Измерение эластичности спроса
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Эластичность спроса можно установить при помощи коэффициента эластичности, показывающего процентное изменение результирующего признака при изменении на один процент факторного признака. 1. Способ исчисления (коэффициент дуговой эластичности):
yn - спрос в характеризуемой n-ой группе; yn-1 - спрос в предшествующей группе; - средний уровень спроса. xn, xn-1, x – факторные признаки в n-ой группе, предшествующей группе и в среднем по всем группам.
Аналогично просчитываются коэффициенты эластичности и для других групп. Результаты приведены в табл. 2.6.
Таблица 2.6. Расчет групповых коэффициентов эластичности спроса 1 способом.
, ,
2. Способ начисления (коэффициент точечной эластичности):
Общий по всем группам коэффициент эластичности рассчитывается как средняя арифметическая величина из групповых коэффициентов. В качестве весов могут быть использованы частоты по каждой группе:
Эi – групповой коэффициент эластичности; Wi – вес каждой i-ой группы; m – число групп (без первой).
Аналогично просчитываются коэффициенты эластичности и для других групп. Результаты приведены в табл. 2.7.
Таблица 2.7. Расчет групповых коэффициентов эластичности спроса 2 способом.
, , При этом следует иметь в виду, что группы с неэластичным спросом (по 1 способу расчета эластичности) занимают
от общего числа семей, но приобретают они всего:
от общей товарной массы. Такое явление, когда меньшая часть покупателей приобретает большую часть товара, называют правилом «тяжелой половины» Твельда. При таком положении логичнее осуществлять взвешивание групповых коэффициентов эластичности по объему покупок, а не по числу потребителей:
Расчет взвешенных коэффициентов эластичности по объему покупок по каждой группе семей представлен в таблице 2.8. Таблица 2.8. Расчет общего коэффициента эластичности спроса по объему покупок.
Т.е. можно сделать вывод на основе данных расчетов, что в среднем товар эластичен, и спрос на него увеличивается на 1,24 % в расчете на 1% прироста дохода. Просчитаем эластичность объемов продаж (по результатам работы торговой сети) относительно изменения цен. Данные для расчета представлены в таблице 2.9, а зависимость – на рис.2.2.
Таблица 2.9. Данные для расчета зависимости объема продаж от темпов изменения цен.
Рисунок 2.2.Зависимость объемов продаж от темпов изменения цен.
Коэффициент эластичности объемов относительно темпов повышения цен рассчитывается по формуле:
a 1 – коэффициент регрессии корреляционного уравнения связи;
n – количество точек наблюдения. 1. Зона устойчивых объемов продаж:
Полученное значение среднего коэффициента эластичности показывает, что в рассматриваемой зоне при повышении цен на кофе Nescafe на 1% объем продаж в среднем снижается на 0,57 тонн. 2. Зона неустойчивых объемов продаж:
Это значит, что при повышении цен на 1% объем продаж снижается на 1,29 тонн, т.е. существенно. Это свидетельствует о том, что цену можно повышать не более чем на 8%, чтобы достичь высокого уровня объемов продаж.
Таблица 2.10. Расчет коэффициентов эластичности объемов продаж.
|