Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Три способа «испортить» ребенка




Мы балуем ребенка, когда

  • видим, что он ведет себя «плохо», безответственно, и не реагируем подходящим образом;
  • делаем для него слишком много того, что он смог бы делать для себя сам;
  • «вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которую он попал по собственному выбору.

Рекомендации ведущему

При проведении дискуссии постарайтесь, чтобы группа обсудила следующие вопросы:

  • Чем поддержка отличается от положительной оценки?
  • Чем поддержка отличается от похвалы-сравнения?
  • Почему поддержка повышает самоуважение и является «единственным средством вернуть мотивацию»?
  • Почему иногда бывает трудно поддержать человека?
  • В чем секрет воспитывающего эффекта поддержки?
  • Почему положительная оценка иногда может обидеть, а поддержка — нет?
  • Почему поддержка — это принципиально иной подход к ребенку, а не один из приемов?
  • Назовите составляющие поддержки.
  • Чем одобрение отличается от уважения (признания)?
  • Как вы относитесь к тому, что изображено на плакате «Сколько поддержки нужно?»?
  • Что вызывает у вас сомнения?
  • Приведите примеры из собственного педагогического опыта.

Дискуссия на данную тему может получиться достаточно острой и интересной, если вы позволите высказаться тем членам группы, которые имеют отрицательный опыт оказания поддержки. Их точка зрения сводится к следующему: хорошие отношения с ребенком обязательно приводят к тому, что он «садится вам на шею». Желательно, чтобы в дискуссии были прояснены следующие моменты:

  • «хорошее отношение» — это отношение к личности ребенка, оно не обязывает хорошо относиться к тому, что он делает;
  • поддержка не работает без «твердости» — разумного отношения к выборам, поступкам, деятельности ребенка, а «твердость» предполагает умение сопротивляться манипулированию и устанавливать справедливые санкции;
  • если педагог правильно выполняет приемы поддержки и умеет сопротивляться, то он может держать дистанцию, не становясь «приятелем» или «подружкой» ученика.

Обсуждение обычно приводит к соглашению спорящих сторон, когда участники дискуссии понимают, что поддержки много не бывает, бывает мало «твердости». Обратите внимание участников на то, что важно поддерживать ребенка «подходящим образом», то есть профессионально, а не «как получится». Скажите участникам, что этот тренинг и посвящен тому, чтобы научить их реагировать «подходящим образом» на неподходящее поведение, поддерживая при этом и правильное, «хорошее» поведение.

Упражнения на овладение навыком

Упражнение 1. «Как выражать признательность»

Вот правило правильной благодарности — говорите максимально конкретно, аккуратно и объективно описывайте то, за что именно вы благодарны ученику, и избегайте прошедшего и будущего времен. Правильно сформулированная благодарность последовательно описывает:

  • 1. действие ученика и его результат;
  • 2. ваши чувства в этой ситуации;
  • 3. позитивный эффект от этого действия.

Пусть участники выберут из приведенных ниже фраз правильно сформулированную благодарность за убранный учеником класс: Саша, спасибо за то, что ты сегодня сделал. (Этой фразе не хватает конкретности. Может быть, Саша сделал сегодня много не только хорошего, но и не очень.) Саша, спасибо, я надеюсь, ты теперь всегда так же хорошо будешь дежурить по классу. (В данном случае не соблюдается принцип «настоящего момента».) Саша, неужели это ты так все вымыл? Что же ты раньше так не делал? (Не соблюдается принцип «настоящего момента»: ребенку напоминают о его прошлых неуспехах.) Саша, когда я увидела, что класс моешь ты, я очень обрадовалась. Мне стало приятно, что ты решил мне помочь. Спасибо!

Когда я увидел, как ты моешь класс, Саша, я подумал: он умеет работать не только головой, но и руками! Как я рада, Саша, что ты все убрал без напоминания, ты так помог мне.

Три последних варианта — правильные.

Упражнение 2. «Работа над ошибками»

Ошибки — очень важная часть жизни, однако, часто их не уважают так, как они этого заслуживают, а ведь ошибки — «родители опыта» (помните у Пушкина: «…и опыт, сын ошибок трудных…»). В данном упражнении предложите участникам группы задание — вспомнить самую значительную ошибку, связанную с участием в тренинге. Пусть участники начнут свои рассказы об ошибках словами «Когда я выполняла домашнее задание…» (или «Когда я только начала заниматься по программе…») и далее назовут свою ошибку и чему она их научила. Самая значительная и интересная ошибка должна быть выбрана самими участниками группы. Ее автор получает приз или «медаль», заранее приготовленные ведущим.

Вариант этого же упражнения — конкурс на лучшую ошибку недели вне зависимости от того, относится ли она к тренингу или нет.

Обсуждение итогов

Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

Прочитать главу 4, §1,2 книги «Учитель и проблемы дисциплины».

Не менее трех раз высказать ученикам благодарность в правильной форме. Записать, какими словами это было сделано и как реагировал ученик.

Занятие 4. Привлечение внимания как мотив «плохого» поведения. Меры экстренного педагогического вмешательства

Цель работы

Обучить участников группы навыкам экстренного педагогического воздействия в ситуациях, когда дети, привлекающие внимание, мешают вести урок.

Материалы

Для того чтобы участники могли эффективно работать на этом занятии, следует обеспечить их информацией о мерах экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с детьми, привлекающими внимание (таблица 5, с. 100). Для этого надо либо написать таблицу достаточно крупно (в формате плаката), либо распечатать ее в таком количестве экземпляров, чтобы хватило каждому участнику группы.

Упражнения на разогрев

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...