Тема: Средства педагогического влияния
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Цель: овладеть знаниями о целях, средствах, способах педагогического воздействия, педагогической этике. Методические указания: Запишите в словарь психологических терминов понятия: убеждение, внушение, заражение, поощрение, приказание, намек, ласковый упрек, доверие, совет, указание к действию, требование, осуждение.Сопоставьте их по критерию «директивность», приведите примеры случаев (из художественной или педагогической литературы) оказания позитивного или негативного влияния на личность воспитанника. Ход: 1. Знакомство с различными педагогическими средствами влияния на ученика, соответствующими авторитарному (субъект-объектному), и субъект-субъектному подходу к воспитанию. 2. Студенты, разделившись на 2 подгруппы, разыгрывают придуманные ими самими ситуации, требующие использования различных педагогических средств влияния на ученика. 1-я подгруппа демонстрирует средства, соответствующие субъект-объектному подходу к воспитанию, 2-я подгруппа – соответствующие субъект-субъектному (недирективному) подходу. 3. В группе проводится обсуждение эффектов, возникающих в результате использования каждого из используемых средств. Литература Основная: 4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536с. 5. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / И.Ф. Демидова. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – 224с. 6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. – М.:ЛОГОС: Университетская книга, 2008. – 384с. Дополнительная: 6. Кондратьев, С. В. Типические особенности педагогического взаимодействия: дайджест [Текст] / С. В. Кондратьев // Психология обучения. - 2005. - N 6. - С.. 15-17.
7. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст] / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1976. – 303с. 8. Натанзон, Э.Ш. Приемы педагогического воздействия: учеб. пособие для пед. институтов / Э.Ш. Натанзон. – М.: Просвещение, 1972. – 215с. 9. Хребина, С. В. Проблема организационно-психологических воздействий в системе образования [Текст] / С. В. Хребина // Психология обучения. - 2008. - N 4. - С. 101-113. 10. Хузиахметов, А. Ценностный потенциал педагогического воздействия: дайджест [Текст] / А. Хузиахметов // Психология обучения. - 2005. - N 10. - С.. 57-59. Практическое занятие №14 Тема: Сущность педагогической деятельности Цель занятия: уяснить психологические основания педагогической деятельности. Теоретические вопросы: 1. Особенности педагогической деятельности: понятие, структурные и функциональные компоненты. 2. Уровни продуктивности педагогической деятельности. 3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Методические указания: Готовясь к занятию, следует обратить внимание на характеристику структурных компонентов педагогической деятельности и ее функциональной основы. В учебниках И.А. Зимней, Б.Б. Айсмонтаса приводится позиция Н.В. Кузьминой относительно критериев продуктивности педагогической деятельности, уясните их сущность. Ход: 1. Обсуждение теоретических вопросов. 2. Определение стиля педагогической деятельности при помощи методики А.К. Марковой. Литература Основная: 1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536с. 2. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / И.Ф. Демидова. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – 224с. 3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. – М.:ЛОГОС: Университетская книга, 2008. – 384с. Дополнительная: 1. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 142 с.
2. Сарычев, С.В., Логвинов, И.Н. Педагогическая психология. Краткий курс [Текст] / С.В. Сарычев. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
Практическое занятие №15 Тема: Психология педагогического общения Цель занятия: уяснить психологические особенности педагогического общения. Теоретические вопросы: 1. Понятие педагогического общения. 2. Структура педагогического общения и функции педагогического общения. 3. Средства педагогического общения. 4. Стили педагогического общения. 5. Барьеры педагогического общения. Методические указания: Готовясь к занятию, обратите внимание на то, какую роль играет педагогическое общение в структуре педагогического труда. Определить эту роль вам помогут работы А.А. Леонтьева, В.А. Канн-Калика, Л.М. Митиной. Подумайте, как соотносятся между собой понятия «индивидуальный стиль педагогической деятельности» и «стиль общения».
Литература Основная: 1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536с. 2. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / И.Ф. Демидова. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – 224с. 3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. – М.:ЛОГОС: Университетская книга, 2008. – 384с. Дополнительная: 1. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения [Текст] / В.С. Грехнев. – М.: Просвещение, 1990. – 144с. 2. Рахматшаева, В. А. Психология взаимоотношений: кн. для учителя [Текст] / В. А. Рахматшаева. - М.: Просвещение, 1996. - 272 с. 3. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов н-Д: Феникс, 2006. – 542с. Практическое занятие №16, 17 Тема: Психология педагога Цель занятия:проанализировать проблему взаимосвязи продуктивности педагогической деятельности и личностных особенностей учителя. Теоретические вопросы: 1. Современные требования к личности учителя. 2. Характеристика педагогических способностей и их проявление в педагогической деятельности. 3. Я-концепция педагога и ее влияние на эффективность профессиональной деятельности.
4. Профессиональные деформации в личности учителя. Методические указания: Обратите внимание на изменение требований к личности учителя, подумайте, как они связаны с трансформациями в общественной жизни, со сменой парадигмы современного образования. Найдите в учебниках по педагогической психологии, в работе Р. Бернса «Я - концепция и воспитание» подтверждение выводам психологов о влиянии степени самоуважения, самооценки учителя на продуктивность его деятельности и на личность учеников. Готовясь к четвертому вопросу, заполните таблицу «Уровни профессиональной деформации личности учителя». Самостоятельная проработка вопросов к семинару поможет вам отстаивать свою позицию в дискуссии на тему: «Критерии профессионального отбора для педагогической профессии». Литература Основная: 1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536с. 2. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / И.Ф. Демидова. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – 224с. 3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. – М.:ЛОГОС: Университетская книга, 2008. – 384с. Дополнительная: 4. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения [Текст] / В.С. Грехнев. – М.: Просвещение, 1990. – 144с. 5. Рахматшаева, В. А. Психология взаимоотношений: кн. для учителя [Текст] / В. А. Рахматшаева. - М.: Просвещение, 1996. - 272 с. 6. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов н-Д: Феникс, 2006. – 542с. Практическое занятие №18
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|