Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация внешнеторговой деятельности крупного производственного комплекса




 

В современных условиях демонополизации внешнеторговой деятельности крупный промышленный комплекс - основное звено внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с действующим законодательством предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Согласно действующему законодательству предприятие имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке.

Для эффективного управления внешнеторговой деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеторговой деятельностью предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать.

Наибольший опыт управления внешнеторговой деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях Министерства внешнеэкономических связей (далее ВТО).

Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определенными товарами либо группе стран. Возглавляют фирму директор и в зависимости от объема работы - несколько его заместителей.

Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно разделить на три группы:

1. Группа отделов и служб, осуществляющих планирование:
планово-экономический отдел - планирование внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;
валютно-финансовый отдел - валютное планирование и контроль за банковскими валютными, кредитными и расчетными операциями, соблюдение интересов ВТО при внешнеторговых сделках;
транспортный отдел - планирование и обеспечение перевозок экспортных и импортных грузов;
бухгалтерия ВТО - учет и отчетность, расчеты с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчет и выплата заработной платы, анализ (совместно с плановым отделом) результатов финансовой деятельности по объединению и рекомендации по ее улучшению.

2. Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом:
отдел конъюнктуры и цен - исследование спроса, предложения, динамики цен, структуры рынков, систематизация конъюнктурных материалов, координация работы фирм с общими иностранными агентами, методическое руководство и контроль правильности расчетов и применения цен фирмами при подготовке и заключении контрактов, другая работа по исследованию конъюнктуры рынков; отдел рекламы и выставок обеспечивает рекламную деятельности ВТО, организует участие специализированных фирм в международных выставках и ярмарках; инженерно-технический отдел - изучение действующих на мировом рынке технических требований к товарам и информирование о них непосредственных производителей товаров, анализ технического уровня и качества продукции, ее конкурентоспособности, соответствующие заключения и рекомендации специализированным фирмам по этим вопросам; отдел совместных предприятий - координация, планирование и контроль деятельности совместных предприятий, созданных с участием иностранного капитала на территории Украины, и смешанных обществ, созданных с участием объединения за рубежом, создание новых смешанных обществ за рубежом и их ликвидация; отдел технического обслуживания и запчастей - организация гарантийного и послегарантийного технического обслуживания экспортируемых объединением товаров в зарубежных странах, обеспечивает технические центры и зарубежных агентов объединения необходимыми запасными частями, ремонтным оборудованием и транспортом.

3. Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений: отдел развития - совершенствование организационной структуры объединения; отдел АСУ (ВЦ) - автоматизация расчетов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм, создание совместно с другими отделами и фирмами баз данных и ведение их; отдел кадров - вопросы подбора и расстановки кадров, ведение личных дел работников; отдел загранкомандировок - оформление командировок за границу; канцелярия - регистрация и контроль организационно-распорядительной документации и переписки; административно-хозяйственный отдел - снабжение необходимыми для работы объединения материалами и оборудованием, ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа; юридический отдел - помощь в составлении условий контрактов и соглашений, консультация фирм по вопросам претензий и рекламаций, разногласий, защита интересов ВТО в судах и арбитражах, правовое обеспечение деятельности ВТО; протокольный отдел - выполняет поручения руководства ВТО и фирм по встречам, приему и проводам представителей иностранных фирм, прибывших с деловыми целями.

Иногда юридический и протокольный отделы, а также бухгалтерия и отдел кадров подчиняется непосредственно директору ВТО, выполняя в целом те же функции.

Создание такой разветвленной структуры управления В Э Д характерно для предприятий (организаций) независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках. Однако количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеторговой деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы.

На разных предприятиях в зависимости от специфики и масштабов деятельности в организации внешнеэкономических связей принимают участие различные отделы и службы, но, как правило, основные функции в этой сфере аккумулирует отдел внешнеэкономических связей (далее ОВЭС):

1. Научно-техническое сотрудничество и внешние связи.
Это предполагает проведение необходимых мероприятий по научно-техническому сотрудничеству с другими фирмами и изучении и внедрении передового опыта, разработку планов сотрудничества, организацию переговоров, сбор и накопление информации по международному опыту, подбор специалистов для командирования за рубеж, планирование и контроль за экспортным производством, а также статистическую отчетность.

2. Протокол:
организация протокольных мероприятий, связанных с приемом делегаций;
проведение консультаций с иностранными специалистами и т.д.;
оформление документов для всех прибывающих на предприятие специалистов по вопросам расширения рынка сбыта продукции и обмену опытом;
обеспечение переводчиками иностранных специалистов, делегаций, а также переговоров;
перевод каталогов, проспектов, другой технической документации.

3. Аналитические исследования, составление прогноза сбыта и выработка политики ценообразования: анализ характеристик выпускаемой продукции с точки зрения требований рынка; изучение и анализ рынка сбыта продукции; разработка, составление прогноза сбыта; определение возможного ассортимента товаров для продажи на рынке и разработка проекта планируемого оборота предприятия и новых форм обслуживания;
создание банка данных для маркетингового ситуационного анализа;
изучение факторов, влияющих на скорость внедрения товара на рынке, и выбор наиболее оптимального подхода к ценообразованию при реализации продукции предприятия; анализ состояния цен на рынке.

4. Изучение рекламной деятельности:

разработка мероприятий по стимулированию спроса продукции предприятия;  проведение анализа мероприятий по рекламе продукции.

5. Разработка планов и работа по заключению договоров на реализацию продукции:

· заключение и продление договоров, оформление контрактов;
работа с биржами, брокерами, дилерами и агентами по сбыту;
поиск потребителей на основе выданных прогнозов сбыта;
ведение картотеки по учету потребителей;

· переговоры с потенциальными потребителями;

· ведение сбыта по регионам;

· работа с сервис - центрами, обеспечение их запасными частями.

Среди способов представления своей продукции и поиска клиентов можно выделить:

1. Участие в выставках и ярмарках. При выборе нужной выставки необходимо руководствоваться критериями отбора, такими, как популярность выставки, место и время ее проведения, реклама, цена и др.
Участие в выставках - дело не дешевое, и поэтому необходимо продумать все факторы при выборе выставки. На выставках, как правило, устанавливается много контактов, происходит обмен визитными карточками, оговариваются условия, в этом - преимущество выставок, т.к. имеет место непосредственный контакт, из которого можно выяснить сразу, эффективно ли сотрудничество в перспективе.

2. Рассылка писем по адресам каталогов. В специальных источниках можно отыскать множество предприятий, которые могут быть заинтересованы и нуждаются в продукции, учитывая их производство и место нахождения. Письма печатаются на фирменных бланках предприятия. Необходимо уделить внимание стилистике письма: предпочтительно обращаться лично, письма не должны быть безликими и однотипными. В этом большой шанс привлечь к письму внимание получателя. Нужно заметить, что эта работа не всегда эффективна, занимает немало времени и не дает гарантий на получение ответа.

3. Телефонные звонки и переговоры с возможными покупателями. Это более дорогое, но более быстрое мероприятие, чем рассылка писем по аналогичным адресам. Сюда можно отнести также телексы и факсы.

4. Объявления в газетах. Это дорогая реклама, нет гарантий в том, что эти затраты окупятся, но есть возможность привлечь к себе внимание значительного числа потенциальных покупателей.
Анализируя в процессе проведения сбытовой работы ее эффективность, становится очевидным преимущество поиска постоянных заказчиков. Учитывая тонкости заказа и специализацию, производится более эффективная и необходимая для клиента продукция.

Заключение

 

В современных условиях демонополизации внешнеэкономической деятельности, предприятие является основным звеном внешнеэкономического комплекса страны.

Для систематизации, анализа и повышения эффективности  внешнеторговой деятельности производственно-экономических систем, функционирующих в рыночных, т.е. в изменяющихся условиях реализации целей своего существования и развития, выделены определяющие составляющие (доминанты), оказывающие влияние на систему внешнеторговой деятельности предприятий.

К внешним факторам, определяющим стратегические и тактические доминанты внешнеторговой деятельности предприятия, относятся:

§ внешнеторговая политика государства - экспортера;

§ мировая хозяйственная ситуация;

§ политическая, экономическая и маркетинговая ситуация в странах, входящих в зоны внешнеторговой деятельности предприятия.

К внутренним факторам, определяющим стратегические и тактические доминанты внешнеторговой деятельности предприятия, относятся:

§ организационная структура предприятия;

§ информационное обеспечение внешнеторговой деятельности предприятия (качество информации, быстрота получения информации);

§ качество макроэкономического анализа ситуации в стране- экспортере;

§ способность к качественному анализу конъюнктуры рынков товаров, позволяющая своевременно и эффективно удовлетворять обнаруженные потребности в продукции, услугах;

§ способность к эффективной производственной диверсификации;

§ необходимый уровень адаптивных качеств, позволяющих гибко реагировать на изменения внешнего рынка (технологическая, ресурсная, организационная гибкость предприятия, как производственно-экономической системы);

§ обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности товара, требуемого для существующих и перспективных сегментов рынка;

§ способность производственно-экономической системы в наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в распоряжении и приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов;

§ способность обеспечения высокоэффективного функционирования предприятия посредством наиболее рационального использования его инвестиционного потенциала;

§ организация четкой синхронизации работы организационных, производственных и транспортных звеньев предприятия при выполнении экспортных заказов;

§ принципы и формы работы специалистов в сфере внешнеторговой деятельности.

Список использованной литературы 1 Внешнеторговый оборот России за 2006 год //Внешняя торговля. –2007. -№1.–с. 60.2 Внешнеэкономическая деятельность предприятий /Под. ред. Е.Г. Ищенко.–Новосибирск, 2002.3 Внешнеэкономический бизнес в России: справочник /Под. ред. И.П.Фаминского. – М.: Республика, 2004.4 Гражданский кодекс РФ.5 Диденко Н.И. основы внешнеэкономической деятельности в РоссийскойФедерации. –СПб.: Политехника, 1997.6 Лавров С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. –М., 2004.7 Оболенский В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского   производства //Проблемы прогнозирования. –200. -№ 5. –с.88-99.8 Основы внешнеэкономических знаний /Под. ред. И.П. Фаминского. –М.:Международные отношения, 2004.9 Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: учебник /Под. ред. С.И. Долгова, И.И. Кретова. – М.: БЕК, 1997.10 Региональная экономика: учеб. пособие /Под. ред. Т.Г. Морозовой. -М.:ЮНИТИ, 1995.11 Спартак А. Государственная поддержка экспорта в России //Внешняяторговля. –1996. -№4. –с.8-12.12 Стровский Л.Е. Внешний рынок и предприятие. –М.: Финансы и статистика, 2003.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...