Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для определения эффективности организации познавательной деятельности учащихся




1. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами.

а) Тема, цели и задачи урока.

б) Структура урока и его психологическая целесообразность.

2. Организация познавательной деятельности учащихся.

а) Организация восприятия и его характер.

Что является объектом восприятия учащихся (речь учителя, текст учебника, наглядные средств и т.п.)?

Качество материала восприятия, использования наглядных средств, их функции на уроке.

Осмысление восприятия учебной информации.

б) Активизация памяти, ее развитие.

Обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах? Какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная, произвольная, непроизвольная, механическая, логическая)?

Какие приемы запоминания излагаемых сведений использовал учитель (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т.д.)?

в) Организация внимания.

Пути организации внимания на всех этапах занятия (просьба к учащимся быть внимательными, подчеркивание значимости проводимой работы, постановка конкретной задачи, опора на принцип наглядности и обращение к непроизвольному вниманию и т.д.)

Виды внимания, имевшие место на уроке и форма их проявления у отдельных учащихся. Способы переключения внимания учащихся с одного вида деятельности на другой. В каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся, и как они с этим справились?

г) Активизация мыслительной способности учащихся.

Как учитель формировал научные понятия у учащихся? Как при этом использовал наглядные средства? Какие связи между понятиями он установил и какие суждения вырабатывал?

Каким путем (индуктивным или дедуктивным) шло усвоение понятий и суждений?

Вызвал ли учитель у учащихся потребность в усвоении данных понятий (раскрыл их теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т.д.)?

Каковы уровни усвоения понятий проявили учащиеся на уроке и какие допустили ошибки при определении понятий? Как учитель активизировал самостоятельное творческое мышление учащихся? Отличался ли урок проблемным построением? Какими путями создавались проблемные ситуации? Были ли учащиеся активными после ответа? Какие конкретные мыслительные действия самостоятельно проводили учащиеся для того, чтобы найти решение поставленной проблемы?

В какой степени класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития: наличие необходимых знаний и умений; количество школьников, активно проявивших себя в поиске ответов на вопрос)?

Обучал ли учитель детей уже готовым методам рационального мышления, давал ли предписания алгоритмического типа и как он вводил их в процесс творческого мышления? Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом? Какова логика рассуждений учащихся и их ошибки?

Активизировались ли на уроке память, репродуктивное и творческое воображение учащихся?

Как осуществлял учитель учет индивидуальных особенностей учащихся

 

Вариант 2 Схема психологического анализа урока (по Л.Т.Охитиной)

1. Психологическая цель урока.

1. Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся. Формулировка цели.

2. В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе?

3. В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке и весь стиль урока, в целом, отвечают поставленной психологической цели?

Стиль урока

1. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения;

а) соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;

б) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и самостоятельного поиска;

г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем, и какие учащимися (кто ставит проблему, кто формулирует ее, кто решает)?

д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности учащихся, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки деятельности учащихся, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля, самоанализа учащихся;

е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации);

ж) педагогический такт учителя;

з) психологический климат в классе (умение поддерживать атмосферу радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие настроения).

2. Особенности самоорганизации учителя:

а) подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению);

б) рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.)

Организация познавательной деятельности учащихся

1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

а) как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала?

б) какие использовались установки, и в какой форме (убеждение, внушение)?

в) как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся?

г) какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.)

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых и умений:

а) на каком уровне сформировались знания учащихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, выведения формул и т.д.)?

б) какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов?

в) какими приемами стимулировались активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.)

г) каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное)? Как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы)?

3. Закрепление результатов работы:

а) формирование навыков с помощью упражнений;

б) предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоенных навыков на новые условия работы.

Организованность учащихся.

1. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся.

2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.

Учет возрастных особенностей учащихся.

Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...