Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принятие правил работы в группе




Ведущий зачитывает правила работы, и группа обсуждает каждое:

  • 1. Правило именной карточки — каждый участник группы должен носить на груди именную карточку все время работы на тренинге.
  • 2. Правило присутствия на тренинге — каждый участник группы должен присутствовать на тренинге все время работы. Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий. При однократном пропуске занятий группа решает, что делать с участником. При двукратном пропуске участник группы лишается права участвовать в ее дальнейшей работе.
  • 3. Разговоры на тренинге — во время работы в группе участники имеют право говорить только «в круг» и только по одному. Это означает, что запрещаются разговоры членов группы друг с другом, перешептывания, одновременные высказывания нескольких участников.
  • 4. Запрет на обсуждение процедуры тренинга до окончания работы в группе — не разрешается обсуждать технологию тренинга с людьми, не участвующими в работе группы, а участникам группы — обсуждать процедуру между собой до окончания работы в группе.
  • 5. Выполнение всех требований ведущего — участники группы должны выполнять все упражнения, предусмотренные программой и домашние задания к каждому занятию.

После обсуждения правил следует ритуал принятия правил: Все участники группы должны произнести вслух фразу: «Я обещаю выполнять эти правила», подтвердив тем самым, что они берут на себя ответственность за соблюдение правил. Принятие правил — это момент рождения группы. Затем участники группы расходятся для того, чтобы заполнить и прикрепить свои именные карточки.

Таблица 1. Мотивы «плохого» поведения

  Привлечение внимания Власть Месть Избег неуда
Социальные причины Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению Мода на «сильную личность», отсутствие конструктивного подчинения в окружении ребенка Рост насилия в обществе Слишком высокие требования родителей и учителей
Сильные стороны поведения Потребность в контакте с учителем Смелость, сопротивление влияниям Способность защищать себя от боли Нет
Эмоции учителя Раздражение, негодование Гнев, негодование, может быть, страх Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху Профессиональная беспомощность
Желания учителя Сделать замечание Прекратить выходку с помощью физического действия Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста
Реакции ученика Временно прекращают выходку Прекращают выходку, когда решат сами Прекращают выходку, когда решат сами Попадают в зависимость от учителя. продолжают ничего не делать
Способы профилактики Учить детей просить внимания приемлемыми способами. оказывать внимание за хорошее поведение Уходить от конфронтации. отдавать часть своих организационных функций Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем Поддерживать ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»

Информирование о возможных целях «плохого» поведения детей

В форме лекции или теоретического вступления ведущий знакомит участников с четырьмя мотивами «плохого» поведения, которые представляют как бы четыре частные логики: одним детям хорошо, когда они в центре внимания, другим — когда они главные в любой ситуации; третьим — когда они могут отомстить за обиду; четвертым — когда их оставляют в покое. Рассказ сопровождается постепенным заполнением таблицы «Мотивы плохого поведения».

Скажите следующее: Классификация, положенная в основу этого практичного подхода, создана американским ученым — педагогом и психологом Рудольфом Дрейкурсом. Когда его спрашивали, почему он придумал именно четыре мотива, он отвечал, что ничего не придумал. Он просто наблюдал за детьми и увидел только эти мотивы. «Если кто-то увидит что-то иное, — говорил он, — пусть напишет свою книгу». Это типичный ответ прагматика, последователя Дьюи, которым и был Дрейкурс. В самом деле, любая теория личности предполагает какое-то свое объяснение «плохого» (неподходящего) поведения детей. Чем отличается объяснение Дрейкурса от того, например, которое дается в психоанализе или когнитивной психологии? Тем, что его классификация не ставит диагнозов и ничего по сути не объясняет. Зато она четко направлена на выбор воспитательной стратегии, на будущее. Определение мотива не ставит на ребенке «крест», скорее обозначает условия роста. Это диагностика не прошлого, а будущего. Вы сейчас услышали все это, и теперь, пожалуйста, попробуйте найти какой-нибудь «пятый мотив». Предложите для обсуждения ситуации, которые не попадают в четыре уже известных мотива. Тому, кто найдет интересные варианты, будет вручена медаль «За сопротивление авторитетам».

Рекомендации ведущему

Могут быть предложены такие варианты «пятого мотива», как скука, шалость; защита себя и своего достоинства, и т.п. В первом случае нужно отметить, что, скучая (или шаля), один ребенок не нарушает правил, другой привлекает внимание, третий идет на конфронтацию с учителем. Чаще всего скука или равнодушие появляются как защитная реакция ученика со страхом неудачи. Что касается второго случая — нужно рассмотреть, какие правила нарушает то или иное поведение, какое внимание в конкретном учебном заведении уделяется вопросам защиты чести и достоинства. Подготовьтесь к этой части обсуждения предварительно обдумав свои собственные версии «пятого мотива», и не забудьте приготовить «медаль» (картонную, шоколадную или любую другую), чтобы вручить ее участнику группы, продемонстрировавшему сопротивление вашему авторитету и авторитету Р. Дрейкурса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...