STEP -анализ фармацевтического рынка Швеции
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 СТЕП-анализ - полезный инструмент стратегического менеджмента, позволяющий анализировать рыночную ситуацию, положение объекта исследования на рынке, его потенциал и направление для развития. STEP-анализ и PEST-анализ акроним английских слов Social, Technological, Economic, Political. Именно эти факторы внешней среды, оказывающие прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность субъекта бизнеса являются предметом изучения СТЕП-анализа. На ряду со СТЕП-анализ ом в стратегическом менеджменте применяется также СВОТ-анализ. В зарубежной литературе чаще встречается аббревиатура ПЕСТ-анализ. Кроме того, часто можно встретить название PESTELI последние три буквы которого означают факторы экологического (ecological or environmental), правового (legal) и промышленного (industrial) характера. Или, например STEEPLED – вариант СТЕП-анализа с добалением вышеупомянутых экологических и правовых факторов воздействия, а также этических и демографических аспектов ведения бизнеса. При СТЕП-анализ е необходимо постепенно рассмотреть все детерминирующие факторы и исследовать их возможное влияние на деятельность объекта исследования. После этого составляют план минимизации отрицательных влияний и возможного противодействия им. Результаты СТЕП-анализ а лучше всего оформлять в виде матричной таблицы или схемы. Поскольку СТЕП-анализ имеет четко определенную внешнюю ориентацию, то при анализе предпринимательской среды возникает необходимость в рассмотрении конкурентной ситуации предприятия или отрасли, ибо именно в конкурентной ситуации находит свое отражение соотношение экономики конкретного субъекта предпринимательства с маркетинговой диспозицией. При использовании STEP-анализа значимые факторы и явления дальнего окружения разделяются на четыре категории:
· Social (С оциальные факторы: демографическая структура населения, продолжительность жизни, семейное положение, занятость населения, уровень безработицы, социальные льготы населению, пенсионное обеспечение, здоровье населения, состояние здравоохранения) · Technological (Т ехнологические факторы: достижения НТП в области производства медицинских и фармацевтических товаров и услуг, влияние их на уровень жизни населения, компьютеризация) · Economical (Э кономические факторы: экономическая политика государства, налогообложение, уровень инфляции, экономический рост или спад, обменный курс валюты) · Political (П олитические факторы: общественно экономический курс государства, развитие рыночных отношений, политические курсы в оборонной области, образовании, здравоохранении, социальном обеспечении) Под дальним окружением мы здесь понимаем макроокружение, характерное тем, что мы не можем влиять на него и управлять им.[8] В проведении STEP-анализа существуют некоторые этапы, которых необходимо придерживаться. А именно: - Разработка перечня главных стратегических факторов, которые имеют высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия. - Оценка важности каждого события для данного объекта исследования путем присвоения ему определенного веса (ранга).- Оценка степени влияния каждого фактора-события. - Определение взвешенной оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия и подсчитывание суммарной взвешенной оценки. STEP-анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, т.к. факторы, которые относятся к перечисленным четырем аспектам обычно тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества, как системы. STEP-анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно оценивать воздействие всех четырех факторов. [9]
В нашем маркетинговом исследовании объектом является фармацевтический рынок Швеции. Если говорить о социальных факторах, оказывающих влияние на фармрынок Швеции, то следует отметить гарантированную высококачественную медицинскую помощь населению при высоком уровне расходов граждан на лекарственные препараты. Так же имеет особенности и демографическая структура населения. Отмечается растущая рождаемость и, при этом, высокая доля лиц пожилого возраста. Средняя продолжительность жизни тоже весьма высока и составляет 78,6 лет у мужчин и 83,2 года у женщин. К социальным факторам так же следует отнести высокий уровень жизни шведов и практически абсолютное равенство доходов населения, а так же высокую социальную защищенность всех граждан. Из технологических факторов имеет значение высокая квалификация фармацевтического персонала предприятий, многочисленные научные исследования в области фармации. К ним так же следует отнести выпуск компаниями большой доли рецептурных препаратов. Швецкие компании регулярно разрабатывают и патентуют оригинальные лекарственные препараты. К экономическим факторам, оказывающим влияние на фармрынок Швеции, относятся практически полная занятость трудоспособного населения, что возможно связано с широким развитием предпринимательства, и, вместе с тем, относительно низкий уровень инфляции. Важнейшим фактором является ориентация экономики на экспорт. Стабильный экономический рост на протяжении нескольких десятилетий не может не повлиять на процветание фармрынка этой страны. Единственным «слабым звеном» в поддержании отрасли остается отсутствие льгот на налогообложение шведских предприятий предприятий. За последнее столетие Швеция не участвовала в войнах и придерживалась нейтральной позиции во внешнеполитических вопросах, что не могло не сказаться благоприятно на экономической ситуации в стране. Рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии обеспечило политическую стабильность. Как отмечалось ранее, государство придерживается политики децентрализации финансирования здравоохранения. На здравоохранение выделяются значительные средства из государственного бюджета.
Таблица 5. Обоснование ранжирования и оценки факторов
Таблица 6. Результаты STEP-анализа
Из Таблицы 6 видно, что наибольшее значение сводного параметрического индекса имеют политические факторы, среди которых наиболее существенными являются «доля государственных расходов на здравоохранение», а так же «политическая стабильность в государстве». Немного меньшее значение сводного параметрического индекса имеет группа технологических факторов. Следует отметить, что значение параметрического индекса имеет фактор «квалификация кадров», по своей величине он превзошел индексы всех других анализируемых факторов. Так же немаловажен и фактор «научные исследования». Среди группы социальных факторов выделяются такие показатели как «высокие расходы на душу населения на лекарственные препараты» и «всеобщая доступность медицинской помощи». Из экономических факторов можно выделить ориентированность экономики на внешнюю торговлю ведь значение параметрического индекса этого фактора сопоставимо по величине с таким социальным фактором как значительные расходы на лекарственные препараты.
Заключение
Швеция выделяется среди других стран высокими экономическими и социальными достижениями. По объему социальных услуг эта страна занимает одно из первых мест в мире. По уровню жизни она опережает почти все государства мира. В связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств, возник термин “шведская модель”. Эта страна так же занимает одно из первых мест в мире по внешнеторговому обороту, приходящемуся на каждого жителя. Это относится как к экспорту, так и к импорту. Все расходы на здравоохранение в Швеции на себя берет государство, при чем расходы эти довольно значительные. Если изучать факторы, оказывающие влияние на развитие фарминдустрии страны, то среди социальных факторах можно выделить: гарантированную высококачественную медицинскую помощь населению, большие расходы на лекарственные препараты, растущую рождаемость, высокую доля лиц пожилого возраста, высокую среднюю продолжительность жизни, высокий уровень жизни, равенство доходов населения, высокую социальную защищенность всех граждан. Из технологических факторов имеют значение высокая квалификация фармацевтического персонала предприятий, многочисленные научные исследования в области фармации, большая доля рецептурных препаратов, разрабатывают и выпуск оригинальных лекарственных препаратов. К экономическим факторам, оказывающим влияние на фармрынок Швеции, относятся полная занятость трудоспособного населения, развитием предпринимательства, низкий уровень инфляции, ориентация экономики на экспорт, стабильный экономический рост, отсутствие льгот на налогообложение шведских предприятий предприятий. Из политических факторов: нейтралитет во внешнеполитических вопросах, политическая стабильность, децентрализации финансирования здравоохранения, значительные расходы государства на здравоохранение Выводы: 1.Фармрынок Швеции является стремительно развивающимся и перспективным. Фармацевтические компании этой страны имеют значительный вес на мировом фармрынке, уверенно удерживают свои позиции и непрерывно расширяются. 2. STEP-анализ фармацевтического рынка страны показал, что наибольшее влияние на него оказывает наличие высококвалифицированного персонала на предприятиях, высокие расходы государства на здравоохранение, проведение многочисленных научных исследований в области медицины и фармации, ориентация экономики на внешнюю торговлю, высокие расходы на лекарственные препараты на душу населения, многолетняя политическая стабильность в стране и всеобщая доступность медицинской помощи. Список использованной литературы
1 Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. -М., 1991.-79с. 2 Доставка лекарств на дом. О производителях. Компания Pharmacia и ее препараты. - Режим доступа: http://med2home.com/article_info.php?articles_id=35 3 Здравоохранение в Швеции. - Режим доступа: http://www.sweden.se/ru/Start/Work-live/Facts/Health-care/ 4 Музей «ХимРар»: История AstraZeneca. - Режим доступа: http://pharmapractice.ru/33496 5 Новости медицины и фармации от Ремедиум. По данным BMI фармрынок Швеции весьма привлекателен. - Режим доступа: http://www.remedium.ru/news/detail.php?ID=38480 6 Отраслевые новости - Abercade. Фармрынок Швеции будет расти при среднегодовом темпе роста в 2.9%. - Режим доступа: http://www.abercade.ru/research/industrynews/4457.html 7 Производитель и государство. Опыт разных стран. Швеция. Интервью Стефана Вокстрема, главы представительства компании «АстраЗенека» в Украине. - Режим доступа: http://www.panacea.org 8 СТЕП-анализ. - Режим доступа: http://www.semestr.ru/ks11111 9 СТЕП-анализ в стратегическом менеджменте. - Режим доступа: http://noveco.com.ua/management/57-organizatsiya/138-step-analiz-v-strategicheskom-menejmente.html 10 Экономика Швеции. Основные черты шведской экономики и промышленности. - Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/sweden.htm Размещено на http://www.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|