Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административно-хозяйственная деятельность и привычная практика работы




 

Некоторые меры, принимаемые для повышения безопасности работников, могут казаться спорными, но ни одна из подобных проблем не связывается с административно-хозяйственными мероприятиями на производстве. Как подсказывает здравый смысл и как предписывает OSHA, организация должна нести ответственность за чистоту производственной среды и отсутствие в ней источников явной физической опасности, таких как груды мусора, лужи масла или воды и загороженные запасные выходы. Однако, несмотря на очевидность этого предупреждения и тот факт, что предприятия, насчитывающие менее 200 работников, имеют право воспользоваться бесплатными консультационными услугами OSHA, по меньшей мере от 5 до 10 % регистрируемых нарушений техники безопасности ежегодно попадает в эту категорию.

Еще одна проблема, касающаяся безопасности производственной среды, — это использование излишне упрощенных и небезопасных приемов работы, к примеру, нежелание следовать рабочим инструкциям (например, Stager & Hameluck, 1990). Причины таких действий различны; в некоторых случаях упрека заслуживает работник, тогда как в других виной всему давление со стороны администрации, стремящейся побыстрее завершить работу, или со стороны коллег, старающихся перевыполнить план.

Нежелание или отказ носить защитные средства и/или одежду является одним из наиболее распространенных примеров привычной небезопасной практики работы. Иногда такие действия кажутся оправданными. Если только работникам не приходится это делать, чтобы, к примеру, сохранить работу, многие из тех, кому положен один из поясов для работы с тяжестями (созданных с целью предотвращения травм спины), их не носят. Некоторые из рабочих считают, что эти пояса бесполезны; кто-то опасается, что его собственные мускулы ослабнут, если он будет полагаться на это подспорье.

Ранние исследования, в которых работа в поясах для поддержки спины сравнивалась с работой без них, не смогли обнаружить факты в пользу того, что такой пояс предотвращает травмы (например, Reddell, Congleton, Huchingson & Montgomery, 1992). Вдобавок некоторые врачи предупреждали, что пояса могут принести больше вреда, чем пользы, вселяя в людей ложное чувство безопасности при подъеме тяжестей. Результаты обширного пятилетнего исследования, опубликованные в конце 1996 г. специалистами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, резко контрастируют с этими взглядами. Травмы спины сократились на одну треть, когда фирма Home Depot, Inc., в 1989 г. сделала ношение поясов обязательным для своих 36 тыс. работников. За четвертой частью всех компенсационных исков, подаваемых рабочими, стоят травмы нижней части спины, и должностные лица Национального института охраны труда (National Institute for Occupational Safety and Health, NIOSH), которые раньше заявляли, что факты не подтверждают необходимость обязательного использования поясов, теперь пересматривают свою позицию.

Многие люди до сих пор считают, что пояса для работы с тяжестями неэффективны и/или снижают производительность труда, но в других случаях предохранительное средство или спецодежду отвергают потому, что ее неудобно носить и/или в ней сложнее эффективно выполнять работу (например, Akbar-Khanzadeh, Bisesi & Rivas, 1995). Чтобы разрешить эти проблемы, нужно сделать эти средства более эффективными и удобными. В тех случаях, когда причиной нежелания носить защитную одежду, очки, наушники или другие предохранительные средства является социальное давление, сводимое к словам типа: «Это штуковину носят только слабаки», или разделяемое работниками мнение, что риск составляет часть работы (например, Niskanen, 1994), одним инженерам по технике безопасности эту проблему уже не решить. Организационные психологи сосредоточивают свои усилия по решению этой задачи в двух областях — проводят обучение технике безопасности и разрабатывают программы стимулирования техники безопасности.

Обучение технике безопасности

 

Обучение — это метод повышения безопасности работы, в центре которого знания работника. Обучение людей основным навыкам решения проблем и преодоления стресса может, к примеру, быть уместно для каких-то не слишком опасных условий труда в некоторых профессиях (Spettell & Liebert, 1986). Навыки решения проблем могут помочь людям более эффективно справляться с незнакомыми чрезвычайными ситуациями. Навыки преодоления стресса помогут полностью устранить некоторые из этих ситуаций, поскольку стресс может повлечь за собой неосторожные действия и снизить способность человека выполнять производственные требования.

Существуют альтернативы, подобные описанным ниже, но большинство программ обучения технике безопасности направлено главным образом на сообщение сведений о безопасных методах труда и административно-хозяйственной деятельности. Средства, используемые для распространения этой информации, начинаются с плакатов, несущих указания по технике безопасности, и заканчиваются курсами обучения для представителей различных профессий. Большинство организаций стараются использовать первое средство; памятка 9.1 содержит выдержки из плаката по технике безопасности, адресованного руководителю и созданного в начале 1950-х гг. Программы обучения имели меньшее распространение, чем подобные письменные напоминания, но они стали приобретать все большую популярность, когда проблема обострилась.

Полезными источниками информации о методе обучения технике безопасности, потребном в той или иной ситуации, являются наблюдение, интервью и данные о несчастных случаях (Cooper & Newbold, 1994). Как только выявлены конкретные области, в которых необходимо внести улучшения, следующим шагом становится определение задач обучения технике безопасности. Некоторые исследователи считают полезным включить в этот процесс, в порядке взаимного участия, как самих работников, так и управленцев, непосредственных руководителей, специалистов по технике безопасности или организационных психологов (например, Cooper, Phillips, Sutherland & Makin, 1994).

Памятка 9.1

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

 

ПЕРВАЯ. Удостоверьтесь, что все ваши подчиненные понимают необходимость нести личную ответственность за технику безопасности и принимают ее на себя.

ВТОРАЯ. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности, относящимися к работе, которую вы выполняете.

ТРЕТЬЯ. Помните об опасностях, которые могут возникнуть после замены оборудования или изменения методов работы.

ЧЕТВЕРТАЯ. Побуждайте своих подчиненных обсуждать с вами опасности, подстерегающие их на работе.

ПЯТАЯ. Проинструктируйте своих подчиненных в отношении безопасной работы.

ШЕСТАЯ. Следите за тем, чтобы инструкции всегда выполнялись и чтобы рабочие пользовались имеющимися у них защитными средствами.

СЕДЬМАЯ. Подайте хороший пример. Покажите, что ваши трудовые привычки и личное поведение соответствует правилам техники безопасности.

ВОСЬМАЯ. Расследуйте и проанализируйте вес инциденты — сколь бы незначительными они ни казались, — которые произошли с вашими подчиненными.

ДЕВЯТАЯ. Тесно сотрудничайте с теми специалистами вашей организации, которые занимаются вопросами безопасности работников.

ДЕСЯТАЯ. Помните: предотвращение несчастных случаев не только уменьшает человеческие страдания и потери; с практической точки зрения это прежде всего совершение полезных деяний. Следовательно, техника безопасности является одним из ваших главных обязательств — перед вашей компанией, вашими коллегами-управленцами и вашими сотрудниками.

 

Источник:

«Ten Commandments of Safely for Supervisors». American Management Association, 1953.

 

Согласуясь с основными принципами обучения, любая программа повышения безопасности на рабочих местах скорее повлечет за собой заметные изменения в поведении работников, когда практикуются (а также описываются) безопасные действия, а участники программы получают обратную связь об этой практике и обеспечена какая-то форма подкрепления эффективной практики. К примеру, в одной программе транспортные рабочие-ремонтники участвовали в 45-минутном обсуждении, во время которого слайдам, изображавшим опасные условия труда, противопоставлялись другие слайды, показывающие соответствующие безопасные условия и приемы (Komaki, Heinzman & Lawson, 1980). После того как работники получали информацию о желательных безопасных действиях, их побуждали следовать им (практика) посредством плана стимулирования техники безопасности (поощрение). Однако до тех пор, пока в программу не был включен элемент обратной связи, фиксировались лишь незначительные улучшения. Этот урок очень важен: чтобы стимулирование было эффективным, люди должны знать, насколько правильны их действия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...