Конструирование ролевой игры
Принципиальное устройство процесса конструирования ролевой игры («верстак») изображено на рис. 5. Работа на нем ведется параллельно, с взаимными переходами от одного уровня к другому. Рис. 5. Схему понятия игры мы уже обсудили в первом разделе этой статьи. Использование этих понятийных представлений является необходимым для всего дальнейшего процесса конструирования. Схема организации игры фиксирует то, во что, собственно, будут играть участники. Другими словами, эта схема фиксирует принципиальные действия, которые совершают участники, играя. Рассмотрим один пример. Если мы конструируем игру на захват рынка и хотим разыграть в игре именно эти взаимодействия (и, соответственно, иные вещи, возникающие по этому поводу), то на уровне схемы организации игры у нас может появиться следующая конструкция[8] (см. рис. 6). В деятельности по захвату рынка принципиальным является изготовление некоторого «эксклюзива», отличающего продукцию вашей компании, и затем разворачивание этого «эксклюзива» на весь рынок через новую организацию – таким образом ваш «эксклюзив» становится «играющим», важным для всего рынка. Например, такой новой организацией может быть принятие обязательных стандартов по поводу чего-то, что есть у вас и отсутствует у ваших конкурентов. Рис. 6. Таким образом, схема организации игры фиксирует конструкцию принципиального действия, которое должны совершать участники. Как мы уже отмечали, ролевые игры проводятся не ради самих себя, а являются элементами мероприятий и потому конструируются под определенные задачи (фиксирующие интересующую действительность и средства, которые участники должны освоить). Задача на конструирование ролевой игры в первую и основную очередь ставится перед игротехником именно на уровне схем организации игры.
Следующий уровень работы по конструированию – модель. Она является игровым отражением некоторой ситуации, взятой из реальной жизни. Принципиальным в плане схватывания ситуации в модели является выделение конфликтов, сложившихся в ней, и второй важный момент – определение основных возможных направлений развития этой ситуации. Вообще говоря, схема организации игры и ситуация не вытекают друг из друга, но взаимно накладывают определенные условия. Так, игру в захват рынка, в основе которой лежит соответствующая схема организации, можно разворачивать на различных ситуациях – но, как минимум, отвечающих условию наличия конкурирующих субъектов. Итак, мы имеем, с одной стороны, схему организации, с другой – ситуацию. На следующем шаге конструирования игры выделяются ключевые роли (для начала – только как некоторые названия, например, «губернатор»). Параллельно с введением ролей продумываются основные сферы, в которых эти роли будут взаимодействовать (например, сфера хозяйственных отношений и сфера политических отношений) и затем предполагаемые роли (с учетом, опять же, предполагаемых сфер взаимодействия) наделяются ресурсами – игровыми предметами и возможностями осуществления определенных операций с ними.
Таким образом, мы переходим к следующему уровню – взаимодействию ролей. Здесь принципиальным является то, что взаимодействия должны быть устроены конфликтно. В общем виде (по поводу устройства ролевой игры) этот тезис можно переформулировать так. Ни при какой фактически случившейся игре не может быть такого, что у всех есть все нужное и все остаются довольны сложившейся ситуацией. В любом случае обязательно должен оставаться кто-то, кого «обделят». Это принципиально для запуска и движения игры. Если этот принцип не соблюден, то игра либо вообще не начнется, либо быстро закончится (свернется). В такой ситуации не возникает необходимости разыгрывания, фактического выявления победителей и проигравших; более эффективным становится предложение проекта, устраивающего всех. (В этом смысле в ролевой игре не может быть типичной ситуации преферанса, когда опытные игроки, посмотрев свои карты, после торговли соглашаются, не играя, на определенный исход.)
Роли конструируются относительно равносильными с точки зрения обеспеченности различными ресурсами и возможностями совершения тех или иных операций[9]. Однако, что весьма важно, по ходу игры участник не привязан к роли жестко, то есть может занимать другие роли (заданные изначально или появившиеся в результате действий участников игры). С другой стороны, угроза потери своей роли – и тем самым потери игровой значимости в глазах остальных игроков, – как правило, является важным моментом, включающим участника в игру. Следующий уровень работы игротехника – плацдарм. Он является своего рода сборочной площадкой для элементов игры, сформированных на предыдущих этапах. Плацдарм есть описание ролевой структуры с возможными вариантами действий и взаимодействий, фиксация проблемной ситуации каждой роли (это запускает игру). Здесь же появляется сюжет – последовательность событий, планируемая игротехником и закладываемая в устройство игры (сюжет нужно отличать от сценариев, о которых речь впереди). Сюжет задается тактами игры. В ходе каждого такого такта осуществляются взаимодействия игроков и события, закладываемые игротехником (например, очередные выборы), а в завершение такта подводятся итоги работы игроков и их игровых предметов (например, предприятий) в ходе данного такта. Из соображений здравого смысла такт привязывается к тому или иному календарному сроку. Следующим уровнем работы над игрой является сценирование – разыгрывание возможных сценариев. Игротехник помещает себя на место предполагаемого участника, получившего одну из ролей, и имитирует: что он мог бы сделать, оказавшись в такой ситуации. Этот этап работы над игрой является принципиальным, поскольку позволяет довести игровую конструкцию до настоящей игры, которая не свернется через, например, два простых действия одного из игроков. Здесь имитация служит основным инструментом по доработке и улучшению ролевой игры.
Наконец, отдельно обозначается уровень игротехника, конструирующего игру. Опираясь на принципиальное устройство ролевой игры, описанное в п. 2.1, и с учетом изложенных ниже соображений, ему нужно заранее продумать свои действия по ведению игры. Проведение ролевой игры В этом параграфе мы тезисно зафиксируем основные моменты, касающиеся собственно проведения ролевой игры, которые не были затронуты выше [10]. В основном они носят характер практических рекомендаций. 3.3.1. Ключевые компетенции игротехника при проведении ролевой игры: а) контроль за привнесением в игру новых элементов; б) отыгрывание внешнего окружения по отношению к ролям, занимаемым участниками; в) удержание игрового времени – завершение игровых тактов и самой игры вовремя (как с внешней точки зрения – регламент мероприятия, так и с внутренней – реализация игротехнических целей и задач; см. [4,5]); г) ведение игровой канцелярии (учет сделок, заключаемых игроками, отражение на плацдарме (на специально введенных носителях) действий игроков). 3.3.2. Ролевая игра имеет свой регламент[11]. Она начинается с установки игротехника, нормальная продолжительность которой – примерно 20 минут. В ходе установки участникам должна быть представлена игровая ситуация в схематичном виде, минимально загроможденная конкретными цифрами. В ходе установки важно выделить конфликтность игровой ситуации и основные проблемы, стоящие перед каждой игровой ролью. Затем среди участников распределяются роли (по их собственному выбору или по жребию), и отводится специальное время (10-20 минут) на индивидуальное продумывание ситуации и постановку целей (которые в письменном виде сдаются игротехнику). Затем происходит собственно игра (в течение 1-2 часов), после чего организуется рефлексия. 3.3.3. В плане подготовки к проведению ролевой игры (помимо собственно конструирования) нужно обеспечить подготовку помещения под игру – так, чтобы организация пространства (в т.ч. и расстановка мебели) отвечала конструкции игры. В общем случае это предполагает следующее: каждый участник должен видеть всех остальных, все должны видеть игротехника и используемые им информационные носители и иметь возможность свободного передвижения для ведения переговоров. Рекомендуется также подготовить таблички с названиями ролей для обеспечения быстрой ориентации участников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|