Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчет зубчатой ременной передачи




 

Перспективным видом гибкой связи является зубчатые ремни. Они имеют высокую тяговую способность и сравнительно большой КПД. Передачи этого типа работают без смазки, устойчивы к действию абразивных и агрессивных сред, позволяет синхронизировать движения входного и выходного звеньев, просты в эксплуатации.

В отличие от плоских, клиновых и поликлиновых передач в зубчатых ременных передачах движение передается посредством сил трения, а также зацеплением ремня и шкивов, т.е. устанавливается достаточно жесткая кинематическая связь между ведущими и ведомыми звеньями механизмов.

 

 

Простейшая передача с зубчатым ремнем состоит из ведущего 1, ведомого 2 шкивов и охватывающего их зубчатого ремня 3.

Вычисляем общее передаточного отношения механизма робота по формуле:

 

 

Так как в механизме две ступени, то мы принимаем UЗР=2, а UВП=114.

Определяем момент, мощность и частоту вращения на ведомом шкиве зубчато-ременной передачи: момент: Т21Ä UЗРÄhlуч=1.7Ä2Ä0.99Ä0.96=3.231 НÄм, частота вращения:

 

 

Мощность Р21Ählуч=360Ä0.99Ä0.96=342,144 Вт. По величине крутящего момента на ведущем шкиве из справочника выбираем модуль зубчатого ремня m=3 мм.

Определим число зубьев малого шкива из справочника по модулю зубчатого ремня. Если m=3, то Z1=14.

Зная передаточное отношения зубчатого ремня, определим число зубьев ведомого шкива. Z2 = Z1Ä. UЗР =14Ä2=28.

Диаметры ведомого и ведущего шкива:

 

d1 = mÄZ1 =3Ä14=42 мм.

d2 = mÄZ2 =3Ä28=84 мм.

 

Вычисляем окружную скорость ремня Vокр используя зависимость:

 

 

Действительная частота вращения ведомого шкива:

 

 

Уточненное передаточное отношение:

 

 

Межосевое расстояние вычисляем как а=1,5 (d1+d2) =1,5 (42+84) =252 мм. Определяем длину ремня из формулы:

 

 

Число зубьев ремня (расчетное)

 

 

Количество зубьев ремня округляем до стандартного . Когда выбрали число зубьев, уточним длину ремня:

 

 мм

 

Сила, передаваемая зубчатым ремнем:

 

Н

 

Коэффициент КF принят равным единице для спокойной пусковой нагрузки.

Расчетную допускаемую удельную силу на ремне определяем по зависимости: FY= [F] 0ÄCUÄCzÄCp

Где

CU =1

Cz=1

Cp=0.9

FY=9Ä1Ä1Ä0.9=8,1 H/мм.

Число зубьев ремня, находящихся в зацеплении с ведущим и ведомым шкивами, вычислим:

 

 

Принимаем Z=7

 

 

Принимаем Z=15

Определим необходимую ширину ремня:

 

мм

 

Где q=4Ä10-4 кг/ (мÄмм) - погонная масса

Сш=1.05 - Коэффициент, учитывающий неполноту витков каната у боковых поверхностей ремня.

Принимаем ширину ремня в соответствии со стандартным рядом В=32мм.

Рассчитаем удельное давление на рабочих поверхностях зубьев ремня и сравним с допускаемым:

 

 

где  - коэффициент концентрации нагрузки на зубьях, по их высоте и длине; h - высота зуба; [P] =0,75МПа - допускаемое давление на зубья ремня, зависящее от частоты вращения ведущего вала.

Условие удельного давления Р< [Р] 0,63МПа<0,75МПа выполняется.

Величину начального натяжения ремня F0 вычислили по эмпирической зависимости:

 

Н

 

Силу, действующую на вал передачи, определяем:

 

Fr=1.1Ä FT=1.1Ä80,95=89,045 H.

 

Для динамического анализа зубчатой ременной передачи рассчитываем критическую линейную скорость ремня в такой последовательности:

а) Из справочника для ремня с модулем m=3 находим собственную частоту  с-1

б) Определим натяжение ведущей и ведомой ветвей ремня:

 

Fвщ = F0+0.5ÄFT = 43,173+0.5Ä80,95 =83,65 Н

Fвд = F0-0.5ÄFT = 43,173-0.5Ä80,95 = 2,7 Н

 

в) Определим деформацию одного шага ведущей и ведомой ветви ремня:

 

 

a' =14Ä10-4 мм2/Н - выбирается из справочника.

 

xс1 = aÄFвщ =4,375Ä10-5Ä83,65 = 0.00366 мм;

xс2 = aÄFвд =4,375Ä10-5Ä2,7 =0.000517 мм.

 

г) находим критическую скорость зубчатого ремня:

 

при КВ=0.5Ä (ZP-Z-Z) =0.5 (75-7-15) =26;

 

получаем для ведущей ветви ремня:

 

 

для ведомой ветви ремня:

 

 

Следовательно, передача работает в дорезонансной зоне, т.к. Vокр<Vкр и не требует корректировку параметров.

 

Основные параметры зубчатого ремня и шкивов.

Параметры Обозначения Расчетные формулы и результаты расчета
1 2 3
Модуль зацепления, мм m 3
Число зубьев ремня ZP 75
Шаг ремня, мм РР 9,42
Ширина зуба ремня, мм S 3
Высота зуба ремня, мм h 2
Толщина каркаса ремня, мм H 4
Расстояние от впадины зуба до нейтрального слоя ремня, мм d 0.6
Угол профиля зуба, град g 40
Ширина ленты, мм В 32
Ширина зуба шкива, мм Sш 3,2
Высота зуба шкива, мм hш 3,0
Межосевое расстояния, мм а 252
Делительный диаметр ведущего шкива, мм d1 42
Делительный диаметр ведомого шкива, мм d2 84
Диаметр вершина зубьев ведущего шкива, мм da1 40.81
Диаметр вершина зубьев ведомого шкива, мм da2 82,82
Диаметр впадины зубьев ведущего шкива, мм df1 35.41
Диаметр впадины зубьев ведомого шкива, мм df2 77,42
Радиус закругления головки зубьев, мм r3 1.05
Радиус закругления впадины зубьев, мм r4 1.2
Длина зуба, мм В3 35

Расчет волновой передачи

 

При конструировании модуля поворота руки робота необходимо выдержать ряд требований:

1. Большое передаточное отношение при сравнительно небольшом количестве деталей.

2. Высокая нагрузочная способность зацепления.

3. Сравнительно высокий КПД ( =0,92).

4. Высокая кинематическая точность и плавность хода.

Эти требования привели к необходимости использования волновой передачи как основного механизма обеспечения требуемых показателей.

Исходные данные:

 - крутящий момент на тихоходном валу;

 - число оборотов вала генератора;

-передаточное отношение редуктора;

-время работы редуктора;

возможная перегрузка по Мт в 2.5 раза.

Расчет волновой зубчатой передачи выполняется в 2 этапа: первый - проектировочный, второй - проверочный.

Проектировочный расчет заключается в предварительном определении размеров гибкого колеса: диаметра, длины, ширины, толщины стенок, ширины зубчатого венца.

При проектировочном расчете удобно исходить из критерия износостойкости боковых поверхностей зубьев в связи с тем, что удельное давление на зубья зависит от основных конструктивных параметров гибкого колеса.

Проверочный расчет сводится к проверке удовлетворения волновой передачи критериям работоспособности.

На первом месте по значению стоит критерий прочности. По этому критерию должны проверяться все волновые передачи. Остальные критерии должны учитываться в зависимости от условий работы ВЗП.

Проектировочный расчет

Кинематическая схема передачи соответствует схеме, показанной на рис.1

 

Рис.1

 

Принимаем ; . Число зубьев гибкого колеса . Число зубьев жесткого колеса . Назначаем тип генератора - кулачковый с одним рядом шариков. Для гибкого колеса выбираем сталь 20Х2Н4А с HRC 28…32, для жесткого - сталь 40Х с HRC 28…32. Назначаем конструктивные относительные параметры гибкого колеса:  - относительная толщина стенки под зубчатым венцом;  - относительная толщина гладкой оболочки;  - относительная ширина зубчатого венца; -относительная длина гибкого колеса.  Определяем допускаемое удельное давление на поверхности зубьев:

 

 

где  - коэффициент, учитывающий влияние передаточного отношения;

 при i>=100 т.к. в данном случае.

 - коэффициент, учитывающий тип генератора волн, для кулачкового генератора он равен единице;

 - допускаемое базовое удельное давление.

Определяем диаметр делительной окружности гибкого колеса:

 

 

где  - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по зубьям;  - коэффициент многопарности зацепления.

Определяем приближенное значение модуля зацепления:

 

;

 

принимаем ближайшее стандартное значение .

Определяем диаметры делительных окружностей гибкого и жесткого колес:

 

.

 

Принимаем в соответствии с рекомендациями .

Определяем коэффициент смещения гибкого и жесткого колес:

 

;

.

 

Определяем максимально возможную высоту захода зубьев:

 

 

Определяем диаметры окружностей впадин и вершин гибкого колеса:

 

;

.

 

Окончательное значение диаметра окружности вершин принимается после проверок:

· Высота зуба не должна быть больше, чем у производящего исходного контура:  подставляем 2,622<3,272 - выполняется;

· Высота зуба не должна быть больше толщины оболочки гибкого колеса под зубчатым венцом :  подставляем значения и получим 1,311<1,368 - выполняется.

Определяем диаметры окружностей вершин и впадин жесткого колеса:

 

мм.

,

 

где  - диаметр окружности выступов.

Определяем наличие радиального зазора между вершинами зуба гибкого колеса и впадиной жесткого колеса по большой оси генератора:

 

 

 

подставляем значения и получаем 16,621>0.075 - условие выполняется.

Определяем основные окружности гибкого и жесткого колес:

 

;

.

 

Определяем толщины зубьев гибкого и жесткого колес по делительным окружностям:

 

мм.

. мм.

 

Определяем размеры по роликам:

 

,

,

 

где D - диаметр мерительного ролика, берется в пределах (1,7.2) *m из набора для измерения резьбы: 0.572, 0.796, 1.008, 1.157, 1.302 и т.д. или по ГОСТ 2475-62;  - угол давления в точке касания ролика с профилем зуба, находиться по таблице инволют.

Определяем конструктивные размеры гибкого и жесткого колес:

a) Гибкое колесо:

 

 - толщина стенки;

 - толщина гибкой оболочки;

 - ширина зубчатого венца гибкого колеса;

 - длина гибкого колеса;

 

b) Жесткое колесо:

 

 - ширина зубчатого венца жесткого колеса;

 - толщина обода жесткого колеса;

-средний радиус жесткого колеса.

 

Проверочный расчет

Проверка по критерию прочности

Определяем амплитудные нормальные (изгибные) напряжения в гибком колесе ненагруженной ВЗП:

 

,

 

где  - коэффициент, величина которого зависит от формы деформирования;

 

;

 

 - коэффициент влияния зубьев; Е - модуль упругости.

Определим амплитудные нормальные напряжения в гибком колесе при действии крутящего момента:

 

,

 

где  - коэффициент, учитывающий влияние конструкции генератора волн на интенсивность увеличения напряжений в гибком колесе.

Определяем средние напряжения:

 

.

 

Определяем максимальные касательные напряжения в гибком колесе ненагруженной волновой передачи:

 

.

 

Определяем максимальные касательные напряжения в гибком колесе нагруженной волновой передачи:

 

,

 

где  - коэффициент, учитывающий влияние крутящего момента и конструктивных параметров гибкого колеса на уровень касательных напряжений в нем.

Определяем амплитудные и средние касательные напряжения:

 

;

.

 

Определяем эффективные коэффициенты концентрации напряжений:

 

;

,

 

где  - коэффициент, учитывающий влияние радиуса сопряжения контура зуба с линией его впадины.

Определяем запас прочности гибкого колеса:

 

;

;

.

 

Условие n>1.3 выполняется.

Проверка по критерию "ресурс подшипника генератора волн".

Определяем основные геометрические и конструктивные параметры кулачкового генератора волн:

·  - наружный диаметр круглого подшипника с гибкими кольцами;

·  - толщина наружного кольца;

·  - толщина внутреннего кольца;

·  - диаметр шариков;

·  - ширина колец генератора;

·  - глубина дорожки качения наружного кольца;

·  - глубина дорожки качения внутреннего кольца;

·  - число шариков;

·  - радиус желоба дорожки качения.

Определяем максимальную деформацию по генератору:

 

.

 

Определяем располагаемую динамическую грузоподъемность шарикоподшипника генератора:

 

.

 

Определяем потребную динамическую грузоподъемность:

 

 

Проверка по критерию жесткость звеньев.

Определяем предельный крутящий момент, передаваемый волновым зубчатым редуктором:

 

,

 

где  - коэффициент податливости гибкого колеса; G - модуль упругости при сдвиге;  - коэффициент податливости жесткого колеса;  - податливость генератора.

Принимаем радиальное биение вала .

Определяем максимальный крутящий момент:

 

,

 

где  - коэффициент перегрузки.

Проверка по критерию "теплостойкость".

Определяем количество тепла, образующегося в результате потерь мощности:

 

.

 

Определяем количество тепла, отводимого в окружающую среду от передачи:

 

,

 

где  - коэффициент передачи с площади F1; F1 определяется после эскизного проектирования.

Так как А1>А, то условие выполняется.


Конструирование механизма

 

Механизм в данном проект можно оставлять стандартным (протоколом М4), но учитывая особенности расчётов. Конструкция механизма поворота руки робота показана на формате А1 в приложении к курсовой работе.

Конструкция выполняется по расчетам, но выбирается по конструктивным соображениям и стандартами с явным запасом прочности. Это облегчает задачу проектирования механизма, но этот проект даёт только навыки к проектированию. На самом деле при более серьезной проектировке надо рассчитывать каждый элемент механизма и, по возможности, выбирать таковой согласно стандартом.


Расчёт на прочность валов

 

Расчёту подлежат те валы, которые в данном механизме воспринимают нагрузки. Определим потребный диаметр вала на ведущем шкиве учитывая прочностные характеристики. Это является проектировочным расчётом.

 

 

где Т - крутящий момент на валу, [tкр] - допускаемое напряжения при кручении.

 

 

Так как расчётная величина является очень малой конструктивно для удобства и возможности шпоночного соединения выбираем вал с d = 18 мм., при этом выигрывая большой запас прочности и такой же диаметр имеет вал электрического двигателя, а это упрощает задачу конструирования. Определим потребный диаметр вала на ведомом шкиве учитывая прочностные характеристики. Это является проектировочным расчетом.

 

 

Принимаем диаметр вала d=15 мм, это нам даст большой запас прочности и облегчит задачу проектирования.

 

 

Принимаем диаметр вала d=45 мм, это нам даст большой запас прочности и облегчит задачу проектирования.

Проверочный расчет

 

 

Материал вала - сталь 45, нормализация, σв=590Нмм2.

предел выносливости при симметричном цикле изгиба:

 

Н/мм2

 

предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений:

 

Н/мм2.

 

Сечение А-А.

Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки.

Принимаем κτ=1.58, кσ=1б49, масштабный фактор εστ=0.82, ψτ=0.1;

Крутящий момент М=210·103Нм.

Изгибающий момент в горизонтальной плоскости:

 

 

Изгибающий момент в вертикальной плоскости:

 

 

Суммарный изгибающий момент в сечении А-А.

 

Нмм

 

Момент сопротивления изгибу:

 

 

Момент сопротивления кручению:

 


 

Амплитуда нормальных напряжений изгиба:

 

 среднее значение σm=0;

 

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

 

;

 

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям

 

 

Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А-А

 


Расчёт подшипников

 

По динамической грузоподъемности подбирают подшипники качения при п=> 10 мин. - Ä1 Подшипник подбирается по условию: Сп<=Ср, где Сп - потребная динамическая грузоподъемность, Ср - располагаемая динамическая грузоподъемность.

Динамическую грузоподъемность определяют по формуле:

 

 

где а1 = 0.44, а23=1 - коэффициенты, учитывающие качество материалов подшипника, смазку и условия эксплуатации:

 

промышленный робот модуль

 

Эквивалентную нагрузку F для различных типов подшипников определяют по формуле:

в частности для радиальных.

 

F=VÄFaÄKdÄKT

 

V = 1 (вращается внутреннее кольцо); KdÄ = 1 (спокойная нагрузка);

KT = 1 (температурный коэффициент).

 

Fr = 31.62Н

FВ = (FrÄ50) /700= 2.26Н

FА= Fr+FВ => FА = 34Н

F = 1Ä34Ä1Ä1 = 34Н

 

Находим

Выбираем стандартный подшипник

№1000905

Внутренний диаметр d = 20мм;

Внешний диаметр D = 37мм;

Ширина В = 9мм;

Радиус округления r = 0,5мм;

Грузоподъемность С = 574Н;

Статическая грузоподъемность С = 375Н;

Шарики DT = 5мм;

Число шариков Z = 12шт;

Масса 0.042кг.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...