Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, влияющие на величину прибыли




Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам[3].

К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

Внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объемов средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и т.д.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологий их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труд и быта и др.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимозависимости.

Виды прибыли

При планировании прибыли следует выделять ва­ловую прибыль, балансовую прибыль и чистую прибыль.

Валовая прибыль [4] представляет собой сумму прибыли (убытка):

· от реализации продукции;

· от реализации основных фондов;

· от реализации иного имущества (на­пример, производственных запасов).

Она также включает до­ходы от внереализационных операций. Таким образом, фи­нансовый результат предприятия делится на реализацион­ный и внереализационный.

Валовая прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как раз­ница между выручкой от реализации продукции (работ, ус­луг) в свободных оптовых ценах без НДС, акцизов и затра­тами на ее производство и реализацию:

Пр = ∑(Ци − Си) × N р                                          (1.1)

где Пр — прибыль от реализации продукции, руб.;

n— номенклатура выпускаемой продукции;

Ци — рыночная цена изделия;

Си — себестоимость изделия;

Np— объем реализации продукции.

При использовании предприятием метода определения вы­ручки от реализации продукции по мере их оплаты валовая прибыль слагается из сумм, поступивших в оплату отгру­женной продукции на расчетный счет предприятия или в кассу предприятия непосредственно, а также сумм, указан­ных при зачете взаимных требований. Предприятия, опре­деляющие выручку от реализации продукции по моменту ее отгрузки и предъявления покупателям расчетных докумен­тов, отражают валовую прибыль в размере стоимости этой продукции, указанной в расчетных документах. При этом учитывается результат от реализации на сторону продук­ции вспомогательных и подсобных производств предприятия. В случае, если предприятие не могло реализовать продук­цию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ), либо если сложившиеся цены на эту или аналогичную про­дукцию оказались ниже ее фактической себестоимости, то применяется (для целей налогообложения) фактическая цена реализации продукции.

При исчислении валовой прибыли в состав доходов от внереализационных операций включаются:

1) доходы от сда­чи имущества в аренду;

2) дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам; 3) доходы от до­левого участия в деятельности других предприятий;

3) доходы от дооценки производственных запасов и готовой продук­ции;

4) признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров;

5) прибыль прошлых лет, выявленная в отчет­ном году;

6) положительные курсовые разницы по валют­ным счетам, а также операциям в иностранной валюте;

7) суммы средств, полученных безвозмездно от других пред­приятий при отсутствии совместной деятельности (за ис­ключением средств, зачисляемых в уставный капитал пред­приятий их учредителями в порядке, установленном зако­нодательством);

8) другие доходы от операций, непосред­ственно не связанных с производством и реализацией про­дукции (работ, услуг).

Балансовая прибыль [5] предприятия представляет собой сумму всех планируемых доходов и возможных убытков, возникающих в планируемом или отчетном периоде:

Пб = Пр + Ппр + Пвр                                           (1.2)

где Пб — балансовая или общая годовая прибыль;

Пр — прибыль от реализации продукции;

Ппр — прибыль от прочей реализации;

Пвр — прибыль от внереализационной деятельности.

При планировании общей или балансовой прибыли на предстоя­щий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус».

 К убыткам (потерям) предприятия относятся, прежде всего, суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а также с отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с за­конодательством. Сомнительным долгом признается деби­торская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена соот­ветствующими гарантиями (залогом).

К убыткам предприятия также относятся:

1) затраты по аннулированным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции;

2) присужденные штрафы, пени, не­устойки и другие виды санкций;

3) затраты на содержание за­консервированных производственных мощностей;

4) убытки по операциям с тарой;

5) судебные издержки и арбитражные рас­ходы;

6) убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году; потери от стихийных бедствий, включая за­траты, связанные с предотвращением или ликвидацией по­следствий стихийных бедствий;

7) потери от уценки производ­ственных запасов и готовой продукции; убытки от хище­ний, виновники которых по решению суда не установлены.

Расчетная (чистая) прибыль [6]предприятия определяется как разность между балансовой прибылью и общей суммой налоговых отчислений:

Пч = Пб − Но                                          (1.3)

где Пч - чистая годовая прибыль;

Но - общая сумма налоговых отчислений в год.

Под расчетной прибылью понимается плановая и фактическая прибыль от реализации продукции, работ, услуг и другие финансо­вые результаты, учитываемые при планировании прибыли, за выче­том налогов и процентов за краткосрочный кредит.

Не планируемые доходы, расходы и потери, включая суммы, полу­ченные и уплаченные в виде экономических санкций, относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий.

Плановая и фактическая прибыль направляется на:

· уплату процентов за краткосрочные кредиты банков, включая проценты за банковский кредит внешнеторговых фирм, не наде­ленных правами юридических лиц;

· отчисления в государственный (в том числе в местный) бюджет по установленным нормативам к расчетной прибыли;

· остающаяся в распоряжении трудового коллектива чистая плано­вая и фактическая прибыль направляется на образование по уста­новленным нормативам фондов развития производства, науки и техники, социального развития, оплаты труда, сальдо экономичес­ких санкций, отчислений в фонд материального поощрения и др.

Для целей анализа производственно-хозяйственной дея­тельности предприятия или для некоторых естественных мо­нополистов (если установлен предельный уровень рентабель­ности) определяют плановый и фактический уровень рента­бельности как отношение прибыли к полной себестоимости реализованной продукции (рентабельность продукции) либо как отношение прибыли к производственным фондам (рен­табельность производства). При этом за основу берется ба­лансовая прибыль, уменьшенная на сумму внереализацион­ных доходов. Такой метод определения прибыли позволяет получить точные данные об уровне рентабельности продук­ции и производства.

1.2. Методы планирования прибыли

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования. Оно проводиться по всем видам деятельности предприятия. Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты о принятия различных управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период.   

Основными методами планирования прибыли являются:

Ø метод прямого счета;

Ø аналитический метод;

Ø метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета

Метод прямого счета[7]является наиболее распространённым. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп – Стп                                       (1.4)

где  Птп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

Цтп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).

Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется, как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течении планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

Прп= По1 + Птп − По2                                          (1.5)

где Прп  - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

По1 - прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

Птп - прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

По2 - прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Другая разновидность метода прямого счета – метод поассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными. Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод поассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность.

В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре очень трудоёмок.

Аналитический метод

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях поверки и контроля последнего[8].

   Преимущество метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

   При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемо в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Первым этапом аналитического метода является определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период:

Рб = (Пбаз: Стп) × 100%                          (1.6)

где Рб – базовая рентабельность;

Пбаз–  прибыль базисного года;

Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года (Пплан) на объем товарной продукции планируемого года (Nт), но по себестоимости базисного года:

 Пплан = N т × Рб / 100%                              (1.7)

Далее расчет ведется в определенной последовательности:

1) Рассчитывается изменение (+,-) себестоимости продукции в планируемом году.

2) Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве и сортности.

3) После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста цен.

4) Влияние на прибыль всех выше перечисленных факторов определяется путем их суммирования.

В итоге следует учесть изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и на конец планируемого периода.

В отличие от метода прямого счета, аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.

 


Рассмотренные выше методы определения прибыли создают возможность при их применении планировать на перспективу размеры прироста прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития.

 

 

Глава 2. Планирование прибыли на ОАО «Энергия»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...