Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная схема психолого-педагогического анализа урока




НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА:

ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

Для факультетов: географического, филологического, математического, художественно-графического, иностранных языков.

 

Методист по психологии:

к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии Гумерова Марина Миннегалиевна

 

 

Набережные-Челны - 2012

 

 

Содержание

 

1. Организационная структура педагогической практики по психологии: 3

2. Виды и содержание работ на педагогической практике....................... 3

3. Задания на педагогическую практику студентам 4 курса:................... 4

Задание 1......................................................................................................... 4

Задание 2......................................................................................................... 6

4. Задания на педагогическую практику студентам 5 курса:.................. 7

Задание 1......................................................................................................... 8

Задание 2......................................................................................................... 8

5. Психолого-педагогические методики диагностики личности и коллектива. 11

5.1 Методика определения мотивов учебной деятельности............... 11

5.2 Методики изучения особенностей умственной деятельности школьников 11

5.2.1 Методика определения уровня сформированности приемов анализа и синтеза........................................................................................................ 11

5.2.2 Методика определения особенностей обобщающей деятельности мышления................................................................................................... 11

5.2.3 Методика определения объема родового понятия................... 11

5. 2.4. Методика определения особенностей памяти......................... 11

5.3 Методики изучения психических познавательных процессов..... 12

5.3.1 Внимание и его особенности у младших школьников............. 12

5.3.2 Память и особенности ее проявления у школьников............... 13

5.3.3 Мышление и его свойства............................................................. 14

5.3.4. Воображение.................................................................................. 15

5.4. Волевая сфера учащихся.................................................................... 16

5.5. Методика определения типов и свойств темперамента................. 16

5.6. Социометрическое исследование...................................................... 20

5.7 Экспериментальное исследование самооценки личности............. 23

6. Документация по заданиям по психологии на педагогической практике 25

6.1 Список отчетных документов по педагогической практике студентов 4 курса........................................................................................................................ 25

6.2 Список отчетных документов по педпрактике студентов 5 курса 25

7. Литература …..……………………………………………………24

8. Приложение................................................................................................ 26

 

 

1. Организационная структура педагогической практики по психологии:

Цели педпрактики:

1. Формирование у студентов этико-нравственной и профессиональной готовности к работе в школе.

2. Выработка у студентов системного подхода к формированию личности, педагогической деятельности и психолого-педагогической культуры.

3. Развитие в ходе практики профессионально значимых качеств.

4. Овладение приемами научного подхода в изучении и организации деятельности учащихся.

5. Формирование умений практического психолога.

 

Деятельность методистов по психологии:

- принимает участие в планировании и организации педагогической практики, участвует в установочных и итоговых конференциях по педагогической практике;

- проводит консультации по вопросам практического применения психологических знаний в профессионально-педагогической деятельности студентов;

- осуществляет психологических анализ по различным аспектам профессиональной деятельности студентов;

- участвует в оценке деятельности каждого студента, его профессиональной подготовки.

2. Виды и содержание работ на педагогической практике

Изучение психологических особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе:

- знакомство со школой, ее традициями;

- беседы с администрацией школы, классными руководителями, психологом, социальным педагогом и другими педагогическими работниками школы;

- проведение бесед с учащимися, активом класса, отдельными школьниками»;

- изучение школьной документации (классный журнал, дневники, личные дела учеников, медицинские карты, тетради, творческие работы и т.д.);

- оформление диагностической карты сведений об учащихся;

- посещение различных уроков учителей и воспитательных занятий с целью лучшего запоминания и изучения школьников;

- посещение и психологический анализ уроков ведущих учителей и студентов-практикантов;

- участие в консультациях, проводимых вузовскими методистами и школьными учителями, классными руководителями.

- изучение психолого-педагогических особенностей школьников, используя различные формы: посещение уроков, воспитательных дел;

- проведение опроса, анкетирования, психологического тестирования, социометрического исследования учащихся и т.п.;

 

 

3. Задания на педагогическую практику студентам 5 курса:

Педагогическая практика на пятом курсе является основным этапом профессиональной подготовки учителя географии. Во время практики студент, выполняя задания по психологии, осуществляет психолого-педагогическую диагностику личности воспитанника и ученического коллектива в целом. Это является одним из обязательных структурных компонентов системы воспитательной работы в школе, позволяющий в краткие сроки выявить особенности контингента воспитанников, установить специфику межличностных отношений, определить уровень воспитанности, наметить цели и задачи воспитания и коррекции общественного поведения школьников.

Проведение психологического анализа целого урока является вторым заданием методистов- психологов на педагогической практике пятикурсников. Психологический анализ уроков предполагает изучение психологического климата на уроке, отношений между учителем и учащимися, отношений между учащимися, вопросов педагогического такта учителя, особенностей организации познавательной деятельности учащихся на уроке, выявление степени развивающего значения урока. Это позволяет совершенствовать свои профессионально-значимые личностные качества, способствует формированию педагогической мотивации и ведет к профессиональному и творческому саморазвитию.

 

Задание 1: Составить психолого-педагогическую характеристику классного коллектива на основе данных диагностической карты[1].

 

Диагностическая карта (см.приложение 2) содержит комплекс социально-демографических, педагогических, психологических, медико-биологических данных о каждом учащемся, зафиксированных на одном развернутом листе. Такой состав данных помогает классному руководителю принимать своевременные педагогические решения, вносить коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса, привлекая к этому родителей учащихся. Карта – важный источник для оказания помощи в непрерывном самовоспитании и самообразовании школьников.

Характеристика на классный коллектив пишется свободным текстом на основе данных диагностической карты с помощью следующего алгоритма. Алгоритм работы с диагностической картой:

А) выделить типичные и единичные показатели, характерные для учеников класса, анализируя карту по столбцам.

Б) оценить их соответствие норме, критериям воспитанности.

В) обнаружить связи между различными признаками, показателями (в столбцах) для понимания причин отклонений, общей картины состояния воспитанности.

Г) сформулировать собственно педагогические задачи, описывая ожидаемое (прогнозируемое) поведение школьников.

Е) составить педагогические рекомендации, т.е. план работы для решения выявленных проблем.

На проверку сдается текст характеристики, заполненный бланк диагностической карты и протоколы социометрического исследования.

Задание 2

1. Провести психологический анализ урока студента-практиканта, используя предложенную модель анализа.

2. Провести психологический самоанализ собственного урока.

 

Вариант 1:

Примерная схема психолого-педагогического анализа урока

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...