Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Муниципальные нормативные правовое акты (МПА): понятие, виды, порядок принятия, вступления в силу и отмены




Статья 7 ФЗ от 06.10.2003

МПА – документально оформленное решение, выражающее волю населения МО, органов и должностных лиц МСУ по вопросам местного значения, вопросам осуществления переданных органам МСУ отдельных государственных полномочий или по вопросам организации деятельности органов МСУ.

Признаки МПА:

1) представляют собой документально оформленное решение, внешнее выражение воли населения МО, органов и должностных лиц МСУ;

2) одно из средств осуществления народом своей власти, обеспечивающее самостоятельное решение МО вопросов;

3) принимаются непосредственно населением (на местном референдуме, сходе граждан), органами и должностными лицами МСУ;

4) обязательны для исполнения на территории МО;

5) за неисполнение МПА граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов МСУ несут ответственность в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ;

6) устанавливают либо изменяют общеобязательные правила или имеют индивидуальный характер и являются одним из важных элементов механизма правового регулирования общественных отношений;

7) виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу МПА определяются уставом МО в соответствии с ФЗ 2003;

8) не должны противоречить КРФ, ФЗ, иным НПА РФ, конституциям (уставам), законам и иным НПА субъектов РФ;

9) могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами МСУ, принявшими соответствующий МПА, судом (в части, регулирующей осуществление органами МСУ отдельных государственных полномочий –уполномоченным органом государственной власти).

В систему МПА входят:

1) устав МО (принимается представительным органом МО (квалифицированным большинством в 2/3 голосов) и подлежит государственной регистрации; имеет прямое действие и применяется на всей территории МО);

2) правовые акты, принятые на местном референдум (сходе) граждан (являются актами высшей юридической силы, имеют прямое действие и применяются на всей территории МО), нормативные и иные правовые акты представительного органа МО;

3) правовые акты главы МО, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов МСУ и должностных лиц МСУ, предусмотренных уставом МО.

Классификация МПА:

1) по юридической силе (устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в систему МПА);

2) в зависимости от субъекта, принявшего МПА (акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); органами и должностными лицами МСУ);

3) в зависимости от юридического содержания (нормативные акты (устанавливают, изменяют или отменяют общие правила поведения (нормы права)); индивидуальные акты (необходимость их принятия связана с осуществлением организационной, исполнительно-распорядительной и контрольной муниципальной деятельности));

4) в зависимости от характера вопросов, по которым принимаются МПА (местного значения; осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ; организации работы органов МСУ);

5) акты, проекты которых должны быть вынесены на публичные слушания (обсуждение) и акты, к проектам которых указанные требования не предъявляются (на публичные слушания выносятся проект устава МО, проект МПА о внесении изменений и дополнений в устав; проект местного бюджета).

Подготовка, принятие и вступление в силу МПА регулируются уставом МО, регламентами органов МСУ, другими НПА МО в соответствии с требованиями, содержащимися в ВЗ и законах субъектов РФ (МПА не должны противоречить законам, иным нормативным актам РФ и субъектов РФ, должны быть изданы полномочными органами в пределах их компетенции, в форме и порядке, предусмотренных для их принятия).

Представительный орган МО принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа.

Глава МО издает постановления и распоряжения (если он – председатель представительного органа, то издает их по вопросам организации деятельности данного органа; если он – глава местной администрации, то издает их по вопросам местного значения, по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий (постановления), распоряжения по вопросам организации работы местной администрации).

Иные должностные лица МСУ издают распоряжения и приказы.

Соблюдение процессуальных правил при подготовке и принятии МПА (устанавливается: на кого возлагается выработка проектов решений; в каком порядке и какими методами они вырабатываются; с кем и каким образом должны быть предварительно обсуждены и согласованы; кто вправе вносить на рассмотрение правомочного органа проект правового акта).

Проекты МПА могут вноситься (депутатами представительного органа МО; главой МО; иными выборными органами МСУ; главой местной администрации; органами ТОС; инициативными группами граждан; иными субъектами правотворческой инициативы) (инициативная группа граждан не может превышать 3% от числа жителей МО, обладающих избирательным правом).

Порядок внесения проектов МПА, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются НПА органа МСУ или должностного лица МСУ (в регламентах представительных органов устанавливаются требования к проектам – проект должен пройти правовую, финансовую экспертизу, обсуждение в комиссиях, предоставляться с пояснительной запиской) (в некоторых случаях проект должен быть согласован с местной администрацией; возможно обсуждение проекта гражданами; некоторые проекты (местного бюджета, структуры администрации) вносятся главой местной администрации), некоторые (о местных налогах, о расходовании средств из местного бюджета) – только по инициативе главы местной администрации или при наличии его заключения).

Проекты главы местной администрации готовятся по заданию главы, его заместителей, по предложению руководителей структурных подразделений (в регламентах устанавливается порядок подготовки правовых актов главы местной администрации).

Решения представительного органа принимаются путем проведения голосования (решение считается принятым, если за него подано большинство голосов; если вопрос имеет несколько решений – альтернативное или рейтинговое голосование).

Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами осуществляется путем прямого волеизъявления населения МО, выраженного на местном референдуме (сходе граждан) (принятие решения требует, чтобы в референдуме приняло участие более половины внесенных в списки для голосования, и чтобы за принятие проголосовало более половины принявших участие в голосовании).

МПА вступают в силу в порядке, установленном уставом МО (исключение – НПА представительных органов МСУ о налогах и сборах – вступают в силу в соответствии с НК РФ).

МПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (порядок их опубликования устанавливается уставом МО).

МПА, принятые органами МСУ, подлежат обязательному исполнению на всей территории МО.

Решение, принятое на местном референдуме, является обязательным (не нуждается в утверждении; подлежит регистрации в органе МСУ в порядке, установленном для регистрации НПА) (если для реализации указанного решения требуется издание МПА, орган МСУ или должностное лицо МСУ обязаны в течение 15 дней определить срок подготовки и принятия данного акта, срок не может превышать 3 месяцев).

МПА могут быть отменены или их действие может быть приостановлено:

1) органами и должностными лицами МСУ, принявшими соответствующий МПА;

2) судом, который может признать МПА недействующим (утратившим юридическую силу) (в случае его противоречия КРФ, ФЗ, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу МО);

3) уполномоченными органами государственной власти (в части, регулирующей осуществление органами МСУ переданных им отдельных государственных полномочий).

В особом порядке может быть изменено или отменено решение, принятое на местном референдуме (данное решение также может быть признано недействительным в судебном порядке.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соответствием МПА КРФ, ФЗ, конституции (уставу), законам субъектов РФ.

Органы и должностные лица МСУ, наделенные контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов и должностных лиц МСУ уставу и принятым в соответствии с ним НПА представительного органа МО.

 

50. Муниципальная служба: понятие, принципы, пра­вовое регулирование

ФЗ от 08.01.1998 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»;

ФЗ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»;

Муниципальная служба (МС) – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий МО, а также полномочий органов МО и лиц, замещающих муниципальные должности МО.

Общие принципы организации МС – ФЗ «Об основах МС в РФ» (МС осуществляется на муниципальных должностях, не являющихся выборными).

Отличительные черты и признаки МС:

МС учреждается и функционирует в сфере публичной власти (муниципальная власть и власть государства – формы публичной власти).

Специфические задачи МС, связанные с обеспечением полномочий МСУ (обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения; МС – одна из гарантий самостоятельности МСУ). Основные задачи МС – обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории МО; защита прав и законных интересов МО, его населения.

Уровни системы правового регулирования МС (федеральный, субъектов РФ, муниципальный).

Вопросы формирования личного состава МС, аттестации муниципальных служащих и некоторые другие решаются МО самостоятельно на основе законодательства о МС и ее собственных НПА.

Общие черты правового статуса муниципального служащего и правового статуса государственного служащего (стаж МС приравнивается к стажу государственной службы; на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего).

Финансирование МС осуществляется за счет средств местного бюджета (минимально необходимые расходы МО на МС должны учитываться органами государственной власти при определении минимальных местных бюджетов).

Основные принципы МС:

· Верховенство КРФ, ФЗ и законов субъектов РФ над иными НПА, должностными инструкциями (общий принцип для организации и деятельности государственной, муниципальной и иных видов служебной деятельности в РФ).

· Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (человек, его права и свободы – высшая ценность; они определяют деятельность МСУ и муниципальных служащих).

· Самостоятельность органов МСУ в пределах их полномочий (конституционная гарантия МСУ, его самостоятельности). МС не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью (самостоятельный институт МСУ) (органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность органов МСУ по решению вопросов местного значения, относящихся к ведению МО; решения органов и должностных лиц МСУ могут быть отменены только органами и лицами, их принявшими, или признаны недействительными по решению суда).

· Профессионализм и компетентность муниципальных служащих.

· Ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (обеспечение дисциплины в их деятельности, формирование чувства ответственности за порученное дело).

· Равный доступ граждан к МС в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой.

· Единство основных требований, предъявляемых к МС в РФ, а также учета исторических и иных местных традиций (предполагает единство правового статуса муниципальных служащих – общие перечни ограничений, связанных с МС, гарантий).

· Правовая и социальная защищенность муниципальных служащих (обеспечение стабильности кадров в органах МСУ, защиты муниципальных служащих от политической конъюнктуры, произвола руководителя, гарантии соответствующих условий работы, пенсионного обеспечения).

· Внепартийность МС (цель – не допустить перехода МС под контроль политических организаций).

· Открытость МС и ее доступность общественному контролю, объективное информирование населения о деятельности муниципальных служащих.

· Защита муниципальных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных и муниципальных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.

ФЗ 1995:

· К компетенции органов государственной власти РФ относится законодательство о МС.

· Законодательное регулирование вопросов МС осуществляется субъектами РФ в соответствии с КРФ и ФЗ (законы о МС, об аттестации муниципальных служащих, о системе оплаты их труда; реестры муниципальных должностей МС, соотношение муниципальных должностей МС и государственных должностей государственной службы РФ).

· К правовой основе МС относятся уставы МО и иные НПА МО (МО определяют порядок прохождения МС, требования к муниципальным должностям, права и обязанности, виды поощрений муниципального служащего).

ФЗ 2003 – правовое регулирование МС, включая требования к муниципальным должностям МС, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения службы, осуществляется ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами МО.

 

51. Муниципальная должность: понятие и виды. Правовой ста­тус муниципального служащего

ФЗ от 08.01.1998 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»;

ФЗ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»;

Муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Признаки, характеризующие муниципальную должность:

устанавливается уставом МО, иными НПА органов МСУ в соответствии с законом субъекта РФ;

предполагает ответственность за исполнение связанных с ней обязанностей;

замещается на постоянной основе и в установленном законом порядке;

с ней связан комплекс обязанностей и соответствующих им прав, необходимых для обеспечения осуществления задач и функций МСУ.

Виды муниципальных должностей:

1) Выборные муниципальные должности (замещаются в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа МСУ, выборные должностные лица МСУ) или на основании решения представительного или иного выборного органа МСУ в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов (председатель представительного органа МСУ)).

Статус лиц, замещающих выборные муниципальные должности, законом не устанавливается (МС осуществляется на муниципальной должности, не являющейся выборной).

2) Иные муниципальные должности (замещаются путем заключения трудового договора – муниципальные должности МС).

Группы муниципальных должностей:

1) Должности с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения (выборные лица МСУ – должностные лица, избранные населением непосредственно или представительным органом МСУ из своего состава, наделенных уставом МО полномочиями на решение вопросов местного значения).

2) Должности с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий органов МСУ (должности МС – должности в органах МСУ; лица, их замещающие, – муниципальные служащие – осуществляют профессиональную деятельность на постоянной основе в органах МСУ по исполнению их полномочий).

Муниципальные должности устанавливаются НПА органов МСУ в соответствии с реестром муниципальных должностей МС, утверждаемым законом субъекта РФ.

Единый реестр муниципальных должностей Московской области:

· должности категории «А» (выборные муниципальные должности – глава МО, председатель представительного органа МСУ, работающий на постоянной основе);

· должности МС;

· должности категории «Б» (должности МС для обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А» - помощник главы МО, консультант главы МО);

· должности категории «В» (должности МС для обеспечения полномочий органов МСУ – глава местной администрации (назначенный), его заместители, начальники управлений и отделов местной администрации, их заместители, консультанты, специалисты).

Все муниципальные должности МС Московской области подразделяются на группы:

1) высшие должности (назначенный глава местной администрации, его заместители);

2) главные должности (руководители структурных подразделений администрации);

3) ведущие должности (заместители руководителей структурных подразделений администрации, консультанты);

4) старшие должности (главные и ведущие специалисты);

5) младшие должности (специалисты 1-й и 2-й категории, специалисты).

Высшие и главные должности устанавливаются уставом и НПА МО в соответствии с законами Московской области (ведущие и старшие – НПА МО в соответствии с уставом МО и законами Московской области; младшие – НПА МО в соответствии с его уставом).

Муниципальный служащий – гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом МО в соответствии с ФЗ и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности МС за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Признаки муниципального служащего:

1) занятие им должности МС, исполнение обязанностей по этой должности (к муниципальным должностям МС относятся должности в органах МСУ, замещаемые путем заключения трудового договора, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа МСУ и ответственностью за исполнение этих обязанностей);

2) исполнение и обеспечение полномочий органов МСУ (профессиональная деятельность, осуществляется на постоянной основе и в порядке, определяемом уставом МО в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ);

3) денежное вознаграждение за исполнение своих обязанностей он получает из средств местного бюджета (минимально необходимые расходы МО на МС должны учитываться органами государственной власти при определении минимальных местных бюджетов).

Классификация государственных служащих:

1) В зависимости от характера и объема полномочий:

а) руководители (должностные лица МСУ, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах МСУ – руководители органов МСУ, их структурных подразделений, их заместители);

б) специалисты (обеспечивают полномочия органов, выборных должностных лиц МСУ – консультант главы МО, консультант управления, главные и ведущие специалисты).

2) В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, необходимых для замещения муниципальной должности МС (муниципальные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности).

3) С учетом квалификационных разрядов (действительный муниципальный советник Московской области 1-го, 2-го, 3-го класса; муниципальный советник Московской области 1-го, 2-го, 3-го класса; советник МС Московской области 1-го, 2-го, 3-го класса; старший референт МС Московской области 1-го, 2-го, 3-го класса; референт МС Московской области 1-го, 2-го, 3-го класса).

Правовой статус муниципального служащего определяется КРФ, законами об общих принципах организации МСУ, об основах муниципальной службы, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами и иными НПА МО (права и обязанности муниципальных служащих закрепляются уставом МО или НПА органов МСУ в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ).

Муниципальному служащему гарантируются следующие общие права:

1) знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы;

2) требовать обеспечения организационно-технических условий, необходимых для осуществления должностных полномочий;

3) получать от государственных органов и органов МСУ, от организаций независимо от форм собственности необходимую информацию и материалы;

4) принимать решения в соответствии со своими должностными полномочиями (принимать участие в их подготовке);

5) права, связанные с организацией МС, с ее прохождением.

Муниципальный служащий вправе:

1) вносить предложения по совершенствованию МС;

2) знакомиться со всеми материалами своего личного дела;

3) требовать служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

4) добиваться продвижения по службе, увеличения размера денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации, стажа работы;

5) повышать квалификацию за счет средств местного бюджета;

6) участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности МС или государственной службы.

Муниципальный служащий обязан:

1) обеспечивать соблюдение и реализацию КРФ, ФЗ, конституций (уставов), законов и иных НПА субъектов РФ, НПА МО;

2) при осуществлении своих задач и функций не выходить за пределы предоставленных полномочий;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод граждан;

4) исполнять распоряжения вышестоящих руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий;

5) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей;

6) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и порядок работы со служебной информацией;

7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Муниципальный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом ГД ФС РФ, депутатом законодательного органа субъекта РФ, депутатом представительного органа МСУ, членом иных выборных органов МСУ, выборным должностным лицом МСУ;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации (если это не предусмотрено законом или в соответствии с ФЗ и законами субъекта РФ это ему не поручено);

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе МСУ, в котором он состоит на МС или который ему непосредственно подчинен или подконтролен;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество, служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением им должностных обязанностей;

9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц (исключение – командировки по договоренности органов МСУ МО с органами МСУ других МО, органами государственной власти и органами МСУ иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями);

10) принимать участие в забастовках;

11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

Муниципальный служащий обязан ежегодно представлять в органы ФНС сведения о полученных доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, которое является объектом налогообложения.

Нормы, устанавливающие основания, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего, содержатся в НПА МО, принимаемых в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ (благодарность, единовременное денежное поощрение, объявление благодарности с денежным поощрением, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой органов МСУ или администрации субъекта РФ, представление к награждению государственными наградами РФ).

Гарантии муниципального служащего (ФЗ «Об основах МС в РФ»:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2) денежное содержание и иные выплаты (размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются НПА органов МСУ в соответствии с законами субъекта РФ);

3) ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней; для отдельных категорий – больше; за выслугу лет – дополнительный оплачиваемый отпуск);

4) медицинское обслуживание служащего и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов его семьи в случае смерти муниципального служащего, наступившей в связи с исполнение им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей;

7) защита членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Ответственность муниципального служащего (за должностной проступок на него могут налагаться дисциплинарные взыскания – замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение) (взыскания налагаются руководителем, обладающим правом назначения муниципального служащего на должность МС).

Ответственность за исполнение муниципальным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель (при наличии сомнения в правомерности полученного распоряжения муниципальный служащий в письменной форме сообщает об этом руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю, которые могут подтвердить или отменить обжалуемое распоряжение).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...