Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормальные уровни гемоглобина, эритроцитов, ретикулоцитов и железа в крови.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

для проведения занятия со студентами

III курса медико-диагностического факультета

по пропедевтике внутренних болезней

 

Тема № 14: Обследование пациентов с заболеваниями эндокринной системы. Курация пациентов с патологией внутренних органов.

Написание экзаменационной истории.

 

 

Время: 3 часа

 

Гомель

Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний

Цель занятия

Научиться методике обследования пациентов с заболеваниями системы крови и диагностической тактике при анемическом, геморрагическом синдромах и синдроме гемобластозов.

Мотивация для усвоения темы

Заболевания системы крови – обширная и своеобразная по симптоматологии и особенностям группа патологических состояний. В настоящее время распространенность гематологических болезней повсеместно имеет тенденцию к увеличению. В этой связи возрастает необходимость детального изучения проявлений указанных заболеваний и методов их диагностики.

Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать

1. Нормальные уровни гемоглобина, эритроцитов, ретикулоцитов и железа в крови, нормальные показатели миелограммы.

2. Клинические признаки анемического синдрома.

3. Основные причины развития железодефицитной анемии.

4. Клинические признаки сидеропенического синдрома.

5. Особенности гемограммы при железодефицитной анемии.

6. Причины развития мегалобластных анемий.

7. Патогенез витамин-В-12 и фолиеводефицитных анемий, клинику, диагностику.

8. Гемостазиограмму, показатели, характеризующие каждую из фаз свертывания крови.

9. Типы кровоточивости.

10. Основные клинические признаки и лабораторные методы диагностики различных типов кровоточивости. 

11. Определение гемобластозов, лейкоза, гематосаркомы. 

12. Клинические синдромы острого лейкоза. Особенности гемограммы и миелограммы при остром лейкозе.

13. Определение, клиническую картину, особенности гемограммы и миелограммы при хронических лейкозах

Студент должен уметь

1. Провести расспрос и общий осмотр больных с заболеваниями системы крови.

2. Провести пальпацию лимфатических узлов, печени, селезенки.

3. Определять размеры печени и селезенки методом перкуссии.

4. Интерпретировать гемограммы и миелограммы пациентов с геморрагическим синдромом и синдромом гемобластозов.

5. Интерпретировать коагулограмму.

 

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин

1.Система крови: определение, структурные компоненты.

2. Схема кроветворения.

3. Роль железа в организме.

4. Роль витамин-В12 и фолиевой кислоты в организме.

5. Система гемостаза. Схема свертывания крови.

6. Роль ионизирующего излучения в патогенезе заболеваний системы крови

3. Контрольные вопросы по теме занятия

                           Анемический синдром

1. Что такое анемия?

2. Нормальные уровни гемоглобина, эритроцитов, ретикулоцитов и железа в крови.

3. Классификации анемий (по патогенезу, уровню гемоглобина, цветовому показателю, размеру эритроцитов).

4. Клинические признаки анемического синдрома.

5. Определение, причины, клиника и лабораторная диагностика острой постгеморрагической анемии.

6. Что такое железодефицитная анемия и основные причины ее развития?

7. Клиническая картина сидеропенического синдрома.

8. Особенности гемограммы при железодефицитных анемиях.

9. Этиологические факторы витамин -В12 - дефицитных анемий.

10. Патогенез витамин - В12 - дефицитных анемий, ее клиника и лабораторная диагностика.

11. Особенности этиологии, патогенеза, клиники и лабораторной диагностики фолиево дефицитных анемий.

Синдром гемобластозов

1. Что такое гемобластоз, лейкоз, гематосаркома?

2. Этиологические факторы гемобластозов.

3. Клинические синдромы острого лейкоза.

4. Особенности гемограммы и мелограммы при остром лейкозе.

5. Определение, клиническая картина, гемограмма и мелограмма при хроническом мелолейкозе.

6. Определение, клиническая картина, гемограмма и мелограмма при хроническом лимфолейкозе.

Геморрагический синдром

1. Что такое геморрагический синдром и геморрагические гемостазиопатии? Причина их возникновения?

2. Что такое система гемостаза? Назовите ее основные функции и функционально-структурные компоненты.

3. Что такое гемостазиограмма? Какие показатели характеризуют каждую из фаз свертывания крови?

4. Основные клинические варианты геморрагических гемостазиопатии (классификация).

5. Какие типы кровоточивости вы знаете? Для каких болезней они характерны?

6. Основные клинические признаки и лабораторные методы диагностики петехиально-пятнистого (микроциркуляторного) типа кровоточивости.

7. Основные клинические признаки и лабораторные методы диагностики макроциркуляторного (гематомного) типа кровоточивости (диагностика коагулопатий).

8. Основные клинические признаки и лабораторные методы диагностики ангиоматозного типа кровоточивости (наследственных вазопатий).

9. Основные клинические признаки и лабораторная диагностика васкулитно-пурпурного типа кровоточивости (приобретенных вазопатий).

Практическая часть занятия

1. Расспрос и осмотр больных заболеваниями системы крови.

2. Перкуссия и пальпация печени и селезенки, пальпация лимфатических узлов.

3. Физикальное обследование больных анемиями, геморрагическими гемостазиопатиями, гемобластозами.

4. Трактовка данных общего анализа крови, коагулограммы при анемиях, гемостазиопатиях, лейкозах.

   5.Трактовка миелограммы при анемиях и лейкозах.

Ход занятия

В ходе занятия проводится отработка практических навыков (см. п. 4) и обсуждаются теоретические вопросы по теме занятия.

Анемический синдром

Что такое анемия?

Анемия – это патологическое состояние, характеризующееся уменьшением содержания гемоглобина в единице объема крови, чаще при одновременном уменьшении количества эритроцитов, что приводит к развитию кислородного голодания тканей

Нормальные уровни гемоглобина, эритроцитов, ретикулоцитов и железа в крови.

Нормальные показатели:

- гемоглобина (Нb) у мужчин 130-160 г/л, у женщин 120-150 г/л;

- эритроцитов у мужчин 4,0-5,5 х 10 12/л; у женщин 3,7-4,7 х 10 12/л;

- ретикулоцитов 0,2-1,2 % (2-12%);

- железа у мужчин 8,8-28,6 мкмоль/л, у женщин 7,2-26,8 мкмоль/л.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...