX в. развитие всех форм и видов страхования происходит наиболее интенсивно. Застраховать можно практически все. Накопление статистических, математических и экономических знаний, учет конъюнктуры страхового рынка, систематизация страховой информации позволяют значительно снизить издержки страховых организаций и риск их банкротства, который был присущ предшествующим историческим периодам. Отсутствие в те времена статистических данных о причинах, размерах несчастий, количестве объектов страхования, прогнозных расчетов вызывало высоко рискованный характер самих страховых операций, крах и разорение многих страховых обществ. Процесс концентрации и монополизации страхования, начавшись еще во второй половине XIX в. при создании мощных страховых объединений, постепенно приводит к тому, что в середине XX в. страховые монополии как представители одного из звеньев кредитно-финансовой системы формируют рынок страховых операций. Временно привлеченные средства населения активно используются как для расширения страхового дела, так и для новых услуг имущественного, личного страхования, а также для долгосрочного финансирования промышленности и других отраслей экономики. Крупнейшими страховыми монополиями являются «Prudential Insurance C° of America», «Prudential Assurance» (Великобритания), «Allianz Versieherung A.G.» (Германия).
Страхование в России получает свое распространение в последней четверти XVIII в. К этому времени во многих европейских государствах страхование уже имеет значительную степень развития. На это обращает внимание российская императрица Екатерина II, повелевшая своим манифестом от 28 июля 1786 г. с целью активной защиты от частых пожаров обязать «государственный заемный банк в обеих столицах и во всех городах каменные дома принимать на свой страх, а также каменные заводы и фабрики от всех хозяев». Этим же манифестом в России устанавливается государственная монополия на страхование недвижимого имущества от огня. Император Павел I продолжает развитие страхования государственной властью. По его указу в 1797 г. начинается страхование движимого имущества, которое просуществовало лишь два года. Это объясняется отсутствием достаточного контингента страхователей, так как при крепостном праве владелец средств и недвижимости больше полагался в случае несчастья на своих подданных и поддержку самодержавной власти, нежели на страховое вознаграждение. Россия XVIII в. не представляла обширного поля деятельности для страховых операций. Исключение составляли иностранцы, проживающие в России, и жители прибалтийских губерний, которые ориентировались на страхование имущества, а затем и жизни в иностранных обществах. В 1846 г. насчитывалось 5 российских страховых обществ, которые осуществляли страхование от огня движимого и недвижимого имущества, ценностей и переводов по почте, транспортное страхование, страхование жизни и от несчастных случаев отдельных лиц, страхование рабочих и служащих на заводах от несчастных случаев (народное страхование), страхование товаров, судов и товарных сделок с выдачей ссуд. Отмена крепостного права, произошедшая 19 февраля 1861 г., положила начало реформам, в частности в области страхового дела. С 1866 г. складывается система земского страхования, преимущественно в сельской местности, которая включала следующие виды страхования: от огня недвижимого и движимого имущества (крупного рогатого скота); страхование пенсий лицам, состоящим на государственной службе. На долю земского страхования приходилось в 1913 г. 16,8% всех страховых платежей. Земства заключали между собой договоры перестрахования. Наряду с государственным страхованием активно развивается частное страхование на акционерной основе. Так, в 1894 г. в России функционировало более 20 страховых обществ, включая и правительственные учреждения, которые проводили некоторые виды страхования.
Успешное осуществление страховых операций по различным видам страхования, умелое вкладывание капиталов, полученных от страхования, в покупку ценных бумаг, выдача кредитов под проценты и, особенно, приобретение и сдача в аренду крупных жилых домов давали возможность акционерным страховым обществам вести свои дела с прибылью, возрастающей из года в год. В связи с большим объемом операций и значительным ростом страховых капиталов в 1894 г. в России был установлен государственный надзор за деятельностью акционерных страховых обществ, осуществляющийся Министерством внутренних дел. Для контроля страховых организаций был учрежден Институт правительственных инспекторов, деятельность которых оплачивалась самими страховыми организациями за счет специального сбора. Министерство финансов ввело обязательную публичную отчетность всех страховых обществ. Революционные события 1917 г. резко изменили всю систему страховой защиты населения. В 1918—1920 гг. была сделана попытка полной ликвидации системы страхования. В 1918 г. страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества (включая общества на взаимности), их имущество и фонды подлежали передаче государству в лице ВСНХ. Только за кооперацией было сохранено право проведения взаимного страхования своего имущества. В 1919 г. было отменено страхование жизни с аннулированием всех ранее заключенных договоров, а в декабре 1920 г. полностью отменено государственное имущественное страхование. Вместо него должен был быть внедрен порядок бесплатной государственной помощи натурой для трудовых хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий. Печальный опыт военного коммунизма очень скоро показал, что сохранение денег и товарно-денежного оборота является необходимостью для восстановления общественного производства. Проведение новой экономической политики с марта 1921 г. знаменовало собой восстановление страховой системы. В декабре 1921 г. вышел декрет СНК «О государственном имущественном страховании», в соответствии с которым был создан Госстрах. В1922—1923 гг. после денежной реформы законодательно вводится личное страхование. Постановление Совнаркома СССР от 11 ноября 1924 г. еще раз подтвердило монопольное право Госстраха на осуществление страховых операций. Подчеркивалось, что никаким другим органам Союза и союзных республик, как центральным, так и местным, не позволено заниматься страхованием. Были решительно пресечены попытки ведомств к созданию собственных страховых фондов. Дальнейшее развитие страхования в СССР характеризуется частыми и радикальными преобразованиями. В 1936 г. было введено добровольное индивидуальное страхование жизни на случай смерти и дожития без ограничения страховой суммы. Для развития добровольного личного и имущественного страхования важное значение имело создание в 1936 г. сети страховых агентов. Реорганизация коснулась страхования имущества предприятий, учреждений и организаций. Вводилось обязательное страхование всего государственного жилого фонда и государственного имущества, сданного в аренду, страхование имущества учреждений, страхование домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам. Важное организационное нововведение связано с организацией Ингосстраха. Сначала страхованием внешнеторговых сделок занимался сам Госстрах. Однако его страховой полис не всегда признавался иностранными фирмами в качестве надежной гарантии по контракту. Зарубежные партнеры требовали страховку от западных страховых компаний, что стоило немалых денег. В результате было принято решение учредить на деньги российского правительства на подставных лиц две страховые компании за рубежом. Так, в 1925 г. в Лондоне возникло под английской юрисдикцией акционерное общество «Блэкбалст», а в Германии в 1927 г. — «Черноморско-балтийское транспортное акционерное общество «Софаг». После окончания Второй мировой войны к Госстраху перешли в качестве репараций акции многих страховых компаний Германии, Австрии, Венгрии и Румынии. В связи с ростом страховой деятельности за рубежом в 1947 г. было принято решение о выделении из структуры Госстраха в качестве отдельного учреждения Управления иностранного страхования СССР (Ингосстрах) со статусом самостоятельного юридического лица. К началу 1940-х гг. в СССР, в основном, сформировалась система страхования, и в последующие годы происходили лишь структурные, организационные изменения при сохранении монополии государственного страхования. Послевоенный период развития страхования характеризуется новыми организационными и функциональными изменениями в этой системе. До 1958 г. Госстрах был жестко централизованной общесоюзной структурой. В 1958 г. в соответствии с общей политикой децентрализации страховое дело передано в ведение союзных республик. С1967 по 1991 г. система государственного страхования строилась по союзно-республиканскому принципу. Руководящим органом было Правление государственного страхования СССР, подчинявшееся Министерству финансов. В каждой союзной республике было создано собственное Правление государственного страхования, которое подчинялось, с одной стороны, Правлению государственного страхования Союза, а с другой — Министерству финансов союзной республики. В послевоенный период активно развивалось страхование жизни. Оно служило существенным дополнением к системе социального обеспечения. Кроме того, были такие группы населения, которые вообще не включались в государственную систему социального страхования (например, колхозники). Для них роль добровольного личного страхования была незаменима. В условиях стабильной денежной системы страхование жизни неплохо выполняло свои функции. После денежной реформы 1947 г. объемы страхования жизни неуклонно растут, появляются все новые его виды. В первые послевоенные годы утверждаются новые правила по всем видам личного страхования. Расширяются возможности смешанного страхования, которое раньше сдерживалось установленным минимумом страховой суммы и обязательным медицинским освидетельствованием застрахованных лиц. Введены упрощенные варианты смешанного страхования жизни, не имеющие этих ограничений. С1956 г. разрешается заключать такие договоры не только на 10, 15 и 20 лет, но и на 5 лет. Именно такие договоры становятся преобладающими, давая большую часть поступлений страховых взносов по страхованию жизни. В 50-х годах были внесены коррективы в систему обязательного имущественного страхования. С1956 г. прекращено обязательное страхование государственного жилого фонда, а также добровольное страхование имущества государственных учреждений и организаций, состоящих на местном бюджете. Таким образом, весь государственный сектор хозяйства был освобожден от страхования. Исключение составляет только государственное имущество, сдаваемое в аренду. По нему сохраняется обязательность страхования за счет арендаторов, которыми были в основном религиозные организации. Сохраняется и развивается обязательное страхование имущества колхозов, введенное в 30-х годах вместо кооперативного страхования. В 1968 г. его объемы существенно расширены за счет введения универсального обязательного страхования посевов на случай неурожая, любых стихийных бедствий, включая засуху. С 1974 г. этот вид обязательного страхования распространен и на совхозы с целью укрепления финансовой устойчивости сельского хозяйства. Попытка возродить добровольное государственное страхование имущества государственных предприятий относится к концу 80-х годов. Она связана с переходом на принципы полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий, но практически не получила развития. Система перестрахования отсутствовала, за исключением Ингосстраха, который с самого начала своей деятельности вынужден был перестраховать свои риски в зарубежных страховых компаниях. При переходе к рыночным реформам в 1991—1992гг. весь финансовый потенциал государственного страхования был уничтожен начавшейся инфляцией. Государственная монополия в области страхования была практически снята принятием в мае 1988 г. союзного Закона «О кооперации», который предусматривал, что кооперативы могут создавать собственные страховые организации и самостоятельно определять условия, порядок и виды страхования. Создаваемые страховые общества активно занялись страхованием во всех секторах складывающегося рынка. Принятое в июне 1990 г. Советом Министров СССР «Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» закрепило возможность создания негосударственных страховых компаний в данных организационно-правовых формах. А последующее постановление «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г. прямо ориентировало на развитие конкуренции на российском страховом рынке. В ноябре 1992 г. принят «Закон Российской Федерации о страховании», закрепивший правовые основы свободного российского страхового рынка. За очень непродолжительный срок этот рынок заполнился множеством компаний, предлагающих свои услуги. К началу 1997 г. их число выросло до 2,7 тыс. Особенность формирования российского страхового рынка — массовый выход в свет новых компаний, не связанных ранее со страховым делом. Активный приток капитала со стороны объясняется весьма либеральными условиями учреждения страховых компаний и заниженными требованиями к их финансовым возможностям. Процессы приватизации играли здесь гораздо меньшую роль, чем в других отраслях. В 1992 г. произошло акционирование Госстраха РСФСР и его преобразование в Российскую государственную страховую компанию «Росгосстрах», весь пакет акций которой принадлежит государству. Росгосстрах является правопреемником имущественных прав и обязанностей Правления государственного страхования РФ. Это означает, в частности, что в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» на Росгосстрахе лежит обязанность восстановления сбережений по 55 млн. договоров в сумме 29,4 млрд. руб. по состоянию на 1.01.1992 г. В состав Росгосстраха входило 80 дочерних предприятий, созданных по территориальному принципу и ведущих свою деятельность на началах полного хозрасчета и самофинансирования. В 1996 г. вступила в силу часть 2 Гражданского кодекса РФ с главой «Страхование». В 1997 г. в действующий закон внесены изменения, и он получил новое название «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В 1999 г. в него включены поправки, изменения, не противоречащие Гражданскому кодексу Российской Федерации (части 1 и 2 — с 1 января 1995 г. и с 1 марта 1996 г. соответственно), части 2, главе 48 «Страхование». В 2002 г. принята Концепция развития страхования в Российской Федерации (от 25 сентября 2002 г.), которая является ориентиром и программой реальных действий по формированию цивилизованного страхового рынка в стране. В 2003 г. в развитие специального страхового законодательства вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» от 10 декабря 2003 г., в 2004 г. внесены изменения от 21 июня, 20 июля и в 2005 г. — от 7 марта. В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии (XVIII в.) к страховому рынку (до 1917 г.), затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории (до 1992 г.). Глобальные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную необходимость возрождения цивилизованного страхового рынка в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|