Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Парадигмы социологической теории




В.П. КУЛТЫГИН

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

 

Учебник для студентов

социологических факультетов и отделений

 

 

Под редакцией профессора Т.Н. Юдиной

 

 

Москва “Союз” 2000


ББК 60.5

 
К-56

 

 

Рекомендовано в качестве учебника для студентов социологических факультетов и отделений Научно-методическим советом по социологии и социальной антропологии Учебно-методического объединения университетов России

 

Култыгин В.П.

К-56 Современные зарубежные социологические концепции: Учебник / Под ред. Т.Н. Юдиной. – М.: Изд-во МГСУ “Союз”, 2000. – 158 с.

 

ISBN 5-94367-047-2

 

Настоящая работа является изложением материалов вузовского учебного курса для студентов старших курсов, специализирующихся в области социологических наук. В ней освещаются наиболее распространенные в мировой социологии концепции, служащие методологической основой многих социологических исследований начала ХХ века.

При ее подготовке использованы материалы последних мировых социологических конгрессов, а также материалы бесед автора с ведущими теоретиками социологии.

Книга адресована преподавателям, аспирантам и студентам социологических специальностей, а также всем интересующимся теорией, методологией и историей социологии.

 

 

ББК 60.5

 

ISBN 5-94367-047-2 © Издательство МГСУ “Союз”, 2000

© Култыгин В.П., 2000


СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие.......................................................................................................................... 5

Глава первая......................................................................................................................... 7

Ведущие тенденции в мировой социологической теории на рубеже тысячелетий 7

1.1. Субъекты теории.................................................................................................................................................... 7

1.2. Парадигмы социологической теории............................................................................................................... 9

1.3. Преобладающие тенденции.............................................................................................................................. 11

1.4. Терминологические инновации....................................................................................................................... 13

1.5. Актуальные проблемы теории......................................................................................................................... 14

1.6. Некоторые выводы.............................................................................................................................................. 16

1.7. Вопросы и задания.............................................................................................................................................. 17

1.8. Литература............................................................................................................................................................ 18

Глава вторая....................................................................................................................... 19

Институциализация международного сотрудничества социологов................. 19

2.1. Международный Институт социологии – старейшее профессиональное объединение социологов 19

2.2. Возникновение Международной Социологической Ассоциации......................................................... 20

2.3. Отечественные социологи в МСА................................................................................................................... 23

2.4. МСА и современный мир................................................................................................................................... 25

2.5. Вопросы и задания.............................................................................................................................................. 26

2.6. Литература............................................................................................................................................................ 26

Глава третья Теория социальной справедливости Гарвардской школы........... 27

3.1. Плюралистический подход в современной методологии социального познания............................ 27

3.2. Д. Ролз – основатель теории справедливости............................................................................................. 29

3.3. Основные принципы теории справедливости.............................................................................................. 32

3.4. Институты и механизмы социальной справедливости............................................................................ 36

3.5. Некоторые выводы.............................................................................................................................................. 38

3.6. Вопросы и задания.............................................................................................................................................. 39

3.7. Литература............................................................................................................................................................ 39

Глава четвертая................................................................................................................. 40

Теория социального обмена........................................................................................... 40

4.1. Становление теории социального обмена................................................................................................... 41

4.2. Создатели теории социального обмена........................................................................................................ 42

4.3. Главные положения теории социального обмена..................................................................................... 46

4.4. Основные допущения теории социального обмена.................................................................................. 50

4.5. Понятие социального обмена........................................................................................................................... 53

4.6. Понятие эмерджентности.................................................................................................................................. 56

4.7. Диффузный характер социального обмена.................................................................................................. 59

4.8. Социальный обмен и власть............................................................................................................................. 62

4.9. Вторичный обмен................................................................................................................................................ 64

4.10. Перспективы теории социального обмена................................................................................................. 68

4.11. Вопросы и задания............................................................................................................................................ 68

4.12. Литература.......................................................................................................................................................... 69

Глава пятая......................................................................................................................... 70

Постмодернизм................................................................................................................ 70

5.1. Постмодернизм как направление в социальной теории.......................................................................... 70

5.2. Понятие постмодерна......................................................................................................................................... 73

5.3. Категория симулякрума..................................................................................................................................... 78

5.4. Социологическая критика постмодернизма................................................................................................ 81

5.5. Социальное время и пространство на стыке веков................................................................................... 86

5.6. Некоторые выводы.............................................................................................................................................. 89

5.7. Вопросы и задания.............................................................................................................................................. 91

5.8. Литература............................................................................................................................................................ 91

Глава шестая....................................................................................................................... 93

Феноменологическая социология................................................................................. 93

6.1. Сущность феноменологического подхода................................................................................................... 93

6.2. Социальный мир А. Щюца................................................................................................................................ 95

6.3. Этнометодология Г. Гарфинкеля.................................................................................................................... 96

6.4. Изучение организационного поведения...................................................................................................... 101

6.5. Этнометодологическая критика социологии............................................................................................ 103

6.6. Социологическая критика этнометодологии............................................................................................ 105

6.7. Вопросы и задания............................................................................................................................................ 107

6.8. Литература.......................................................................................................................................................... 108

Глава седьмая.................................................................................................................. 109

Теория конструирования социальной реальности Лукмана и Бергера........... 109

7.1. Предмет теории конструирования................................................................................................................ 110

7.2. Механизмы конструирования социальной реальности........................................................................ 113

7.3. Методологические предпосылки социального конструирования...................................................... 115

7.4. Вопросы и задания............................................................................................................................................ 116

7.5. Литература.......................................................................................................................................................... 116

Глава восьмая.................................................................................................................. 117

Новые подходы в политической социологии........................................................... 117

8.1. Творческое сотрудничество социологов и политологов...................................................................... 117

8.2. Главные социально-политические проблемы современности............................................................ 118

8.3. Социально-политические процессы в современном мире.................................................................... 125

8.4. Взаимодействие социальных наук на рубеже веков............................................................................... 129

8.5. Некоторые выводы............................................................................................................................................ 137

8.6. Вопросы и задания............................................................................................................................................ 138

8.7. Литература.......................................................................................................................................................... 138

Глава девятая................................................................................................................... 139

Перспективы развития социологии в XXI веке...................................................... 139

9.1. Инженерные возможности социального знания...................................................................................... 139

9.2. Потребность в интеграции социального знания...................................................................................... 141

9.3. Цели развития социального знания в XXI веке......................................................................................... 144

9.4. Вопросы и задания............................................................................................................................................ 149

9.5. Литература.......................................................................................................................................................... 149

Глоссарий.......................................................................................................................... 150

Библиография.................................................................................................................. 154

 


Предисловие

 

Настоящая работа является изложением материалов вузовского учебного курса для студентов старших курсов, специализирующихся в области социологических наук. В ней освещаются наиболее распространенные в мировой социологии концепции, служащие методологической основой многих социологических исследований начала ХХ века.

При ее подготовке использованы материалы последних мировых социологических конгрессов, а также материалы бесед автора с ведущими теоретиками социологии.

В книге рассматриваются не все существующие в современной социологии теоретические концепции, – да это и не представляется возможным, хотя бы ввиду ограниченности объема настоящего издания. Приоритет был отдан наиболее широко используемым, наиболее часто обсуждаемым теориям, можно даже сказать, наиболее “модным” в мировой социологии.

Материалы настоящей работы апробированы при чтении данного курса перед студентами Академии социологии и управления Московского государственного социального университета.

Книга построена следующим образом: в конце каждого раздела приводится несколько вопросов и заданий, помогающих закрепить сущность изложенного материала, а также список литературы по проблемам, непосредственно затронутым в данном разделе. В конце всей книги дается краткий глоссарий терминов, получивших широкое употребление в социологической литературе в последнее время, а также краткая библиография по всему затронутому исследовательскому полю, доступная широкому читателю.

Автор выражает благодарность руководителю Академии социологии и управления Московского государственного социального университета доктору социологических наук, профессору Г.И. Осадчей, заведующей кафедрой теории и истории этой Академии профессору Т.Н. Юдиной за возможность прочитать данный курс перед студентами и издать настоящую работу, а также научной сотруднице отдела истории социологии Института социально-политических исследований Российской академии наук Т.Н. Лукшиной за помощь при подготовке текста настоящего издания.

Книга адресована преподавателям, аспирантам и студентам социологических специальностей, а также всем интересующимся теорией, методологией и историей социологии.


Глава первая


Ведущие тенденции в мировой
социологической теории
на рубеже тысячелетий

Наше социологическое поле исследования в последнее время очень быстро дифференцируется, а точнее, фракционируется. Что объединяет сегодня социологов различных ассоциаций? Формально это то, что по классификации ВАК записано как – теория, история и методология социологии.

Целью настоящей работы является попытка автора изложить его видение общей картины состояния мировой социологической теории.

 

Субъекты теории

 

Вероятно, справедливо утверждение о том, что сегодня существует господство, доминация западнического подхода в мировой социологической теории. Надо признать, что, возникнув в середине XIX века, исходя из социальных потребностей западного общества, социологическая теория действительно является по преимуществу европоцентристской сферой. И, тем не менее, в настоящее время довольно определенно заявили о себе и имеют свое четко выраженное лицо и другие субъекты социологической теории, помимо Западной Европы. Где же действуют эти субъекты?

На монреальском XIV Всемирном конгрессе Международной Социологической Ассоциации (МСА) в 1998 году в президентском докладе И. Валлерстайна очень много говорилось о не-западных, оригинальных концепциях континуума “социальное пространство – социальное время”, осмысление которого предложил арабский социолог Абдул Малек. У арабов восприятие времени и пространства совершенно другое, нежели в западном индустриальном обществе.

Самобытно и значимо развивается в настоящее время социология в Латинской Америке. Известно, что в результате настойчивых усилий латиноамериканских социологов МСА включила испанский язык в число своих официальных языков. Профессор Фернандо Кардоза, бразильский социолог, создавший теорию зависимости, был благодаря этой концепции с энтузиазмом избран своей нацией президентом Бразилии.

Достаточно интересно развивается социология в Израиле. Это продемонстрировала, в частности, работа 34 Всемирного конгресса МИС в Тель-Авиве в 1999 году. Концепции, предложенные Шмуэлем Айзенштайном, исследования Элиху Каца также вошли сегодня в мировой социологический тезаурус.

Проанализируем теперь, кто в настоящее время является социальным субъектом социологических теорий. Ведь социальная теория важна не тем, что она справедлива, истинна, вскрывает закономерности. Она становится некоторой силой в научном, а иногда и в более широком сообществе, когда сообщество ее поддерживает, когда она принимается, легитимизируется в своей профессиональной среде, когда у нее появляются сторонники, последователи, когда на основе этой теории начинает что-то происходить, развертываются последующие, вытекающие из нее действия.

Теория работает, когда она выходит на операциональный уровень, когда ее используют эмпирики-социологи. И с этих позиций главными социальными субъектами социологических теорий являются профессиональные социологические сообщества, международные и региональные.

Наиболее мощным из таких объединений является Международная Социологическая Ассоциация. Есть также сравнительно небольшое по числу участников объединение, в которое входят оченьи звестные социологи, – Международный Институт Социологии (МИС), существующий с 1893 года. Менее десяти лет назад появилось, но уже очень активно действует Европейская Социологическая Ассоциация (ЕСА).

У каждого из этих объединений есть свое лицо. Скажем, Международная Социологическая Ассоциация претендует на все без исключения поле социологических исследований. Как известно, в ее составе действует более 50 отраслевых международных исследовательских комитетов.

Международный Институт Социологии в последнее время ориентирован, главным образом, на политическую социологию, на отслеживание того, как стыкуются теории, принятые в современном обществе, и практика, социальная реальность.

Наконец, Европейская Социологическая Ассоциация также нашла свое собственное – интересно – лицо. Если кратко резюмировать ее сущность, то пафос деятельности ЕСА сводится к превращению Европы в Европу социального качества. Принята была даже специальная Амстердамская Декларация социального качества Европы, в которой описан чрезвычайно высокий уровень социальных достижений, показателей, выраженных в точных социальных индикаторах, за реализацию которых берутся европейские социологи. ЕСА претендует на то, чтобы стать официальной структурой в рамках европейского общества. Однако это – тема особого анализа.

 

Парадигмы социологической теории

Рассмотрим теперь основные парадигмы, в рамках которых формулируются современные социологические теории. Сегодня социологическое сообщество пришло к пониманию того, что выводить социологические парадигмы следует не из деклараций. Так, Алвин Гоулднер предлагает выводить основные парадигмы социологической теории из неявных, латентных допущений, которые часто даже сам социолог для себя не сформулировал. Однако на основе этих, не до конца им самим осознаваемых, допущений и строится весь его подход.

Наиболее популярный в современной мировой социологии учебник “Современная социологическая теория”, изданный под редакцией Маргарет Полома, и выполненный в жанре хрестоматии (подборки текстов ведущих теоретиков), – выделяет три ведущие современные социологические парадигмы: натуралистическую, интерпретирующую и оценивающую.

Суть натуралистической парадигмы состоит в том, что социология должна строго следовать методологии и методике естественных наук. Строгая опора на объективные факты, и только факты, – зафиксированные, воспроизводимые, прогнозируемые, – это и есть идеал научного познания.

Главным критерием научности здесь, в частности, выступает применение математических методов. Это – один из подходов, он сегодня является достаточно живым и широко используемым. На любом социологическом конгрессе примерно 80% всех докладов обязательно сопровождаются строгими математическими выкладками, они основаны на солидном математическом анализе.

Вторая парадигма – интерпретирующая социология. Эта социология утверждает, что процессы социального познания качественно отличаются от иных познавательных процессов. Это новое качество социальных процессов связано с их осознанием людьми, с переходом на уровень осмысления процессов и, соответственно, формулированием выводов об этих процессах. Понятно, что свое начало эта парадигма ведет от “понимающей социологии” М. Вебера.,

Кто сегодня развивает это направление? Прежде всего, в его рамках действуют, в частности, теоретики феноменологии, этноме

тодологи школы Г. Гарфинкеля.

Наконец, существует и оценивающая социология. Действующий в ее рамках социолог пытается не только добыть истину, но и связать эту истину с целями деятельности. Задача этой деятельности – на основе знаний произвести какие-то благоприятные изменения в социальных процессах и явлениях. Понятно, что начало такому парадигматическому подходу положил К. Маркс с его знаменитым тезисом о том, что “философы различным образом объясняли мир, задача же состоит в том, чтобы преобразовать его”.

Какие современные социологические теории представляют данную парадигму? Здесь представлен значительный ряд теорий: и теория социологического воображения Ч. Райта Миллса, и социотроника А. Гоулднера, и особенно популярная в современной западной социологии концепция “открытого общества”, предложенная Карлом Поппером и Амитаем Этциони. Согласно Этциони, “открытое общество” – это общество, члены которого социально ответственны и контролируют социальные процессы на основе полного доступа к знанию, к информации, и на этой базе они принимают гласные решения. А “закрытое общество” – это то общество, где лишь имитируется доступ к информации, а также гласность принятия решений.

 

Преобладающие тенденции

 

Перейдем к рассмотрению наиболее характерных тенденций в современной теоретической социологии.

Среди преобладающих тенденций в мировой теоретической социологии следует выделить, в частности, такие:

· Безусловно, зачастую в современных социологических теориях присутствует некоторый фатализм. Фатализм этот можно найти и у Френсиса Фукуямы в его знаменитом “Конце истории”. Еще больше его можно обнаружить в постмодернизме, согласно которому общество становится все более неуправляемым, невозможно добиться перелома неблагоприятных, негативных тенденций, все идет неизвестно куда и неизвестно зачем.

· Следующая ярко выраженная тенденция – политизация социологии. Неожиданно политизированными оказываются очень многие области и исследования в социологии, даже, казалось бы, весьма далекие непосредственно от политической социологии. Это, в частности, особенно четко просматривалось на последнем, прошедшем в XX веке, Всемирном конгрессе Международного Института Социологии (Тель-Авив, июль 1999). Он весь был посвящен, по сути, политической тематике - на нем шел разговор о том, что в современном мире идет политизация всех социальных процессов.

· Еще одна тенденция – фракционализация социологических дисциплин, дробление предметных областей социологического анализа, доходящее иногда до совершенно ненужных частных деталей. Так, Эрвин Шойх ставит вопрос о том, что же качественно нового для социологии дало, скажем, выделение гендерной социологии из социологии семьи, какие новые открытия получены в результате этого.

Сейчас появляется много дробных отраслей, которые под другими названиями дают то знание, которое в общем уже известно. Это мешает общему развитию социологии, потому что каждая институциализированная дисциплина начинает с того, что строит вокруг себя “забор”, прежде чем начать делать что-то конструктивное. Таким образом, она стремится оградить себя от внешнего давления.

При этом большая часть сил как раз и уходит на построение этих институциональных “заборов” между внутридисциплинарными специализациями.

· Однако, несмотря на эту дифференциацию, происходит и расширение междисциплинарных подходов. Самое неожиданное сочетание сотрудничающих наук, самые необычные подходы дают достаточно интересный результат. Сегодня новые значительные достижения возникают именно на стыках наук.

· На еще одну тенденцию современной теоретической социологии указывает экс-президент Международного Института Социологии Э. Шойх. Он считает, что в настоящее время теория социологии колонизирована, захвачена микроэкономикой. Под флагом так называемого “рационального выбора” сегодня осуществляется попытка подменить собственно социологическую теорию некими микроэкономическими построениями.

· Наконец, несмотря ни на что, сегодня среди многих серьезных теоретиков наблюдается возрождающееся настоятельное стремление развивать “критическую теорию”. Если говорить точнее, идет поиск новой критической теории. В частности, в качестве одного из центральных вопросов повестки дня при проведении исследовательским комитетом по социологической теории МСА в августе-сентябре 2000 года в Кембридже Международной конференции по проблемам социологической теории обозначена проблематика новых стимулов для развития критической теории в наше время.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...