Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к практическому занятию




Успех занятия зависит от качества подготовки к нему как со стороны преподавателя, так со стороны студентов. Хорошую подготовку студента к занятию продемонстрирует начало выступления с плана доклада (реферата), который подготовлен им самостоятельно или под руководством преподавателя. Практика свидетельствует о том, что нередки случаи, когда студент, содержательно выступая по вопросу в целом, не может сформулировать мысли, которые он только что высказал пространно. Иначе говоря, он недостаточно ясно представляет себе структуру собственного выступления, что говорит о его поверхностной подготовке, о механическом переписывании материала в свой конспект.

В создании творческой атмосферы на семинаре значительную роль играет содержание и форма выступлений. Чем интереснее, оригинальнее доклад, тем больше он привлекает студентов, вызывает с их стороны желание принять участие в обсуждении, высказать свою точку зрения, свое мнение. Дословное воспроизведение в докладе (выступлении) содержания учебного пособия, прослушанной лекции, монотонное чтение конспекта неизбежно вызовет скуку, убьёт интерес к предстоящему обсуждению вопроса.

Важно студенту во время выступления поддерживать постоянную связь с аудиторией, реагировать на реплики, вопросы, замечания, не теряясь при этом. Это требует значительных усилий воли и привычки. Выступающий должен обращаться к аудитории, а не к руководителю семинара, поддерживать зрительную связь со студентами, а не смотреть в потолок или по сторонам, что свидетельствует о неуверенности оратора и боязни аудитории. Поэтому важен анализ не только содержания выступления, но и его формы, дикции, поведения докладчика на кафедре, навыков общения с аудиторией.

Вопросы к студенту, выступающему с докладом, должны задавать, прежде всего, сами студенты, а не преподаватель. Вопросы должны быть существенными, связанными с содержанием обсуждаемой темы, точно сформулированными. Вопросы к докладчику, их содержательность и количество в значительной мере характеризуют качество выступления, степень интереса к нему, подготовленность остальных участников практического занятия, уровень их активности.

После того как вопросы студентов и преподавателя к докладчику исчерпаны, можно переходить к обсуждению теоретических и методических достоинств и недостатков доклада, а также и ответов докладчика на заданные вопросы.

Заключительное слово преподавателя подводит итог обсуждению проблем, вынесенных на занятие.

В завершении занятия, подводя итоги, преподаватель оценивает уровень обсуждения вопросов в целом, лаконично подчеркивает существо обсуждаемых проблем, их теоретическое и методологическое значение, углубляет то, что, по его мнению, освещено недостаточно глубоко, характеризует и оценивает сильные и слабые стороны выступлений, не забывая отметить яркую и самостоятельную мысль кого-либо из студентов, советует ознакомиться с дополнительной литературой. Исходя из воспитательных задач практического занятия, выступая с частным или общим заключением, оценивая мысли, высказанные студентами, преподаватель проявляет необходимый такт, тонко сообразуется с индивидуальными особенностями студентов, принимавших участие в работе практического занятия, используя, таким образом, заключение как средство воспитания.

Основные положения учебных тем, изучаемых на лекционных занятиях, изложены в соответствии с планом проведения практических занятий. Для облегчения усвоения учебной дисциплины преподаватель даёт комментарий по основополагающим понятиям и терминам. Основные положения изучаемых тем в конспективном виде содержат тезисы для выступления студентов на практическом занятии.

Составленные к каждой теме вопросы и задания для индивидуальной работы ориентируют студентов на самостоятельную работу с первоисточниками, исключают формализм в обучении. При таком подходе на практических занятиях используется участие в ней студентов учебной группы.

Подготовку к каждой теме рассматриваемой дисциплины необходимо начинать с ознакомления с ней в Рабочей учебной программе и Общих методических рекомендациях, где обозначены направления и объем познаний, требуемые для участия в семинарском занятии, приведен ориентировочный перечень учебной литературы.

Зная круг дискуссионных вопросов к каждой теме, все студенты группы должны быть готовы к их обсуждению (после ответов на основные вопросы практического занятия).

По окончании каждой лекции лектор дает персональные задания студентам для индивидуальной работы на практическом занятии, что не исключает, а наоборот, предполагает, активное участие других студентов в обсуждении круга этих вопросов.

Практический совет студентам, изучающим дисциплину «Теоретические основы финансового менеджмента»: финансы находятся в постоянном развитии, а необходимые коррективы в учебно-методическую литературу вносятся с опозданием, отсюда вывод: лекции необходимо посещать. Хотя бы потому, что учебный лекционный материал излагается с учетом текущих изменений и дополнений законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов. При изложении лекции лектор заостряет внимание студентов на этих обстоятельствах и, в соответствии с этим рекомендует перечень действующих на данный момент нормативных актов и «не устаревшей» учебной и методической литературы. Именно на лекции восполняется информационно-правовой вакуум, образующийся время от времени, как следствие незаконченной административно-правовой реформы в России.

Главная задача практических занятий – выработать у студентов навыки самостоятельного поиска источников информации о финансовой системе России.

С этой целью можно воспользоваться официальными публикациями органов государственной власти и управления России, на Web-сайтах Государственной думы, Администрации Президента РФ, министерств и ведомств. Полезные сведения, кроме перечня рекомендованной для самостоятельного изучения литературы, предложенной в Рабочей учебной программе, могут быть получены студентами из научно-практических журналов «Финансы», «Деньги и кредит» и «Финансовой газеты».

Дополнительную информацию методического характера студенты могут почерпнуть из «Методических рекомендаций по самостоятельной работе студентов», «Методических рекомендаций по организации и руководству самостоятельной работой студентов» и «Методических рекомендаций по организации практических занятий», подготовленных на кафедре «Финансы и кредит».

Перечень тем практических занятий и вопросов для докладов и обсуждений, рассчитан в соответствии с учебным планом и рабочей учебной программой на 2 часа аудиторного времени по каждой теме и предлагается к самостоятельному изучению в следующей последовательности:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...