Тема: Сравнительный анализ основных концепций обучения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Практическое занятие №1 Тема: Педагогическая психология как наука Цель занятия: сформировать представление о педагогической психологии как особой отрасли психологических знаний. Теоретические вопросы: 1. Предмет и структура современной педагогической психологии, задачи разделов педагогической психологии, категории педагогической психологии. 2. Основные проблемы педагогической психологии. 3. Исторические аспекты формирования педагогической психологии: характеристика этапов становления науки. 4. Методы педагогической психологии. Методические указания: В процессе подготовки к данному практическому занятию актуализируйте сведения, полученные в процессе изучения психологических и педагогических дисциплин на первом курсе, попытайтесь уяснить предметную область педагогической психологии как особой отрасли знаний. Опирайтесь при этом на классический труд Л.С. Выготского «Педагогическая психология», а также проанализируйте понимание предметной области данной науки, представленное в учебниках и учебных пособиях разных авторов. Составьте словарь основных понятий педагогической психологии. При подготовке к четвертому вопросу обратите внимание на характеристику таких методов, как констатирующий и формирующий виды эксперимента, психологическое консультирование, психологический тренинг. Литература Основная:
Дополнительная:
Практическое занятие №2 Тема: Психология учебной деятельности Цель занятия: уяснение теоретических основ психологии учебной деятельности. Теоретические вопросы: 1. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Основные характеристики, предметное содержание, продукт и результат УД. 2. Понятие об учебной задаче: общая характеристика, психологические требования к учебной задаче, способ решения, этапы решения учебной задачи в проблемной ситуации. 3. Характеристика учебных действий: общие и специфические учебные действия; контрольно-оценочный компонент учебной деятельности. 4. Возрастные различия обучающихся как субъектов учебной деятельности. Методические указания: При подготовке к занятию следует опираться на знания по теории деятельности, полученные в общей психологии. Надлежит обратить внимание на своеобразие сущности, структурных компонентов учебной деятельности. Готовясь к ответу на третий вопрос, подумайте, почему действия, составляющие логические приемы мышления, считаются общими? Познакомьтесь с примерной программой основного общего образования (по специальности) (режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_05/t7-2-1.htm), проанализируйте, какие общие и специфические учебные действия формируются у учащихся в процессе обучения данному предмету. Заполните таблицу: «Учебные действия».
Таблица Учебные действия
Познакомьтесь с любым методическим пособием по предмету, найдите и выберите в тексте методической разработки урока задания и упражнения, способствующие формированию общего учебного действия (на выбор). Объединившись в пары, «проработайте» развитие данного действия на практическом занятии. Необходимо также проанализировать, как возрастные особенности детей и подростков оказывают влияние на осуществление учебной деятельности. В процессе анализа заполните таблицу: «Возрастные различия школьников как субъектов учебной деятельности». Таблица Возрастные различия школьников как субъектов учебной деятельности
Литература Основная:
Дополнительная:
Практическое занятие №3
Тема: Учебная мотивация Цель занятия: выявление особенностей мотивации учения, влияния учебных мотивов на успешность процесса обучения. Теоретические вопросы: 1. Мотивация как психологическая категория. 2. Учебная мотивация: понятие, виды, уровни учебной мотивации. Познавательный интерес в структуре мотивации. 3. Возрастная динамика мотивов учебной деятельности учащихся. 4. Возможности изучения и формирования учебных мотивов. Методические указания: Подготовка к занятию предполагает знакомство и краткое конспектирование работы А.К. Марковой и др. «Формирование мотивации учения». – М.,1990. Работа над третьим вопросом связана с заполнением таблицы «Возрастные особенности мотивации учения школьников». Таблица Возрастные особенности мотивации учения школьников
Литература Основная: 1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536с. 2. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / И.Ф. Демидова. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – 224с. 3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. – М.:ЛОГОС: Университетская книга, 2008. – 384с. Дополнительная:
Практическое занятие №4
Тема: Сравнительный анализ основных концепций обучения Цель занятия: уяснить сущность основных теорий обучения, определить их сильные и слабые стороны. Теоретические вопросы: 1. Традиционное обучение. 2. Программированное обучение (Б. Скиннер). 3. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). 4. Проблемное обучение (А.М. Матюшкин). 5. Теория содержательного обобщения (В.В. Давыдов). 6. Концепция развивающего обучения (Л.В. Занков). 7. Знаково-контекстное обучение (А.А. Вебицкий). Методические указания: В процессе подготовки к практическому занятию Вам предстоит объединиться в группы по 2-3 человека, подготовить сообщения о сущности, преимуществах одной из концепций обучения, а также сформулировать вопросы об особенностях остальных теорий. Эти вопросы Вы сможете задать на занятии Вашим товарищам. Занятие будет организовано в форме учебной конференции и после докладов предстоит дискуссия относительно эффективности обучения в рамках различных психолого-педагогических концепций. Заранее заполните таблицу «Сравнительный анализ теорий обучения», по ходу занятия, возможно, Вы дополните её. Таблица Сравнительный анализ теорий обучения
Литература Основная: 1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536с. 2. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / И.Ф. Демидова. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – 224с. 3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. – М.:ЛОГОС: Университетская книга, 2008. – 384с. Дополнительная: 1. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя: в 2-х кн. [Текст] / Б. Ц. Бадмаев. - М.: ВЛАДОС, 2004 -. - (Психология для всех). - ISBN 5-691-00441-7 2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
3. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Дом педагогики, 1999.- 378 с. 4. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст] / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1976. – 303с. 5. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Матюшкин. - М., 1972. 6. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / Под ред.Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 400с.
Практическое занятие №5, 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|